Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Северный педагогический колледж»
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: «Природные зоны России»
4 класс
Разработчик:
Мелехина Александра Константиновна,
Студентка 346 группы,
специальность
«Преподавание в начальных классах»
Педагог-наставник /Гарипова Раиса Геннадьевна/
Методист /Есаулкова Татьяна Александровна/
Руководитель практики /Афанасьева Нина Анатольевна/
Серов
2020
Дата проведения урока: 09.10.2020
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Тип урока: Открытие нового знания
Тема урока: «Природные зоны России»
Цель урока: Ознакомление обучающихся с природными зонами России в процессе изучения нового материала.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать знания обучающихся о морях, озёрах и реках России в ходе проведения викторины.
Познакомить обучающихся с закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли в ходе беседы с учителем.
Учить обучающихся отличать признаки севера и юга путём выполнения дидактических заданий.
Развивающие:
Развивать умения и навыки у обучающихся обсуждать проблемные вопросы в ходе выполнения заданий.
Развивать умения у обучающихся осуществлять самооценку и взаимооценку через выполнение заданий.
Развивать умение у обучающихся работать с учебником и рабочей тетрадью путём выполнения упражнений.
Воспитательные:
Воспитывать у обучающихся умение организовывать своё рабочее место в процессе работы с дидактическим материалом;
Ключевые понятия: Зоны, природные зоны, территории, север, юг, климат, Россия.
Планируемые результаты:
Предметные:
- обучающиеся актуализировали свои знания о морях, озёрах и реках России через выполнение викторины;
- обучающиеся знакомились с закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли в ходе беседы с учителем;
- обучающиеся учились различать признаки севера и юга путём выполнения дидактических заданий.
2. Метапредметные:
- у обучающихся развивались умения и навыки обсуждать проблемные вопросы в ходе выполнения заданий;
- у обучающихся развивались умения и навыки осуществлять самооценку и взаимооценку через выполнение заданий;
- у обучающихся развивалось умение работать с учебником и рабочей тетрадью путём выполнения упражнений.
3. Личностные:
- обучающиеся будут организовывать своё рабочее место в процессе работы с дидактическим материалом;
Оборудование учителя: ИКТ-технологии (презентация, смарт-доска), учебник (Окружающий мир 4 класс 1 часть, АА. Плешаков, стр.72-75), рабочая тетрадь (Окружающий мир 4 класс 1 часть, А.А, Плешаков, стр.36-38), карточки (Приложение 1)
Оборудование обучающихся: учебник (Окружающий мир 4 класс 1 часть, АА. Плешаков, стр.72-75), рабочая тетрадь (Окружающий мир 4 класс 1 часть, А.А, Плешаков, стр.36-38), карточки (Приложение 1)
Характеристика этапов урока.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Форма контроля и оценки | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Организационно-мотивационный | Организовать детей на урок | Словесный (беседа) | Приветствие. | Приветствуют учителя | Ф | - | - |
Этап актуализации знаний, целеполагание | Обеспечить осознание необходимости в новом знании Сформулировать задачи урока. | Словесный (беседа), практический (викторина) | -Чтобы повторить то, что вы изучали на прошлом уроке, мы проведём небольшую викторину. -Взгляните на слайд. -Прочитайте первый вопрос. -Вспомните и ответьте. -Второй вопрос. -Вспомните и ответьте. -Третий вопрос. -Вспомните и ответьте -Четвёртый вопрос. -Вспомните и ответьте. -Пятый вопрос. -Ответ? -Последний вопрос. -Теперь выполним тест со слайда, для того, чтобы закрепить ваши знания. Я буду читать вопросы, а вы отвечать, выбирая правильный ответ из предложенных. -Откройте учебник на страницах 72-73. -Взгляните на карту (Карта природных зон). -Какие природные зоны вы знаете? -Вы еще не знакомы с этими природными зонами. Вы видите, что на карте наша страна состоит из разных лоскутков. Это и есть природные зоны. Наша задача на уроке – познакомиться с природными зонами России. -Что мы будем делать для достижения этой цели? | -Назовите океаны, омывающие Россию. -Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий океан. -Назовите моря Тихого океана. -Охотское, Японское, Берингово моря. -Назовите моря Северного Ледовитого океана. -Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря. -Назовите моря Атлантического океана. -Азовского, Черное, Балтийское моря. -Назовите самые крупные озёра страны. -Байкал, Каспийское озеро -Назовите самые крупные реки России. -Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Выполняют тест со слайда. Смотрят карту Ответы детей | Ф | Контроль учителя | Презентация |
Открытие нового знания | Построить новый способ действий | Словесный (беседа), практический (работа на карточках) | -Сегодня мы отправимся в путешествие. Чтобы нам многое узнать, я предлагаю путешествовать по вариантам. Ребята, у которых первый вариант, поедут на юг, у которых второй – на север. Скажите, одинаковую ли природу вы увидите? -Посмотрите на слайд. На нём изображены животные северной и южной природы. (Приложение 1.) Посоветуйтесь в парах и решите, какие животные относятся к северной природе, а какие – к южной. Объясните свой выбор. -У вас на листочках написан текст. Ваша задача вставить пропущенные слова, которые предложены ниже. Работаем по вариантам. (Приложение 2) -Проверим. Прочитайте итоговый вариант текста. -Все ли согласны? У кого так же поднимите руку. У кого по-другому поднимите руку. -Одинаковую ли природу вы увидели? -В связи с чем происходило изменение природы? -От чего зависит климат? -Рассмотрите схему на странице 74. -Солнечные лучи на экваториальную часть земного шара падают отвесно, то есть прямо, а к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают её меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг. -Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. Крупные области со сходными экосистемами, природными условиями, растительным и животным миром называются природными зонами. -Чтобы продолжить узнавать новое дальше, нам нужно отдохнуть. Встаём на физкультминутку. Физкультминутка. | -нет Распределяют животных в парах, объясняют свой выбор Выполняют работу в карточках Оценивают свою деятельность -в связи с изменением климата -от распределения тепла на Земле Слушают учителя и рассматривают схему | Ф, П, И | Контроль учителя, самооценка | Презентация, карточки, учебник |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Обеспечить первичное запоминание знаний и способов действий. | Словесный (беседа), практический (работа в тетрадях) | -Посмотрите на слайд. Тут написаны буквы. Ваша задача из данных букв составить слова. ИАРКАТК АТУДНР ЕСЛ ПЕТЬС ЯПТУСЫН -Один ученик выйдет к доске и составит слова на смарт-доске | Арктика, тундра, лес, степь, пустыня | Ф | Контроль учителя | Презентация, смарт доска |
Включение в систему знаний и повторение | Повторить изученный способ действий | Практический (работа со смарт-доской) | -Прочитайте текст «С севера на юг» на странице 74.75 -О чём мы ещё не говорили на уроке? -Выполните задание 2 в рабочей тетради на странице 37 | Читают текст -о смене природных зон в горах Выполняют задание в рабочей тетради | Ф,И | Контроль учителя | Учебник, рабочая тетрадь, презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обеспечить самостоятельную работу с применением новых знаний и способов действий | Практический (работа с заданием) | -Познакомимся с каждой природной зоной. Рассмотрите рисунки пейзажей, растений и животных различных природных зон. Затем придумайте интересное задание, которое вам бы хотелось выполнить. | -рисунок природной зоны, презентация природной зоны, список литературы о природных зонах, синквейн, сочинение о природной зоне, макет природной зоны, интервью с родителями «В каких природных зонах вы были?» | Ф, И | Контроль учителя | Презентация |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Зафиксировать достижение поставленных целей. | Словесный (беседа), практический (самооценка) | -Какие знания мы открыли на этом уроке? (вопросы на стр. 75) -Можно ли сказать, что урок прошёл интересно и плодотворно? -Где могут пригодиться в жизни новые знания? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем ещё нужно поработать? -Покажите мне 5 пальцев, если на уроке у вас всё получалось. Покажите мне 4 пальца, если вам понравился урок, но получалось у вас не всё. Покажите мне 3 пальца, если урок вам понравился, но у вас многое не получалось. Покажите мне 2 пальца, если на уроке было трудно и многое не получалось. | Отвечают на вопросы по уроку Оценивают свою деятельность. Оценивают свою работу на уроке | Ф | Контроль учителя, самооценка | Презентация, учебник |
Домашнее задание | | Словесный (беседа) | -Запишите домашнее задание: стр. 71-75 повторить, выучить природные зоны и написать к каждой природной зоне, обитающие в ней животные. | Записывают домашнее задание | Ф | Контроль учителя | Учебная доска |
П
риложение 1.
Приложение 2.
Вариант 1.
На юге России климат более … . Весна там наступает …, лето … и засушливое. Деревьев …, их можно встретить только по берегам рек. Большие пространства занимают травяные экосистемы – степи. Это степная зона.
(тёплый или холодный, поздно или рано, долгое или короткое, много или мало)
Вариант 2.
На севере России климат более … . Весна там наступает …, лето … и прохладное. Деревьев …, они прячутся в местах, защищённых от мороза и ветра. Безлесные мохово-лишайниковые экосистемы – тундры – покрыты снегом большую часть года. Это тундровая зона.
(тёплый или холодный, поздно или рано, долгое или короткое, много или мало)