СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пришкольный участок – проектно-исследовательская площадка

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

АКТУАЛЬНЫМ направлением современногообразования является обеспечение условийдля исследовательской деятельностиучащихся;

▪организация научно-исследовательской работыучащихся развивает у них исследовательскиеумения, способность самим получатьинформацию, осваивать новые, ранеенеизведанные пространства знаний;

▪с учебно-опытной работы на пришкольномучастке можно организоватьисследовательскую деятельность учащихся побиологии и экологии.

Просмотр содержимого документа
«Пришкольный участок – проектно-исследовательская площадка»

     Комитет по образованию г. Улан-Удэ  Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ  Смотр-конкурс ландшафтного дизайна  «Мой цветущий город»   Пришкольный участок –  проектно-исследовательская площадка

Комитет по образованию г. Улан-Удэ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Смотр-конкурс ландшафтного дизайна «Мой цветущий город» Пришкольный участок – проектно-исследовательская площадка

АКТУАЛЬНЫМ  направлением современного образования является обеспечение условий для исследовательской деятельности учащихся; организация научно-исследовательской работы учащихся развивает у них исследовательские умения, способность самим получать информацию, осваивать новые, ранее неизведанные пространства знаний; с учебно-опытной работы на пришкольном участке можно организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии и экологии.
  • АКТУАЛЬНЫМ направлением современного образования является обеспечение условий для исследовательской деятельности учащихся;
  • организация научно-исследовательской работы учащихся развивает у них исследовательские умения, способность самим получать информацию, осваивать новые, ранее неизведанные пространства знаний;
  • с учебно-опытной работы на пришкольном участке можно организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии и экологии.
  Цель:  Сформировать проектно-исследовательскую компетентность у учащихся через работу на пришкольном участке.  Задачи:  - Изучить литературу по данной теме;  - Провести конкурс проектов по озеленению -пришкольного участка среди учащихся 8 -10 классов;  - Исследовать экологические условия школьного двора;  - Разработать план пришкольного участка в соответствии с требованиями ландшафтного дизайна;  - Дать оценку качества посевного материала;  - Провести опыты по биологии;  - Проследить динамику развития пришкольного участка;  - Проанализировать полученные результаты на основе благоустройства пришкольного участка.
  • Цель: Сформировать проектно-исследовательскую компетентность у учащихся через работу на пришкольном участке. Задачи: - Изучить литературу по данной теме; - Провести конкурс проектов по озеленению -пришкольного участка среди учащихся 8 -10 классов; - Исследовать экологические условия школьного двора; - Разработать план пришкольного участка в соответствии с требованиями ландшафтного дизайна; - Дать оценку качества посевного материала; - Провести опыты по биологии; - Проследить динамику развития пришкольного участка; - Проанализировать полученные результаты на основе благоустройства пришкольного участка.
Участники:  учащиеся 8 -10 классов  учителя биологии  База:  S пришкольного участка  1300 кв.м.  Сроки:  ноябрь 2017г. – сентябрь 2018г.

Участники: учащиеся 8 -10 классов учителя биологии База: S пришкольного участка 1300 кв.м. Сроки: ноябрь 2017г. – сентябрь 2018г.

Этапы реализации: № Этапы Содержание Сроки Участники   Подготовительный Постановка целей и задач. Разработка проектов по благоустройству пришкольного участка и проведение конкурса. Отбор участников. Анализ школьного агротехнического инвентаря и оборудования. Отбор посевного материала. Уч-ся 1 Ноябрь 2017г. – февраль 2018г. 8-10 классов Учителя биологии Основной Уч-ся Реализация ученических проектов по благоустройству пришкольного участка: Март – август 2018г. 2 8-10 классов А) изучение экологических условий школьного двора; Б) посев семян и выращивание рассады; В) разработка плана пришкольного участка с учетом ландшафтного дизайна; Г) проведение биологических опытов; Д) учебно-исследовательский мониторинг. Уч-ся Анализ полученных результатов. Участие в конкурсе ландшафтного дизайна «Мой цветущий город» Август – сентябрь 2018г. Заключительный 3 8-10 классов Учителя биологии

Этапы реализации:

Этапы

Содержание

Сроки

Участники

Подготовительный

Постановка целей и задач. Разработка проектов по благоустройству пришкольного участка и проведение конкурса. Отбор участников. Анализ школьного агротехнического инвентаря и оборудования. Отбор посевного материала.

Уч-ся

1

Ноябрь 2017г. – февраль 2018г.

8-10 классов

Учителя биологии

Основной

Уч-ся

Реализация ученических проектов по благоустройству пришкольного участка:

Март – август 2018г.

2

8-10 классов

А) изучение экологических условий школьного двора;

Б) посев семян и выращивание рассады;

В) разработка плана пришкольного участка с учетом ландшафтного дизайна;

Г) проведение биологических опытов;

Д) учебно-исследовательский мониторинг.

Уч-ся

Анализ полученных результатов. Участие в конкурсе ландшафтного дизайна «Мой цветущий город»

Август – сентябрь 2018г.

Заключительный

3

8-10 классов

Учителя биологии

Группа 1: Экологические условия пришкольного участка  Цель: изучить экологические условия участка и в соответствии с ними определить видовой состав Задачи исследования:  - составить экологический паспорт участка;  - определить список культур по уровню требований условий произрастания;  - выбрать из списка виды растений для цветника непрерывного цветения;  - определение соответствия вида и сорта культуры к дизайну участка;  - размещение культур с учётом всех перечисленных требований. Ход работы: - Определить видовое разнообразие и размещение дикорастущих деревьев и кустарников; Определить тип и вид почвы на участке, степень их минерализации; Определить места размещения светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухо- устойчивых культур с учетом требований к плодородию почвы; Выбор культур по срокам и продолжительности цветения и в соответствии дизайну участка; Составление плана участка.

Группа 1: Экологические условия пришкольного участка Цель: изучить экологические условия участка и в соответствии с ними определить видовой состав

  • Задачи исследования:
  • - составить экологический паспорт участка;
  • - определить список культур по уровню требований условий произрастания;
  • - выбрать из списка виды растений для цветника непрерывного цветения;
  • - определение соответствия вида и сорта культуры к дизайну участка;
  • - размещение культур с учётом всех перечисленных требований.
  • Ход работы:

- Определить видовое разнообразие и размещение дикорастущих деревьев и кустарников;

  • Определить тип и вид почвы на участке, степень их минерализации;
  • Определить места размещения светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухо- устойчивых культур с учетом требований к плодородию почвы;
  • Выбор культур по срокам и продолжительности цветения и в соответствии дизайну участка;
  • Составление плана участка.

Экологический паспорт участка: 1. Площадь участка-1300м 2; 2. Расположение с юго-запада на северо-восток, участок ровный, огорожен забором; 3. Участок окружают многоэтажные дома с западной и северной стороны и оживлённая дорога с восточной стороны - шумовое загрязнение; 4. Тип почвы- песчаная, содержит мало гумуса и влаги. ( Для роста и развития растений рекомендуется ежегодное внесение органических удобрений и частый полив); 5. Ограничены участки для светолюбивых культур; 6. Участок защищён от ветра; 7. Декоративных деревьев и кустарников-12 видов 8. Культурные сорта цветников –около 50видов 9. Дикорастущие виды цветочнодекоративных растений - 60 видов

Экологический паспорт участка:

  • 1. Площадь участка-1300м 2;
  • 2. Расположение с юго-запада на северо-восток, участок ровный, огорожен забором;
  • 3. Участок окружают многоэтажные дома с западной и северной стороны и оживлённая дорога с восточной стороны - шумовое загрязнение;
  • 4. Тип почвы- песчаная, содержит мало гумуса и влаги. ( Для роста и развития растений рекомендуется ежегодное внесение органических удобрений и частый полив);
  • 5. Ограничены участки для светолюбивых культур;
  • 6. Участок защищён от ветра;
  • 7. Декоративных деревьев и кустарников-12 видов
  • 8. Культурные сорта цветников –около 50видов
  • 9. Дикорастущие виды цветочнодекоративных растений - 60 видов
Группа №2: Посев и выращивание рассады.  Цель: анализ посевного материала Сроки: Агротехника: Результат: Этапы: Посев Март – апрель 2018г. Подготовка почвогрунта («Ургаса») Рассада, выращенная на почвогрунте «Ургаса» дала дружные всходы, у которых корневая система «сгорела» Полив («Байкал-ЭМ»), рыхление почвы При капельном поливе на начальном этапе и постоянном в дальнейшем на смешанном почвогрунте, получена здоровая рассада Апрель – май 2018г. Уход за рассадой

Группа №2: Посев и выращивание рассады. Цель: анализ посевного материала

Сроки:

Агротехника:

Результат:

Этапы:

Посев

Март – апрель 2018г.

Подготовка почвогрунта («Ургаса»)

Рассада, выращенная на почвогрунте «Ургаса» дала дружные всходы, у которых корневая система «сгорела»

Полив («Байкал-ЭМ»), рыхление почвы

При капельном поливе на начальном этапе и постоянном в дальнейшем на смешанном почвогрунте, получена здоровая рассада

Апрель – май 2018г.

Уход за рассадой

Результаты анализа посевного материала: Виды: Производитель % всхожести 70% Лаватера розовая «Гавриш» Целлозия гребенчатая Флокс Шенель Портулак махрово - желтый «Русский огород» 60% Флокс Друммонда Петуния гибридная Вербена Идеал Настурция бриллиант Ипомея трехцветная Календула лекарственная Агератум Хоустона 30% «Акварель» Кохия волосистая Амарант метельчатый Подсолнечник декоративный Бархатцы отклоненные 50% «Семена Алтая» Львиный зев Мезембриатемум маргаритковый Бархатцы тонколистные Космея Лисенок

Результаты анализа посевного материала:

Виды:

Производитель

% всхожести

70%

Лаватера розовая

«Гавриш»

Целлозия гребенчатая

Флокс Шенель

Портулак махрово - желтый

«Русский огород»

60%

Флокс Друммонда

Петуния гибридная

Вербена Идеал

Настурция бриллиант

Ипомея трехцветная

Календула лекарственная

Агератум Хоустона

30%

«Акварель»

Кохия волосистая

Амарант метельчатый

Подсолнечник декоративный

Бархатцы отклоненные

50%

«Семена Алтая»

Львиный зев

Мезембриатемум маргаритковый

Бархатцы тонколистные

Космея Лисенок

Выращивание и уход за рассадой – важный этап Высадка рассады

Выращивание и уход за рассадой – важный этап

Высадка рассады

Группа 3: Ландшафтный дизайн  Цель : разработать план участка в соответствии с принципами ландшафтного дизайна Вид дизайна: рекреационный - для отдыха учащихся и учителей Стиль дизайна - пейзажный стиль. Главным условием стиля»все должно казаться естественным и природным» Композиции из растений, которые высаживаются ярусами(деревья, кустарники, цветы), имитируют природный ландшафт. Линии и формы основаны на квадратах, прямоугольниках, кругах и эллипсах, создающие симметрию. Все посадки разнородны и высаживаются группами. Имеют большое значение характер растений, сочетание их формы и цвета.

Группа 3: Ландшафтный дизайн Цель : разработать план участка в соответствии с принципами ландшафтного дизайна

  • Вид дизайна: рекреационный - для отдыха учащихся и учителей
  • Стиль дизайна - пейзажный стиль. Главным условием стиля»все должно казаться естественным и природным»
  • Композиции из растений, которые высаживаются ярусами(деревья, кустарники, цветы), имитируют природный ландшафт.
  • Линии и формы основаны на квадратах, прямоугольниках, кругах и эллипсах, создающие симметрию.
  • Все посадки разнородны и высаживаются группами. Имеют большое значение характер растений, сочетание их формы и цвета.

Принципы ландшафтного дизайна: Действовать в зависимости от природных условий Максимально использовать окружающую среду Использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое Учитывать гармонию пропорций Использовать постепенное раскрытие видов План участка

Принципы ландшафтного дизайна:

  • Действовать в зависимости от природных условий
  • Максимально использовать окружающую среду
  • Использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое
  • Учитывать гармонию пропорций
  • Использовать постепенное раскрытие видов

План участка

Список рекомендуемых цветочных культур для озеленения участка в черте города: Лаватера розовая Целлозия гребенчатая Флокс Шенель Портулак махрово - желтый Флокс Друммонда Петуния гибридная Вербена Идеал Настурция бриллиант Ипомея трехцветная Кохия волосистая Космея Лисенок Амарант метельчатый Календула лекарственная Подсолнечник декоративный Львиный зев Мезембриатемум маргаритковый Бархатцы отклоненные Бархатцы тонколистные Топинамбур Агератум Хоустона Купена душистая

Список рекомендуемых цветочных культур для озеленения участка в черте города:

  • Лаватера розовая
  • Целлозия гребенчатая
  • Флокс Шенель
  • Портулак махрово - желтый
  • Флокс Друммонда
  • Петуния гибридная
  • Вербена Идеал
  • Настурция бриллиант
  • Ипомея трехцветная
  • Кохия волосистая
  • Космея Лисенок
  • Амарант метельчатый
  • Календула лекарственная
  • Подсолнечник декоративный
  • Львиный зев
  • Мезембриатемум маргаритковый
  • Бархатцы отклоненные
  • Бархатцы тонколистные
  • Топинамбур
  • Агератум Хоустона
  • Купена душистая
Пришкольный участок сегодня…

Пришкольный участок сегодня…

Как формировалась «Альпийская горка» Начало центровой клумбы…

Как формировалась «Альпийская горка»

Начало центровой клумбы…

Начало садовых работ Подготовка вертикальной опоры Альпийская горка

Начало садовых работ

Подготовка вертикальной опоры

Альпийская горка

Дружные цветущие всходы

Дружные цветущие всходы

 Группа 4: Опыты по биологии  Цель: изучить биологические закономерности в условиях пришкольного участка Влияние насекомых-вредителей на урожайность культур; Модификационная изменчивость растений на примере Петунии гибридной; Закономерности мутационной изменчивости на примере цветков сирени.

Группа 4: Опыты по биологии Цель: изучить биологические закономерности в условиях пришкольного участка

  • Влияние насекомых-вредителей на урожайность культур;
  • Модификационная изменчивость растений на примере Петунии гибридной;
  • Закономерности мутационной изменчивости на примере цветков сирени.

Вредители листьев декоративных кустарниковых растений   Для проведения опыта на пришкольном участке выбраны модельные кустарниковые растения: роза иглистая (шиповник), сирень, яблоня, клен; В течение летнего сезона проведены наблюдения за основными вредителями листьев, проведены учеты численности, оценена степень повреждения листьев.

Вредители листьев декоративных кустарниковых растений

  • Для проведения опыта на пришкольном участке выбраны модельные кустарниковые растения: роза иглистая (шиповник), сирень, яблоня, клен;
  • В течение летнего сезона проведены наблюдения за основными вредителями листьев, проведены учеты численности, оценена степень повреждения листьев.

Модификационная изменчивость растений на примере Петунии гибридной   Исследования проведены на наиболее многочисленном декоративном растении – Петунии гибридной Для проведения опыта растения содержались в различных условиях среды; Оценивался общий облик растения, его жизненное состояние.

Модификационная изменчивость растений на примере Петунии гибридной

  • Исследования проведены на наиболее многочисленном декоративном растении – Петунии гибридной
  • Для проведения опыта растения содержались в различных условиях среды;
  • Оценивался общий облик растения, его жизненное состояние.

Закономерности мутационной изменчивости на примере цветков сирени   Цветки сирени характеризуются различным числом лепестков в венчике: в норме в цветке четыре лепестка, расположенных крестообразно. В результате точковых мутаций число лепестков может сократиться до трех или увеличиться до пяти; Данный вид мутаций изучали на растениях сирени, посчитывали число нормальных и мутировавших цветков.

Закономерности мутационной изменчивости на примере цветков сирени

  • Цветки сирени характеризуются различным числом лепестков в венчике: в норме в цветке четыре лепестка, расположенных крестообразно. В результате точковых мутаций число лепестков может сократиться до трех или увеличиться до пяти;
  • Данный вид мутаций изучали на растениях сирени, посчитывали число нормальных и мутировавших цветков.
Основные результаты биологических опытов: Наиболее опасным вредителем декоративных кустарниковых растений является бабочка-боярышница, вредящая на стадии гусеницы, а также различные виды тлей и галлиц; Внешний вид растений на участке значительно зависит от условий среды: освещенности, увлажненности почвы, агротехники; Для сирени характерно развитие точковых мутаций в цветках. Доля цветков с четырьмя лепестками (норма) составила 92,53%, с тремя лепестками - 5,64%, с пятью – 1,83%.

Основные результаты биологических опытов:

  • Наиболее опасным вредителем декоративных кустарниковых растений является бабочка-боярышница, вредящая на стадии гусеницы, а также различные виды тлей и галлиц;
  • Внешний вид растений на участке значительно зависит от условий среды: освещенности, увлажненности почвы, агротехники;
  • Для сирени характерно развитие точковых мутаций в цветках. Доля цветков с четырьмя лепестками (норма) составила 92,53%, с тремя лепестками - 5,64%, с пятью – 1,83%.

Группа №5: Учебно-исследовательский мониторинг  Цель: освоение окружающего мира через систему постоянных наблюдений. Направления 2018 2017 2016 2015 Альпийская горка, центральная клумба, увеличение цветников, элементы вертикального озеленения - - Ландшафтный дизайн Вазоны, элементы цветового решения Сирень, тополь, ильм, сосна, вишня, яблоня, береза, ясень, черемуха Сирень, тополь, ильм, сосна, вишня, яблоня, береза, ясень, черемуха Сирень, тополь, ильм, сосна + вишня, яблоня, береза, ясень Сирень, тополь, ильм, сосна. Состояние большинства деревьев удовлетворительное. Преобладают деревья 2 класса жизненности (ослабленные, поврежденные) – 55% и 1 класса (здоровые) – 45% Жизненное состояние древесных насаждений Побелка, формирование кроны, обрезка поврежденных ветвей Обрезка поврежденных ветвей, формирование кроны. Побелка стволов. Деревья 2 класса – 40%, требующие санитарных мероприятий, 1 класса – 60% Деревья 2 класса – 30%, 1 класса – 70% Приложение Приложение Приложение Приложение Фотомониторинг

Группа №5: Учебно-исследовательский мониторинг Цель: освоение окружающего мира через систему постоянных наблюдений.

Направления

2018

2017

2016

2015

Альпийская горка, центральная клумба, увеличение цветников, элементы вертикального озеленения

-

-

Ландшафтный дизайн

Вазоны, элементы цветового решения

Сирень, тополь, ильм, сосна, вишня, яблоня, береза, ясень, черемуха

Сирень, тополь, ильм, сосна, вишня, яблоня, береза, ясень, черемуха

Сирень, тополь, ильм, сосна + вишня, яблоня, береза, ясень

Сирень, тополь, ильм, сосна. Состояние большинства деревьев удовлетворительное. Преобладают деревья 2 класса жизненности (ослабленные, поврежденные) – 55% и 1 класса (здоровые) – 45%

Жизненное состояние древесных насаждений

Побелка, формирование кроны, обрезка поврежденных ветвей

Обрезка поврежденных ветвей, формирование кроны.

Побелка стволов. Деревья 2 класса – 40%, требующие санитарных мероприятий, 1 класса – 60%

Деревья 2 класса – 30%, 1 класса – 70%

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Фотомониторинг

Подготовительные работы…

Подготовительные работы…

Главное – верная разметка… Ответственный этап - круговая клумба

Главное – верная разметка…

Ответственный этап - круговая клумба

Ожидаемые результаты: В результате отбора посевного материала будет выращена качественная рассада в соответствии с основами колористики и ландшафтного дизайна; Фитокомпозиции составлены в соответствии с имеющимися экологическими условиями; Будут проведены опыты по биологии и результаты использованы в учебном процессе; Качественные и количественные изменения на пришкольном участке будут проанализированы и проведен фотомониторинг.

Ожидаемые результаты:

  • В результате отбора посевного материала будет выращена качественная рассада в соответствии с основами колористики и ландшафтного дизайна;
  • Фитокомпозиции составлены в соответствии с имеющимися экологическими условиями;
  • Будут проведены опыты по биологии и результаты использованы в учебном процессе;
  • Качественные и количественные изменения на пришкольном участке будут проанализированы и проведен фотомониторинг.
Бюджет проекта: Семена – 15 – 25 руб х100 шт = 2000 руб Удобрения, почвогрунт – 2000 руб Агротехнический инвентарь – 1500 руб Вазоны – 4000 руб Ящики для рассады – 500 руб Итого: 10 000 руб

Бюджет проекта:

  • Семена – 15 – 25 руб х100 шт = 2000 руб
  • Удобрения, почвогрунт – 2000 руб
  • Агротехнический инвентарь – 1500 руб
  • Вазоны – 4000 руб
  • Ящики для рассады – 500 руб

Итого: 10 000 руб