Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Елань-Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Открытый урок по сельскохозяйственному труду.
На тему: «Приспособления для очистки и охлаждения молока»
Подготовила Ходыкина В.В.
Учитель сельскохозяйственного труда.
Урок сельскохозяйственного труда. 8 класс
Тема: « Приспособления для процеживания и охлаждения молока».
Цель:
Дать знания учащимся о способах процеживания и охлаждения молока.
Задачи:
Формирование положительного отношения к знаниям;
Коррекция произвольного внимания, логического мышления, связной устной речи, обогащения словарного запаса;
Воспитание познавательного интереса к профессиям животновода;
Привитие любви к труду.
Оборудование: учебники, тетради, ручки, карточки, демонстрационный материал, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, рада вас видеть, таких внимательных, старательных и доброжелательных. Надеюсь, что сегодня вы порадуете меня своими ответами и активной работой на уроке.
- Я вижу к уроку вы готовы. ( учебники, тетради, ручки)
- Выставление оценок в рапортичьку (устно)
Настрой на занятие. Упражнение «Частичка тепла».
Чтобы наш урок прошел в теплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла : потрите ладошки друг о дружку до теплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите свое тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.
-Огромное солнце не делим на части.
И вечную землю нельзя поделить.
А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь, ты должен друзьям подарить.
Вот с таким приподнятым настроением мы и начнем урок.
Вхождение в тему урока.
Есть одно чудо, созданное сомой природой и очень хорошо вам известное. Оно сопровождает вас с первых лет жизни. Оно может утолить жажду и накормить. В этом удивительном продукте содержатся все необходимые для человека вещества. Оно и пища и лекарство. Недаром древние учёные называли его «соком жизни». Не догадываетесь , о чем пойдет речь? Тогда попробуйте отгадать загадку.
Загадка: «Не жарено, не варено, а завтрак готов» (молоко).
Да, мы говорим о молоке.
а) молоко – вкусный и полезный продукт. В нем содержатся соли кальция и фтора
б) В молоке более 160 полезных веществ, которые полностью усваивает организм человека
в) Молоко может заменить любой продукт, но ни один продукт не может заменить молоко.
г) Микроэлементы молока формируют костную ткань, восстанавливают кровь и деятельность мозга
Человек научился добывать молоко около пяти тысяч лет назад. Он начал приручать диких животных, пробовал молоко диких коз, лошадей, буйволиц. Но самым вкусным ему показалось коровье молоко. Как же было человеку не поклониться ей?
В Индии коровы до сих пор считаются священными животными, символизирующими плодовитость, изобилие, плодородие, землю.
В Египте корова – это Богиня неба и Великая Мать, родившая солнце.
У славян корова — олицетворение богини неба, кормилицы земли, которая
своим молоком поит поля.
Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.
Прежде чем приступить к изучению новой темы , нам необходимо вспомнить пройденный материал.
1) Беседа по вопросам.
- Какое животное мы изучали на последних уроках?
(домашнее животное корову и уход за ней)
- К какой группе животных относится корова и почему?
(к группе КРС ,т.к. имеет большую массу -500кг.)
- На какие группы разделяют КРС по возрасту и половым признакам?
(коровы, быки-производители, телята, молодняк)
- Какое содержание коров?
(стойловое , пастбищное)
2) Построение логико-структурной схемы «Виды кормов»
- Вспомните, пожалуйста, на какие основные группы делятся корма.
Учащиеся:
- Корма делятся на следующие группы:
1. Зеленые корма.
2. Грубые корма.
3. Сочные корма.
4. Концентрированные корма
К основным кормам относятся 4 группы кормов со следующими названиями (зачитываю).
Ученики называют только группы, а наполняемость этих групп соответствующими кормами происходит в результате самостоятельной работы детей с раздаточным материалом на доске (раздаю ученикам карточки с названиями кормов, добавив карточки с лишними словами)
Вывод: Я вижу, что этот материал вы усвоили хорошо и с заданием справились, даже не смотря на то, что я пыталась вас запутать.
Чтобы получить хороший надой молоко, корову нужно кормить качественными и разнообразными кормами. Недаром существует такая пословица « У коровы молоко на языке».
3) Упражнение «Найди соответствие».
В самом деле молоко у коровы образуется на языке? ( нет)
А где же? (в вымени)
- Что такое вымя ? (орган , где образуется молоко)
Внимание на экран.
- Предлагаю вам вспомнить формы вымени коровы.
-Какая форма считается лучшей? (ваннообразная и чашеобразная).
Вывод: Для доения лучшая форма вымени ваннообразная и чашеобразная.
4) Проверка д/з.
Чтобы получить молоко, необходимо подоить корову.
- Какие виды доения вам известны? (ручное и машинное)
- Какой вид доения изучаем мы ? (ручной)
( Сообщение ученика о ручном доении.)
Ручное доение коров имеет широкое распространение. Вручную доят коров на небольших фермах и в приусадебных хозяйствах.
В течении суток коров доят два или три раза, в одно и тоже время. За дояркой обычно закрепляют определенную группу коров , которых она постоянно доит. Коровы привыкают к человеку, ведут себя спокойно во время доения и полностью отдают молоко.
( Сообщение ученика о машинном доении.)
Ручное доение коров - это очень тяжелая работа. При многолетней работе у доярок развивается профессиональное заболевание рук. Механизация доения освобождает доярок от тяжелой ручной работы и в несколько раз увеличивает производительность их труда. Кроме того, при машинном доении молоко не загрязняется посторонними примесями, следовательно повышается качество молока.
5) Упражнение «Расположи по порядку»
Перед тем как приступить к доения коровы, каждая доярка должна соблюдать определенные этапы подготовки.
Ваша задача - определить их последовательность и назвать все этапы подготовки к доению коровы. (расположить рисунки в правильной последовательности) Проверка по экрану
Вывод: Выполнение правильной подготовки к доению коровы способствует полной отдаче молока.
6) Практическая работа. «Доение коровы»
Чтобы подвести итог всему вышесказанному я предлагаю вам подоить корову. Каким способом это можно сделать? ( кулаком или щипком)
(ученики выходят и доят импровизированную корову)
Работа по теме урока.
Корову подоили, молоко получили, можно ли сразу употреблять его в пищу без обработки? (нет)
Конечно нельзя. Таким образом мы подошли к теме нашего урока , сможете ли вы назвать ее сами, прочитав то, что написано на экране.
Определение темы урока.
Тема урока: «Приспособления для процеживания и охлаждения молока»
Цель нашего урока – получить знания о способах процеживания и охлаждения молока.
Физминутка для глаз.
2) Изучение нового материала.
Откройте тетради и запишите тему урока. Не забываем соблюдать единый орфографический режим (от последней записи отступаем 4 клетки, дату пишем на полях), следим за осанкой (тетрадь под наклоном, локти на столе, спина прямая).
Вступительное слово учителя.
Первичная обработка молока заключается в очистке молока от посторонних примесей, охлаждении и хранении.
Этапы первичной обработки молока.
- Очистка молока
- Охлаждение молока
- Хранение молока
Даже при тщательном соблюдении санитарно-гигиенических правил в свежевыдоенном молоке возможно наличие механических примесей (волосы, частицы корма, подстилки и т.д.), поэтому очистка после выдаивания необходима. При доении коров в условиях небольших фермерских хозяйств фильтрование проводят, как правило, вручную при переливании молока из доильного ведра во фляги, при помощи фильтра –цедилки. (устройство фильтра)
Известно , что свежее молоко обладает бактерицидными свойствами, которые обладают способностью не давать развиваться попавшим в него бактериям. Продолжительность действия бактерицидных свойств зависит от степени загрязненности молока микробами, быстроты и глубины его охлаждения. Для того чтобы сохранить свежесть молока дольше, его нужно сильно охладить. В последнее время для охлаждения молока в фермерских хозяйствах все большее применение находят резервуары. Резервуар имеет двойные стенки, между которыми заложен теплоизоляционный материал. Резервуар оснащен перемешивающим устройством механического типа, которое не позволяет молоку примерзать к стенкам. На небольших фермах фляги с молоком ставят в погреб-ледник или погружают в бассейн с проточной холодной водой со льдом.
Для сбора и временного хранения свежего молока на крупных фермах применяют резервуары, которые называют танками, вместимостью 2т. и больше. Танк имеет двойные стенки, между которыми заложен термоизоляционный материал. За 10-12 часов хранения в танке температура охлажденного молока повышается только на 1градус.
Работа с учебником .
А сейчас мы поработаем с текстом, откройте учебник на стр.185 чтение по абзацам. (по ходу чтения обращаю внимание на новые слова, вывешиваю на доску с пояснением и проговариванием )
1 абзац читает ученик ( вслух)….. «Очистка молока»
Вопросы
1)Для чего нужно очищать молоко?
2)При помощи чего можно очищать молоко?
(во время чтения мы встретили новое слово: Фильтр-цедилка) прикрепляю на доску и записываем в тетради сразу по ходу их изучения.)
2 абзац читают самостоятельно….. «Охлаждение молока»
( ищут ответ в тексте на заданные вопросы)
1)Почему нужно молоко сразу охладить?
2) Как охлаждают молоко на небольших фермах?
(новые слова : Резервуар) прикрепляю на доску и записываем в тетради сразу по ходу их изучения.)
3 абзац читает ученик… «Хранение молока»
Вопрос:
1)Как хранят молоко на крупных фермах?
(новые слова : Танк ) прикрепляю на доску и записываем в тетради сразу по ходу их изучения.)
3) Животноводство в нашей стране - важнейшая отрасль сельского хозяйства. Животноводство одна из наиболее интересных и увлекательных профессий мира, как в прошлом так и в настоящем времени.
Специальностей связанных с животноводством очень много.
Назовите некоторые специальности работников фермы и какую работу они выполняют?
6. Закрепление
А теперь все полученные теоретические знания мы закрепим на практике, выполним первый этап первичной обработки молока -процеживание .
Работа в парах .(один ученик работник , а второй технолог, следит за правильностью выполнения работы)
7. Домашнее задание.
Составить небольшой рассказ о специальности работника фермы.
8. Оценка.
«Потрудились вы на славы
Вас оценками хвалю
За активную работу
Я вас всех благодарю»
9.Упражнение « Рефлексивный экран».
- Ну вот и подошел к концу наш урок. Вы порадовали меня своей работой на уроке.
Учащиеся подводят итог урока, по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я научился…
-я выполнял задания…
-я понял, что…