Особенности использования технологии «развитие критического мышления» при обучении иностранным языкам в школе
Современные образовательные технологии нацелены на личносто-ориентированный подход к учащимся. Основной целью технологии развития критического мышления как раз и является данный подход. Но в свою очередь у каждой технологии имеются свои отличительные черты. Давайте же разберемся в чем же основные особенности технологии «критического мышления».
В-первую очередь, нам стоит рассмотреть идеи технологи под углом из использования на практике.
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, узнавать все новое и непонятное, так же они не только могут познавать различные вопросы, но и в силу своего возраста выдвигать необычные, но в то же время правильные идеи.
Работая с данной технологией, основной задачей учителя становится не сколько объяснять материал, сколько подталкивать и стимулировать учащихся самим тянуться к новым знаниям, идеям, исследованиям, то есть рождать в них навыки продуктивного мышления.
Далее стоит отметить, что способность мыслить критически возникает, прежде всего, в обсуждении. То есть основной работой на уроке должна быть дискуссия, а также постоянная работа с различными текстами, способствующая тому, что учащиеся получают недостающие фрагменты практических знаний, умений и навыков.
Используя на уроках английского языка технологии «развитие критического мышления», не следует разделять развитие мыслительных навыков и формирование демократического гражданского сознания.
Именно из данного утверждения мы может с легкостью понять и обосновать средства, подходы и методы, которые необходимы для правильного развития критического мышления.
Итак, заострим свое внимание на видах деятельности, которые происходят при данной технологии. Работа с различными текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) не вызывает затруднение у учащихся, поскольку они с ней хорошо знакомы. Такие же дела обстоят и с письменными работами. Но вот различные обсуждения и дискуссии даются школьникам с трудом, это происходит из-за того, что им сложно отвыкнуть от традиционных методов обучения, где, возможно не совсем точное и корректное мнение нуждалось в исправлении со стороны учителя.
Если характеризовать критическое мышление, как одного из видов интеллектуальной деятельности человека, то данный процесс ассоциируют с понятиями уровня воспитания, понимания, к объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Поскольку мы уже не раз замечали, что критическое мышление в первую очередь – это независимое мышление каждого человека, то стоит при обучении начать с постановки целей, вопросов и задачей, которые нужно будет решить в последующем обучении учащихся.
Критическое мышление — это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Отличительные черты технологии РКМЧП:
надпредметный характер;
технологичность;
усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.