СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные зоны России. 4 класс. Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природные зоны России. 4 класс. Школа России»

Министерство образования и молодежной политики

Свердловской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Северный педагогический колледж»





Технологическая карта урока окружающего мира

Тема: «Природные зоны России»


4 класс


Разработчик:

Мелехина Александра Константиновна,

Студентка 346 группы,

специальность

«Преподавание в начальных классах»


Педагог-наставник /Гарипова Раиса Геннадьевна/

Методист /Есаулкова Татьяна Александровна/

Руководитель практики /Афанасьева Нина Анатольевна/





Серов

2020

Дата проведения урока: 09.10.2020

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Тип урока: Открытие нового знания

Тема урока: «Природные зоны России»

Цель урока: Ознакомление обучающихся с природными зонами России в процессе изучения нового материала.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Актуализировать знания обучающихся о морях, озёрах и реках России в ходе проведения викторины.

  2. Познакомить обучающихся с закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли в ходе беседы с учителем.

  3. Учить обучающихся отличать признаки севера и юга путём выполнения дидактических заданий.

Развивающие:

  1. Развивать умения и навыки у обучающихся обсуждать проблемные вопросы в ходе выполнения заданий.

  2. Развивать умения у обучающихся осуществлять самооценку и взаимооценку через выполнение заданий.

  3. Развивать умение у обучающихся работать с учебником и рабочей тетрадью путём выполнения упражнений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у обучающихся умение организовывать своё рабочее место в процессе работы с дидактическим материалом;

Ключевые понятия: Зоны, природные зоны, территории, север, юг, климат, Россия.




Планируемые результаты:

  1. Предметные:

- обучающиеся актуализировали свои знания о морях, озёрах и реках России через выполнение викторины;

- обучающиеся знакомились с закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли в ходе беседы с учителем;

- обучающиеся учились различать признаки севера и юга путём выполнения дидактических заданий.

2. Метапредметные:

- у обучающихся развивались умения и навыки обсуждать проблемные вопросы в ходе выполнения заданий;

- у обучающихся развивались умения и навыки осуществлять самооценку и взаимооценку через выполнение заданий;

- у обучающихся развивалось умение работать с учебником и рабочей тетрадью путём выполнения упражнений.

3. Личностные:

- обучающиеся будут организовывать своё рабочее место в процессе работы с дидактическим материалом;

Оборудование учителя: ИКТ-технологии (презентация, смарт-доска), учебник (Окружающий мир 4 класс 1 часть, АА. Плешаков, стр.72-75), рабочая тетрадь (Окружающий мир 4 класс 1 часть, А.А, Плешаков, стр.36-38), карточки (Приложение 1)

Оборудование обучающихся: учебник (Окружающий мир 4 класс 1 часть, АА. Плешаков, стр.72-75), рабочая тетрадь (Окружающий мир 4 класс 1 часть, А.А, Плешаков, стр.36-38), карточки (Приложение 1)







Характеристика этапов урока.

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Форма контроля и оценки

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Организационно-мотивационный

Организовать детей на урок

Словесный (беседа)

Приветствие.

Приветствуют учителя

Ф

-

-

Этап актуализации знаний, целеполагание

Обеспечить осознание необходимости в новом знании

Сформулировать задачи урока.

Словесный (беседа), практический (викторина)

-Чтобы повторить то, что вы изучали на прошлом уроке, мы проведём небольшую викторину.

-Взгляните на слайд.

-Прочитайте первый вопрос.

-Вспомните и ответьте.



-Второй вопрос.

-Вспомните и ответьте.



-Третий вопрос.



-Вспомните и ответьте




-Четвёртый вопрос.


-Вспомните и ответьте.


-Пятый вопрос.

-Ответ?



-Последний вопрос.



-Теперь выполним тест со слайда, для того, чтобы закрепить ваши знания. Я буду читать вопросы, а вы отвечать, выбирая правильный ответ из предложенных.


-Откройте учебник на страницах 72-73.

-Взгляните на карту (Карта природных зон).

-Какие природные зоны вы знаете?

-Вы еще не знакомы с этими природными зонами. Вы видите, что на карте наша страна состоит из разных лоскутков. Это и есть природные зоны. Наша задача на уроке – познакомиться с природными зонами России.

-Что мы будем делать для достижения этой цели?




-Назовите океаны, омывающие Россию.

-Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий океан.

-Назовите моря Тихого океана.

-Охотское, Японское, Берингово моря.

-Назовите моря Северного Ледовитого океана.

-Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря.

-Назовите моря Атлантического океана.

-Азовского, Черное, Балтийское моря.

-Назовите самые крупные озёра страны.

-Байкал, Каспийское озеро

-Назовите самые крупные реки России.

-Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.


Выполняют тест со слайда.




Смотрят карту



Ответы детей









Ф

Контроль учителя

Презентация

Открытие нового знания

Построить новый способ действий

Словесный (беседа), практический (работа на карточках)

-Сегодня мы отправимся в путешествие. Чтобы нам многое узнать, я предлагаю путешествовать по вариантам. Ребята, у которых первый вариант, поедут на юг, у которых второй – на север. Скажите, одинаковую ли природу вы увидите?

-Посмотрите на слайд. На нём изображены животные северной и южной природы. (Приложение 1.) Посоветуйтесь в парах и решите, какие животные относятся к северной природе, а какие – к южной. Объясните свой выбор.


-У вас на листочках написан текст. Ваша задача вставить пропущенные слова, которые предложены ниже. Работаем по вариантам. (Приложение 2)

-Проверим. Прочитайте итоговый вариант текста.

-Все ли согласны? У кого так же поднимите руку. У кого по-другому поднимите руку.


-Одинаковую ли природу вы увидели?

-В связи с чем происходило изменение природы?

-От чего зависит климат?


-Рассмотрите схему на странице 74.

-Солнечные лучи на экваториальную часть земного шара падают отвесно, то есть прямо, а к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают её меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.

-Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. Крупные области со сходными экосистемами, природными условиями, растительным и животным миром называются природными зонами.

-Чтобы продолжить узнавать новое дальше, нам нужно отдохнуть. Встаём на физкультминутку.

Физкультминутка.







-нет



Распределяют животных в парах, объясняют свой выбор


Выполняют работу в карточках





Оценивают свою деятельность






-в связи с изменением климата


-от распределения тепла на Земле


Слушают учителя и рассматривают схему

Ф, П, И

Контроль учителя, самооценка

Презентация, карточки, учебник

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Обеспечить первичное запоминание знаний и способов действий.

Словесный (беседа), практический (работа в тетрадях)

-Посмотрите на слайд. Тут написаны буквы. Ваша задача из данных букв составить слова.

ИАРКАТК

АТУДНР

ЕСЛ

ПЕТЬС

ЯПТУСЫН

-Один ученик выйдет к доске и составит слова на смарт-доске




Арктика, тундра, лес, степь, пустыня

Ф

Контроль учителя

Презентация, смарт доска

Включение в систему знаний и повторение


Повторить изученный способ действий

Практический (работа со смарт-доской)

-Прочитайте текст «С севера на юг» на странице 74.75

-О чём мы ещё не говорили на уроке?


-Выполните задание 2 в рабочей тетради на странице 37

Читают текст


-о смене природных зон в горах



Выполняют задание в рабочей тетради

Ф,И

Контроль учителя

Учебник, рабочая тетрадь, презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обеспечить самостоятельную работу с применением новых знаний и способов действий

Практический (работа с заданием)

-Познакомимся с каждой природной зоной. Рассмотрите рисунки пейзажей, растений и животных различных природных зон. Затем придумайте интересное задание, которое вам бы хотелось выполнить.







-рисунок природной зоны, презентация природной зоны, список литературы о природных зонах, синквейн, сочинение о природной зоне, макет природной зоны, интервью с родителями «В каких природных зонах вы были?»

Ф, И

Контроль учителя

Презентация

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать достижение поставленных целей.

Словесный (беседа), практический (самооценка)

-Какие знания мы открыли на этом уроке? (вопросы на стр. 75)

-Можно ли сказать, что урок прошёл интересно и плодотворно?

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем ещё нужно поработать?

-Покажите мне 5 пальцев, если на уроке у вас всё получалось. Покажите мне 4 пальца, если вам понравился урок, но получалось у вас не всё. Покажите мне 3 пальца, если урок вам понравился, но у вас многое не получалось. Покажите мне 2 пальца, если на уроке было трудно и многое не получалось.

Отвечают на вопросы по уроку


Оценивают свою деятельность.






Оценивают свою работу на уроке

Ф

Контроль учителя, самооценка

Презентация, учебник

Домашнее задание


Словесный (беседа)

-Запишите домашнее задание: стр. 71-75 повторить, выучить природные зоны и написать к каждой природной зоне, обитающие в ней животные.

Записывают домашнее задание

Ф

Контроль учителя

Учебная доска





































П




риложение 1.
















Приложение 2.

Вариант 1.

На юге России климат более … . Весна там наступает …, лето … и засушливое. Деревьев …, их можно встретить только по берегам рек. Большие пространства занимают травяные экосистемы – степи. Это степная зона.

(тёплый или холодный, поздно или рано, долгое или короткое, много или мало)

Вариант 2.

На севере России климат более … . Весна там наступает …, лето … и прохладное. Деревьев …, они прячутся в местах, защищённых от мороза и ветра. Безлесные мохово-лишайниковые экосистемы – тундры – покрыты снегом большую часть года. Это тундровая зона.

(тёплый или холодный, поздно или рано, долгое или короткое, много или мало)