§ 6 Природные ресурсы. (по учебнику В.С. Ревякин «География Алтайского края» )
Использованные технологии: дидактические , интерактивные .
Тип урока : поисковый.
Цели:
Образовательные – познакомить с природными ресурсами родного края; обобщить пройденный материал.
Развивающие – развивать географическое мышление , устную речь; расширять кругозор, развивать умения делать выводы.
Воспитательные- воспитывать чувство гордости за родной край, страну; умение работать самостоятельно, повышать интерес к предмету ; воспитывать экологическое сознание.
Этапы урока:
Организация урока – 2 мин.
Мотивация и целепологание – 5 мин.
Основной – 30 мин.
Рефлексивно- оценочный этап– 5 мин
Домашнее задание – 3 мин
Оборудование урока: Физическая карта Алтайского края, карта полезных ископаемых ,учебник, компьютер, проектор, коллекция полезных ископаемых.
ХОД УРОКА
I Этап: Приветствует учащихся, визуально определяет отсутствующих. Проверяет готовность класса к работе, устанавливая расположения учащихся в кабинете и наличие необходимого оборудования, при необходимости корректирует ситуацию. (Учитель обеспечивает положительный эмоциональный, комфортный настрой, - что в дальнейшем создает ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания)
П Этап:
На прошлом уроке мы рассмотрели геохронологическую таблицу , геологичес-кие события и этапы развития жизни Алтайского края.
Как называют минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые могут использоваться в хозяйстве?
Тема нашего урока «Полезные ископаемые Алтая» (слайд№1,№ 2)
Ш Этап:
Первые разработки полезных ископаемых связаны с именем уральского заводчика А.Н.Демидова. В 1728 году он перевёл на Алтай около 200 крепостных крестьян для строительства завода. (слайд№3 ) Алтай привлекал Акинфия Демидова не только медью. Было предположение о наличии здесь серебра и золота, которые в дальнейшем получили известность далеко за преде-лами Алтая. (слайд№4 ) Учащиеся выступают с сообщением на тему : «А.Н.Демидов- первый Алтайский заводчик.»
На Алтае были найдены железные, медные, бариевые, полиметаллические и другие руды. (слайд№5 ) Посланцы Демидова для постройки завода выбрали устье реки Барнаулки. Тогда заводы были зависимы от воды, приводившей в движение машины, а лес нужен для получения древесного угля. (слайд№ 6)
Мировую славу Алтаю принесло камнерезное искусство. (слайд№7 )
Учащиеся выступают с сообщением на тему «Обработка поделочного камня на Алтае.»
Цветные поделочные камни (яшма, кварцит, порфир, мрамор (слайд№8 ) , змеевик, кварц, (слайд№ 9) гранат, малахит, побежалость, гранит (слайд№ 10), кварц, гобро (слайд№ 11), шунгит и чароит (слайд№ 12)) добываемые на Колыванском, Тигерецком, Коргонском хребтах, обрабатываются на Колыванском камнерезном заводе. Первые шаги в обработке камня были сделаны на Локтевском заводе по распоряжению царице Екатерины П. Минералы Алтая были окружены тайной , им приписывали целебные свойства.
Изделия колыванских мастеров хранятся в музеях Барнаула, Москвы и Петербурга. (слайд№ 13 ) В Эрмитаже находится самая большая ваза- «царица ваз». (слайд№ 14 ) В Калыванском музее выставлены уникальные экспонаты из поделочного камня. (слайд№15 и 16 )
Какие виды полезных ископаемых вы знаете? (горючие, металлические и неметаллические)
Практическое задание: Используя физическую карту и карту полезных ископаемых края заполнить таблицу.
Вид | Полезные ископаемые | месторождения |
Металлические: черные цветные редкие драгоценные | | |
горючие | | |
Неметаллические | | |
После заполнения таблицу проверить. (слайд№ 17 )
В соответствии с классификацией полезных ископаемых оцените обеспеченность края местным сырьем.
Какую закономерность в размещении полезных ископаемых можно выявить в зависимости от геологического строения и рельефа территории?
IУ Этап:
Что вы узнали нового на уроке?
Что было для вас интересно?
У Этап:
§ 6 прочитать.
Нанести полезные ископаемые на контурную карту.
Подготовить сообщения на тему : «Экологические последствия связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых.» (слайд№ 18 )
ПРИЛОЖЕНИЯ
слайд№1 | слайд№2 |
слайд№ 3 | слайд№4 |
 слайд№ 5 | слайд№ 6 |
слайд№7 | слайд№ 8 |
 слайд№9 |  слайд№10 |
 слайд№ 11 |  Слайд№12 |
 слайд№13 | слайд№ 14 |
слайд№ 15 | слайд№16 |
слайд№17 | слайд№ 18 |