21
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №33»
________________ /М.Б. Закирова/
28 января 2013г.
Пришкольный участок как
эколого-педагогическая среда
Авторы проекта:
Гладилова Людмила Юрьевна, учитель
биологии высшей кв. кат.
Романова Надежда Сергеевна, учитель
химии Ι кв. кат.
Научный руководитель:
Сухова Галина Алексеевна, методист
МБОУДО «ДДиЮТ им. Алексеевой»».
г. Череповец
2013г
оглавление
введение ……………………………………………………………………… с.3
Глава 1. Обзор информации по теме проекта ..…………………………….. с.6
Глава 2. Пришкольная территория МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №33» ………………………………………………………………….. с.9
Глава 3. Содержание и основные этапы работы над проектом …………... с. 11
Заключение …………………………………………………………………... с. 19
Библиография ……………………………………………………………..… с. 20
Приложения
введение
Актуальность проекта.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33» г. Череповца расположено на пересечении улиц Пионерская и Молодежная. В школе обучается 975 учащихся и работают 67 сотрудников.
Общая площадь школьной территории – 15000м2. Школа находится в зоне негативного влияния автотранспорта: 2 оживленные автомобильные дороги создают газопылевое и шумовое загрязнение. Рядом со школой находятся 4 крупных предприятия города: Фанерно-мебельный комбинат, Спичечная фабрика, Череповецкий мясокомбинат, Череповецкий молочный комбинат, которые ухудшают экологическую обстановку в районе.
Школу неслучайно многие называют «наш второй дом», потому что большую часть своего времени учащиеся и педагоги проводят здесь. С начальных классов учителя стремятся привить детям чувство ответственности, эстетического вкуса, бережного отношения к природе. Но вид пришкольного двора, несмотря на старания детей, учителей, работников школы, вызывает чувство печали.
В 2007 году у парадного входа в школу были созданы 2 рабатки, одна большая клумба круглой формы и цветник в виде числа «33». Недостаточный уход в летний период лишает цветники декоративности, а использование территории рабаток в зимнее время в качестве места для «складирования» снега приводит к сильному уплотнению почвы и затруднению вскапывания весной.
В настоящее время рабатки переделаны и цветы вдоль входа высаживаются в автомобильные шины, что создает простоватый вид и является не экологичным.
Опасение вызывает наличие на территории школы опасных деревьев: высокие тополя вдоль ул. Молодежной наклонились в сторону проезжей части и при сильном ветре могут легко сломаться как отдельные ветки, так и целые деревья.
У школы отсутствует собственный стадион, но есть спортивная площадка, используемая для проведения уроков физкультуры и прогулок учащихся начальных классов. Спортплощадка находится в плачевном состоянии: отсутствуют необходимые спортсооружения, снаряды и игровые элементы; асфальтовое покрытие на спортивной площадке требует обновления, так как имеются выбоины и вымывание щебня, что небезопасно для школьников.
Со стороны ул. Пионерской у школы отсутствуют урны для мусора, что приводит к замусориванию прилегающей к школьному ограждению территории.
Многие обучающиеся идут в школу не через центральные ворота, а через боковой вход, где отсутствует тротуар, поэтому в весенне-осенний период существует проблема грязной обуви.
Люди, проживающие в районе школы, облюбовали нашу спортивную площадку для выгула собак. По территории школы беспрепятственно проходят посторонние люди, вытаптывая клумбы, ломая деревья, которые ежегодно высаживаются учениками и учителями нашей школы. Неоднократно принимались меры по закрытию ворот замками, но и это для хулиганов не является препятствием. Родители наших учащихся тоже обеспокоены сложившейся ситуацией.
Таким образом, проблема благоустройства пришкольной территории стала актуальной с первых дней её существования.
Замысел авторов данного проекта - создать на базе пришкольного участка единую эколого–педагогическую среду, единый комплекс, где можно было бы реализовывать способности и интересы. Школьный двор должен стать маленьким миром, где каждый ученик нашей школы чувствовал бы себя комфортно, мог бы культурно и с пользой проводить свободное время.
Одним из важных направлений деятельности нашей школы является экологическое воспитание обучающихся. Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому школьный двор должен стать эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания.
Цели проекта.
Педагогическая - Создание условий для осуществления экологического, трудового, эстетического воспитания обучающихся через организацию совместной деятельности всех участников образовательного процесса по благоустройству и озеленению школьной территории.
Практические цели:
Создание цветочно-декоративного отдела пришкольной территории;
Обустройство спортивной площадки;
Создание методических рекомендаций по использованию пришкольной территории в учебно-воспитательном процессе.
Задачи проекта.
Образовательные:
Распространение среди учащихся знаний о цветочно-декоративном дизайне;
Разработка и осуществление мероприятий по улучшению экологической комфортности школьного двора.
Воспитательные:
Формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем школы;
Нравственное воспитание обучающихся (коллективизм, гуманизм, школьные традиции);
Формирование экологической культуры обучающихся;
Воспитание культуры труда.
Развивающие:
Развитие навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;
Развитие творческого мышления обучающихся.
Тип проекта:
долгосрочный (2г)
практико-ориентированный
Глава 1. Обзор информации по теме проекта
В образовательном процессе важное место отводится пришкольному участку, учебно-воспитательная деятельность на котором помогает развивать у учащихся наблюдательность, познавательный интерес, осмысление конкретных условий, необходимых для выращивания растений, раскрывать экологические взаимосвязи.
Сельские школы имеют большие по площади пришкольные участки, что позволяет расположить на них следующие отделы:
цветочно-декоративный отдел;
отдел полевых культур;
отдел овощных культур;
отдел начальных классов;
плодово-ягодный питомник;
плодово-ягодный сад;
земляничник;
коллекционный отдел;
защищенный грунт (теплица, парники, рассадники);
дендрарий;
отдел общей биологии;
зоолого-животноводческий;
метеоплощадка.
Площадь, отводимая под каждый отдел учебно-опытного участка, определяется требованиями учебной программы и направлениями сельского хозяйства данного района. (с. 35 занятия)
Пришкольные территории городских школ включают чаще всего отделы: цветочно-декоративный; дендрарий; иногда - коллекционный отдел. Также у школы должна находиться спортивная площадка (стадион).
При создании цветников как элементов зеленого строительства могут использоваться различные формы цветочных насаждений.
Партер — парадный цветник, находящийся перед зданием или в начале парка, сквера и т. д. В садово-парковом искусстве партер представляет собой декоративное устройство на горизонтальной плоскости в строго выдержанном стиле цветочно-декоративного оформления, устраиваемое на площадке у входа в сквер, парк, сад, перед зданием и состоящее из нескольких элементов (газонов, специально подобранных декоративно-лиственных и цветочных растений, дорожек, малых форм архитектуры), объединенных и организованных цветочной композицией в единое целое.
Клумбы — часть цветника, форма цветочного насаждения, которая имеет различные геометрически законченные контуры с более или менее одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях, выполненная с большим или меньшим уклоном (наклоном) от центра (в зависимости от ее типа). Другими словами, клумба — фигурная цветочная грядка, во всех направлениях имеющая более или менее одинаковые размеры. Клумбы делают с небольшим возвышением над поверхностью окружающих ее газона или дорожки и засаживают декоративными растениями. Обычно, их устраивают на фоне газона, а на открытых площадях края окаймляют дерном. Клумбы, разбиваемые на газонах, одновременно могут быть деталью или центром цветника или занимать центральное положение на партере.
Рабатки (грядки) — часть цветника, форма цветочного насаждения, представляющая собой удлиненные участки земли в виде гряд, засаживаемые цветущими или декоративно-лиственными растениями. Иначе рабатки — цветочные грядки, размещенные вдоль дорожек, площадок или строений. Они имеют разную длину и ширину в зависимости от назначения и оформляемой площади. Самые короткие — от 2-4 м, а длинные — до нескольких сотен метров. Ширина рабатки от 0,5 (очень редко) до 3-4 м. Наиболее применяемые и распространенные шириной 1-1,25 м. Поверхность рабаток всегда ровная, лишь слегка приподнятая к центру, чтобы избежать застоя воды. К рабаткам можно отнести ленточные посадки шириной до 3 м, с 5-8 рядами многолетников или 8-12 рядами однолетников.
Группа — часть цветника, одна из форм цветочных насаждений, представляющая собой посадки небольшого числа растений одного вида или сорта. Иногда ее составляют из 2-3 видов растений, сочетающихся между собой по высоте, окраске и другим признакам. Для групп применяют большей частью высокорослые как цветущие, так и декоративно-лиственные однолетние или многолетние растения, кустарники или деревья, причем высаживают их на сближенных расстояниях. Посадка группы из многолетников на фоне хвойных и лиственных древесных и кустарниковых пород очень эффектна.
Бордюр — часть цветника, форма цветочного насаждения, окаймляющая посадки цветочных или декоративно-лиственных однолетних или многолетних растений по контуру клумбы, вдоль дорожки, рабаток, газона, аллей. Иногда бордюры называют рамкой или каймой. Бордюры устраивают шириной 10-40 см, в один-пять рядов, в зависимости от величины растений и характера самого бордюра. Высаживают полосы цветущих, ковровых однолетних или многолетних низких (до 20-40 см), с декоративными листьями растений. Это могут быть компактные естественно развивающиеся или стриженые кустарники в виде живой изгороди, имеющие высоту не более 0,5-1 м, посаженные с интервалами, рассчитанными на полное смыкание крон.
Миксбордеры — многогрупповые смешанные посадки декоративных растений (многолетников, двулетников и летников), расположенные в виде естественных групп около стен, зданий, по краю более высоких посадок. Для миксбордеров растения подбирают в таком ассортименте, при котором цветение их продолжается непрерывно с ранней весны до заморозков. Высота растений постепенно увеличивается со стороны просмотра к декорируемым объектам. Располагать группы растений нужно таким образом, чтобы они цвели в течение всего сезона равномерно по всей площади. По краю миксбордер окаймляют бордюром.
Альпийская горка или альпинарий — участок, на котором выращивают растения, характерные для альпийского и субальпийского пояса, а также растения-литофиты. Обычно в середине альпийской горки устанавливают крупный камень, символизирующий горную вершину, вокруг размещают камни меньшего размера, между ними высаживают растения. Нередко для альпийских горок используют не только горные, но и другие растения, похожие на горные.
Для высадки в созданные элементы цветочно-декоративного отдела используются цветочные культуры, имеющие продолжительный период цветения и неприхотливые в выращивании, поскольку значительная часть времени их вегетации приходится на летний период. Удобны в использовании многолетние культуры. Цветы для клумбы надо подбирать так, чтобы отцветающие ландшафтные композиции заслонялись зацветающими, чтобы низкорослые растения не заслонялись высокорослыми. [1,3]
Работа на участке в летнее время (летняя практика) проводится, если это предусмотрено Уставом школы.
Выводы по первой главе:
Наиболее часто используемые элементы школьного цветочного дизайна – это: клумбы, рабатки, которые не требуют больших материальных затрат и достаточно просты в обустройстве. При наличии средств возле школы могут быть созданы и другие элементы озеленения. Используемые для озеленения растения должны быть декоративны, неприхотливы, неядовиты, иметь продолжительный период цветения.
Глава 2. Пришкольная территория МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33»
Общая площадь территории вокруг здания нашей школы составляет 15000м2. Кроме посадок цветочных культур, кустарников и деревьев, газона, она включает в себя заасфальтированные площадку и дорожки у фасада школы, спортивную площадку, дорожку от боковых ворот.
На пришкольной территории можно выделить следующие отделы:
Цветочно-декоративный;
Дендрарий;
Коллекционный;
Спортивная площадка.
Школа находится в зоне негативного влияния автотранспорта со стороны ул. Молодежная и Пионерская, поэтому вдоль забора имеются посадки тополей, предназначенные для шумо- и пылеподавления. Посадки старые, высокие и при сильном ветре могут легко сломаться как отдельные ветки, так и целые деревья.
В целях безопасности в 2011-2012 учебном году в соответствии с требованиями СанПиН была произведена вырубка тополей вдоль ул. Пионерская. Опасность еще существует со стороны ул. Молодежная, где деревья сильно наклонились в сторону проезжей части.
Цветочно-декоративный отдел был создан весной 2007г. Силами старшеклассников и учителей произвели обработку целины. На территорию школы было завезено 5т земли, которую перенесли на созданные элементы цветочного дизайна: 2 рабатки вдоль парадного входа в школу, круглая клумба и цветник в виде числа «33». Для рабаток создали ограждение из досок, чтобы не происходили вынос и вымывание земли на асфальтированную площадку. [Прил. 1]
Через 3 года рабатки из-за износа досочного ограждения были заменены на круглые клумбы-вазоны из автомобильных покрышек (шин). С одной стороны покрышек была срезана верхняя часть, противоположная часть шины со стальным круговым кордом не удалялась, чтобы вазон держал форму. Полученные вазоны были покрашены в разные цвета. Поскольку такие клумбы быстро теряют воду, покрышки были частично вкопаны в землю для уменьшения частоты полива. [Прил. 2]
Кроме цветочных культур в 2007г посадили 10 кустов маньчжурского ореха, 7 кустов сирени. Посадки не огородили, поэтому в том же году растения были сломаны учащимися начальных классов, т.к. у детей нет специально оборудованной площадки для прогулок.
Школьный дендрарий кроме тополей содержит такие породы деревьев, как: боярышник, рябина, береза, клен ясенелистный, яблоня.
На территории школы растут следующие кустарники: акация, сирень, черноплодная рябина.
Коллекционный отдел представлен всеми вышеперечисленными породами кустарников и деревьев.
Ежегодно весной и осенью учащиеся совместно с педагогами участвуют в акции «Очистим школьный двор». [Прил. 3]
Некоторые классы вместе с классными руководителями выращивают рассаду цветочных культур, проводят наблюдения за всходами. Старшеклассники осуществляют агротехнические мероприятия: весеннюю обработку почвы, мульчирование почвы, высадку рассады в цветники, рыхление и полив.
Однако, недостаточный уход в летний период лишает цветники декоративности, а использование территории рабаток в зимнее время в качестве места для «складирования» снега приводит к сильному уплотнению почвы и затруднению вскапывания весной.
У школы отсутствует собственный стадион, но есть спортивная площадка, используемая для проведения уроков физкультуры и прогулок учащихся начальных классов. Спортплощадка находится в плачевном состоянии: отсутствуют необходимые спортсооружения, снаряды и игровые элементы; асфальтовое покрытие на спортивной площадке требует обновления, так как имеются выбоины и вымывание щебня, что небезопасно для школьников.
Выводы по второй главе:
Анализируя состояние пришкольной территории, мы выявили существующую проблему и определили ее составляющие:
Проблема. Недостаточная безопасность и обустроенность пришкольной территории для учащихся, родителей, педагогов и работников школы.
Лицо проблемы: необходимость спила опасных деревьев [Прил. 7] необустроенность спортивной площадки [Прил. 8] вытаптывание повреждение деревьев и кустарников выгул собак отсутствие урн отсутствие тротуара у бокового входа.
Из проблемы вытекает необходимость создания нового проекта по обустройству пришкольной территории.
Глава 3. Содержание и основные этапы работы над проектом
Для работы над проектом была создана рабочая группа, включающая педагогов, обучающихся, родителей; распределены роли в проектной группе. [Таб.1]
Распределение ролей в проектной группе Таблица 1.
Участники проектной группы | Статус | Распределение ролей в проектной группе |
Закирова Марина Борисовна | директор школы | руководитель проекта |
Гарина Наталья Вячеславовна | заместитель директора по учебной работе | школьный координатор проекта |
Нивина Любовь Николаевна | заместитель директора по воспитательной работе | ответственная за проведение акции «Очистим школьный двор» |
Целикова Светлана вячеславовна | завхоз | материально-ответственное лицо |
Гладилова Людмила Юрьевна | учитель биологии | ответственная за разработку и реализацию проекта |
Романова Надежда Сергеевна | учитель химии, биологии | ответственная за разработку и реализацию проекта |
Зимина Наталья Вячеславовна | учитель географии | ответственная за создание аллеи выпускников, за анкетирование учащихся |
Мартынова Наталья Николаевна | учитель изобразительного искусства | ответственная за конкурсы рисунков |
Капустина Светлана Юрьевна | учитель истории | ответственная за дендрарий |
Малова Тамара Николаевна | учитель математики | ответственная за смету |
Харламова Татьяна Александровна | учитель физики | ответственная за смету |
Салонина Наталья Вячеславовна | библиотекарь | подбор литературы, оформление выставок |
Иванова Мария Александровна | родитель | ответственная за разработку коллективного проекта школьного двора |
Капустин Николай Михайлович | родитель | ответственный за оформление цветников согласно схеме |
Яковлева Ирина Александровна | родитель | ответственная за оформление цветников согласно схеме |
Акимова Татьяна Михайловна | бабушка | ответственная за оформление цветников согласно схеме |
Фомина Ирина Ивановна | родитель | ответственная за оформление цветников согласно схеме |
Сахарова Валентина Васильевна | родитель | ответственная за разработку коллективного проекта школьного двора |
Сафиуллина Диляра | 10 кл | ответственная за проект «Альпийская горка» |
Савичева Елизавета | 8 «А» кл. | ответственная за проект «Школьная спортивная площадка» |
Енишева Дарья | 7 «Б» кл. | ответственная за проект «Школьная клумба: прошлое, настоящее, будущее» |
Куфтырева Анастасия | 7 «Б» кл. | ответственная за проект «Школьная клумба: прошлое, настоящее, будущее» |
Попова Наталья | 9 «Б» | ответственная за оформление фотоальбома |
Учащиеся 7 «А», «Б» классов | Члены биологияеского кружка | ведение дневника полевых наблюдений |
Мы выделили следующие этапы работы над проектом: Этапы работы над проектом Таблица 2.
№ п/п | Название этапа | Цель | Срок выполнения |
1. | Подготовительный | Оценка ситуации. Мотивация, целеполагание проекта. | Сентябрь 2012– декабрь 2012года |
2. | Проектировочный | Построение ориентировочной схемы деятельности | Декабрь 2012– январь - 2013 года |
3. | Практический | Реализация проекта | Февраль - декабрь 2013 года, январь – октябрь 2014 года |
4. | Заключительный | Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития. | Ноябрь – декабрь 2014 года |
Для реализации проекта определили мероприятия, которые необходимо провести на каждом этапе [Таб. 3-6], разработали циклограмму проекта. [Прил. 4]
План мероприятий подготовительного этапа Таблица 3.
№ п/п | Мероприятие | Ответственный |
1. | Анкетирование школьников и родителей «Каким ты видишь школьный двор» | Зимина Н.В. |
2. | Старт школьного конкурса практико-ориентированных экологических проектов «Пришкольный участок: прошлое, настоящее и будущее» на лучший мини-проект по благоустройству пришкольной территории. | Гладилова Л.Ю. |
3. | Планирование работы над проектом (постановка целей, задач, определение этапов работы, мероприятий) | Гладилова Л.Ю., Романова Н.С. |
4. | Старт конкурса эскизов цветников | Мартынова Н.Н. |
План мероприятий проектировочного этапа Таблица 4.
№ п/п | Мероприятие | Ответственный |
1. | Городской конкурс практико-ориентированных экологических проектов «Настоящее и будущее моего города» | Гладилова Л.Ю. |
2. | Разработка коллективного проекта школьного двора: - создание проектной группы; - уточнение плана школьного участка; - составление плана озеленения и благоустройства школьного двора; - распространение информации среди учащихся, родителей и педагогов школы (выпуск листовок); | Гладилова Л.Ю., Родители: Сахарова В.В., Иванова М.А. |
3. | Подведение итогов конкурса эскизов цветников | Мартынова Н.Н. |
4. | Работа с циклограммой проекта | Романова Н.С. Гладилова Л.Ю. |
5. | Подготовка проектно-сметной документации | Закирова М.Б., Гарина Н.В., Малова Т.Н., Харламова Т.А., Романова Н.С., Гладилова Л.Ю. |
6. | Участие в круглом столе для педагогов, представителей инициативных групп школ №№2,10,13,29,33 – участников городского проекта «Чистый город». | Романова Н.С., Гладилова Л.Ю. |
План мероприятий практического этапа Таблица 5.
№ п/п | Мероприятие | Ответственный |
1. | Школьная конференция «Практико-ориентированные проекты обучающихся школы» | Гладилова Л.Ю. |
2. | Подведение итогов конкурса практико-ориентированных экологических проектов «Школьная клумба: прошлое, настоящее и будущее» | Гладилова Л.Ю. |
3. | Проведение недели экологии, посвященной Дням защиты от экологической опасности | Учителя естественно-географического цикла |
4. | Приобретение посадочного материала, заготовка емкостей для выращивания рассады, подготовка почвенной смеси и выращивание рассады | Целикова С.В. Гладилова Л.Ю., члены кружка |
5. | Консультации по агротехнике выращивания цветочных культур | Гладилова Л.Ю. |
6. | Перенос схемы благоустройства, составленной на бумаге на участок земли возле школы. | Романова Н.С., Гладилова Л.Ю., Капустин Н.М., Акимова Т.М., Фомина И.И., Яковлева И.А. |
7. | Приобретение материалов для создания альпийской горки | Завхоз |
8. | Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на подготовленных элементах озеленения согласно схеме. | Романова Н.С., Гладилова Л.Ю., классные руководители |
9. | Приобретение саженцев кустарников и деревьев и их посадка | Завхоз, Романова Н.С., Гладилова Л.Ю., классные руководители старших классов |
10 | Создание аллеи выпусников | Зимина Н.В. |
11. | Уход за объектами зеленого строительства: рыхление, прополка, полив, подсадка, подкормка | Гладилова Л.Ю., классные руководители |
12. | Конкурс рисунков на тему «Цветы» для учащихся начальной школы | Классные руководители начальных классов |
13. | Создание фотоальбома «Школьный двор» | Гладилова Л.Ю., Попова Наталья |
14. | Выставка букетов цветов «Осенняя фантазия» | Гладилова Л.Ю., классные руководители |
15. | Ведение дневника полевых наблюдений | Гладилова Л.Ю., Члены биологического кружка |
16. | Осенние работы: - сбор семян; - подготовка семян к хранению; - срезка многолетников, уборка луковиц на хранение; - заготовка компоста, земли для посева семян на следующий год; - осенняя обработка почвы. | Классные руководители |
17. | Акция «Очистим школьный двор» (весной и осенью): уборка мусора, опавшей листвы, сухих веток. | Нивина Л.Н. |
18. | Пропаганда зеленого строительства среди населения микрорайона | Романова Н.С., Гладилова Л.Ю. |
19. | Составление рекомендаций по использованию пришкольного участка в учебно-воспитательном процессе | Учителя-предметники |
20. | Асфальтирование тротуара у бокового входа в школу | Подрядная организация |
21. | Установка малых спортивных конструкций: скамейки без спинки (3шт.), баскетбольные кольца (2 шт.) | Подрядная организация |
22. | Установка урн (3шт.) | Подрядная организация |
23. | Разметка баскетбольной площадки | Никандрова Н.Н. |
План мероприятий заключительного этапа. Таблица 6.
№ п/п | Мероприятие | Ответственный |
1 | Подведение итогов проекта, награждение лучших активных участников (учащихся, родителей, педагогов) | Гладилова Л.Ю., Романова Н.С. |
2 | Формулировка выводов, планирование работы на следующий год. | Гладилова Л.Ю., Романова Н.С. |
3 | Оформление стенда по итогам работы над проектом | Мартынова Н.Н., Сафиуллина Диляра |
4 | Оформление проекта для печати | Гладилова Л.Ю., Романова Н.С. |
В рамках проекта разработан мини-проект «Цветник «Альпийская горка»» [Прил. 5]; 2 мини-проекта: «Школьная спортивная площадка», «Школьная клумба: прошлое, настоящее, будущее» находятся на заключительном этапе разработки.
Проектная группа предложила провести в 2013г следующие мероприятия по благоустройству цветочно – декоративного отдела при наличии материальных средств:
1) рабатки:
убрать круглые клумбы-вазоны из автомобильных покрышек (шин), перекопать землю, обновить почвенный слой, создать бордюры из многолетних корневищных растений – флоксов разной окраски;
2) круглая клумба:
перекопать землю, обновить почвенный слой, посадить цветочные культуры в соответствиии с одной из схем, предложенных в мини-проекте «Школьная клумба: прошлое, настоящее, будущее» [Прил. 8];
3) цветник «33»:
перекопать землю, обновить почвенный слой, посадить однолетние астры разной окраски;
4) цветник «Альпийская горка»:
создать альпийскую горку согласно схеме мини-проекта «Цветник «Альпийская горка»»;
5) установить урну перед входом в школу.
Для благоустройства дендрария проектная группа предложила провести в 2013г следующие мероприятия:
1) вырубить (опилить) опасные деревья;
2) заложить аллею выпускников:
ежегодно выпускникам 11 класса вместе с классным руководителем и родителями высаживать по 3 саженца древесных и кустарниковых культур;
3) провести санитарную рубку деревьев и кустарников;
Для благоустройства коллекционного отдела проектная группа предложила провести в 2013г следующие мероприятия:
1) посадить деревья и кустарники, показывающие многообразие растений лесной зоны умеренного пояса России;
2) составить паспорта растений коллекционного отдела;
3) начать создание экологической тропы по дендрарию и коллекционному отделу.
Для благоустройства спортивной площадки проектная группа предложила провести в 2014г мероприятия согласно мини-проекту «Школьная спортивная площадка»:
1) обновить разметку баскетбольной площадки;
2) установить малые спортивные конструкции: скамейки без спинки, баскетбольные кольца;
3) установить урны.
Проектная группа предложила в 2014г заасфальтировать дорожку от бокового входа на территорию школы.
Для реализации проекта были разработаны ориентировочные сметы, включающие необходимые оборудование и материалы для каждого этапа работы. [Прил. 6]
Выводы по 3 главе.
Реализация проекта будет иметь следующую социальную значимость:
Результаты проекта и их социальная значимость . Таблица 6.
№ п/п | Предполагаемый результат |
1. | Организация социально-значимой общественной деятельности школьников, родителей и педагогов |
2 | Воспитание экологической культуры участников проекта |
3 | Создание условий для совместной деятельности детей и родителей. Создание условий для отдыха учащихся на территории школы. |
4 | Приобщение участников проекта к здоровому образу жизни |
5 | Эстетическое оформление цветника, благоустройство пришкольной территории: разбивка цветников; обустройство спортивной площадки; обновление насаждений кустарников, деревьев; укладка тротуара у бокового входа в школу; установка урн. |
6 | Определение возможностей использования пришкольного участка в учебно-воспитательном процессе |
заключение
Настоящий проект разработан для обеспечения комплексного подхода к проведению мероприятий по благоустройству школьной территории с целью создания условий для проведения образовательного процесса, укрепления материально-технической базы в части оснащения дополнительными спортивными сооружениями, малыми формами, а также улучшения внешнего и эстетического вида пришкольного участка.
Проект позволяет, за счет вовлечения обучающихся и педагогических работников в совместную общественно значимую деятельность по благоустройству территории школьного двора, решать в единстве задачи по формированию гражданской, творчески активной, физически здоровой личности, по трудовому и экологическому воспитанию обучающихся.
Школьный двор должен стать маленьким миром, где каждый ученик нашей школы чувствовал бы себя комфортно, мог бы культурно и с пользой проводить свободное время.
Библиография
1. Алдохина Т. В. Красиво цветущие растения. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2006. – 240с.: ил.
2. Занятия по сельскохозяйственному труду в 4-7 классах. Методическое пособие для учителя./ Под ред. А.Е. Ставровского. Изд. 2-е, перераб.- М.: Просвещение, 1974г.
3. Школьный цветник. И. Макарова. Изд. ЦКВЛКСМ «Молодая гвардия». -М.: 1952г.
4. Интернет-ресурсы:
http://sagai.edusite.ru/
http://zemlscoshi.ucoz.ru/load/proekt_shkolnyj_dvor_quot_ot_mechty_k_realnosti_quot/1-1-0-3