СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Природные зоны России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока  окружающего мира по теме «Природные зоны России».

Просмотр содержимого документа
««Природные зоны России»»

Конспект

открытого урока

по окружающему миру

тема «Природные зоны России».

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о понятии “природная зона”, о природных зонах России.

Предполагаемые результаты:

Предметные: формирование чёткого представления о понятиях “природная зона”, “пояса освещённости” или “климатические пояса”, “полярный круг”; овладение умениями работы с физической картой России и картой природных зон России.

Метапредметные:

  • личностные: формирование интереса к урокам окружающего мира, готовности преодолевать школьные затруднения;

  • регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

  • познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков понятия, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

  • коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.

Оборудование: карта природных зон России, карточки с заданиями для работы в группах, разрезной материал для составления плана изучения природной зоны, мультимедиа, презентация, учебник “Окружающий мир” А.А.Плешакова , часть 1., атласы

 

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности

1



2






3

3

- Доброе утро, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.


Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, соберитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!


- Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?


 

Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;

Р - организация своего учебного места;

П - осознавать познавательную задачу.

4

- У нас сегодня урок “открытия” нового знания. А что это значит?

- Мы узнаем что-то новое, чего мы ещё не знали.


II. Актуализация опорных знаний

5







6





7+звук

- Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать, научится наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать наша любознательность.

-Изучать новую тему я предлагаю вам, работая в группах. А начнём мы с повторения.

Для этого мы вспомним ранее изученный материал.


–Перед вами на столах лежат комплекты заданий. Найдите задание №1. Прочитайте его. Такой вид работы мы выполняем с вами на каждом уроке. Есть ли ко мне вопросы по заданию? На выполнение этого задания у вас 3минуты. Приступайте к работе.


- Выполненную работу передайте вперед. Я их проверю и результаты сообщу на следующем уроке.


Дети заранее разбиты на группы по 5-6 человек.

П - понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

Р – ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что предстоит узнать.

К - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

8

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ



- А теперь дадим отдохнуть нашим глазкам.

-Посмотрите на точку на окне.

-А теперь на забор. (повторить 3 раза)



9

- А теперь скажите мне, какую форму имеет эта точка?

- Вспомните, а какую форму имеет наша планета?


- Как она называется?

- Круг


- Наша планета имеет шарообразную форму. Земля


- В каких движениях участвует Земля?


- Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца.

10

- А что известно об оси вращения Земли?

- Ось вращения имеет наклон.

клик

- Рассмотрите схему, которая перед вами на доске и попробуйте объяснить, какое влияние оказывает вращение Земли вокруг Солнца? Обсудите это в своей группе. (ответы детей)

- Верно, происходит смена времён года. Причём, когда в южном полушарии наступает лето, в северном – зима; и наоборот.

Дети обсуждают ответ в группе. Группы дают свои ответы после обсуждения.


III. Введение в тему урока. Постановка проблемы

11









12

- А одинаковые ли условия жизни в разных местах Земли? Вы уже знаете, что такое тепловые пояса Земли.

-Какие пояса Земли вы знаете? ОТВЕТЫ

-В каком тепловом поясе располагается наша страна? ОТВЕТЫ

- А одинаковые ли погодные условия или природные зоны в нашей стране?- на этот вопрос вы ответите в конце нашего урока.

 

Дети ведут обсуждение в группе и высказывают свои предположения.

 

13

- А теперь попробуйте ответить, что такое, по-вашему, “природные зоны”? Обсудите это в своей группе. ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

- Мнения разделились. Это и будет темой нашего урока: Природные зоны России.

 Дети ведут обсуждение в группе и высказывают свои предположения.

 

14

Чтобы познакомиться с новой темой, нам надо будет ответить на три вопроса:

- Что такое “природные зоны”?

- Почему существуют природные зоны?

- Как изучать природные зоны?



 


IV. Работа над новой темой

1. Пояса освещённости на Земле






15

- Мы определили вопросы, но начать работу я предлагаю, узнав: почему существуют природные зоны?

Вернёмся к вопросу, одинаковы ли условия жизни в разных местах. Вы пробовали его обосновать. Проверим ваши догадки, просмотрев следующий сюжет http://www.youtube.com/watch?v=GUVcWdF3hSk)

 

П - умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

К - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



16





17

- Итак, почему на поверхности Земли разные условия жизни?

- Верно. Распределение солнечной энергии по поверхности нашей планеты привело к образованию поясов освещённости или климатических поясов.

Посмотрите ещё один фрагмент.

(http://www.youtube.com/watch?v=wospDIa5qi4)

- Поверхность земного шара получает разное количество солнечного света и тепла.


- Повторите как называются эти пояса освещённости.


Климатические пояса

18

- А как на карте определить, где заканчивается один пояс и начинается другой? В этом вам поможет атлас. Откройте его на стр. 32-33

- На картах границы климатических поясов обозначены пунктирной линией. Давайте их найдём.

Ребята выходят к карте и находят северный и южный полярные круги, линии северного и южного тропика.

19

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА




2. Что такое “природные зоны”? Природные зоны России


20

- Ответим на вопрос: Что такое “природные зоны”?

Прочитаем материал из задания №2 и найдите ответ на этот вопрос.

- Так что же такое “природные зоны”?

Дети читают.

- Это территории Земли с одинаковыми климатическими условиями, растительным и животным миром.

 

21

- Откройте учебник на стр 72-73. Рассмотрите карту природных зон России назовите их по порядку начиная с севера на юг. Вам поможет легенда карты.

Дети называют природные зоны России.

 


V. Закрепление материала



22

- Поработаем с картами. Каждая группа получит своё задание. Справиться с ними вам поможет карта природных зон России и физическая карта России которую вы найдете в атласе на стр 12-13. Задание №3

Задания для групп.

1. Назовите острова и полуострова, которые находятся в зонах арктических пустынь и тундры. (Кольский п-в, Новая Земля, п-ва Ямал, Таймыр, Новосибирские о-ва, о.Врангеля )

2. Русла каких рек проходят через зону тайги. (Северная Двина, Печера, Обь, Енисей, Лена)

3. Какие крупные города расположены в зоне тундры? (Санкт-Петербург, Архангельск, Салехард, Пермь, Екатеринбург, Якутск, Магадан, Красноярск, Иркутск)

4.Какие природные зоны мы будем пересекать, совершая путешествие из Москвы к Каспийскому морю? (Смешанные леса, широколиственные леса, лесостепи, степи и пустыни)

5. В каких зонах находятся Уральские горы? (Тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи)

6. По каким природным зонам протекает река Обь? (Тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, лесостепи и степи, область высотной поясности )

 

 

 

Дети работают в группах.

К - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности.

карта

- Выслушаем ваши ответы.

Группы отчитываются о выполнении задания.


VI. Включение в систему знаний. Составление плана изучения природной зоны

 

 


- На следующих уроках мы будем подробно изучать каждую природную зону.


 

К - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

П – выделять необходимую информацию, структурировать её; выбирать наиболее подходящий план выполнения задачи; осуществлять анализ и синтез.

23










24

А теперь ответим на последний вопрос: как изучать природные зоны? Работаем в группах. Вам предстоит составить план изучения каждой природной зоны. Для этого ознакомьтесь с пунктами плана и расставьте их в правильном порядке. Пункты плана на отдельных листках лежат перед вами в конвертах, вам нужно их разложить на парте по порядку.



- Проверим, что у вас получилось.

План изучения природной зоны.

1. Географическое положение природной зоны.

2. Климатические условия.

3. Растительный мир природной зоны.

4. Животный мир природной зоны.

5. Деятельность человека.

6. Экологические проблемы природной зоны.

Дети в группах составляют план изучения природных зон.

Каждая группа представляет свой план.


VII. Итог урока, рефлексия

25

- Подведём итог урока.

Почему существуют различные природные зоны?

- Наша планета имеет шарообразную форму. Поэтому в разных местах земного шара поверхность получает разное количество солнечной энергии, тепла и света.

Р – адекватно оценивать свои достижения; осуществлять рефлексию собственной деятельности


- Что такое “природные зоны”?

- Это территории поверхности Земли с одинаковыми климатическими условиями, растительным и животным миром.


- Как мы будем изучать каждую природную зону?


- Природные зоны будем изучать по составленному плану.


26

- Можно ли сказать, что урок прошел интересно и плодотворно?

-Что понравилось на уроке?.



ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ



IX. Домашнее задание

27

Стр. 71-75.

 

 

28

Видеоклип о России (РЕЗЕРВ)



29

Спасибо за урок!







РЕЗЕРВ: Оформить легенду карты природных зон

































Приложение 1

Задание №1.

(ответь на вопросы )

(фамилия, имя)__________________________________________

  1. Моря каких трёх океанов омывают берега России?

1)_________________________________

2)_________________________________

3)_________________________________



  1. Моря какого океана круглый год почти полностью покрыты льдом?

___________________________________



  1. Одно из самых тёплых морей, где летом отдыхает очень много людей это –

___________________________________



  1. Что называют «голубыми глазами Земли»?

___________________________________



  1. Самое глубокое и чистое озеро России и мира это –

___________________________________



  1. Перечисли не менее трёх самых крупных рек России.

1)__________________________________

2)__________________________________

3)__________________________________



  1. На какой реке стоит город Санкт-Петербург?

___________________________________



  1. Столица России тоже стоит на реке. Назови её.

___________________________________



















Приложение 2



Задание №2

(прочитайте и найдите ответ на вопрос учителя)

Солнечные лучи на экваториальную часть земного шара попадают отвесно (то есть прямо), а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают её меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.

Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. Крупные области с похожими природными условиями, растительным и животным миром называются природными зонами.





















Задание №2

(прочитайте и найдите ответ на вопрос учителя)

Солнечные лучи на экваториальную часть земного шара попадают отвесно (то есть прямо), а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают её меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.

Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. Крупные области с похожими природными условиями, растительным и животным миром называются природными зонами.

















Приложение 3



Задание № 3



Назовите острова и полуострова, которые находятся в зонах арктических пустынь и тундры.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



























Задание № 3





Русла каких рек проходят через зону тайги.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Задание № 3



Какие крупные города расположены в зоне тундры?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



























Задание № 3



Какие природные зоны мы будем пересекать, совершая путешествие из Москвы к Каспийскому морю?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Задание № 3

В каких зонах находятся Уральские горы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



























Задание № 3



По каким природным зонам протекает река Обь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















Приложение 4




Географическое положение природной зоны.



Климатические условия.


Растительный мир природной зоны.



Животный мир природной зоны.



Деятельность человека.



Экологические проблемы природной зоны.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!