СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные зоны Африки.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природные зоны Африки.»

7класс

Тема: Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны.

Цель: сформировать понятие природные зоны «экваториальные леса», «саванны».

Задачи: 1.раскрыть причины образования экваториальных лесов и саванн; 2. показать особенности климата, почв, животного и растительного мира экваториальных лесов и саванн; 3.развивать знания о влиянии лесов на здоровье человека; 4.воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, карты: природные зоны мира и физическая карта Африки, атласы.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I.Орг. момент: приветствие, знакомство с учащимися.

II.Проверка Д/З

Географический диктант: что это? Учитель диктует название, а учащиеся пишут определение.

Бен-Сека (мыс), Атлас (горы), Килиманджаро (вулкан), Сомали (полуостров), Виктория, Альмади, Танганьика, Лимпопо, Мадагаскар, Ньяса.

1. Подпишите на климатической карте названия климатических поясов (ЭКП, СЭКП, ТКП, СТКП)
2. Нарисуйте облако в тех климатических поясах, где много дождей. (ЭКП)
Взаимопроверка работ

Дополнительное задание:

1. Сколько на территории Африки переходных климатических поясов? Назовите (2, СЭКП, СТКП)
2. Почему их назвали переходные? (Воздушные массы переходят летом и зимой)
3. Подпишите ВМ в переходных поясах.
4. Кто сможет нарисовать облачко, указав сезон года наиболее влажный в этом климатическом поясе.

1. Климатические особенности этого материка однообразны или разнообразны?
2. О чем это свидетельствует? (О разнообразии растительного и животного мира)

III. Новый материал.

Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе, но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к нему. Дети, как вы думаете, что такое природа?

Дети: a.      Это рельеф;

  • b.     Природа – это климат;

  • c.     Наверное, ещё растительный и животный мир;

  • d.     Природа это почва, полезные ископаемые;

  • e.      Это и моря, реки и океаны.

Природа – это неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её не любить невозможно. Такую своеобразную, неповторимую, разнообразную и красивую.

Обратите внимание на карту у доски, найдите её в атласах. Что содержит в себе эта карта? О чём она может нам рассказать?

Дети: Это карта природных зон мира. Мы можем узнать какие природные зоны есть на нашей планете, и где они находятся.

Учитель  : Что же такое «природная зона»? Вспомните, дети!

Дети: Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.

Учитель географии: Мы не зря вспомнили этот термин. Ведь тема нашего урока: «Природные зоны Африки». Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.



Учитель: Обратите внимание, что эта карта отличается от физической карты. Раскраска этой карты показывает не высоту места над уровнем моря, а природные зоны, которые отличаются друг от друга климатом, почвами, растительностью и т.д. Пользуясь раскраской, давайте, определим природные зоны Африки. Внимательно посмотрите на границы климатических поясов. Вы заметите, что они почти совпадают с границами природных зон. Зная это, вам легко будет определить границы природных зон и охарактеризовать климат.

IV. Первичное восприятие и осмысление нового материала.

Коллективная работа с картой и атласом.

1. – «Это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка». Может кто-то догадался по какой зоне будем путешествовать?

Дети: Влажные экваториальные леса.

Учитель: Где они расположены? Как? Назовите географическую широту.

Дети: В экваториальном климатическом поясе. Узкой полосой 5?-6? с.ш. и 5?-6? ю.ш.

Учитель: Какие климатические условия характерны?

Дети: a)     Высокая температура года;

б)    Равномерное, большое количество осадков (1000-2000мм/г);

в)     Отсутствие сухого закона; д)    Солнечные лучи падают отвесно.

Обратите внимание на презентацию: «Влажные экваториальные леса».

Влажные экваториальные леса Африки, или гелея, многоярусны. Верхний (от 25 до 50 м) составляет сейба (а их более 1000 видов). Диаметр её ствола достигает 2 м, а широкие досковидные корни поднимаются до высоты 4 м. Попробуйте представить себя стоящими между такими корнями.

Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м.

В нижнем ярусе растут деревья, высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев.

Леса вечнозелёны, очень богаты ценными растениями. Однако почвы удивительно неплодородны. Почему? Ведь влажный и жаркий экваториальный климат способствует бурному развитию сказочной растительности. Отмершие части растений быстро перерабатываются микроорганизмами в питательные легкорастворимые соединения. Поэтому почвы бедны перегноем и представлены красно-жёлтыми ферраметными из-за своего цвета и содержания железа.

2. - «Первые полчаса после восхода солнца – блаженное время суток среди выгоревших от зноя трав, деревьев с красновато – бурыми, в тон пыльной, потрескавшейся земле, листьями. Солнце не жжет и человек наслаждается его теплом. На закате повеет свежий ветерок. Однако местным жителям ведомо его коварство: ветер подает сигнал к пробуждению комарам и москитам».

Учитель: Найдите на карте следующую природную зону, которая расположена за экваториальными лесами.

Дети: Саванны и редколесья.

Учитель: Определите её географическое положение.

Дети: a)     Занимает почти половину материка; b)    В северном полушарии до 16о-18о;

c)     В южном до южного тропика; d)    В субэкваториальном климатическом поясе.

Учитель: Какие климатические особенности характерны для субэкваториального пояса?

Дети: a)     Весь год высокая температура; b)    Два сезона года: сухой и влажный; c)     Господствуют эвм – летом и твм – зимой.

Учитель: Перед вами презентация «Саванны Африки». Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до вас ещё раз будут доноситься удушливые испарения, вы впервые выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванн. Основная черта – ярко выраженная сезонность. Поэтому саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон. Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Густой и высокий (иногда до 5 м) травяной покров саванн не успевает разложиться в сухой сезон, поэтому в почве накапливается перегной, окрашивающий почву в красный цвет. Почвы – красные ферралитные.

3. - «Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося солнца. Поднимается солнце – и раскаляется все вокруг: воздух такой, что кажется вырвавшимся из раскаленной печи, к тому же он настолько сух, что обжигает губы, и они начинают трескаться». Вслед за саваннами лежит ещё одна природная зона. Пользуясь раскраской, назовите какая?

Дети: Пустыни и полупустыни.

Учитель: Определите географическое положение этой зоны.

Дети: a)     В тропическом климатическом поясе обоих полушарий; b)    Наибольшую территорию занимает в северном полушарии.

Учитель: Почему именно пустыни здесь расположены?

Дети: a)     Господствуют сухие тропические вм; b)    Высокая температура воздуха; c)     Минимальное количество осадков (до 100 мм/год).

Учитель: Как называются пустыни, находящиеся в этой зоне?

Дети: На севере – Сахара, в южном полушарии – Калахари.

Учитель: Обратите внимание на презентацию «Тропические пустыни Африки». К северу и к югу от зоны саванн количество осадков уменьшается. Сухие северо-восточные, дующие с Азии, и юго-восточные пассаты, оставившие влагу в прибрежных горах, создали условия для образования пустынь на севере Африки – Сахары, что в переводе с арабского означает – пустыня. И на юге – Калахари – мучимый жаждой. Здесь почти не бывает дождей, а суточные колебания температуры так велики, что временами за жаркими днями наступает ночь с заморозками.

Учитель: Расмотрим последнюю зону – зона «Субтропические жестколистные вечнозеленые леса и кустарники»

Субтропические вечнозелёные жестколистные леса и кустарники Самыми крайними природными зонами африканского континента являются субтропические вечнозелёные жестколистные леса и кустарники. Они расположены на севере и юго-западе материка. Для них характерно сухое, жаркое лето и влажная, тёплая зима. Такой климат благоприятствовал образованию плод-х коричневых почв, на к-х растут ливанский кедр, дикая маслина, земляничное дерево, бук и дуб.

V.Закрепление изученного материала:

Сегодня речь шла о природных зонах самого жаркого континента Земли – Африки. Итак, ещё раз назовем их:

  • субтропические вечнозеленые жестколистные леса и кустарники;

  • тропические пустыни и полупустыни;

  • саванны;

  • влажные вечнозелёные экваториальные леса.

Игра «да» - «нет»

  1. В Африке есть деревья, имеющие корни до 4м в высоту

  2. Банан это многолетняя трава

  3. В экваториальных лесах самый чистый и влажный воздух

  4. Сахара это бескрайние просторы, покрытые песком

  5. В жестколистных лесах даже днём царит полумрак

  6. В саваннах не встретишь деревьев, одна травянистая растительность

  7. В Сахаре годами не бывает дождя, а если и случается, то капли высыхают, не достигнув земли

  8. В Сахаре можно встретить «стреляющие камни», которые лопаются от перегрева на солнце

  9. В пустынях человек страдает не столько от жары, сколько от холода

  10. Оазис это название племени, проживающего в зоне пустынь

Природа материка неповторима. В настоящее время человек оказывает на природу разрушающее действие. Поэтому природа Южной Америки нуждается в охране. Наше путешествие я хотела закончить словами:

Любите ребята природу!

Пустыни, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою ,

Навеки родная земля.

VI. Рефлексия

Работа с листами по самооценке. Учащиеся сами выставляют себе в оценочный лист результаты урока: Зелёный смайлик- всё понял

Желтый смайлик- понятно большенство, но есть и непонятные моменты

Красный смайлик – материал урока не понят

Оценочный лист (по 5-ти бальной системе)

учени___ 7 ___ ________________________________________________

Вид деятельности

Географический диктант

Работа на к\ карте

Игра «Да. Нет»

Самооценка

Итоговая оценка



Природная зона

Географическое положение

Климат

Почвы

Флора

Фауна

Переменно влажные влажные экваториальные леса


Экваториальный пояс, от Гвинейского залива до оз. Виктория


Жаркий, высокая температура
большая
влажность Экваториальный и субэкваториальный


Красно-жёлтые ферралитные

Масличная
пальма, семейство
эбеновых деревьев

Бананы, кофе, фикусы, пальмы.

Шимпанзе, оленек, карликовые
бегемоты, окапи,
леопард, гориллы.


Саванны

и

редколесья


Субэкваториальный

15-20 широты к северу, к югу от экватора


Смена сухого

и

влажного сезона,

сухая зима, влажное лето

Красно-

ферралинтовые

почвы и краснобурые




Пробковыйдуб, кофе, баобабы, слоновые травы, зонтичная акация


Скорпионы, змеи, черепахи, жуки, буйволы, жирафы, шакалы, бегемоты.

Пустыни и

полупустыни


Тропический

климатический

пояс.




В сев.части материка -Сахара, в юж.части на побережье Атлантического океана Калахари и Намиб дождей почти нет. Летом -знойная жара +70. Ночью поверхность быстро остывает, высокие колебания температуры

Пустынные, тропические почвы лишённые перегноя


Джузгун, молочаи, дикий арбуз, вельвичия.


 Лисица-фенек, верблюд, скорпионы, змеи.


Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники

Северное и южное побережье материка

Средиземноморский

Коричневая

Дикая маслина, ливанский кедр, дуб,земляничное дерево, бук.

Леопарды, антилопы, зебры







VII. Домашнее задание: Параграф – 20, заполнить таблицу

Природные зоны Африки Африка – самый жаркий материк планеты Земля. Линия экватора, проходящая через центр Чёрного континента, симметрично делит его площадь на разные природные зоны. Характеристика природных зон Африки позволяет сформировать общее представление о географическом положении Африки, об особенностях климата, почвы, растительного и животного мира каждой из зон.

В каких природных зонах расположена Африка. Африка является вторым по величине материком нашей планеты. Данный континент с разных сторон омывается двумя океанами и двумя морями. Но главная его  особенность – симметричное расположение к экватору. Иными словами, линия экватора горизонтально делит континент на две равные части. Северная половина намного шире южной части Африки. В результате, все природные зоны Африки расположились на карте с севера на юг в следующем порядке:

  • субтропические вечнозеленые жестколистные леса и кустарники;

  • тропические пустыни и полупустыни;

  • саванны;

  • переменно-влажные леса;

  • влажные вечнозелёные экваториальные леса;

  • переменно влажные леса;

  • саванны;

  • тропические пустыни и полупустыни;

  • субтропические вечнозеленые жестколистные леса и кустарники.

Влажные экваториальные леса Экваториальные леса – легкие нашей планеты, они вырабатывают кислород, который необходим для жизни на Земле. Здоровье людей зависит от состояния окружающей среды, в том числе от количества зелёных насаждений По обе стороны от экватора расположилась зона влажных вечнозелёных экваториальных лесов. Она занимает достаточно узкую полосу и характеризуется многочисленными осадками. Кроме того, она богата водными ресурсами: по её территории протекает глубочайшая река Конго, а берега омывает Гвинейский залив.

Постоянное тепло, многочисленные осадки и повышенная влажность привели к формированию буйной растительности на красно-жёлтых ферраллитных почвах. Вечнозелёные экваториальные леса удивляют своей густотой, непроницаемостью и разнообразием растительных организмов. Их особенность – многоярусность. Она стала возможна вследствие бесконечной борьбы за солнечный свет, в которой принимают участие не только деревья, но и эпифиты, и вьющиеся лианы.

Вывод: Влажный экваториальный лес- это природная зона, для которой характерна вечнозеленая растительность, расположенная ярусами.

В экваториальных и субэкваториальных зонах Африки, а так же в лесистой части саванны обитает муха цеце. Её укус смертельно опасен для человека, так как она является переносчиком «сонной» болезни, которая сопровождается страшной болью в теле и лихорадкой. Постепенное сокращение дождливого сезона приводит к появлению засушливого, и влажные экваториальные леса постепенно сменяются переменно влажными, а далее переходят в саванны. Последняя природная зона занимает наибольшую площадь Чёрного континента, и составляет около 40 % от всего материка. Здесь наблюдаются всё те же ферраллитные почвы красно-бурого цвета, на которых произрастают преимущественно различные травы, злаки, баобабы. Невысокие деревья и кустарники встречаются значительно реже. Отличительной чертой саванны являются кардинальные перемены во внешнем виде – сочные тона зелёного во время сезона дождей резко блекнут под палящим солнцем в засушливые периоды и становятся коричнево-жёлтого цвета.

Саванна уникальна и богатством животного мира. Здесь обитает большое количество птиц: фламинго, страусы, марабу, пеликаны и другие. Она поражает обилием травоядных животных: буйволы, антилопы, слоны, зебры, жирафы, бегемоты, носороги и многие другие. Они же являются пищей для следующих хищников: львов, леопардов,гепардов, шакалов, гиен, крокодилов. Рассказ об экваториальных лесах: (гилея), около 1000 видов деревьев, (гуттаперча - каучуконос) Нарисовать на контурной карте зону экваториального леса. Вечное лето, вечное равноденствие, деревья переплетены лианами. Животные: окапи, гепард, леопард, капибара, це-це. Прочитать отрывок об экваториальных лесах. К сожалению экваториальные леса подвергаются вырубке, так как они ценятся своей древесиной: черное дерево, эбеновое, железное, атласное. Все эти породы деревьев идут на экспорт. - Саванны – 40% площади материка. Нарисовать на контурной карте зону саванн. Прочитать отрывки из учебника. Рассказать о термитах. Записать новые слова: гиены, марабу, термиты, батат, маниока, баобаб.

Вывод: Саванна - это природная зона, для которой характерна смена сухого и влажного сезонов года, преобладает травянистый покров с отдельными деревьями или группами деревьев.

Тропические пустыни и полупустыни Чем дальше на север и юг Африки от экватора, тем суше тропический воздух, и тем меньше количество осадков. В обеих частях континента саванны переходят в тропические пустыни и полупустыни.

В южной части материка господствует пустыня Намиб. Но ни она и никакая другая пустыня в мире не может сравниться с величием Сахары, которая состоит из каменистой, глинистой и песчаной пустынь. Сумма осадков за год в сахаре не превышает 50 мм. Но это не говорит о том, что земли эти безжизненные. Растительный и животный мир достаточно скуден, но он есть. Из растений следует отметить таких представителей, как склерофидные, суккуленты, акация. В оазисах произрастает финиковая пальма. К засушливому климату смогли приспособиться и животные. Ящерицы, змеи, черепахи, жуки, скорпионы могут долгое время обходиться без воды. В ливийской части Сахары расположен один из красивейших оазисов в мире, в центре которого расположилось большое озеро, название которого буквально переводится как «Мать Воды».

Вывод: Пустыня - это природная зона с очень малым количеством осадков, редкой растительностью, а местами лишенной её.


Субтропические вечнозелёные жестколистные леса и кустарники Самыми крайними природными зонами африканского континента являются субтропические вечнозелёные жестколистные леса и кустарники. Они расположены на севере и юго-западе материка. Для них характерно сухое, жаркое лето и влажная, тёплая зима. Такой климат благоприятствовал образованию плод-х коричневых почв, на к-х растут ливанский кедр, дикая маслина, земляничное дерево, бук и дуб.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!