СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Природное наследие земли Петровской»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка посвящена формированию гражданственности в дополнительном образовании. В рамках программы по экологии разработана система  занятий, в ходе которых проводится исследовательская деятельность.  

Просмотр содержимого документа
««Природное наследие земли Петровской»»

«Природное наследие земли Петровской»


Цикл занятий проводится в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для обучающихся объединения «Малая академия наук» 3-го года обучения.

Цель: Развитие активной гражданской позиции учащихся через практическую исследовательскую деятельность в природе, установление причинно-следственных связей, оформление и представление исследовательского проекта.



Планирование и проведение занятий осуществляется в несколько этапов

  1. этап. Рекогносцировочный (проверочный)

Этот этап проводится в самом начале учебного года для того, чтобы выяснить, насколько прочно усвоены знания предыдущих лет, для оценки стартовых возможностей учащихся, а также мотивации на усвоение новых знаний. Группа детей, состоящая из 12 человек, разбивается на 4 мини-группы по 3 человека.

Этот этап проводится в форме экологического квеста.

Материально-техническое обеспечение мероприятия: компьютер, подключенный к интернет-сети, мультимедийная установка, диски CDR, DVD – электронные определители, гербарные образцы, иллюстрации, тесты, книги – определители, Красная книга Ставропольского края.

Игра состоит из 6 станций. На разных станциях подготовлены различные задания. Максимальное количество баллов на каждой станции (кроме последней) – 5.

Станция 1. Травянистая растительность.

Определить по гербарным образцам названия 10 растений степного фитоценоза.

Определение названий проводить с использованием школьного определителя флоры Новикова, Губанова; электронного определителя; презентаций «Состояние природных комплексов заказника «Соленое озеро», «Растительность горы Куцай».

Станция 2. Древесно-кустарниковая растительность.

Определить по гербарным образцам и иллюстрациям названия 10 растений древесно-кустарниковой флоры байрачного леса.

В работе можно использовать руководства для натуралиста «Растения и животные», электронный определитель; презентации «Растительность Свиной балки», «Растительность Кисличанского леса».

Станция 3. Орнитофауна.

Определить по иллюстрациям и фотографиям 10 видов птиц, прилетающих на озера Петровского района во время сезонных миграций.

Можно использовать мультимедийный справочник-определитель птиц.

Станция 4. Краснокнижные виды растений и животных.

Команды на компьютере выбирают из предложенного списка растения из “Красной книги” и животных из Красной книги (каждая команда занимает один компьютер).

Станция 5. Охрана природы.

С использованием интернет-ресурсов, указать законы об охране природы:

охране леса, охране вод, охране воздуха, почв.

Станция 6. Ответы на тест-вопросы.

За каждый правильный ответ 1 балл (максимальный балл за все задания – 17).

1. Особо охраняемая территория, в пределах которой весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования

а) заповедник

б) заказник

в) национальный парк

г) памятник природы

2. Особо охраняемая природная территория «Соленое озеро» в Петровском районе является:

а) заповедником

б) заказником

в) памятником природы

г) природным объектом

3. Кто из представленных организмов является первым звеном пищевой цепи:

а) кузнечик

б) орел

в) змея

г) растение

д) лягушка

4. Продуцентами в экосистеме являются:

а) растения

б) животные

в) бактерии

г) грибы

5. Кислорода в воде больше:

а) летом

б) зимой

в) осенью

г) одинаково круглогодично

6. Вкусовые качества воды определяются, прежде всего:

а) минерализаций

б) температурой воды

в) содержанием кислорода

г) одинаково круглогодично

7. Смыв водой почвенного слоя

а) дефляция

б) эрозия

в) коррозия

г) абразия

8.Из домашнего скота больше всего вред лесным экосистемам нанесли:

а) коровы

б) овцы

в) козы

г) лошади

9.Употребление с пользой отходов – это их:

а) утилизация

б) сортировка

в) сжигание

г) складирование

10. Причина первой критической ситуации на Земле:

а) земледелие

б) ремесленное производство

в) развитие промышленности

г) научно-техническая революция

11. Здоровье человека формируется под воздействием таких факторов:

а) наследственность, чистый воздух

б) наследственность, окружающая среда

в) наследственность, окружающая среда, здоровый образ жизни

г) здравоохранение, ландшафт, развитое хозяйство

Тестовые задачи:

(за правильный ответ 5 баллов)

  1. Выберите виды, занимающие сходные экологические ниши в евразиатских и австралийских степях и опишите, почему так считаете:

а) хорек и сумчатый волк

б) тушканчик и кенгуру

в) суслик и сумчатый крот

г) сумчатый крот и слепыш

Обоснуйте свой выбор.

  1. Составить цепи питания из следующих звеньев (за правильный ответ 1 балл):

1.Дождевой червь, почвенный перегной, опавшие листья, скворец.

2.пчела, щурка золотистая, подсолнечник, ястреб

Подведение итогов.  В конце игры по сумме баллов определяется командное место. Отмечается, какая станция пройдена легко, а какая оказалась «крепким орешком».

В конце путешествия каждая команда получает приз.

  1. этап. Подготовительный

Этот этап проводится сразу после рекогносцировочного.

Каждая мини-группа получает задание, которое она будет выполнять в течение полугода. Затем все полученные данные будут сгруппированы и оформлены в виде проекта. Каждая подгруппа получает задание, тождественное заданию квеста, в котором она лучше проявила себя.

Все задания связаны с проведением мониторинговых исследований в заказнике «Соленое озеро», находящегося на территории Петровского района.

Задания для групп:

1мини-группа: изучить травянистую растительность на территории заказника;

2 мини-группа: изучить древесно-кустарниковую растительность на территории заказника;

3мини-группа: изучить гидрохимические показатели озера Лушниковского, входящего в состав заказника;

4 мини-группа: изучить орнитофауну озера Лушниковское (заказник создавался как орнитологический)

Общие задания для всех групп:

  1. обобщить полученные результаты;

  2. оформить исследовательский проект;

  3. подготовить презентацию к конференции;

  4. выступить на конференции.

  1. Этап. Проектный

Начинается с выполнения полученных заданий. Учащиеся первой мини-группы изучают имеющиеся гербарные образцы, собранные на территории Петровского района, интернет-сайты, содержащие сведения о растениях степи.

Вторая группа изучает древесно-кустарниковую растительность байрачных лесов Ставропольского края по иллюстративным источникам, интернет-сайтам.

Третья группа изучает состав воды и грязей соленых озер Ставропольского края по литературным источникам с привлечением итернет – ресурсов.

Четвертая группа изучает орнитофауну озер Ставропольского края и пограничных территорий.

По результатам проектного этапа каждая группа создает свой проект.

1-я: «Книга травянистой растительности Петровского района».

2-я: «Книга древесно-кустарниковой растительности Петровского района».

3-я книга: «Состав воды и грязей Лушниковского озера и история его изучения».

4-я книга: «Видовой состав околоводной орнитофауны Петровского района».

  1. этап. Исследовательский

Это самый продолжительный этап - до 2 месяцев. Он начинается с постановки целей и задач, подборе методик и посещения заказника «Соленое озеро».

Оборудование: гербарные сетки, фотоаппараты, бинокль, линейка на 100 см, блокноты, карандаши, видеокамера.

1-я мини-группа определяет видовой состав травянистой растительности, описывает его, неизвестные растения гербаризирует и фотографирует.

2-я мини-группа определяет видовой состав древесно-кустарниковой растительности (Свиная балка), неизвестные растения (листья или веточки) гербаризирует, фотографирует.

3-я мини-группа проводит органолептический анализ воды озера Лушниковского и отбирает пробы для дальнейшего анализа.

4 мини-группа с помощью бинокля определяет птиц на озере, делает фото и видеосъемку.

Это первая половина их работы. Вторая часть осуществляется после возвращения. Проводится лабораторный анализ воды озера, определение видов травянистых и древесно-кустарниковых растений; определение видов птиц с помощью электронных определителей.

Также с помощью интернет-источников устанавливают хозяйственно-ценные виды и виды, занесенные в Красную книгу, виды эндемики и реликты.

Далее – все полученные данные учащиеся систематизируют с помощью руководителя, сводят в таблицы, анализируют и описывают.

  1. этап. Оформление исследовательского проекта.

Проект оформляется с учетом требований к нему. Руководитель находится рядом, он является также соавтором работы. Руководитель подбадривает ребят, убеждает, что все у них получится. Если учащиеся выявляют экологические проблемы, которые решить не в состоянии, они пишут письма-обращения в те организации, в компетенции которых находится решение этих проблем. Чаще всего это: глава администрации муниципального района; заведующий отделом сельского хозяйства и охраны окружающей среды, Государственный инспектор Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и другие (приложение 1). Обращаются к жителям города и волонтерам через СМИ.

Прежде чем обращаться за помощью в компетентные органы, они знакомятся с Постановлениями по созданию особо охраняемых природных территорий, еще раз перечитывают законы, регулирующие охрану природных территорий и ландшафтов.

При этом, у учащихся возникает чувство ответственности за сохранение этих территорий, редких видов, природных объектов для потомков.

  1. этап. Подготовка электронной презентации.

Для представления работы на конференции готовится электронная презентация в программе Microsoft PowerPoint с использованием фотографий, таблиц, графиков, видеороликов.

VII. Заключительный этап – представление работы на конференции.

Ежегодно в учреждении проводится конференция «Эколого-краеведческие проблемы земли Петровской». В конференции принимают участие обучающиеся, которые занимаются у педагогов учреждения (МКУ ДО РДЭЦ), которые являются руководителями исследовательских работ. Также на конференцию приглашаются учащиеся из школ Петровского района. Приглашение на конференцию получают те учащиеся, работы которых прошли отборочный этап.

Защита работы, выполненной группой учащихся, исследовавшей заказник «Соленое озеро», поручается 1 или 2 учащимся. В процессе представления работы они стараются аргументировано обосновать имеющиеся проблемы и пути их решения. После защиты они отвечают на вопросы аудитории, перед которой выступали. Качество выполнения работы оценивается успешностью её представления, оценкой, которую дает жюри конференции.

Далее, жюри может дать рекомендацию для представления этой работы на конференциях более высокого уровня: краевом, Всероссийском.



Заключение.

Для проведения таких занятий как нельзя лучше подходит дополнительное образование. Во-первых, потому, что сюда приходят дети по интересам. В частности, в Малую академию наук записываются те, кто желает заниматься исследовательской работой.

Во вторых – образовательные программы разрабатывают сами педагоги, и они имеют право располагать темы в удобном им порядке.

Мотивация на успех, которая поддерживается занятыми на конференциях местами, способствует дальнейшей самореализации учащихся и социализации в обществе.

Формирование гражданственности через учебно-исследовательскую деятельность обеспечивает интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Осознание учащимися важности поднятых проблем при проведении исследовательской деятельности, формирует их гражданскую позицию, вселяет уверенность своей причастности к решению государственно важных проблем.
Красота и неповторимость природных ландшафтов и природных объектов Петровского района Ставропольского края, созданная рельефом Прикалаусских высот, обрамляющих озера, степи и леса, эмоции, которые возникают среди этой красоты, заставляет школьников задуматься о необходимости передачи природного наследия нашего района будущим поколениям.

Литература.

  1. Богомолова А.А.- Организация проектной исследовательской деятельности учащихся. Журнал «Биология в школе». – М., 2006. - №5.

  2. Красная книга Ставропольского края. Ставрополь, 2002

  3. Новиков А.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991.- 240 с.

  4. Рябинцев В.К., Вепринцева О.Д., Киселева Н.Ю., Мосалов А.М., Овсянникова Н.П., Букреев С.А., Безюмкина О.В.. Животный мир России. Птицы. Мультимедийный справочник-определитель птиц. М: Союз охраны птиц России, 2012.

  5. Растения и животные. Руководство для натуралиста./Под ред. Н.В.Вехова, Г.Н.Горностаевой. - М: Мир,1991.

  6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 20 декабря 2001года. 

  7. http://refleader.ru/jgeqasbewrnaaty.html

  8.  http://refleader.ru/jgeqasbewrnaaty.html.