СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пришутова Ю.Р. Современные образовательные технологии в обучении иностранным языкам в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определены основные образовательные технологии в обучении иностранным языкам в школе, способствующие оптимизации учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Пришутова Ю.Р. Современные образовательные технологии в обучении иностранным языкам в школе»

Современные образовательные технологии в обучении иностранным языкам в школе

Язык является основным способом общения, без которого существование и развитие человеческого общества становится невозможным. В настоящее время происходят изменения в различных межнациональных отношениях, развиваются информационные технологии. Все это приводит к повышенному вниманию к коммуникативной компетенции, совершенствованию их филологической подготовки для того, чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. То есть, основной функцией изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В тоже самое время, воспитательный аспект является неразрывной частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности.  

 Современные образовательные технологии, которые применяются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, выступают как наиболее эффективные средства для создания образовательной среды, которая создает и сохраняет личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Бесспорно, что отдельно взятая технология обучения, какой бы идеальной она ни была, не в состоянии создать максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Лишь в совокупности современные технологии обучения иностранному языку дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.      

Поиск новых педагогических технологий связан с рядом причин, которые замедляют процесс обучения. Отсутствие у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранного языка является одной из этих причин. Порой положительной мотивации недостаточно, а порой и полностью отсутствует, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей. Именно поэтому, учителю приходится применять различные технологии на уроках. Современными образовательными технологиями могут являться:

- проектная методика;

- технология исследования;

- технология использования элементов интенсивного обучения;

- технология «языковой портфель»;

- информационно-коммуникативные технологии;

- интерактивный подход;

- игровая технология;

- технология развития критического мышления.

Давайте попробуем рассмотреть каждую из технологий в отдельности.

В настоящее время в процессе обучения иностранным языкам все больше и больше учителей обращаются к проектной методике. При работе с проектной методикой у учащихся повышается уровень развития познавательных навыков, создается умение самостоятельно конструировать свои знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве, кроме того повышается уровень их критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. В проектной методике за основу принято брать идею – направленности на результат. Самое главное, что это результат можно не только увидеть, осмыслить, но и применить в реальной жизни. Именно это, так важно для создания мотивации учащегося на уроке. Учащийся желает добиться такого результата, поэтому пытаются самостоятельно мыслить, находить и решать проблему, привлекая при этом знания из различных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, уметь устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, у учащихся повышаются коммуникативные способности, они более мотивированно работают в группах. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Данная технология подходит для различия творческих способностей учащихся, а также развивает их воображение и любознательность. В течении работы с проектной технологией повышается уровень творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Кроме того, учащиеся ведут исследовательскую работу, учатся работать в коллективе, вести дискуссию, решать проблему. Основным плюсом использования проектной методики является то, что она может использоваться при обучении практически любой темы по иностранному языку, так как выбор тематики ведется с учетом практической значимости для школьника или студента. В настоящее время в России метод проектов активно внедряется в образовательную деятельность. Проекты могут быть совершенно разных видов: индивидуальные и групповые, локальные и теле коммуникативные. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этом, будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование.

Наряду с проектной технологией стоит упомянуть и технологии исследования, где учащиеся пытаются самостоятельно познавать и развивать новое видение проблемы, а также осваивать исследовательские процедуры. Здесь, прежде всего, у учащегося развивается навык творческого: от видения и постановки проблемы к выдвижению гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания. Вариантами модели исследовательского характера являются дискуссия, интервьюирование, решение проблемных задач и т. д.

Необходимо обратить внимание на использование элементов интенсивного обучения. Учащийся проходит интенсивное обучение, но не за счет дополнительных часов по предмету, а с помощью методов и приемов, которые позволяют “погружать” учащихся в иноязычную среду, где возможно не только говорить, но и мыслить по-английски. В процессе технологии интенсивного обучения учащийся получает полную информацию о культуре, обычаях и традициях англоязычной страны. В результате учащиеся должны уметь сознательно выбирать стиль общения. На уроках происходит постоянное моделирование ситуаций диалога культур, что позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка. Но стоит отметить, что такой подход возможен только при условии использования аутентичных учебных пособий.

Технология «Языковой портфель» позволяет самим учащимся оценивать собственное познание и творческое развитие, то есть происходит рефлексия его собственной деятельности. Учащийся в течение какого-то периода времени должен собирать различные документы, подтверждающие его результат. Это комплект документов, самостоятельных работ учащегося. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает: задания школьникам по отбору материала в портфель; анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление   с работами ученика; параметры и критерии оценки, вложенных в портфель работ. Эта технология предоставляет полную картину о достижениях учащихся за определенный период времени, а также дает возможность продемонстрировать способности и практически применить приобретенные знания и умения. Такой «портфель» помогает учитывать успехи и достижения, учащихся во всех областях деятельности: учебной, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, действительного подхода в образовании. Учащиеся видят свой рост, сознательно пополняя не только багаж знаний, но и формируя банк данных о своих достижениях за весь период учебы (проекты, сертификаты, рецензии, отзывы об индивидуальной творческой деятельности), что несомненно будет востребовано при поступлении в высшее учебное заведение.  

 В наше время информационных технологий невозможно не употреблять в процессе обучения различные информационно-коммуникативные технологии. Такие технологии позволяют продуктивно и всесторонне использовать как лингвистические, так и социокультурные аспекты. Это позволяет развивать иноязычную речевую деятельность. Их использование способствует совершенствованию лингвистической и межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися.

Интерактивный подход позволяет учащимся связать свою деятельность с изучением определенного учебного материала в ходе интерактивного урока. Учитель создает интерактивные упражнения и задания по определенной теме, которые необходимо выполнить учащимся. Главное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что их главной задачей является не закрепление ранее пройденного материала, а изучение нового. На настоящий момент в педагогике присутствует целый спектр интерактивных методов и организационные форм обучения. Основными считаются следующие:

  • творческие задания;

  • работа в малых группах;

  • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

  • социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

  • разминки;

  • изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»);

  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.

В ходе интерактивного подхода активно используются творческие задания. Творческие задания требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся к изучению иностранного языка. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Составление и отбор творческого задания является чуть ли не самым трудным заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

  • является практическим и полезным для учащихся;

  • связано с жизнью учащихся;

  • вызывает интерес у учащихся;

  • максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др. При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Что касается практического применения технологий, вовсе не обязательно использовать одну технологию. Лучше всего было интегрировать несколько образовательных технологий, объединив их наилучшие стороны. Занимаясь интегрированием современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции школьника, на протяжении ряда лет, тщательно изучая, апробируя и адаптируя инновационные идеи современных российских и зарубежных преподавателей, можно прийти к выводу о том, что именно данная педагогическая система способствует раскрытию субъективного опыта ученика, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, воспитанию нравственных идеалов, развитию критического мышления, адекватной оценки и самооценки, самосовершенствованию каждого ученика и возможности реализовать себя как личность.