Комитет по образованию г. Улан-Удэ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Смотр-конкурс ландшафтного дизайна «Мой цветущий город» Пришкольный участок – проектно-исследовательская площадка
- АКТУАЛЬНЫМ направлением современного образования является обеспечение условий для исследовательской деятельности учащихся;
- организация научно-исследовательской работы учащихся развивает у них исследовательские умения, способность самим получать информацию, осваивать новые, ранее неизведанные пространства знаний;
- с учебно-опытной работы на пришкольном участке можно организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии и экологии.
- Цель: Сформировать проектно-исследовательскую компетентность у учащихся через работу на пришкольном участке. Задачи: - Изучить литературу по данной теме; - Провести конкурс проектов по озеленению -пришкольного участка среди учащихся 8 -10 классов; - Исследовать экологические условия школьного двора; - Разработать план пришкольного участка в соответствии с требованиями ландшафтного дизайна; - Дать оценку качества посевного материала; - Провести опыты по биологии; - Проследить динамику развития пришкольного участка; - Проанализировать полученные результаты на основе благоустройства пришкольного участка.
Участники: учащиеся 8 -10 классов учителя биологии База: S пришкольного участка 1300 кв.м. Сроки: ноябрь 2017г. – сентябрь 2018г.
Этапы реализации:
№
Этапы
Содержание
Сроки
Участники
Подготовительный
Постановка целей и задач. Разработка проектов по благоустройству пришкольного участка и проведение конкурса. Отбор участников. Анализ школьного агротехнического инвентаря и оборудования. Отбор посевного материала.
Уч-ся
1
Ноябрь 2017г. – февраль 2018г.
8-10 классов
Учителя биологии
Основной
Уч-ся
Реализация ученических проектов по благоустройству пришкольного участка:
Март – август 2018г.
2
8-10 классов
А) изучение экологических условий школьного двора;
Б) посев семян и выращивание рассады;
В) разработка плана пришкольного участка с учетом ландшафтного дизайна;
Г) проведение биологических опытов;
Д) учебно-исследовательский мониторинг.
Уч-ся
Анализ полученных результатов. Участие в конкурсе ландшафтного дизайна «Мой цветущий город»
Август – сентябрь 2018г.
Заключительный
3
8-10 классов
Учителя биологии
Группа 1: Экологические условия пришкольного участка Цель: изучить экологические условия участка и в соответствии с ними определить видовой состав
- Задачи исследования:
- - составить экологический паспорт участка;
- - определить список культур по уровню требований условий произрастания;
- - выбрать из списка виды растений для цветника непрерывного цветения;
- - определение соответствия вида и сорта культуры к дизайну участка;
- - размещение культур с учётом всех перечисленных требований.
- Ход работы:
- Определить видовое разнообразие и размещение дикорастущих деревьев и кустарников;
- Определить тип и вид почвы на участке, степень их минерализации;
- Определить места размещения светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухо- устойчивых культур с учетом требований к плодородию почвы;
- Выбор культур по срокам и продолжительности цветения и в соответствии дизайну участка;
- Составление плана участка.
Экологический паспорт участка:
- 1. Площадь участка-1300м 2;
- 2. Расположение с юго-запада на северо-восток, участок ровный, огорожен забором;
- 3. Участок окружают многоэтажные дома с западной и северной стороны и оживлённая дорога с восточной стороны - шумовое загрязнение;
- 4. Тип почвы- песчаная, содержит мало гумуса и влаги. ( Для роста и развития растений рекомендуется ежегодное внесение органических удобрений и частый полив);
- 5. Ограничены участки для светолюбивых культур;
- 6. Участок защищён от ветра;
- 7. Декоративных деревьев и кустарников-12 видов
- 8. Культурные сорта цветников –около 50видов
- 9. Дикорастущие виды цветочнодекоративных растений - 60 видов
Группа №2: Посев и выращивание рассады. Цель: анализ посевного материала
Сроки:
Агротехника:
Результат:
Этапы:
Посев
Март – апрель 2018г.
Подготовка почвогрунта («Ургаса»)
Рассада, выращенная на почвогрунте «Ургаса» дала дружные всходы, у которых корневая система «сгорела»
Полив («Байкал-ЭМ»), рыхление почвы
При капельном поливе на начальном этапе и постоянном в дальнейшем на смешанном почвогрунте, получена здоровая рассада
Апрель – май 2018г.
Уход за рассадой
Результаты анализа посевного материала:
Виды:
Производитель
% всхожести
70%
Лаватера розовая
«Гавриш»
Целлозия гребенчатая
Флокс Шенель
Портулак махрово - желтый
«Русский огород»
60%
Флокс Друммонда
Петуния гибридная
Вербена Идеал
Настурция бриллиант
Ипомея трехцветная
Календула лекарственная
Агератум Хоустона
30%
«Акварель»
Кохия волосистая
Амарант метельчатый
Подсолнечник декоративный
Бархатцы отклоненные
50%
«Семена Алтая»
Львиный зев
Мезембриатемум маргаритковый
Бархатцы тонколистные
Космея Лисенок
Выращивание и уход за рассадой – важный этап
Высадка рассады
Группа 3: Ландшафтный дизайн Цель : разработать план участка в соответствии с принципами ландшафтного дизайна
- Вид дизайна: рекреационный - для отдыха учащихся и учителей
- Стиль дизайна - пейзажный стиль. Главным условием стиля»все должно казаться естественным и природным»
- Композиции из растений, которые высаживаются ярусами(деревья, кустарники, цветы), имитируют природный ландшафт.
- Линии и формы основаны на квадратах, прямоугольниках, кругах и эллипсах, создающие симметрию.
- Все посадки разнородны и высаживаются группами. Имеют большое значение характер растений, сочетание их формы и цвета.
Принципы ландшафтного дизайна:
- Действовать в зависимости от природных условий
- Максимально использовать окружающую среду
- Использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое
- Учитывать гармонию пропорций
- Использовать постепенное раскрытие видов
План участка
Список рекомендуемых цветочных культур для озеленения участка в черте города:
- Лаватера розовая
- Целлозия гребенчатая
- Флокс Шенель
- Портулак махрово - желтый
- Флокс Друммонда
- Петуния гибридная
- Вербена Идеал
- Настурция бриллиант
- Ипомея трехцветная
- Кохия волосистая
- Космея Лисенок
- Амарант метельчатый
- Календула лекарственная
- Подсолнечник декоративный
- Львиный зев
- Мезембриатемум маргаритковый
- Бархатцы отклоненные
- Бархатцы тонколистные
- Топинамбур
- Агератум Хоустона
- Купена душистая
Пришкольный участок сегодня…
Как формировалась «Альпийская горка»
Начало центровой клумбы…
Начало садовых работ
Подготовка вертикальной опоры
Альпийская горка
Дружные цветущие всходы
Группа 4: Опыты по биологии Цель: изучить биологические закономерности в условиях пришкольного участка
- Влияние насекомых-вредителей на урожайность культур;
- Модификационная изменчивость растений на примере Петунии гибридной;
- Закономерности мутационной изменчивости на примере цветков сирени.
Вредители листьев декоративных кустарниковых растений
- Для проведения опыта на пришкольном участке выбраны модельные кустарниковые растения: роза иглистая (шиповник), сирень, яблоня, клен;
- В течение летнего сезона проведены наблюдения за основными вредителями листьев, проведены учеты численности, оценена степень повреждения листьев.
Модификационная изменчивость растений на примере Петунии гибридной
- Исследования проведены на наиболее многочисленном декоративном растении – Петунии гибридной
- Для проведения опыта растения содержались в различных условиях среды;
- Оценивался общий облик растения, его жизненное состояние.
Закономерности мутационной изменчивости на примере цветков сирени
- Цветки сирени характеризуются различным числом лепестков в венчике: в норме в цветке четыре лепестка, расположенных крестообразно. В результате точковых мутаций число лепестков может сократиться до трех или увеличиться до пяти;
- Данный вид мутаций изучали на растениях сирени, посчитывали число нормальных и мутировавших цветков.
Основные результаты биологических опытов:
- Наиболее опасным вредителем декоративных кустарниковых растений является бабочка-боярышница, вредящая на стадии гусеницы, а также различные виды тлей и галлиц;
- Внешний вид растений на участке значительно зависит от условий среды: освещенности, увлажненности почвы, агротехники;
- Для сирени характерно развитие точковых мутаций в цветках. Доля цветков с четырьмя лепестками (норма) составила 92,53%, с тремя лепестками - 5,64%, с пятью – 1,83%.
Группа №5: Учебно-исследовательский мониторинг Цель: освоение окружающего мира через систему постоянных наблюдений.
Направления
2018
2017
2016
2015
Альпийская горка, центральная клумба, увеличение цветников, элементы вертикального озеленения
-
-
Ландшафтный дизайн
Вазоны, элементы цветового решения
Сирень, тополь, ильм, сосна, вишня, яблоня, береза, ясень, черемуха
Сирень, тополь, ильм, сосна, вишня, яблоня, береза, ясень, черемуха
Сирень, тополь, ильм, сосна + вишня, яблоня, береза, ясень
Сирень, тополь, ильм, сосна. Состояние большинства деревьев удовлетворительное. Преобладают деревья 2 класса жизненности (ослабленные, поврежденные) – 55% и 1 класса (здоровые) – 45%
Жизненное состояние древесных насаждений
Побелка, формирование кроны, обрезка поврежденных ветвей
Обрезка поврежденных ветвей, формирование кроны.
Побелка стволов. Деревья 2 класса – 40%, требующие санитарных мероприятий, 1 класса – 60%
Деревья 2 класса – 30%, 1 класса – 70%
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
Фотомониторинг
Подготовительные работы…
Главное – верная разметка…
Ответственный этап - круговая клумба
Ожидаемые результаты:
- В результате отбора посевного материала будет выращена качественная рассада в соответствии с основами колористики и ландшафтного дизайна;
- Фитокомпозиции составлены в соответствии с имеющимися экологическими условиями;
- Будут проведены опыты по биологии и результаты использованы в учебном процессе;
- Качественные и количественные изменения на пришкольном участке будут проанализированы и проведен фотомониторинг.
Бюджет проекта:
- Семена – 15 – 25 руб х100 шт = 2000 руб
- Удобрения, почвогрунт – 2000 руб
- Агротехнический инвентарь – 1500 руб
- Вазоны – 4000 руб
- Ящики для рассады – 500 руб
Итого: 10 000 руб