СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные зоны Северной Америки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по географии в 7 классе , с использованием работы в группах и использовании частично-поисковом методе.

Просмотр содержимого документа
«Природные зоны Северной Америки»

Тема урока: «Природные зоны. Население Северной Америки.»

Класс: 7

Цель: Изучить природные зоны Северной Америки, ознакомить с ее природными компонентами, называть народы континента.

Задачи:

1. Раскрыть содержание понятий « природная зона» , обучить приёмам описания природных зон, определять территории проживания крупных народов, плотность населения.

2. Расширить знания о природе материка. Продолжить накопление географического словарного запаса.

3. Способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе и оказания взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; иметь общее представление о причинах успеха в учебе; осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели, задачи; формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения друг к другу, готовности и способности вести диалог с другими людьми, работать с глобусом и картой; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: уметь и показывать и называть природные зоны на карте, давать им краткую характеристику, знать географические компоненты, типичные для каждой зоны.

Учебно-наглядный комплекс: климатическая карта, физическая карта, карта природных зон Северной Америки, атласы для 7 класса, учебные принадлежности, презентация к уроку,тетради, таблицы, ИКТ, учебник.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа с картой.


Ход урока:

I Организационный момент: приветствие учащихся, проверка к готовности к уроку

II Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания в рабочих тетрадях (взаимоконтроль) Ребята меняются тетрадями.если все верно-получают 2 бала, что-то не доделано-1 балл, не выполнено-0 баллов.

III Изучение нового материала

Задания учащимся: докажите, что природная зона – это природный комплекс.

Ответ: В состав природного комплекса и природной зоны входит одни и те же природные компоненты: рельеф, климат, почва, растительный мир, животный мир, воды. Они находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Если изменится только один природный компонент, изменится весь природный комплекс. Итак: Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

(слайд: иллюстрация природной зоны и природного комплекса).


Вступительное слово учителя.

Почти каждый урок познания нового начинается с карты. И сегодня мы тоже неоднократно обратимся к ней. Но карта которая будет сопровождать нас по теме урока не физическая, а карта природных зон. Поэтому я, думаю, вы уже догадались какая тема урока сегодня.

-Какая цель нашего урока? ( узнать природные зоны и население Северной Америки)

-Что бы вы хотели узнать?

Что же мы должны Знать:

- Какие природные зоны есть на материке?

- Каковы особенности природных зон?

- Как они расположены?

- Почему так расположены?

- Кто там живет?

- Что там растет?

-Какие народы живут? На каком языке разговаривают?

-Давайте откроем карту природные зоны Северной Америки,

-В чем особенность расположение природных зон материка Северная Америка?

- Назовите природные зоны в той последовательности, в которой они расположены с севера на юг.


- Нарушается ли закон широтной зональности?


- Как расположены природные зоны на материке в его северной части? (ученики отвечают: Полосами с запада на восток).


- Как расположены природные зоны в его центральной и южной части? (ученики отвечают: Вытянуты с севера на юг).



- Почему? (Это следствие особенностей рельефа и


изменения количества осадков от побережий в глубь материка).

-В каких направлениях они сменяют друг друга?

( В том, что природные зоны расположены необычно. На севере материка они, согласно закону зональности, вытянуты полосами с запада на восток, а в центральной и южных частях природные зоны расположены в меридиональном направлении, -особенность рельефа и господствующие ветра).

Задания учащимся: Какие материки мы изучили в предыдущих уроках? Какова закономерность расположения природных зон в этих материках?

( в зависимости от количества получаемых тепла и влаги в условиях тропических широт характерны зоны влажных экваториальных лесов, в Австралии и Африке –саванны и пустыни, в Южной Америке- больше лесов.)

-Давайте проведем с вами исследование, тем самым создадим мини-проект. Ваша задача определить, какая это природная зона, рассказать о ней, какие животные и растительность в данной природной зоне. По характеристике природной зоне каждый себе заполняет таблицу.

Работа в группах: ( 5 групп) Каждой группе раздается пакет с карточками , на которых находятся названия представителей растительного и животного мира природных зон Северной Америки., описание природной зоны. Нужно определить какая эта природная зона, уметь рассказать о ней. Картинки животных и растительность поместить на природную зону.

Ребята выписывают себе рассказ о природной зоне , заполняют таблицу, контурную карту.

-Заранее договоритесь, кто в группе будет отвечать,рассказывать о природной зоне.

-Отвечать группы будут по плану:


1.

Арктические пустыни-1

Тундра-2

Тайга-3

Смешанные и широколиственные леса-4

Степи и лесостепи-5; пустыни и полупустыни-6


Название природной зоны

Климатический пояс

Почвы

Растения

Животные

Арктические пустыни





Тундра

 

 

 

 

Тайга

 

 

 

 

Смешанные и широколиственные леса

 

 

 

 

Степи и лесостепи

 

 

 

 

Пустыни и полупустыни






-У кого 1-я природная зона, поднимите цифру «1»

1.Природная зона _________ расположилась в арктическом климатическом поясе. Даже летом почти на всей территории сохраняются отрицательные температуры или температуры близкие к нулю. В течение всего года преобладает облачность, туманы, снежные бури. Зимняя полярная ночь продолжается до пяти месяцев. В пределах этого пояса находятся центры современного покровного оледенения. Почвы практически отсутствуют. Растительный мир представлен мхами и лишайниками. Животный мир немногим разнообразнее, но его питание неразрывно связано с водным пространством ( моржи, тюлени, белые медведи ).(арктические пустыни)

Вопрос: итак, почему у этих животных окраска белого цвета? Почему там мало растительности?

Вывод: Значит там суровые климатические условия, животные приспособились в таких климатических условиях, их жизнь связана с морем, они там находят себе пищу, мех теплый, под мехом слой жира, который спасает их от голода и холода.

-У кого 2 природная зона, поднимите цифру «2»

2 Южнее полярного круга становиться чуть теплее, здесь располагается природная зона ______ и ____________, которая занимает районы субарктического климатического пояса. Для него характерна суровая зима ( работа с климатической картой! ), прохладное лето с пасмурной дождливой погодой. Вся территория тундры находиться в зоне многолетней мерзлоты. Поэтому здесь много поверхностных болот. Почвы тундровые – болотные. Растительность представлена низкорослыми травами (голубика, ежевика, морошка) и карликовыми деревьями (карликовая береза, ива, сосна ). Животный мир более разнообразен, чем в арктических пустынях.(тундра и лесотундра)

Вопрос: Почему растительность представлена только низкорослыми травами, а деревья карликовые?

Ответ: Потому что, в зоне тундры и лесотундры – вечная мерзлота. Из-за того, что растительности мало, почва мало образуется и чтоб почва образовалась, не хватает тепла из-за короткого лета, растительный опад не успевает разлагаться.

-У кого 3 природная зона, поднимите цифру «3»

3 При движении на юг количество солнечного тепла возрастает. Это приводит к смене тундры зоной хвойных лесов – ________На подзолистых почвах, напоминающих цвет золы, растут хвойные леса представленные сосной, пихтой, елями, лиственницей. На западе благодаря теплому течению и западным ветрам, несущим влагу на материк, хвойные леса протянулись намного южнее вдоль Тихого океана. Здесь встречается гигантские хвойные деревья – секвойя. Секвойя гигантская - самое высокое и большое дерево в мире- секвойя «Генерал Шерман » растет в Калифорнии. Высота её 84 м, диаметр ствола 35 м, толщина ветвей более 3 м, возраст около 2500 лет, вес 2500 т.(тайга)

Вывод: Зона тайги – появились деревья, количество солнечного тепла возрастает, вечной мерзлоты нет. И почва более плодородна. Хотя солнечного тепла не достигает до земли из-за кроны хвойных деревьев, из-за большой влажности почва вымывается и образуется подзолистая почва.

4.В центральной части востока С. Америки проходит теплое течение Гольфстрим. Оно способствует образованию дождевых облаков. И количество осадков увеличивается на востоке материка. Здесь на серых лесных почвах расположилась зона_________________________, а чуть южнее переменно-влажные леса. Здесь ощущается господство умеренного пояса. Холодная и снежная зима, теплое лето с туманами на прибрежной части Атлантического океана. Растительный и животный мир более разнообразен.( смешанных и широколиственных лесов)

Вывод: Из-за влияния течения Гольфстрим образуются широколиственные леса и переменно-влажные леса. Значит, количество осадков увеличивается из-за теплого течения и растительный и животный мир более разнообразен. Почва более плодородна, потому что растительного опада много, тепла хватает, чтобы перерабатывать их в гумус или перегной. В теплых климатических условиях в почве почвенных бактерий и разнообразных жуков и червей бывает очень много.

5. При приближение на запад в глубь материка количество осадков убывает, и поэтому леса сменяются ___________________________ которые вытянулись в меридиональном направлении. В С. Америке степи чаще всего называют прериями ( в словарь !), которые различают на сухие (на каштановых почвах) и влажные на чернозёмах. Животный мир этой безлесной зоны не менее разнообразен лесной. (лесостепи и степи)

Вывод: Итак, при приближении в глубь материка количество осадков уменьшается, леса сменяются безлесными пространствами – степями, которые в Северной Америке называются прериями. Под многолетними травами образуется очень плодородная почва – черноземы, где очень много плодородного слоя – гумуса или перегноя.

5.1. Вдоль центральной части западного побережья материка проходит холодное Калифорнийское течение, поэтому количество осадков убывает. Холодное течение и горный рельеф материка формирует здесь зону_______________ Безлесная зона со скудной растительностью и животным миром (пустынь и полупустынь)


Вопрос: почему в данном случае образовалась пустыня? Что повлияло?

Ответ: Холодное Калифорнийское течение.

Общий вывод: В отличие от уже известных нам южных материков в Северной Америке смена природных зон происходит особым образом. В северной части материка природные зоны сменяют друг друга с севера на юг. Это происходит вследствие изменения количества солнечного тепла.

( самопроверка: проверяют себя по дополнительным картам)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( выполняют упражнения по музыкальный фон)

-Возьмите таблицы, посмотрите, большое население в Северной Америке по сравнению с другими материками?

- Где больше проживает людей? ( в Азии)

- Где народов меньше ил и столько же, как а С.Америке?( меньше в Австралии, столько же в России со странами СНГ.

- Посмотрите на следующий слайд, как вы думаете, какие это народы?( европейцы, мексиканцы, индейцы, алеуты)

-К какой расе они относятся? ( монголоидной)

В Центральной Америки проживают мулаты и метисы. Давайте вспомним, из каких они браков.( слайд)

До колумбийской эры проживали ацтеки.

Большая часть населения разговаривают на английском языке. В Мексике- свой мексиканский язык. На юге –испанский.

IV Закрепление:

Дополните пропущенные слова:

1. Переходная зона от тундры к тайге называется –лесотундра…

2. Животное, сохранившиеся в тундре с ледникового периода - …овцебык

3. Самая холодная зона в Северной Америке – …Арктическая пустыня

4. В Арктике обитает самый крупный хищник на Земле –белый медведь

5. В какой зоне почвы сильно заболочены -тундре…

6. В какой природной зоне жизнь животных сильно связана с океаном – тундра и лесотундра…

7. Какие народы Северной Америки являются коренными жителями?( алеуты, индейцы,эскимосы)

8. На каком языке разговаривает большая часть населения?( на английском)


- Ответили ли мы на все интересующие нас вопросы?

-Давайте снова вернемся к нашим задачам урока, посмотрим, все ли мы выполнили?

Рефлексия: «Анкета»


Домашнее задание :п.45 подготовить сообщение ил презентацию на тему жилища и быт индейцев, эскимосов Северной Америки, 2- подготовить презентацию «Йелоустонский парк».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!