Деятельность учителя- Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. «Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуху. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Давайте вспомним, что такое природные ресурсы? | Деятельность учащихся
Слушают, обсуждают, пытаются формулировать тему урока
Вспоминают, формулируют определение понятия. Сверяют с определением в тексте учебника. Анализируют, делают выводы, обобщают. Природные ресурсы – это все виды природных богатств, которые на данном уровне развития цивилизации используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека. |
Деятельность учителя Организует работу с текстом учебника стр.81-82 (до пункта2), предлагает рассмотреть рис. 35. Работа в группах. Использование приёма «тонких» и «толстых» вопросов.
Предлагает игру «Битва Титанов»
-Зачем на первом этапе игры потребовалось захватить как можно больше ресурсов - А на втором этапе, ведь уже была выделена территория, на которой ресурсы принадлежали только Вам Главная проблема человечества: невозможно удовлетворить безграничные человеческие потребности за счет ограниченных ресурсов. Какие виды ресурсов на сегодняшний день самые востребованные? - А это какие конкретно виды сырья? ( нефть, газ, уголь) - Хотите узнать как долго еще человечество сможет использовать это сырье? Тогда обратимся к одному географическому термину ( учебник стр. 82…) Организует учащихся по выполнению практической работы
Работа в группах. Задание 1 группе
Предлагает сделать выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.
Предлагает задание для 2 группы
Предлагает сформулировать вывод 2 группы
Предлагает задание для 3 группы
-Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов железной рудой.
Организует работу с текстом учебника стр 84-85. Предлагает заполнить таблицу «Степень обеспеченности стран природными ресурсами», сформулировать вывод. Обратится к проблемному вопросу.
| Деятельность учащихся Читают текст, рассматривают рисунок. Анализируют, выделяют главное, строят логически обоснованные рассуждения. Формулируют вопросы и ответы Примеры вопросов: Что означают слова «на данном уровне развития» в контексте определения природные ресурсы? В какие две большие группы объединены природные ресурсы? Какие ресурсы относим к неисчерпаемым и почему? Исчерпаемые ресурсы: разница между возобновимыми и невозобновимыми ресурсами. Битва Титанов Из учащихся выбирается 3-4 человека, которые могут быстро среагировать на предлагаемую ситуацию. Игра: на сдвинутые вместе 2 парты высыпают упаковку скрепок. Скрепки выступают в виде ресурсов, которые могут удовлетворить все человеческие потребности. Учащиеся выступают в роли старейшин, которые отвечают за благосостояние народов своего племени. На первом этапе игры ресурсы принадлежат всем и их нужно набрать как можно больше за короткий промежуток времени ( 10 секунд) На втором этапе игры площадь парт делится на части ( с помощью скотча или изоленты) на части по количеству игроков. На теперь высыпая скрепки, озвучивается условие, что ресурсы принадлежат племенам только в том объеме, который оказался на их территории. ( Дети начинают потихоньку воровать у соперников часть скрепок) Ответ: чтобы удовлетворить больше человеческих потребностей) Ответ: чтобы удовлетворить больше человеческих потребностей) Вывод: Все свои потребности человечество может удовлетворить только за счет ресурсов! Ответ: минеральные Ответ: Ресурсообеспеченность – Выполняют практическую работу Делают расчёты ресурсообеспеченности различными видами природных ресурсов. Используют формулы определения: Ресурсообеспеченность= Запасы/Добыча. Ресурсообеспеченность= Запасы/Численность населения Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Представители от групп сообщают о результатах, выводят на экран таблицу с результатами обобщают, делают выводы Задание № 1. -Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы: Страна | Запасы угля (в млрд т) | Добыча (в млн т) | Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса) | США | 445 | 1020 | 436 | Китай | 296 | 1240 | 239 | Россия | 202 | 250 | 808 | ЮАР | 116 | 220 | 527 | Австралия | 116 | 280 | 414 | Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целом значительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая. Задание № 2. -Определите ресурсообеспеченность стран нефтью, используя данные таблиц. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью. Страна | Запасы нефти ( в млрд.т) | Добыча(в млн.т) | Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит) | Саудовская Аравия | 43,1 | 450 | 96 | Ирак | 16,7 | 55 | 304 | ОАЭ | 16,2 | 120 | 135 | Кувейт | 15,7 | 105 | 149 | Иран | 14,9 | 185 | 80 | Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока. Задание № 3. -Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов железной рудой, используя данные таблицы. Страна | Запасы железной руды ( в млрд.т) | Добыча ( в млн.т на 2000 г) | Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит) | Россия | 57,8 | 87 | 664 | Украина | 20,0 | 77 | 260 | Бразилия | 17,6 | 195 | 90 | Австралия | 16,0 | 168 | 95 | США | 15,9 | 63 | 252 | Вывод: Ресурсообеспеченность ресурсами железной руды в мире неодинакова. Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, являются странами — гигантами по площади. Первые три места по запасам железной руды занимают Россия, Украина, Бразилия. По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия. По ресурсообеспеченности лидируют Россия, Казахстан, Канада, Украина, США. Ресурсообеспеченность зависит не только от запасов руды, но и от объема его добычи.
Составляют таблицу «Степень обеспеченности стран природными ресурсами» Страны, располагающие значительными запасами Разнообразных ресурсов | Страны средней ресурсообеспеченности | Специализированные страны | Страны, бедные природными ресурсами | Россия, США, Китай, Бразилия, Казахстан, Индия, Австралия, ЮАР, Канада. | Большинство стран мира | Страны, богатые каким - либо одним важным видом ресурсов. Кувейт, Бруней -нефть, Науру- фосфориты, Чили – Медные руды, селитра и т. д. | Мали, Япония | Вывод. Мы видим, что одна из наиболее промышленно развитых стран мира- Япония находится в группе стран, бедных природными ресурсами. Это говорит о том, что высокая ресурсообеспеченность- не главное условие для экономического развития страны. мировая торговля природным сырьём развита очень хорошо, и недостающие ресурсы можно импортировать. Ответ на проблемный вопрос |
Деятельность учителя Организует выполнение заданий из КИМов ЕГЭ по вариантам с взаимопроверкой. Создаёт ситуацию успеха. | Деятельность учащихся Выполняют задания на новый материал. Вариант 1 Часть А. Выберите один правильный ответ. 1. Обычно сопутствуют чехлу древних платформ и имеют осадочное происхождение: а) рудные полезные ископаемые б) нерудные в)топливные
2. Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования: а) Природопользование б) Генофонд в) Ресурсообеспеченность г) Лесистость 3. Большая часть запасов нефти сосредоточена; а) в развитых странах; б) в развивающихся странах; 4. По разведанным запасам газа в первую тройку стран входят: а) Россия, Иран, Катар; б) Саудовская Аравия, США, Нигерия; в) ОАЭ, США, Россия. 5. К исчерпаемым ресурсам относятся: а) минеральные; б) энергия приливов и отливов; в) земельные. 6. Наиболее богаты минеральными ресурсами: а) Россия, США, Канада, Австралия, Китай б) Япония, Щвейцария, Великобритания в) Ближний Восток г) ЮАР, Канада, Австралия ЧастьВ В1. Используя таблицу, сравните обеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности. | Страна | Площадь пашни, млн га | Численность населения, млн чел. | А | Украина | 33,3 | 47 | Б | Китай | 92,5 | 1336 | В | Бразилия | 43,2 | 190 | Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. Ответ: Вариант 2 Часть А. Выберите один правильный ответ. 1. Наиболее богаты минеральными ресурсами: а) Россия, США, Канада, Австралия, Китай б) Япония, Щвейцария, Великобритания в) Ближний Восток г) ЮАР, Канада, Австралия 2. К неисчерпаемым ресурсам относятся: а) Биологические. б) Энергия приливов и отливов. в) Земельные. 3. По разведанным ресурсам угля в первую тройку стран входят: а) ФРГ, Китай, Россия; б) США, Китай, Россия; в) Австралия. ЮАР, Индия. 4. К исчерпаемым ресурсам относятся: а) Энергия солнца. б) Энергия приливов и отливов. в) Земельные. 5. Наиболее богаты минеральными ресурсами: а) Россия, США, Канада, Австралия, Китай б) Япония, Щвейцария, Великобритания в) Ближний Восток г) ЮАР, Канада, Австралия 6. По количеству нефтеносных бассейнов особо выделяется: а) Персидский залив б) Финский залив в) Ботнический залив Часть В В1. Используя таблицу, сравните обеспеченность стран углём. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности. | Страна | Разведанные запасы угля, млн. т | Добыча угля, млн.т в год | А | Китай | 114 500 | 2190 | Б | Индия | 92445 | 426 | В | Украина | 34153 | 79 | Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв. Ответ:
|