СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природно-ресурсный потенциал России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природно-ресурсный потенциал России»

Аннотация к уроку географии  в 9 классе

Урок по теме «Природно- ресурсный потенциал России», занимает важное место в теме и особенно в первом  разделе  «Особенности природы и природные ресурсы»,  идея этого урока пронизывает все темы при изучении регионов России и завершающую тему курса «Человек и природа».  Он связывает  предыдущие уроки и последующие. Знания этой темы будут необходимы при изучении экономической географии России в 9 классе.

     Урок по данной теме позволяет полно использовать возможности  учащихся 8 класса,  проявить  их самостоятельность в поиске дополнительного материала,  развивать творческое мышление, прогностические, коммуникативные умения,  развивать  познавательный  интерес   учащихся, их творческие  способности. Урок  способствует  формированию  единой  картины  мира,  создает   положительный   эмоциональный  фон обучения, способствует  самореализации  личности через проигрывание ролевых отношений ;  воспитывает позитивное ценностное  отношение  к природе и природным ресурсам,  повышает экологическую  культуру  обучающихся.

 Для раскрытия главного материала использовались методы : частично- поисковый, исследовательский.

     Формированию  критического мышления способствовала  игровая  технология (ролевая игра).

Использовались групповая и индивидуальная форма обучения, дифференцированный подход в отборе объема изучаемого на уроке материала.

 

Тема урока:   Природно - ресурсный капитал России.

 

Цель1.Образовательная:  создать условия для усвоения понятий  « природно-ресурсный капитал», «природные ресурсы»;  для усвоения знаний о  природно - ресурсном потенциале России;

2. Развивающая:  развивать творческое мышление, прогностические, коммуникативные умения,  развивать  познавательный  интерес                                                                                                                                                          учащихся, их творческих способностей, формировать  единую  картину  мира,  создавать   положительный   эмоциональный  фон обучения, способствовать самореализации  личности через проигрывание ролевых отношений ;

3. Воспитывающая:  воспитание позитивного ценностного отношения к природе и природным ресурсам, экологической культуры обучающихся.

 

Тип урока:  урок систематизации и обобщения знаний.

 

Форма урока:  ролевая игра, групповая форма работы.

 

Методы обучения:   мини- исследование,  частично- поисковый,  деятельностный.

 

Приемы деятельности:  организация работы с учебником, постановка проблемы,  ее обсуждение,  использование презентаций, выступление по материалам домашнего задания (мини- исследования)

 

Оборудование:  физическая карта России,  на листах ватмана контур карты России, сборник стихов Р.Рождественского, ноутбук, проектор,  экран,  коллекции:  «Почвы», «Строительные материалы»;  микроскоп,  лупа,  карточки,  условные знаки,  элементы одежды для ролевой игры (белые халаты, рюкзак, шляпа).

 

Этапы работы

Содержание этапа

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

  • Организационный момент

  •  постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

  •  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

 

Этап первичной проверки понимания изученного материала и закрепления новых знаний.

 

 

 

Цель: сосредоточить внимание учащихся  на начало урока

Задача: прослушать стихотворение, определить тему и цель сегодняшнего урока

 

Учитель:

-Здравствуйте, все готовы к уроку? (Ребята посажены заранее полукругом , лицом к доске0

 

 

 

 

Цель: выделить главную мысль в стихотворении

Задачи: учить  ребят высказывать свои мысли, делать выводы, умозаключения

 

 

 

 

(Класс рассажен полукругом, предварительно поделен на три группы, для дальнейшей работы).



Хорошо когда у нас

Свой в стране и лес и газ!

Уголь, никель, цинк алмаз,

Чтож не радует тут глаз?

Если хочешь, что дороже.

Золото найдешь тут тоже.

Мясо, рыба благодать,

Что еще нам пожелать!

 

Вопрос: Что же надо человеку для нормальной  полноценной жизни?

-Все, что вы перечислили,  в географии называют природные условия и ресурсы. Что мы будем сегодня оценивать?

-Для чего это надо знать? Какую цель мы поставим перед собой, работая на уроке?

Итог:  Оценивать природные  условия и ресурсы нашей страны, чтобы научиться  бережно их использовать, чтобы осталось нашим детям и внукам.

 

 

 

Учитель:  Чтобы изучить  природно- ресурсный потенциал России, мы будем работать в группе с материалом учебника по  параграфу  20.

В ходе изучения текста,  вы будете отвечать на вопросы на карточке для каждой группы. Распределяет задания командир группы, он же отмечает на карте степень участия в работе каждого,  чтобы группа сумела справиться с заданием успешно.

 

Цель учителя: формирование умений работы с текстом, коммуникативные умения.

(самостоятельная работа в группе) Знакомятся с текстом, отвечают на вопросы в тетради. Работают в группах над заданиями.

 

Развитие коммуникативных умений учащихся через организацию работы в группе.

 Задачи:  усвоить понятия «природные условия» и «природные ресурсы»,

работать в группе.

 

Учитель: отвечает первая группа. При необходимости ребята из своей группы могут дополнять, помогать отвечающему. (работа групповая и индивидуальная) и т.д.

 

  1. понятие  « Природные условия»

  2. П.У. – рельеф, климат, воды, почвы  и т.д.

  3. П.У.- благоприятные и неблагоприятные

  4. Размещение П.У. по территории страны.

  5. П.У. с точки зрения специалистов разных отраслей хозяйства.

  6. Понятие «Природные ресурсы».

  7. Оценка экономистами природно - ресурсного потенциала России.

 

 

 

 

 

(форма изложения:  рассказ, с помощью учебника и атласа ответ - задания)

 

 

 

Групповая форма работы.

Ребята получают инструктивные карточки по теме « Природно- ресурсный потенциал  России».

Карточки составляются  с использованием  структурно- логических схем, с заранее продуманными вопросами для учащихся с указанием опорных знаний. ( разноуровневый подход).

 

Работают в группах над заданиями.

 Анализируют данные  материала учебника, карт атласа, обсуждают  в группе, выполняют задания,  дают ответ по изученному материалу о природных ресурсах России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностная значимость изучения мест с благоприятными и неблагоприятными условиями .

 

Выбор вопроса , учитывая  интерес и возможности учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель слушает  и контролирует  правильность ответов учащихся по природным ресурсам России с использованием опорных знаний.  Вовлекает  класс  в дискуссию по проблемным вопросам.

 

 

1 группа

Природные условия – это …

 

Условия, необходимые для …

Свойства природы нельзя оценить однозначно, т.к. 

Природные условия рассматривают с позиции …

В качестве природных условий рассматривают …

 

 

 

2группа

Благоприятные условия …

Неблагоприятные условия …

На значительной территории России …

 

 

 

3группа

Природные ресурсы- это …

Природно- ресурсный потенциал страны ….

 

Почвенно- климатические-

Разнообразные ландшафты …

Итог :

Чем богата наша страна?

С какой точки зрения надо рассматривать  природно- ресурсный потенциал такой огромной страны, как Россия?

Каким можно назвать природно- ресурсный потенциал России?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

 

 

 

 

 

 

 

 

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Эту часть урока  проводим  в форме заседания  специалистов разных профессий в Комитете Экологии.

Хозяйка- главный эколог страны – Финк Кристина. А так же специалисты:

Агроном- Болтенко Татьяна

Геолог- Черненки Вика

Специалист по биологическим ресурсам-

Строитель- Подерегин Валера

Гидролог – Власенко Ксения

Турагент – Галуза Полина

 

 

 проигрывание ролевых отношений

-Каждый специалист представляет  результаты своего исследования. Говорить кратко, сжато, выделять главное в своем вопросе. Слушатели могут задать вопрос, дополнить интересной информацией.

 

Цель: учащийся должен представить  отчет по мини- исследованию в виде рассказа, презентации.

 

 

Цель учителя:  научить давать оценку природным условиям и ресурсам

Задачи:  развитие речи, творческих способностей,  развитие  умения составлять краткое описание  одного из природных ресурсов страны,  уверенно, четко, связно излагать материал, показать знания своего вопроса.

 

 

Подготовка сообщений, организация ролевой  игры.

 (индивидуальная работа, выполненная самостоятельно по заданию учителя, )

 

 

 

 

Цель:  развивать умения формулировать задачу своего исследования, сжато излагать, делать вывод.

 

 

 

 

При слабом ответе, учитель задает наводящие вопросы или выдвигает на всеобщее обсуждение.

 

 

 

 

 

 

Дифференциация заданий, учет интересов и индивидуальных особенностей

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают товарищей, чтобы потом смогли задать вопрос, дополнить ответ дополнительной информацией,  в конце урока участие в обсуждении  учитывается экспертной группой.

 

 

 

 

 

- оценки выставляет экспертная группа, затем учитель

Учитель: оценка 5 за ответ  ставиться, если в  вашем мини -исследовании указаны благоприятные и неблагоприятные стороны использования  природных условий и ресурсов, а так же уверенность, грамотность изложения. Названы районы размещения данного ресурса и проблемы использования.

Примерные  ответы учащихся  (приложение).

 

 

 

 

 

4

 

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что,  часть  учащихся не освоила новый учебный материал.

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

 

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

Уметь формулировать понятия, делать собственные выводы

 

 

 

 

 

 

Дать оценку основным видам  природных ресурсов и природных условий  России.

 

 

 

 

 

 

 

При затруднении, учитель обращает внимание на материал, записанный на доске и карте.

 

 

 

 

 

 

 

Правильность ответов, определяющее степень осознанного усвоения материала,

использование географической терминологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация многократного  повторения материала с помощью сильных учащихся, усвоивших материал, вовлечение в работу  слабоуспевающих

 

 

 

 

 

 

 

Чем же богата наша страна?

Почему возникают проблемы во время  использования природных условий и ресурсов?

Как их можно решить?

Выставить оценки поможет экспертная группа . ( оценки и комментарий учителя)

 

 

 

Задание на дом

Творческое домашнее задание:  заполнить таблицу по материалу урока и дать оценку ресурсам нашего края.  Письменно в таблице, данной учителем каждому ученику.

Записывают дом задание в дневник.

 

 

 

 

Разрабатывание способов учебных действий,  закрепление изученного на уроке материала, расширение знаний ,

 

 

 

 

 

Чтобы успешно выполнить домашнее задание, необходимо вспомнить материал урока,

использовать дополнительный материал из школьной библиотеки

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть

- Какая цель стояла перед нами?

- Над  какой проблемой  мы работали?

- Посмотрите на  физическую карту России.  На ней есть карточки зеленого цвета. Как воспринимается человеком этот цвет? ( спокойный , благоприятный)

-Действительно, на зеленых карточках перечислены благоприятные условия и ресурсы.

-Какой вывод вы можете сделать?  (Наша страна имеет богатый природно- ресурсный потенциал)

-Какие чувства у вас вызывает красный цвет?  (цвет тревоги, опасности)

- Ваш вывод? (с использованием природных условий и ресурсов возникает много проблем, которые надо решать)

             - Кто должен  решать эти проблемы? ( все жители нашей страны и мы в том числе)

 

 

Мы начали урок со стихов Р. Рождественского,  его стихотворением и завершим.

«Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел не впроворот.

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого.  Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше- окружающей природы.

Все больше окружающей среды».

 

-Спасибо за урок

 

 

 

 

 

 

Природно- ресурсный потенциал России.

Заполните   таблицу:

 

Виды природных условий и ресурсов

Обеспеченность страны

Проблемы

Природно-ресурсный потенциал нашей местности

агроклиматические

 

 

 

 

 

почвенные

 

 

 

 

 

рекреационные

 

 

 

 

 

минеральные

 

 

 

 

 

рельеф ( как важный компонент в хозяйственной деятельности человека)

 

 

 

 

 

водные

 

 

 

 

 

биологические

 

 

 

 

 

экологические

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!