СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные зоны России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности размещения природных зон на территории России.

Просмотр содержимого документа
«Природные зоны России»





Тема:

"Природные зоны России"

урок обобщающего повторения























Методическая разработка урока - учителя географии Александриной Татьяны Николаевны муниципального бюджетного образовательного учреждения Поклоновской основной общеобразовательной школы .



Ключевые слова: ( на доске) природные зоны России: арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, пустыни и полупустыни, высотная поясность. Заказники, заповедники, национальные парки.

Номенклатура: положение природных зон.

Планируемые образовательные результаты: - Предметные: учащиеся должны уметь: - объяснять географическое положение природной зоны и ее особенностей;

- приводить примеры растительного и животного мира любой природной зоны России;

- показывать на карте расположение природных зон.

Учащиеся должны знать: -особенности каждой природной зоны. - Метапредметные: -выявлять существенные признаки географического положения природной зоны;

- устанавливать причинно-следственные связи природной зоны; - работать по плану характеристики природной зоны; - работать с различными источниками информации: текстом, картой, рисунками-слайдами; - выделять главное в тексте; - структурировать учебный материал. – Личностные: - воспитание наблюдательности, внимательности, самостоятельности мышления.

Решаемые учебные проблемы: - Какая природная зона России занимает самую большую площадь?

- Какие природные зоны безлесные в России?

- Почему в зоне степей не растут деревья?

- Чем тайга в России отличается от смешанных и широколиственных лесов?

- Какова особенность высотной поясности и чем она отличается от природных зон?

Тип урока: Повторение и закрепление ране изученного материала. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый. Формы учебно- познавательной деятельности: опережающая исследовательская самостоятельная работа обучающихся с учебником, картами, атласом, компьютером; выполнение индивидуальных заданий.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, презентация. Оборудование: карта природных зон России, атласы. Лист взаимооценивания. Место урока: урок по теме: «Природные зоны России»

Межпредметные связи: биология, литература.









Организационная структура урока

Прозвенел звонок веселый. Все готовы? Всё готово? Все ль на месте? Всё ль в порядке: Ручки, книжки и тетрадки? Садитесь. Все ли правильно сидят? Все ли правильно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет придела. Так скорей, друзья, за дело!

1 этап. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белу свету. Как по этим путям дороженькам идет славушка великая про землю нашу русскую. Чем запоминается Россия? Неброской красотой природы, синевой бесчисленных озер. Время словно остановилось в небольших затерянных среди лесов деревеньках. В строгости и величии древних городов, новостройках, затерявшихся среди болот. “ Живая природа” сопровождает человека. Принято считать, что главное в “живой природе” растительность, флора. О ней говорят названия природных зон - тайга, степь, лесостепь. Сегодня мы заслушаем результаты ваших исследований, оформленных в виде презентаций

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Ключевского: Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, - природа его страны”. Наша задача – подтвердить это высказывание, оперируя фактами.

И так на предыдущих уроках мы с вами много говорили о природных зонах России. Так вот мне бы хотелось от вас услышать – Какие природные зоны расположены на территории нашей страны? …. А вообще - то нам надо знать их?

Но вот тогда сегодня мы на уроке и проведем заседание учёного совета. На заседании у нас присутствуют: ландшафтовед, климатолог, почвовед, ботаник, зоолог, и в заключении мы дадим слово географу.

Перед всеми нами стоит сегодня главный вопрос (проблемный)- Каковы главные особенности природных зон на территории нашей страны.

А поможет в этом нам наше исследования, я надеюсь, что каждый из вас уделил немало времени, для того чтобы разобраться в каждой природной зоне.

Но в конце урока мы должны будем подвести итог нашей работы, поэтому перед каждым лежит «Лист взаимооценивания» , который вы в ходе урока должны будете заполнить и после работы на уроке озвучить свои оценки товарищам и себе.

Лист взаимооценивания

Фамилия и имя одноклассника__________

Критерии:

Критерии оценивания

« +», «_»

Самостоятельно ответил на проблемные вопросы урока


Выдвигал гипотезы, предложения


Правильно понял тему урока и его цели


Хорошо активно работал в паре


Хорошо работал с источниками информации


Хорошо отвечал на вопросы, делал выводы, формулировал вопросы

Самостоятельно оценивал деятельность и работу на уроке своего одноклассника


Итоговая оценка за работу на уроке




Если все понятно, то начинаем наше заседание слово предоставляется ландшафтоведу.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа по опережающему заданию.

1.Учащиеся получили опережающее задание по подготовке материала о природных зонах России

Цель: продолжать развивать умения самостоятельно добывать знания и умения самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернетом. 2.При прослушивании сообщений выделяем основные интересные моменты:

- Какие главные показатели природных зон являются основными;

- Показать, как природные компоненты связаны в природных зонах, что произойдет если изменить один из них?

- Почему в России смена природных зон происходит с севера на юг?

Цель: умение учащихся, использовать источники географической информации, выстраивать предположения об особенностях природных зон России, умение составлять презентации. Пользуясь частично-поисковым методом уметь определять основу материала и уметь его правильно донести до своих одноклассников.

- Делают выводы:

- анализируют свою работу - самооценка

- оценка учащегося в коллективе.

Сообщения на ученом совете и в сопровождении презентации:

1.Ландшафтовед.

цель: изучить и исследовать материал самостоятельно, суметь его анализировать, выбрать нужный и интересный материал по теме и донести его до своих одноклассников

Вопрос к нему от ученого совета.

2. Климатолог.

Цель: обратить внимание на положение территории и расположение природных зон относительно поясов освещенности.

Вопрос к нему от ученого совета.

3. Почвовед.

Цель исследования, это еще раз показать вам разнообразие природных условий на территории нашей страны, где были выявлены разные причины формирования почв.

Вопрос к нему от ученого совета.

4. Ботаник.

Цель: изучить особенности растительности на территории нашей страны, всё проанализировать и сделать выводы о причинах такого разнообразия.

Вопрос к нему от ученого совета.

5. Зоолог.

Цель: проследить, какие животные населяют ту или иную природную зону нашей страны.

Вопрос к нему от ученого совета.

6.Географ.

Цель: какую пользу для человека приносят природные зоны, как они используются человеком.

Вопрос к нему от ученого совета.




Итог урока

Сегодня мы еще раз закрепили материал о природных зонах России, и мне бы хотелось, чтобы вы сами сделали вывод: Какую работу мы сегодня выполнили? Чему научились? Как вы думаете мы справились с поставленными целями на сегодняшнем уроке?

Закончить урок хочется трогательными строками

. Итак, связь человека и природы настолько тесная, что рассматривать их отдельно нельзя. Изменения в природе, происходящие по вине человека, в первую очередь влияют на его самого. И для того, чтобы сохранить будущее человека, нужно беречь природу, знать ее законы, разумно использовать ее богатства.

Человек он ведь тоже природа
Он ведь тоже - закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек он зима или лето,
Или осень с грозой и дождем?
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек он ведь тоже природа
Так давайте, природу беречь!

Дом/зад. Найти материал о заказниках, заповедниках, национальных парках, оформить в виде сообщений или сделать презентации по выбору.



Приложения с примерными выступлениями учащихся



1. Ландшафтовед.


Сегодня на уроке я представляю роль ландшафтоведа, где расскажу о своих наблюдениях и выводах при исследовании природных зон России. Передо мною стояла цель: изучить и исследовать материал самостоятельно, суметь его анализировать, выбрать нужный и интересный материал по теме и донести его до своих одноклассников. И так: изучая и исследуя материал о природных зонах России, я пришел к выводу о том, что Россия, занимающая огромное пространство на севере Евразии, - не только самая большая, но и самая северная страна в мире. В ее пределах находится самая северная на Земле континентальная точка суши. При исследовании было замечено: в Евразии есть все природные зоны, которые встречаются на земном шаре, из них в России присутствуют арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные леса, степи, пустыни умеренного пояса и субтропики, а также зоны, переходные. Площади, занимаемые субтропиками и пустынями, очень невелики. Было выяснено, что некоторые считают, наиболее засушливые области России следует относить к сухим степям, а некоторые говорят, что это зона пустыни. А также мы уже знаем, что горы занимают меньшую часть России, но при исследовании было обнаружено, площадь территорий, где широтная зональность замещается высотной поясностью или сочетается с ней, все же очень велика, не менее 4 млн км2. Один из фундаментальных законов физической географии – закон географической зональности, оказывается, этот закон состоит в том, что вследствие неравномерного распределения лучистой энергии Солнца по широтам и неравномерного увлажнения весь комплекс природных условий и отдельные их компоненты последовательно и определенно изменяются по широтам, в целом симметрично относительно экватора. И теперь мы уже знаем, в результате возникают природные зоны - обширные области с близкими климатическими условиями, прежде всего, температурами и увлажнением, определяющими, в общем однородные почвы, растительность и животный мир. Просмотрев большой объем материала, было замечено, на равнинах зоны вытянуты, как правило, вдоль параллелей, широтно. Зональные растительность, почвы и животный мир создают определенный облик местности. зональность отмечена еще в античными географами, а первая строгая формулировка закона принадлежит В.В.Докучаеву. названия зон даны по их наиболее физиологическому признаку - преобладающему типу растительности: степная, лесная, тундровая зоны и т. д. Если вернуться к вопросу: «Чем определена зональность?», то обычно зональность рассматривают как нечто первичное, заранее заданное. Между тем она является результатом взаимодействия многих факторов, связанных с широтой, но отнюдь не ограничивающихся общеизвестным тезисом: ближе к экватору - теплее, а для нашей страны южнее – теплее. В конечном счете, зональность обусловлена климатом. Прежде чем нам климотолог расскажет о влиянии климата на природную зональность в России и охарактеризует климат в природных зонах. Мне бы хотелось у вас спросить. Будут ко мне вопросы?


Вопрос: В какой природной зоне мы проживаем?( В степной. Если вы наблюдательны, то заметили бы, что в нашей местности преобладает травянистый покров и есть представители степной растительности и животного мира. Леса только барачные и пойменные. Вокруг полей искусственные лесополосы).

Ну что ж, надеюсь, что ответ мой понятен, а теперь слово климатологу.


2.Климатолог.

Я исследовала климат России. Изучая материал, я обратила внимание на положение территории относительно поясов освещенности. Северная часть России лежит за полярным кругом, там бывают полярный день это летом, солнце не заходит, оно стоит невысоко над горизонтом и совершает движение по кругу: в полдень оно видно на юге, а в полночь на севере. И полярная ночь происходит зимой, солнце не восходит круглые сутки. Вот здесь то и находятся арктические пустыни. Сюда входят острова Северного Ледовитого океана и его моря. В этой зоне зимой происходит сильное выхолаживание местности. Если мы будем спускаться на материк, то вдоль северного побережья России протянулась тундра. На западе России зона протягивается узкой полосой вдоль побережья, только за полярным кругом. Восточнее граница уходит несколько на юг и на Дальнем Востоке достигает широты 600. Поэтому климат там холодный. Южная граница тундры проходит примерно по июльской изотерме 100 , то ест совпадает с южной границей холодного пояса. Но в тундре все же теплее, чем в арктических пустынях. Зона тайги занимает северную часть Русской равнины, большую часть Западно-Сибирской равнины, практически все Среднесибирское плоскогорье; в горах юга и востока Сибири также преобладает тайга. Если будем двигаться с запада на восток по зоне тайги, климат будет становиться другим. При исследовании территории я заметила, что лето примерно такое же теплое, как в Европейской России, только оно короче, осень наступает раньше; зато зимой гораздо холоднее. С продвижением на восток, в пределах зоны, тайги климат становится более континентальным. В Москве мороз в 200 или 300 считается сильным, в Сибири это обычная температура для зимы. В северо-восточной части Сибири морозы достигают 600 , иногда даже 700. Но в Сибири очень сухой воздух и зимой редко бывают сильные ветры, погода стоит тихая, поэтому морозы переносятся легче. Но зато хорошие условия для образования многолетней мерзлоты, которая в Сибири доходит до южных границ России и даже в Монголию. К югу от тайги расположены зоны смешанных и широколиственных лесов. Они занимают часть Русской равнины, узкой полосой в Западной Сибири, в Восточной Сибири их нет и юг Дальнего Востока. Исследуя эту местность, было замечено, что климат здесь более мягкий, он не такой континентальный. Зимой бывают сильные морозы, но сорокоградусные – это уже редкость. Сужение зоны смешанных лесов к востоку связано не с летними температурами, почти неизменными, а с зимними. Для этого типа растительности – 150 С оказывается пределом. Зона смешанных и широколиственных лесов в основном расположена на юго-западе Восточно-Европейской равнины, а также на юге Дальнего Востока. Сюда часто проникает теплый и влажный морской воздух. Лето относительно теплое и, в отличие от тайги, мягкая зима с частыми оттепелями. Годовая сумма осадков повышается до 600-700 мм. В зоне лесостепи лето становится жарким. Средняя температура июля поднимается до +19…+21°С. На севере зоны количество осадков (560 мм в год) примерно равно испарению. На юге испаряемость несколько превышает количество осадков. Здесь обычны засухи. Климат зоны неустойчив — влажные годы чередуются с засушливыми. В целом лесостепь имеет теплый и относительно сухой климат. Нами было обнаружено, в степной  зоне отчетливо выражены черты засушливости климата. Лето в степях очень жаркое. Средние температуры июля достигают +21…+23°С. . Годовая сумма осадков не превышает 350 — 400 мм в год, что в 2 — 3 раза ниже величины испаряемости. Таким образом, это территория недостаточного увлажнения. Зимы холодные, малоснежные с сильными северными ветрами. Ветры сдувают снег в многочисленные овраги и балки, что еще больше усиливает засушливость этой территории. Зона полупустынь находится в Прикаспии. Она имеет сухой резко континентальный климат. Летом средние температуры июля поднимаются до +23…+25°С, а в январе опускаются до -10…-15°С. Годовая сумма осадков не превышает 250 мм в год. Зимняя погода крайне неустойчива — часто бывают сильные ветры, и температура может опускаться до -40°С. Морозы могут внезапно смениться оттепелями, сопровождаемыми гололедом или (при дальнейшем понижении температуры) гололедицей. При этом гибнет много овец, так как они не могут достать траву из-под ледяной корки. Зона пустынь находится в Прикаспийской низменности. Это самая засушливая территория России. Лето длинное и очень жаркое. Средняя температура июля +25…+29°С. Но очень часто температура летом достигает +50°С. Зима короткая, с отрицательными температурами. Средняя температура января -4…-8°С. Снеговой покров маломощен и неустойчив. Годовая сумма осадков составляет 150 — 200 мм. Испаряемость в 10 — 12 раз превышает осадки. Субтропическая зона занимает небольшие территории, прикрытые с севера горами. На Черноморском побережье Кавказа, у Новороссийска, располагаются сухие субтропики с жарким сухим летом, со средние июльской температурой +24°С.. Зима здесь сравнительно теплая и влажная. Средние температуры самого холодного месяца — февраля — близки к +4°С.. Морозные периоды редки и непродолжительны. Годовая сумма осадков достигает 600-700 мм с максимумом в зимний период. Лучшее время года — осень, когда в течение сентября и октября стоят теплые солнечные дни. Теперь мы можем сделать вывод. Климат России определяется в основном тем, что территория нашей страны: - лежит в высоких широтах; - занимает обширную площадь в пределах самого большого материка, в стране есть места, очень далеко находящиеся от океана; - открыта к северу, к Северному Ледовитому океану, а от теплых южных морей и океанов отгорожена горами.

Теперь хочется услышать от своих коллег интересующий их вопрос.

1. Мне бы хотелось уточнить: почему лето в арктической пустыне холодное?

(Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).

Ну что ж если вопросов больше нет, то переходим к рассмотрению почв.

3.Почвовед.

Цель моего исследования, это еще раз показать вам разнообразие природных условий на территории нашей страны, где мною были выявлены разные причины формирования почв. Ну что ж почвы на территории нашей страны, как и все остальное, очень разнообразны. Например, если возьмем арктические пустыни, то 85% территории зоны покрыто ледниками. Полярно-пустынные почвы очень маломощны. Обычно сверху у них слой торфа (1-3 см). Значительное испарение за длинный полярный день (около 150 суток) и сухой воздух, приводят к формированию солончаковых разновидностей полярно-пустынных почв. Почвы же в тундре повсеместно переувлажнены, чему способствует водонепроницаемая многолетняя мерзлота и слабое испарение в условиях низких температур. Тундровые типичные и оподзоленные почвы имеют небольшую мощность, малое содержание гумуса, относительно высокую кислотность и обычно заболочены. Это тундро-глиевые почвы. В тайге, под хвойными лесами формируются разные виды подзолистых почв. В результате разложения хвойного опада образуются кислоты, которые в условиях повышенной влажности способствуют распаду минеральных и органических частиц почвы. Обильные осадки промывают почвы и выносят растворенные вещества из верхнего перегнойного слоя в нижние горизонты почв. В результате верхняя часть почв приобретает белесый цвет золы (отсюда “подзолы”). На участках, где ,наряду с хвойными, растут лиственные породы, формируются дерново-подзолистые почвы. У них верхний горизонт обогащен гумусом и зольными элементами. В районах повышенного и избыточного увлажнения происходит оглеение почв и формируются глеево-подзолистые почвы. В лиственничных лесах Восточной Сибири выпадает мало осадков. Это обстоятельство и многолетняя мерзлота затрудняют промывание почв. Поэтому здесь развиты слабо оподзоленные мерзлотно-таежные почвы. Все почвы тайги имеют маломощный гумусовый горизонт, низкое содержание многих минеральных веществ, кислую реакцию почвенного раствора (“кислые почвы”). В результате их естественное плодородие невелико. Однако подзолистые почвы очень отзывчивы на удобрения и при правильной агротехнике могут давать высокие урожаи картофеля, ржи, овса, ячменя, льна и кормовых трав. Для увеличения плодородия почв применяется также известкование, с помощью которого уменьшают их кислотность. Под широколиственными лесами образуется слой подстилки — опада. Он богат зольными элементами, в том числе калием и кальцием. Они нейтрализуют органические кислоты, благодаря чему формируются почвы с повышенным содержанием гумуса. Под дубовыми лесами образуются серые лесные почвы, а под буково-грабовыми — бурые лесные почвы. В условиях большого ежегодного опада растительной массы и малого количества осадков(отсутствие промывного режима) под степями сформировались черноземные и каштановые почвы. На севере зоны это типичные черноземы, у которых мощность гумусового горизонта достигает 60-100 см. На юге — южные черноземы с укороченным до 25 см гумусовым горизонтом. В самых засушливых частях зоны распространены каштановые почвы. Встречаются засоленные почвы. Зональными в полупустыне являются каштановые почвы. По сравнению с черноземами они намного беднее гумусом, имеют меньшую мощность и часто бывают солонцеваты. По всей зоне встречаются солонцы и реже солончаки Растительный покров пустынь тесно связан с характером почвогрунтов. На песках распространены растения, имеющие мощные корневища и придаточные корни, которые укрепляют растение в сыпучем грунте и помогают найти влагу. К солончакам приурочены солянки, солерос, сарсазан. В северной части пустыни преобладают полыни и солянки. На севере распространены песчаные почвы и часто встречаются серо-бурые. Они карбонатны, солонцеваты и содержат мало гумуса. Повсеместно распространены такыры. Это глинистые почвы в понижениях — с непролазной грязью в весеннее время и твердой растрескавшейся коркой — в сухое. Такыры практически лишены растительности.

Вот о чем мне хотелось с вами еще раз поделиться. Ведь зная почвы, легко можно определить и растительность местности. Вопросы будут.

Меня вот интересует: почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны?

(Деревья многолетние, хвоя - неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).

Так как почвы и растения неразрывно связаны, вот теперь и послушаем ботаника, что он нам расскажет.

4.Ботаник.

Перед тем как начать своё исследование растительности России, я поставила перед собой цель: изучить особенности растительности на территории нашей страны, всё проанализировать и сделать выводы о причинах такого разнообразия. С результатами исследования сегодня и хочу с вами поделиться.

В ходе исследования, я заметила в Арктических пустынях разреженный растительный покров, который состоит из мхов, лишайников, водорослей и редких цветковых растений. Послушав о климате этой природной зоны, теперь тем более все стало на свои места. 

Намного больше можно сказать о растительным покрове в тундре, где он образован мхами, лишайниками, кустарничками и кустарниками. Все растения имеют характерные формы и свойства, отражающие их приспособленность к суровому климату. Господствуют стланниковые и подушковидные формы растений, которые помогают использовать приземное тепло и укрываться от сильных ветров. В связи с тем, что лето очень короткое и вегетативный сезон ограничен, большинство растений представлено многолетниками и даже вечнозелеными. К их числу относятся брусника и клюква. Все они начинают сразу вегетировать, как только растает снег. На севере зоны находятся арктические тундры с господством мохово-лишайниковых группировок и болот. Среди травянистых — осока, пушица, полярный мак. В средней части зоны — типичная тундра с моховыми, лишайниковыми и кустарничковыми группировками. В восточной части страны господствуют осоко-пушициевые кочкарные тундры. Для корма оленей используется кустистый лишайник — ягель (“олений мох”). Ягель растет очень медленно, со скоростью 3-5 мм в год. Поэтому восстановление пастбищ происходит очень долго — в течение 15-20 лет. По этой причине в тундре возможно лишь кочевое животноводство, при котором многочисленные стада оленей все время перемещаются в поисках корма. Среди растений много ягодных: морошка, брусника, черника, голубика. Встречаются заросли кустистой ивы. На юге зоны, где больше тепла и слабее ветры, господствуют кустарниковые тундры. Среди кустарников наиболее распространена карликовая береза, разные виды ив. В укрытиях по долинам рек в тундру с юга заходят заросли ольхи кустистой. Очень много ягодных растений — голубика, черника, брусника, растут вересковые кустарнички, грибы. В лесотундре существуют рядом лесные и тундровые растительные группировки. Леса состоят из изогнутых низкорослых берез, елей и лиственниц. Деревья в лесах далеко отстоят друг от друга, так как их корневая система располагается в верхних слоях грунта над многолетней мерзлотой. В лесотундре находятся самые продуктивные оленьи пастбища, так как ягель здесь растет значительно быстрее, чем в тундре. К тому же олени могут укрываться в лесах от сильных ветров и использовать в качестве корма и лесную растительность. В тайге картина раскрывает совсем другая, здесь преобладают леса из ели, лиственницы, сосны, пихты и сибирского кедра. Ели и пихты образуют темнохвойные леса с бедным травяным покровом, так как под их густой кроной очень мало света. Светлохвойные сосна и лиственница очень неприхотливы. Они могут расти на песках и каменистых почвах. На Восточно-Европейской равнине таежные леса состоят из ели, пихты и сосны,в Западной Сибири — из ели, пихты и кедра. В Восточной Сибири в условиях жесточайших морозов и многолетней мерзлоты растут леса из даурской лиственницы. Она хорошо приспособлена к жизни в суровых условиях: на зиму сбрасывает хвою и имеет поверхностную корневую систему над мерзлотным слоем почво-грунтов. Повсеместно в тайге растут и мелколиственные деревья — береза и осина. В большинстве случаев это вторичные леса на месте гарей и вырубок. В лесах подзоны наряду с елью и сосной очень широко распространен дуб, клен, липа и другие широколиственные породы. В подлеске много жимолости, орешника, крушины, калины. В смешанных лесах господствуют дерново-подзолистые почвы. На Дальнем Востоке почвы бурые лесные. Широколиственные леса состоят в основном из дуба, вяза, клена, липы, граба, бука. На юге Дальнего Востока произрастает пробковый дуб, бархатное дерево и разнообразные лианы. На протяжении всей зоны небольшие лесные массивы чередуются с разнотравными степями. На Восточно-Европейской равнине в лесостепи преобладают дубравы с примесью клена, ясеня, липы и вяза. На Западно-Сибирской равнине в лесах господствуют береза и осина. В Восточной Сибири леса сосново-лиственничные с примесью березы и осины. В прошлом в растительности северной части степной зоны преобладали злаки — ковыль, типчак, тонконог и другие. У них развита мощная корневая система, которая обеспечивает им достаточную подачу воды даже в условиях засушливого климата. Южнее произрастали типчаково-ковыльные, а на крайнем юге — полынные степи. Небольшие участки лесов встречаются лишь по склонам балок и долин. В полупустыне господствуют полынно-злаковые сообщества. Но растительный покров пятнистый и разреженный. Между куртинами растений находятся участки голой почвы. В травостое преобладают ковыль, типчак, тырса. Множество видов полукустарников — белая полынь, прутняк, биюргун и другие. Полынно-злаковая растительность используется в качестве пастбищ. Растительный покров пустынь тесно связан с характером почвогрунтов. На песках распространены растения, имеющие мощные корневища и придаточные корни, которые укрепляют растение в сыпучем грунте и помогают найти влагу. К солончакам приурочены солянки, солерос, сарсазан. В северной части пустыни преобладают полыни и солянки. На севере распространены песчаные почвы и часто встречаются серо-бурые. Они карбонатны, солонцеваты и содержат мало гумуса. Повсеместно распространены такыры. Это глинистые почвы в понижениях — с непролазной грязью в весеннее время и твердой растрескавшейся коркой — в сухое. Такыры практически лишены растительности. В прошлом сухие субтропики были покрыты лесами из пушистого дуба, древовидного можжевельника, крымской и пицундской сосны, рощами земляничного и сандалового дерева. Распространены кустарниковые заросли шибляка и маквиса. Шибляк — низкорослые заросли листопадных растений пушистого дуба, колючих кустарников держи-дерева, сумаха, шиповника. Маквис — заросли вечнозеленых кустарников и невысоких деревьев: мирт, дикая маслина, земляничное дерево, древовидный вереск, розмарин, каменный дуб. Почвы сухих субтропиков представлены бурыми лесными и коричневыми. Вот перед вами теперь, надеюсь, нарисовалась понятная картина распространения растительности на территории нашей страны.

А может будет ко мне какой –либо вопрос.

Мне интересно: Как лиственница приспособилась к условиям тайги?

(Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы).

Наверно пришло время поговорить о животном мире России. Слово зоологу.



5.Зоолог.

Для меня интересной оказалась тема животного мира на территории России. И цель была проста: проследить, какие животные населяют ту или иную природную зону нашей страны. Оказалось животный мир в арктической зоне беден, так как продуктивность растительной массы очень невелика. На островах обитают песцы и белый медведь. Особенно много белых медведей на острове Врангеля. На скалистых берегах островов находятся “птичьи базары” — колонии морских птиц. На прибрежных скалах и гнездятся тысячи гагарок, чаек, чистиков, кайр, моевок, тупиков и других птиц. Так же и животный мир тундры очень беден в видовом отношении, но обилен по числу особей. В течение всего года в тундре обитают северные олени (дикие и домашние), лемминги, песцы и волки, тундровая куропатка и белая сова. Летом прилетает множество птиц. Обилие пищи в виде мошек и комаров привлекает в тундру для выведения птенцов огромное число гусей, уток, лебедей, куликов и гагар. В лесотундре обитают животные, как тундры, так и лесов — лось, бурый медведь, белка, заяц-беляк, глухари и рябчики. Охота дает много пушнины, из которой наиболее ценны шкурки песца.

А вот животный мир тайги очень разнообразен. Из млекопитающих здесь обитают лось, бурый медведь, рысь, белка, соболь, бурундук, заяц. Много птиц: глухарь, рябчик, дятел, кедровка, сова. В смешанных и широколиственных лесах обитают косули, куницы, норка, бобр. Некоторые виды стали очень редкими и находятся под специальной охраной в заповедниках. Таков зубр, охраняемый в Приокско-террасном заповеднике в Московской области и на Северном Кавказе (Тебердинскийзаповедник). В лесах зоны обитают обычные лесные виды зверей и птиц. А на открытых степных пространствах встречаются суслики и зайцы-русаки (часто), сурки, хомяки, дрофы (редко). Как в лесах, так и на степных участках зоны обычны волки и лисы. В степях обитает много грызунов — суслики, сурки, хомяки, полевки. Встречается лисица и волк. Из птиц наиболее распространены жаворонки и степные куропатки. Некоторые виды животных приспособились к распаханной территории, и их количество не только не снизилось, а даже возросло. К их числу относятся суслики, которые наносят большой ущерб посевам зерновых. Многие растения полупустыни исключительно богаты питательными веществами и их охотно поедают овцы, лошади и верблюды. Земледелие ведется только с применением орошения.  В полупустыне обитают животные степей и пустынь. Основные животные — грызуны: суслик, тушканчики, полевки, мыши. Типичное животное полупустынь — антилопа-сайгак. Водятся волк, степной хорь, лисица-корсак. Из птиц — степной орел, дрофа, жаворонки. В зоне пустынь обитают сайгаки, барханная кошка. Большое количество грызунов — тушканчики и песчанки, много ящериц, змей. Разнообразны многочисленные насекомые — скорпионы, тарантулы, москиты, саранча.

Вот тот перечень животного мира, населяющего нашу страну. Может кто хочет поподробнее узнать о тех или иных животных. Пожалуйста.

Почему медведь "белый"?

(Покровительская окраска позволяет незаметно ждать добычу, а еще в белом волосе находятся пузырьки воздуха, что позволяет не замерзнуть от холода).

Как животные приспособились к условиям тайги?

(Спячка, линька, запас жира).

Почему дикие животные открытых пространств и степей, как правило, живут стаями, а лесные животные - в одиночку?

(Копытные животные тайги (лоси, олени) живут парами или семьями. Большое стадо не может укрыться в лесу и не может заметить хищников среди деревьев.)

Но, а теперь хотелось бы послушать, как человек использует с пользой особенности природной зоны.

6. Географ.

Послушав нашу беседу, осталось, как бы подвести итог, а какую пользу для человека приносят природные зоны, как оказалось они ведь очень разнообразны на территории России. И так оказалось, что Земледелие в тундре невозможно из-за низкой температуры почв и их бедности питательными веществами. Но в тундре пасут многочисленные стада оленей, добывают пушнину, собирают гагачий пух. Хвойные леса используются для заготовки и производства древесины, бумаги, продуктов лесохимии. В тайге ведется пушной промысел, сбор грибов, ягод и лекарственных растений. Благоприятные климатические условия, высокое плодородие почв привели к тому, что лесостепь интенсивно освоена и заселена. До 80% земель этой зоны распахано. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник. В обширных садах снимают богатый урожай яблок, груш, абрикосов и слив. Большая часть зоны степей распахана. Здесь выращивают озимую и яровую пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. Много бахчевых культур — арбузов, дынь. Сельское хозяйство страдает от нехватки влаги, суховеев, эрозии почв и пыльных бурь. Для борьбы с этими неблагоприятными явлениями в степях посажены полезащитные лесные полосы. Остатки естественных степей сохранились лишь в Центрально- черноземном заповеднике на Среднерусской возвышенности. Обилие солнечного света и тепла, длительный вегетационный период позволяет выращивать в пустыне на поливных землях высокие урожаи ценнейших сельскохозяйственных культур — винограда, бахчевых. Для орошения построены многочисленные каналы, водохранилища и оросительные системы. Благодаря орошению в выжженной пустыне возникли земледельческие хозяйства и новые оазисы. Обширные пастбища пустынь используются для выпаса овец и верблюдов. В субтропиках в настоящее время естественный растительный покров практически сведен. Большая часть территории занята виноградниками, садами, парками многочисленных санаториев и домов отдыха.

Арктику используют для исследования при помощи дрейфующих станций. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега?

(Любое темное пятно увеличивает отражающую способность снега, и он быстрее начинает таить).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!