СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные ресурсы мира

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработана в полном соответствии с требованиями ФГОС.

Учащиеся смогут:

-Дать определение понятию «Природные ресурсы»

-Классифицировать природные ресурсы

-Рассчитать ресурсообеспеченность различных стран определёнными видами минеральных ресурсов двумя  способами (1. Обеспеченность ресурсами на основе их ежегодного потребления. 2. Количество ресурсов, приходящихся на одного жителя планеты, страны и т. д.)

-Знать закономерности и географию размещения природных ресурсов по странам мира

Просмотр содержимого документа
«Природные ресурсы мира»

Технологическая карта урока «Природные ресурсы»

(Мизинова Татьяна Алексеевна, учитель географии МКОУ Лебяжинской СШ Камышинского района Волгоградской области)

Предмет

География

Класс

10

Тема урока

Природные ресурсы

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Смогут:

-Дать определение понятию «Природные ресурсы»-Классифицировать природные ресурсы

-Рассчитать ресурсообеспеченность различных стран определёнными видами минеральных ресурсов двумя способами (1. Обеспеченность ресурсами на основе их ежегодного потребления. 2. Количество ресурсов, приходящихся на одного жителя планеты, страны и т. д.)

-Знать закономерности и географию размещения природных ресурсов по странам мира


Смогут:

Находить в тексте достоверную информацию. Уметь анализировать, классифицировать, делать выводы и обобщать.

Устанавливать причинно- следственные связи, классифицировать. Определять цель, проблему, работать по плану, сверяясь с целью. Уметь излагать своё мнение организовывать работу в группе, паре.

Смогут:

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.Формировать навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий


Решаемые учебные проблемы

Научить различать природные ресурсы по степени исчерпаемости,

возобновимости. Определять ресурсообеспеченность различными видами минерального сырья.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Природные ресурсы, неисчерпаемые, исчерпаемые ресурсы, ресурсообеспеченность


Вид используемых на уроке средств ИКТ

Электронный учебник «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»

Электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 10 класс»

Электронные мультимедийные пособия

Слайд- презентация «Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность»

Компьютер, мультимедийный проектор, электронные учебные издания.


Образовательные интернет-ресурсы

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:_t-nfZuZGEfbfM – природные ресурсы

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:_t-nfZuZGEfbfM – природные ресуры

http://fotoloiko.narod.ru/4.jpg - природные ресурсы


Организационная структура урока

Актуализация знаний

Деятельность учителя-

Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

«Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа

И.С.Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого

воздуху. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека.


Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Давайте вспомним, что такое природные ресурсы?

Деятельность учащихся








Слушают, обсуждают, пытаются формулировать тему урока








Вспоминают, формулируют определение понятия. Сверяют с определением в тексте учебника. Анализируют, делают выводы, обобщают.

Природные ресурсы – это все виды природных богатств, которые на данном уровне развития цивилизации используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека.


Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выступает с проблемным вопросом

Благосостояние государства зависит от обеспеченности природными ресурсами на современном этапе. Всегда ли верно это утверждение?


Вступают в диалог, выявляют противоречие и осознают его.

Устанавливают причинно-следственные связи. Высказывают свое мнение, анализируют.

Этап целеполагания

Деятельность учителя

Повторяет проблемный вопрос, подводит к определению целей урока.


Деятельность учащихся.

Проявляют познавательную инициативу, осознают интеллектуальное затруднение. При помощи наводящих вопросов учителя формулируют цели урока.

Этап планирования

Деятельность учителя

Предлагает учащимся составит план предстоящей работы

Деятельность учащихся

Составляют план предстоящей деятельности. Выбирают средства для открытия «нового» знания


Этап Открытие нового знания

Деятельность учителя

Организует работу с текстом учебника стр.81-82 (до пункта2), предлагает рассмотреть рис. 35.

Работа в группах. Использование приёма «тонких» и «толстых» вопросов.




Предлагает игру «Битва Титанов»









-Зачем на первом этапе игры потребовалось захватить как можно больше ресурсов

- А на втором этапе, ведь уже была выделена территория, на которой ресурсы принадлежали только Вам

Главная проблема человечества: невозможно удовлетворить безграничные человеческие потребности за счет ограниченных ресурсов.

Какие виды ресурсов на сегодняшний день самые востребованные?


- А это какие конкретно виды сырья? ( нефть, газ, уголь)

- Хотите узнать как долго еще человечество  сможет использовать это сырье? Тогда обратимся к одному географическому термину ( учебник стр. 82…)



Организует учащихся по выполнению практической работы






Работа в группах. Задание 1 группе













Предлагает сделать выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.



Предлагает задание для 2 группы









Предлагает сформулировать вывод 2 группы



Предлагает задание для 3 группы











-Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов железной рудой.





Организует работу с текстом учебника стр 84-85. Предлагает заполнить таблицу «Степень обеспеченности стран природными ресурсами», сформулировать вывод. Обратится к проблемному вопросу.














Деятельность учащихся



Читают текст, рассматривают рисунок. Анализируют, выделяют главное, строят логически обоснованные рассуждения. Формулируют вопросы и ответы

Примеры вопросов:

  1. Что означают слова «на данном уровне развития» в контексте определения природные ресурсы?

  2. В какие две большие группы объединены природные ресурсы?

  3. Какие ресурсы относим к неисчерпаемым и почему?

  4. Исчерпаемые ресурсы: разница между возобновимыми и невозобновимыми ресурсами.



 Битва Титанов

Из учащихся выбирается 3-4 человека, которые могут быстро среагировать на предлагаемую ситуацию.

Игра: на сдвинутые вместе 2 парты высыпают упаковку скрепок. Скрепки выступают в виде ресурсов, которые могут удовлетворить все человеческие потребности. Учащиеся выступают в роли старейшин, которые отвечают за благосостояние народов своего племени.

На первом этапе игры ресурсы принадлежат всем и их нужно набрать как можно больше за короткий промежуток времени ( 10 секунд)

На втором этапе игры площадь парт делится на части ( с помощью скотча или изоленты) на части по количеству  игроков. На теперь высыпая скрепки, озвучивается условие, что ресурсы принадлежат племенам только в том объеме, который оказался на их территории.

( Дети начинают потихоньку воровать у соперников часть скрепок)

Ответ: чтобы удовлетворить больше человеческих потребностей)




Ответ: чтобы удовлетворить больше человеческих потребностей)



Вывод: Все свои  потребности человечество может удовлетворить только за счет ресурсов!

 






Ответ: минеральные




Ответ: Ресурсообеспеченность – 

Выполняют практическую работу

Делают расчёты ресурсообеспеченности различными видами природных ресурсов.

Используют формулы определения:

Ресурсообеспеченность= Запасы/Добыча.

Ресурсообеспеченность= Запасы/Численность населения

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Представители от групп сообщают о результатах, выводят на экран таблицу с результатами обобщают, делают выводы

Задание № 1. 
-Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы:
 

Страна

Запасы угля (в млрд т)

Добыча (в млн т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

США

445

1020

436

Китай

296

1240

239

Россия

202

250

808

ЮАР

116

220

527

Австралия

116

280

414


Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспечен­ность углем в целом значительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Са­мые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.
 
Задание № 2.  
-Определите ресурсообеспеченность стран нефтью, ис­пользуя данные таблиц.
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Страна

Запасы нефти ( в млрд.т)

Добыча(в млн.т)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Саудовская Аравия

43,1

450

96

Ирак

16,7

55

304

ОАЭ

16,2

120

135

Кувейт

15,7

105

149

Иран

14,9

185

80

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского зали­ва). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для раз­витых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпыва­ющиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Задание № 3. 
-Определите ресурсообеспеченность мира и его реги­онов железной рудой, используя данные таблицы.
 

Страна

Запасы железной руды  ( в млрд.т)

Добыча ( в млн.т на 2000 г)

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Россия

57,8

87

664

Украина

20,0

77

260

Бразилия

17,6

195

90

Австралия

16,0

168

95

США

15,9

63

252

 
Вывод: Ресурсообеспеченность ресурсами железной руды в мире неоди­накова.
Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, явля­ются странами — гигантами по площади. Первые три места по запасам железной руды занимают Россия, Украина, Бразилия. По добыче желез­ной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия. По ресурсообеспечен­ности лидируют Россия, Казахстан, Канада, Украина, США. Ресурсоо­беспеченность зависит не только от запасов руды, но и от объема его до­бычи. 

Составляют таблицу «Степень обеспеченности стран природными ресурсами»


Страны, располагающие значительными запасами Разнообразных ресурсов

Страны средней ресурсообеспеченности

Специализированные страны

Страны, бедные природными ресурсами

Россия, США, Китай, Бразилия, Казахстан, Индия, Австралия, ЮАР, Канада.

Большинство стран мира

Страны, богатые каким - либо одним важным видом ресурсов. Кувейт, Бруней -нефть, Науру- фосфориты, Чили – Медные руды, селитра и т. д.

Мали, Япония

Вывод. Мы видим, что одна из наиболее промышленно развитых стран мира- Япония находится в группе стран, бедных природными ресурсами. Это говорит о том, что высокая ресурсообеспеченность- не главное условие для экономического развития страны. мировая торговля природным сырьём развита очень хорошо, и недостающие ресурсы можно импортировать. Ответ на проблемный вопрос

Этап Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

Деятельность учителя

Организует выполнение заданий из КИМов ЕГЭ по вариантам с взаимопроверкой. Создаёт ситуацию успеха.




Деятельность учащихся

Выполняют задания на новый материал.

Вариант 1

Часть А. Выберите один правильный ответ.

1. Обычно сопутствуют чехлу древних платформ и имеют осадочное происхождение:
а) рудные полезные ископаемые

б) нерудные

в)топливные

2. Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования:

а) Природопользование

б) Генофонд

в) Ресурсообеспеченность

г) Лесистость

3. Большая часть запасов нефти сосредоточена;

а) в развитых странах;

б) в развивающихся странах;

4. По разведанным запасам газа в первую тройку стран входят:

а) Россия, Иран, Катар;

б) Саудовская Аравия, США, Нигерия;

в) ОАЭ, США, Россия.

5. К исчерпаемым ресурсам относятся:

а) минеральные;

б) энергия приливов и отливов;

в) земельные.

6. Наиболее богаты минеральными ресурсами:

а) Россия, США, Канада, Австралия, Китай

б) Япония, Щвейцария, Великобритания

в) Ближний Восток

г) ЮАР, Канада, Австралия

ЧастьВ

В1. Используя таблицу, сравните обеспеченность стран пахотными землями.

Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.



Страна

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн чел.

А

Украина

33,3

47

Б

Китай

92,5

1336

В

Бразилия

43,2

190


Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Ответ:





Вариант 2

Часть А. Выберите один правильный ответ.

1. Наиболее богаты минеральными ресурсами:

а) Россия, США, Канада, Австралия, Китай

б) Япония, Щвейцария, Великобритания

в) Ближний Восток

г) ЮАР, Канада, Австралия

2.  К неисчерпаемым ресурсам относятся:

а) Биологические.

б) Энергия приливов и отливов.

в) Земельные.

3. По разведанным ресурсам угля в первую тройку стран входят:

а) ФРГ, Китай, Россия;

б) США, Китай, Россия;

в) Австралия. ЮАР, Индия.

4.  К исчерпаемым ресурсам относятся:

а) Энергия солнца.

б) Энергия приливов и отливов.

в) Земельные.

5. Наиболее богаты минеральными ресурсами:

а) Россия, США, Канада, Австралия, Китай

б) Япония, Щвейцария, Великобритания

в) Ближний Восток

г) ЮАР, Канада, Австралия

6. По количеству нефтеносных бассейнов особо выделяется:
а) Персидский залив

б) Финский залив

в) Ботнический залив

Часть В

В1. Используя таблицу, сравните обеспеченность стран углём.

Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.



Страна

Разведанные запасы угля, млн. т

Добыча угля,

млн.т в год


А

Китай

114 500


2190

Б

Индия

92445

426

В

Украина

34153

79

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Ответ:








Этап Рефлексия (итог урока)

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока. Оценить меру своего личного продвижения к цели.

Заключение, выводы из урока.

Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности. Сохранение природных систем, поддержание соответствующего качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов должна стать повседневной заботой не только органов государственной власти, но и всего населения. И каждый из нас в состоянии внести посильный вклад для сохранения и преумножения природных богатств. Ведь на нашей Земле жить не только нам, но и нашим детям.


Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Высказывают оценочные суждения

Прием «Микрофон» Учащиеся пятью предложениями рассказывают, чему научились на уроке.





Этап Домашнее задание

Задание:
Учащимся разделиться на группы и составить проект от имени группы.

  Дать характеристику одному из видов природных ресурсов в виде проекта
Выполняется проект в любом виде  (на выбор  учащихся):
  - компьютерная презентация,
- текстовая статья,
- информационная стенгазета.

- схема
 Вид природных ресурсов учащиеся выбирают сами.
 Защита проекта.
Проект оценивается всем классом и учителем.
Критерии оценки:
Раскрытие темы (научность).
Логичность изложения.
Использование различных источников знаний.
Привлекательность и оригинальность  проекта (Вызывает ли интерес у слушателей?)
Умение защитить свой проект.





 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!