26.09.2014
МАОУ гимназии № 32
Учитель химии - Кудравец Е.А.
Урок, проведённый в рамках Российско-шведского проект в 10-Л классе с участием школьников и преподавателей шведской делегации
"Природные источники углеводородов"
Тема данного урока является актуальной не только для десятиклассников, но и для каждого жителя Земли. Поскольку проблема защиты окружающей среды, выбор экологически “безвредных”, экономически выгодных источников энергии волнует любого из нас.
Обеспечение урока:
Компьютер, видеоаппаратура, мультимедийный проектор. Коллекции “Нефть и продукты ее переработки”, учебник “Химия 10 класс” под ред. О.С. Габриеляна, энциклопедии, Интернет-ресурсы, реактивы и оборудование для проведения опытов.
Цель урока-проекта: показать влияние природных источников углеводородов на окружающую среду на основе знаний об их составе, свойствах и применении.
Задачи.
Выяснить влияние природных источников углеводородов на окружающую среду на основе знаний об их составе, свойствах и применении.
Показать умение школьников анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, прогнозировать, искать причинно-следственные связи, использовать имеющиеся знания и личный практический опыт в новой ситуации, моделирования процесса, обоснования своей точки зрения, сотрудничеству в группе.
Способствовать развитию навыка по поиску необходимой информации с использованием различных источников (компьютерных баз данных, библиотеки, электронных учебников, энциклопедий).
Развить коммуникативные умения; концентрации устойчивости и переключаемости внимания.
Воспитать экологическую культуру учащихся, ответственность за свои решения и действия.
Ход_урока
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с углеводородами. Углеводороды имеют широкое применение в качестве топлива и сырья для органического синтеза. Важнейшими источниками углеводородов являются нефть и природный газ.
Вначале давайте посмотрим фрагменты двух презентаций:
Применение углеводородов
Экологические катастрофы
Формулировка проблемы, выдвижение гипотезы.
Вы посмотрели два фрагмента презентаций. Как вы думаете, о чём они?
Обсудив ответы, формулируем вместе проблему:
природные источники углеводородов – это угроза живому на Земле? Виноват ли человек в их отрицательном воздействии на окружающую среду?
Из ответов ученики выделяют гипотезы исследования:
А. Если природные источники углеводородов вызывают необратимые изменения окружающей среды, то их добычу, переработку и применение следует запретить.
Б. Если отрицательное воздействие на природную среду источников углеводородов возникает по вине человека, то необходимо людям быть более внимательными и осторожными при их использовании.
Наша цель на уроке: найти доказательства в подтверждении данных гипотез
Свидетели защиты
Свидетели обвинения
Экологи
Химики
Задания для групп.
1 группа. Свидетели защиты
Расскажут о роли нефти и природного газа в современном мире.
2 группа. Свидетели обвинения
Приведут данные экологических катастроф, связанных с нефтью и природным газом.
3 группа. Экологи
Расскажут о последствиях связанных с розливом нефти.
4 группа. Химики
Расскажут о способах очистки воды от нефтяного загрязнения.
Лабораторные опыты с нефтью
Проблемный вопрос: Какими же свойствами обладает нефть?
Перед вами на столах образцы нефти, исследуем свойства нефти, используя инструктивную карточку
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите образец нефти и опишите его:
агрегатное состояние,
цвет,
запах,
преломление света.
2. Налейте воды в стеклянную чашку и поместите немного нефти в воду:
Растворяется ли нефть в воде?
Образуется ли плёнка на поверхности воды? Какой цвет она имеет?
Делаем вывод:
Учащиеся: Нефть – вязкая, масляная жидкость, темно-коричневого цвета, обладает слабой флуоресценцией, нерастворима в воде, ее плотность меньше, чем у воды, поэтому нефть растекается по поверхности воды тонкой пленкой, препятствуя растворению в ней кислорода и других газов.
3. Удаление нефтяной плёнки с поверхности воды
Используйте для удаления нефти с поверхности воды одно из предложенных средств: бумагу, чистую овечью шерсть, оксид кальция, гранулы селикогеля. Возьмите небольшое количество вашего средства и поместите на нефтяное пятно, перемешайте слегка с помощью шпателя. Объясните всем, что вы наблюдали.
Выводы:
Итак, для очистки воды от нефтяного загрязнения мы использовали физико-химические методы.
Как вы смогли убедиться, ни один из существующих способов ликвидации нефтяных пятен не является идеальным. Каждый требует особых условий и больших материальных затрат. Поэтому поиски новых технологий очистки природных вод от нефти продолжаются.
- Какая из сформулированных нами гипотез верна?
- Нужны ли человеку природные источники углеводородов?
- Может ли он обойтись без них?
- Виновны ли они в экологических катастрофах?
- Если нет, то кто виновен?
- Какие можно предложить пути выхода из экологически кризисных ситуаций?
Заключительное слово учителя.
Благодарю всех за работу и закончить урок я хочу словами Д.И. Менделеева:
“Удовольствие – пролетит, оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Другого смысла нет в ученье, иначе его не надо было. Сами трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя. А если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, попробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте”.
Литература.
Калабина А.А. Урок-игра по теме “Природные источники углеводородов”// Химия в школе. -1999.- № 6, с.32-39
Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности// Народное образование. – 2000.- № 7. – с. 15
Федорова А.И., Никольская А.ЕН. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003
Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; Под ред В.И. Теренина.- 4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2003.- с.58-67
Репортаж с урока