ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
10-11 КЛАСС
Тема урока: Природопользование и экологические проблемы |
Предметные образовательные результаты, формируемые через деятельность обучающихся | Учащиеся смогут сформулировать определения понятий: географическая оболочка, окружающая среда, природопользование, особо охраняемые природные территории, геоэкология. Научатся различать рациональное и нерациональное природопользование и приводить примеры. Объяснять зависимость между нерациональным природопользованием и возникновением экологических проблем. Высказывать своё мнение о состояние окружающей среды своего региона. Смогут осознать роль каждого человека в деле охраны окружающей среды. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Географическая оболочка, окружающая среда, природопользование; рациональное, нерациональное природопользование; особо охраняемая природная территория, геоэкология, экологическая проблема, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ОРГМОМЕНТ
1. Этап АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Деятельность учителя
Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала:
Начнём с нескольких терминов, часть из которых вам уже знакома. А потом посмотрим, как они связаны друг с другом.
Вспомните:
- Что такое природа или географическая оболочка?
- Какие геосферы обеспечивают богатство и разнообразие ландшафтов нашей планеты?
- С какой частью географической оболочки непосредственно взаимодействует в процессе своей жизни и хозяйственной деятельности человечество?
- Что такое природный комплекс, и какие компоненты он включает?
- Как может измениться облик геосистемы в результате хозяйственной деятельности человека?
2. Этап СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Деятельность учителя
Создает для учеников проблемную ситуацию:
Эпиграфам к нашему уроку я предлагаю слова Дж. Кимбол – обозревателя одной из американских газет по вопросам охраны природы.
“…Люди сейчас включили в свой словарный запас совершенно новые слова, такие, как экология, наука об окружающей среде, и, что важнее всего, обучение основам охраны природы.
Создает готовность к предстоящей деятельности:
Подумайте:
- Какой комплекс взаимоотношений общества и природы зашифрован в этом высказывание? И какая глобальная проблема человечества скрыта в этих словах?
- Давайте сформулируем тему нашего урока.
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.
- Сегодня мы познакомимся с понятиями: природопользование; рациональное, нерациональное природопользование; особо охраняемая природная территория; геоэкология; экологическая проблема; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды.
- Сформулируйте цель нашего урока, какие задачи перед нами стоят?
3 Этап "ОТКРЫТИЕ" НОВОГО ЗНАНИЯ
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, Деятельность учителя
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
Географическая, или окружающая, среда — это та часть природы, с которой человечество непосредственно взаимодействует в процессе своей жизни и хозяйственной деятельности. Географическая среда — понятие более узкое, чем природная среда.
Границы географической среды постоянно расширяются, так как возрастают масштабы влияния человека на природу. Есть точка зрения, что на Земле не осталось вовсе не тронутой природы, поскольку «следы» хозяйственной деятельности человека можно обнаружить везде на нашей планете.
Итак, современный мир — это мир сильных и часто разрушительных воздействий человека на природу в процессе использования природных ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человеческого общества. Этот комплекс взаимоотношений общества и природы принято называть природопользованием.
- Давайте попробуем сначала сами объяснить, что такое природопользование, с вашей точки зрения?
- Обратимся к учебнику, на стр. 151 найдём и проанализируем определение «Природопользование».
- Сравним нашу трактовку термина и автора учебника.
- Давайте подумаем, всегда ли в большинстве случаем, наносится ли вред природе при потреблении ресурсов?
Правильно, в тех случаях, когда природно-ресурсный потенциал не сохраняется, такое природопользование называется нерациональным.
Однако в последнее время появилось много технологий добычи природных ресурсов, не приводящих к изменению природно-ресурсного потенциала. Такой тип природопользования называется рациональным.
- Как вы считаете, какие особенности имеет рациональное и нерациональное природопользование?
Обратимся к учебнику стр. 152. Рассмотрим рис.61.
- Объясните, в чём заключается рациональная распашка земли на данном рисунке?
Поработаем в парах.
Вам необходимо уточнить, о каком виде природопользования идёт речь. Один выбирает примеры рационального природопользования, другой нерационального.
Предложены ситуации:
- Рекультивация земель в районах добычи угля
- Осушение болот в верховьях малых рек
- Создание полезащитных лесополос в степной зоне
- Создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях
- Захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах
- Сплав леса по рекам отдельными брёвнами
- Рекультивация земель на месте карьеров
- Осушение болот в верховьях рек
- Выращивание мальков ценных видов рыбы на рыбозаводах для дальнейшего выпуска их в водоёмы
- Сжигание попутного нефтяного газа в факелах в районах добычи нефти
- Какой комплекс мер включает в себя рациональное природопользование?
Давайте вместе составим схему: «Рационального природопользования».
Однако преобладающим видом природопользования на планете в настоящее время остается нерациональное природопользование. Человечество, понимая вред нерационального природопользования, по-прежнему использует опасные методы освоения и переработки природных ресурсов Земли.
- Почему? Попробуйте сформулировать основную причину.
В решении проблемы рационального природопользования и охраны природной среды важное место отводится особо охраняемым природным территориям.
Попробуйте сформулировать самостоятельно, что такое особо охраняемые природные территории. А теперь обратимся к учебнику.
Ребята вы поделены на группы, перед каждой группой на столах есть задание и каждая группа готовит ответы. Приветствуется использование интернета.
Задание для 1 группы.
Что такое заповедник. Самые известные заповедники мира?
Сколько их в России?
Для каких целей их создали?
Задание для 2 группы.
Что такое заказник?
Самые известные заказники мира?
Сколько их в России?
Чем отличаются заказники от заповедника?
- Задание для 3 группы.
Что такое национальные парки?
Самые известные национальные парки мира?
Сколько их в России?
Выступление групп.
Начертите схему: «Виды особо охраняемых природных территорий».
- Как вы думаете, должно ли государство заниматься проблемой экологии? Свой ответ аргументируйте.
- Что такое геоэкология?
- Какой обитатель планеты в процессе своей жизни вступает в противоречие с природой?
- Причина возникновения экологических проблем?
- Что представляет собой хозяйственная деятельность?
- Какие виды воздействия хозяйственной деятельности существуют?
- Две основные экологические проблемы?
4 этап УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА. ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
Деятельность учителя
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока.
Вопросы и задания:
Как соотносятся термины «географическая оболочка» и «географическая среда»?
Прокомментируйте точку зрения об отсутствии на Земле не тронутой человеком природы. Согласны ли вы с этим?
Поработаем в парах.
Используя личный опыт взаимодействия с природой, приведите примеры рационального и нерационального природопользования. Каждый заполняет свою часть таблицы.
Рациональное природопользование | Нерациональное природопользование |
| |
В чем причина преобладания нерациональных методов ведения хозяйства?
Почему хозяйственная деятельность приводит к возникновению экологических проблем?
Задания формата ЕГЭ
- Какие из следующих высказываний верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Природный газ относится к числу возобновляемых источников энергии.
2) Использование попутного нефтяного газа для получения электроэнергии на тепловых электростанциях является примером рационального природопользования.
3) Рекультивация земель на месте карьеров, в которых велась добыча каменного угля, является примером рационального природопользования.
4) Использование систем оборотного водоснабжения — основная причина загрязнения поверхностных и подземных вод суши.
5) Использование отходов лесной промышленности для производства топливных паллет является примером рационального природопользования.
-Что из перечисленного является примерами рационального природопользования? Запишите все цифры, под которыми указаны примеры рационального природопользования.
1) проведение лесовосстановительных работ в местах лесных пожаров
2) использование систем оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях
3) осушение болот в верховьях малых рек
4) использование попутного нефтяного газа в качестве сырья для химической промышленности
5) молевой сплав леса
- На Родниковском месторождении нефти (Оренбургская область) компании «Оренбургнефть», входящей в состав «НК Роснефть», начала работу газотурбинная электростанция (ГТЭС), использующая в качестве топлива попутный нефтяной газ (ПНГ). Новая ГТЭС полностью обеспечивает потребности инфраструктуры месторождения в электроэнергии. Это уже второй такой проект, реализованный компанией, — аналогичная ГТЭС эксплуатируется на Вахитовском месторождении. Строительство ГТЭС осуществлено в рамках реализации программы «Газ», задачей которой является утилизация попутного нефтяного газа. В ходе реализации этой программы было потушено 16 факелов, в которых ранее ежегодно сжигалось 122 млн м3 газа.
Выработка электроэнергии с использованием ПНГ является примером рационального природопользования. Приведите два аргумента, подтверждающих это утверждение.
- В каком регионе России: Архангельской или Саратовской области — необходимо уделять больше внимания мерам, предупреждающим развитие водной эрозии? Свой ответ обоснуйте.
- Какие негативные последствия может иметь вырубка лесов на склонах Кавказских гор? Укажите не менее двух последствий.
- Определите, в пределах, какого из участков, обозначенных на фрагменте карты цифрами, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя.
Для обоснования вашего ответа приведите два довода.
- «Кислотные дожди», являющиеся результатом растворения в воде оксидов серы и азота, поступают в атмосферу как в результате естественных природных процессов (вулканическая деятельность, жизнедеятельность микроорганизмов), так и в результате хозяйственной деятельности человека (сжигание углеводородного топлива). В настоящее время кислотные осадки рассматриваются как серьёзная экологическая проблема, носящая глобальный характер. Назовите два отрицательных последствия кислотных осадков.
5 Этап РЕФЛЕКСИЯ
Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного
продвижения к цели и успехи класса в целом
- Как вы считаете, знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут нам ответить на проблемный вопрос этого урока?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели урока?
- С какими понятиями вы сегодня работали?
- Какую цель вы ставили на уроке?
- Вы достигли поставленной цели?
- Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её.
6 ЭТАП Домашнее задание: §23
В чём состоит отличие рационального и нерационального природопользования?
От чего зависит выбор природопользования?
Чем отличается характер природопользования в разных странах?
В чём заключается сущность экологических проблем?
Каковы пути решения экологических проблем?
Составьте схему «Экологические проблемы, характерные для вашего региона.
Задание для желающих.
Проектная работа. Разработка комплекса мер по устранению негативного влияния на окружающую среду в результате нерационального природопользования в одном из регионов мира.