СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные комплексы Дальнего Востока. Камчатка

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природные комплексы Дальнего Востока. Камчатка

Просмотр содержимого документа
«Природные комплексы Дальнего Востока. Камчатка»

8 КЛАСС


Тема урока: «Природные комплексы Дальнего Востока. Камчатка».

Цель урока: рассмотреть проблемы преобразования природы и освоения территории Камчатки, как одного из самых уникальных и богатых своими ресурсами природных районов России.


Задачи урока.

Образовательные:

  • Расширить, обобщить и закрепить знания о природном комплексе, экологических проблемах, природных катастрофах;

  • сформировать знания о своеобразии природных условий Камчатки.

Развивающие:

продолжить формирование

  • навыков работы с различными источниками информации;

  • критического мышления, умений вырабатывать, формулировать и отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее научными знаниями;

  • навыков решения проблем;

  • навыков творческого усвоения знаний, через формирование опыта решения экологических проблем;

  • ценностно-мировозренческой, социокультурной и информационной компетентностей;

  • развивать самостоятельное мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов, чувство любви к родной природе;

  • способствовать духовному становлению, гармонизации личности ребенка;

  • формировать экологическое сознание школьников.

  • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

  • воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы.


Методы:

  • По источникам знаний: словесный, наглядный.

  • По характеру движения мысли: индуктивный.

  • По принципу расчленения и соединения: аналитический, сравнительный, обобщающий.

  • По характеру взаимодействия: поисковая беседа, самостоятельная работа.

  • По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, программированный, рассуждающего изложения, метод учебных задач, метод исследовательских заданий.

  • В зависимости от конкретных дидактических задач: повторение и закрепление материала, подготовка к восприятию.



Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и фронтальная работа.

Способы организации познавательной деятельности: беседа, обсуждение - вербальные (аудио), анализ различных источников информации, методика обучения решению экологических проблем, самостоятельная работа.

Тип урока: синтетический (проблемный). Это определяет структурирование учебного материала урока, т.к. в основе лежит создание проблемной ситуации.

Оборудование:

  1. Физическая карта России;

  2. атласы;

  3. ТСО

Ход урока.


  1. Организационный этап (2 мин.)

Вопрос в форме теста для определения темы урока


О каком уникальном уголке России пойдет сегодня речь на уроке?


Там плещет Охотское море

И тихо сопит океан.

Там вьюги гудят на просторе,

И медленно дышит вулкан.

Ответ: о Камчатке.


У самого синего моря

Есть сказочная сторона.

Там ветры шумят на просторе.

Зовётся Камчаткой она.


  1. Постановка учебных задач (1 мин)

    1. Выявить взаимосвязи компонентов природы Камчатки

    2. Рассмотреть уникальность ПК Камчатки


  1. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности (10 мин)


Входное тестирование

  1. Предъявление учащимся тестовых заданий с акцентированным выделением наиболее содержательных элементов предметной темы (в устной, письменной форме или с применением ТСО)


Вопросы теста

    1. В географии некоторых известных исследователей называют «Российским Колумбом» - Е.Шелихова, «Дальневосточным Колумбом» - В. Арсеньева, «Сибирским Колумбом» - Ермака. Кого вы могли бы назвать «Камчатским Колумбом» и почему? Что вы знаете о географических исследованиях этого края?

    2. 14 декабря произошел выброс пепла высотой около 3 км над уровнем моря на вулкане Плоский Толбачик. Ежесекундно вулкан выбрасывает на поверхность 1,2 тысячи тонн лавы. Ближайший к нему населенный пункт — город Ключи — удален от подножья вулкана на 60 километров. Определите координаты г. Ключи и вулкана Плоский Толбачик.


    1. Россия расположена в восьми часовых зонах. Сколько время в Петропавловске-Камчатском, если в Смоленске полночь?

      1. 12 ч

      2. 16ч

      3. 8 ч

      4. 15 ч

    2. Из предложенного списка п/и выберите те, которые характерны для Камчатки и распределите их по предложенным группам, п/и изобразите условными знаками.

        1. Топливные..., …,

        2. Рудные …, …,

        3. Нерудные …, …,


1) медно-никелевые; 2) газ; 3) уголь; 4) фосфориты; 5) самородная сера; 6) термальные воды; 7) цинк; 8) золото; 9) серебро; 10) железная руда; 11) пемза;

12) олово; 13) глина; 14) свинец.


    1. Оползнем называется:

          1. скользящее смещение масс г/п вниз по склону, возникающее в руслах горных рек вследствие резкого паводка, вызванного ливнями, бурным снеготаянием;

          2. грязевые или грязекаменные потоки, возникающие вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и др.

          3. скользящее смещение масс г/п вниз по склону под влиянием силы тяжести. Возникают вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и др.


  1. Предъявление верных ответов для сравнения с собственными ответами


Ответы к тесту


            1. Влади́мир Васи́льевич Атла́сов - русский землепроходец, сибирский казак. В конце 17 в. почти полностью пересек полуостров Камчатка с севера на юг, не дойдя всего 100 км до его южной оконечности, и первым из русских увидел огнедышащие вулканы.

            2. г. Ключи 56° с.ш. 161°в.д.; влк. Плоский Толбачик. 56° с.ш. 160° в.д

            3. в)

            4. а) Топливные: 2), 3)

б) Рудные: 1), 7), 9), 12) 14)

в) Нерудные: 5), 8), 11), 13)

            1. в)



              1. Постановка проблемы: В июне 2007г в Долине Гейзеров на Камчатке произошла природная катастрофа, которая навсегда изменила ее облик. 20 млн.т. грязи, камней и снега в считанные минуты заполнили Долину, похоронив под собой прекрасный ландшафт Долины, водопады и гейзеры; многие животные погибли, а тем, кому удалось выжить, придется приспосабливаться к новым условиям существования. Эта катастрофа широко освещалась в СМИ, но разные каналы российского телевидения по разному трактовали причину природной катастрофы: по первому каналу причиной назвали самый разрушительный за всю историю Камчатки оползень. В то время как по второму каналу причиной был назван сель. В к/ф вы увидите события того времени. Ваша задача определить по кинофрагменту, что же стало причиной: оползень или сель, ответ объяснить.


  1. Изучение нового материала (21 мин)

Просмотр к/ф «Камчатка»


  1. Закрепление (7 мин)


Выходное тестирование

  1. Предъявление учащимся тестовых заданий, сформированных на основе материала к/ф.

  2. Проверка усвоения учащимися нового материала с помощью этих заданий.

  3. Предъявление верных ответов для сравнения с собственными ответами.

  4. Подсчет баллов за правильные ответы по предложенной методике (например, 1 балл за правильный ответ)

    1. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин)

    2. Домашнее задание (1 мин)



Дополнительный материал к уроку


Камчатка


Легенда о Кутхе


В прежней жизни аборигены Камчатки называли себя детьми ворона Кутха. Существует легенда, по которой Кутх, пролетая над водной гладью, приказал своему сыну стать землею, а сам на лыжах пошел по этой земле. Там, где он проходил, образовывались впадины, ущелья, долины. А по краям высокие горы.

И чтобы не замерзло все живое на рожденной им земле, вдохнул Кутх в горы высокие свой горячий дух. А еще невиданной красоты зори выдумал и тундру постелил сплошь расшитую изумрудом ягельника, да бисером приукрасил из брусники, шикши, морошки ароматной. В каждой долине Кутх реку положил, развел в них чавычу и кижуча, которые в морях вольно погулявши, в обиталище свое возвращаются, да потомство после себя оставляют и в родных краях умирают. И людей сотворил Кутх, чтоб в согласии с природой жили. Ремеслам их обучил, да веселым нравом их наделил, чтобы без грусти и печали жизнь подольше сохраняли.

И только убедившись, что на созданной им земле сможет жить крепкий духом, согретый юмором народ, великий Ворон окутал легкой дымкой таинственности эту страну и улетел в неведомые края.


Природа


Горы занимают почти три четверти территории Камчатки. Крупнейшим горным массивом является Срединный хребет, простирающийся в меридиональном направлении на 900 км. Параллельно Срединному проходит Восточный хребет, протяженность которого 600 км. Между ними лежит Центрально-Камчатская низменность, по которой течет река Камчатка – крупнейшая водная артерия полуострова.  

  Климат Камчатки отличается продолжительной зимой, коротким летом, большим количеством осадков (до 1100 мм в год) и высокой влажностью. На побережье климат имеет характер морского с густыми туманами, сильными ветрами, обильными осадками. Зимы здесь мягкие, термометр редко опускается ниже -15° С. К центру полуострова климат приобретает черты континентального. В долине реки Камчатки, укрытой стенами Срединного и Восточного хребтов, зимы морозные (температура -30° С - -35° С – обычное дело), а лето жаркое (+30° С и выше).

Леса занимают приблизительно треть площади Камчатки. Камчатский лес в основном состоит из каменной березы (березы Эрмана), однако у него мало общего с характерными для России березовыми рощами. Это, конечно, тайга, но тайга светлая, спокойная, лишенная «тяжести», свойственной таежным чащобам Сибири. Каменная (то есть «горная») береза – дерево кряжистое, суровое, рассчитанное на сильные ветра и большие снега. Гнутые, часто скрученные стволы, не годятся для строительных нужд – разве что на дрова или полозья для нарт – наверное, поэтому каменная береза сохранилась и остается самым распространенным деревом на Камчатке. Гораздо реже встречаются лиственница и тополь. Но самое едкое дерево – пихта грациозная. Единственная роща этой пихты растет вот уже много сотен лет совершенно изолированно на реке Березовой (территория Кроноцкого заповедника) и представляет собой неразгаданную ботаническую загадку. Зона тундр занимает северную часть полуострова, а также высотный пояс хребтов. Промежуточное положение между лесной и тундровой зонами занимает зона кустарников (ива, рябина бузинолистная).  

  Животный мир Камчатки довольно беден в видовом отношении: млекопитающих насчитывается около 40 видов, птиц – около 250. Зато некоторые виды весьма многочисленны. Например, бурый медведь. Его популяция на Камчатке – самая крупная в России (около 10000 особей), а сам медведь уступает по своим средним размерам только алеутскому кадьяку. Неплохо чувствуют себя в камчатских лесах лисица и соболь, хорошо  заметен волк, контролирующий небольшие стада диких северных оленей. Снежный баран довольно редок, зато уж зайцев, сусликов и горностаев – великое множество. Около 100 лет назад сюда проникла с материка белка, которой до того на Камчатке не было. Самая крупная птица на Камчатке – белоплечий орлан. Распространен здесь лебедь-кликун, белый кречет. Что касается водоплавающей дичи и куропаток, то их на Камчатке на радость охотникам все еще видимо-невидимо. Тихоокеанский лосось (шесть видов) скрепил собой всю «пирамиду» камчатской живой природы.

Рек на Камчатке много – более 6000 – и вода почти во всех чистая и вкусная. Большинство рек неглубоки и длиной своей не превышают 100 км. Судоходная только одна – Камчатка, главная река полуострова. Озер на Камчатке гораздо больше, чем рек – не менее 100 000 – но почти все они незначительного размера и в основном расположены в поймах рек; особенно много озер в долине реки Камчатки. По-настоящему крупных озер на Камчатке – два. Это Кроноцкое и Курильское. Своим названием озеро обязано «курилам» – народу, населявшему Курильские острова. Озеро образовалось более 8000 лет назад в результате мощного вулканического извержения, за которым последовал провал земной коры на площади 76 кв.км. Впоследствии со дна озера поднялись лавовые купола, образовав ряд островов, среди которых наиболее заметен центральный, носящий название Сердце Алаида ...                                

 Между Восточным хребтом и берегом моря расположено вулканическое плато высотой до 1300 м. На его поверхности возвышаются многочисленные конусы потухших и действующих вулканов. Всего на Камчатке свыше 150 вулканов, из них около 30 действующих; все они находятся на этом плато.
Вулканы расположены, как правило, по тектоническим разломам в земной коре. Большинство их имеет коническую форму; они извергают густую, вязкую лаву. Самый высокий в Евразии и активно действующий вулкан Ключевская Сопка (4750 м). Это высшая точка Камчатки. Конусы некоторых вулканов сильно разрушены и напоминают развалины гигантских построек.

С вулканизмом связаны выходы на поверхность горячих источников и гейзеров с температурой воды до 99°. В Долине Гейзеров более 20 крупных, десятки мелких, или карликовых, гейзеров, сотни разнообразных термальных источников, среди которых кипящие ключи и горячие озера, грязевые котлы и парящие ямы, бесчисленное множество паровых струй и фумарол. Человеку, попавшему в Долину Гейзеров, трудно не поймать себя на мысли, что он наблюдает странный спектакль. Спектакль с фантастическими декорациями, ни на секунду не прерывающимся действием, неутомимыми и яркими актерами, игра которых подчинена воле неведомого, но бесконечно талантливого Режиссера. Единственное, о чем не следует забывать восторженным зрителям – от «сцены» лучше держаться подальше!

Около четверти населения Камчатки живет в небольших поселках и городках, разбросанных по полуострову. Пассажирские перевозки осуществляются в основном автобусами и самолетами. Дорог на Камчатке мало: их трудно строить, из-за сурового климата трудно поддерживать в хорошем состоянии.

Уцелеет ли дикая Камчатка - эта горячая земля у студеного моря? Только от нас, россиян, зависит, уцелеет ли подлинная Камчатка –– и смогут ли грядущие поколения увидеть Камчатку такой, какой можем ее видеть мы ...


Основные понятия


Сопка – общее название гор и холмов с округлой вершиной, в Забайкалье и на Дальнем Востоке.


Вулкан – высокая гора конической формы, образованная вулканическими обломками, пеплом, сцементированными раскаленными лавами, с кратером наверху.


Гейзер – источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара до высоты 20-40 м и более.


Природный комплекс – взаимосвязанное сочетание природных компонентов на определенной территории.


Полуостров – участок суши, вдающийся в море, озеро или реку и с трех сторон окруженный водой.


Климат – многолетний режим погоды, характерный для определенной местности.