Биология 5 класс
Тема урока: «Приспособленность организмов к среде обитания».
Цель: сформировать знания о приспособлениях организмов к жизни в различных средах обитания (на конкретных примерах).
Задачи:
1. Познакомить учащихся с биологическим знаниями «приспособленность», особенности приспособленности организмов к различным средам обитания на основе знаний о среде обитания.
2. Развитие исследовательских умений обучающихся - умений функциональной естественно-научной грамотности.
3. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Предметные
раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
Метапредметные
Познавательные:
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
Коммуникативные:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
Регулятивные:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
Личностные
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
— развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья
Работа с детьми ОВЗ: посильные задания при работе в группе с использованием личного жизненного опыта, дифференцированное дз (задания на выбор).
Технологии:
1. Проблемное обучение - проблемная ситуация, проблемный вопрос.
2. Здоровьесберегающие - здоровьесберегающие моменты на уроке: соблюдение времени демонстрации презентации, смена видов деятельности (просмотр слайдов - беседа – рассказ - свободная поза - лабораторная работа – решение задания на ЕНГ – прослушивание выступлений представителей групп – беседа).
Методы обучения:
- словесные: рассказ-вступление, беседа
- наглядные: презентация, задания на развитие функциональной естественно-научной грамотности ЕНГ.
- практические: лабораторная работа, анализ информации.
- методы проблемного обучения – проблемная ситуация.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент
2.Мотивации к учебной деятельности
1.Фронтальный опрос:
- О чем мы говорили на прошлом уроке
- Назовите среды обитания
2Узнай среду по описанию. Задание ВПР
1.Почвенная среда
Нет солнечного света;
много воды;
незначительные перепады температур;
низкое содержание кислорода;
2.Наземно-воздушная среда
Обилие солнечного света;
частая нехватка воды;
резкий перепад температуры;
высокое содержание кислорода.
3.Водная среда
много воды;
частая нехватка света и тепла;
низкое содержание кислорода.
4. Организменная среда
Обилие пищи.
Защищенность от неблагоприятных внешних факторов.
Активное сопротивление организма-хозяина.
После выполнения задания поднимите руку. Проверка задания.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл
- Определите, в какой среде обитания живут данные организмы? (Слайд 2)
- Как вы это определили? (по тому, что их окружает).
- Определите кто где живет (слайд 3)
-Чем отличаются среды обитания друг от друга? (экологическими факторами)
- Что – экологическими факторами
- какие бывают экологические факторы
Распределите экологические факторы среды по группам (слайд4)
3.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Постановка проблемы:
- Почему многие растения и животные не погибают ,обитая в суровых условиях? ( слайд 5)
Что такое приспособленность (слайд 6)
Тема урока: Приспособленность организмов к среде обитания( слайд 7)
Цель: сформировать знания о приспособлениях организмов к жизни в различных средах обитания (на конкретных примерах).(слайд 8)
4.Изучение новой темы
Записать: Приспособленность - черты строения, особенности жизни организмов, позволяющих выживать в своей среде обитания.(слайд 9)
-В чем выражается приспособленность
заполнить схему:
Слайд:
Виды приспособлений
Во внешнем строении | Во внутреннем строении | В работе органов (спячка, синтез ферментов для переваривания пищи) (слайд 10) | В поведении |
Примеры адаптаций.(Слайды11-22)
Вывод: что условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение
и поведение живых организмов.
- Найдите в предложенном тексте учебника примеры приспособлений стр 111 «Тепловой режим»
5.Этап первичного закрепления (работа в парах)
Лабораторная работа
«Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: изображения животных и растений различных мест обитания.
Ход работы:
1. Рассмотрите животных, приспособленных к разным средам обитания, проанализируйте особенности их внешнего строения.
2. Перечерти в тетрадь таблицу, и заполните таблицу, используя теоретический материал.
Название среды обитания | Название живых организмов | Особенности приспособленности организмов к среде обитания |
Наземно-воздушная | | |
Водная | | |
Почвенная | | |
Организменная | | |
Вывод: ______________ — это свойство организмов приобретать качества, которые позволяют выжить в определенных условиях среды. Выделяют следующие среды обитания: 1. _________, 2. ____________, 3. ____________, 4. _____________. Приспособления выражаются в особенностях их _________ строения, поведения. Носит _________________________________. характер
Тексты
Тюлени (ластоногие)
Различные виды тюленей водятся в морях и океанах. Тюлени хорошо приспособлены к водному образу жизни и перенесению низких температур. Их веретенообразное тело имеет обтекаемые контуры без выступов, так как лишенная ушных раковин голова совершенно гладкая, а короткая шея между ней и туловищем не имеет резкого перехвата. Конечности тюленей с перепонками между пальцами превратились в ласты и служат для плавания.
Крот обыкновенный
Насекомоядное мелких и средних размеров животное: длина тела от 5 до 21см; вес от 9 до 170 г. Кроты приспособлены к подземному, роющему образу жизни. Туловище у них вытянутое, округлое, покрытое густым, ровным, бархатистым мехом. Конечности укороченные, лапы лопатообразно расширены; когти крупные, уплощённые сверху. Задние конечности обычно слабее передних. Хвост короткий. Голова небольшая, удлинённая. Нос вытянут в подвижный хоботок. Шея снаружи почти не заметна. Ушные раковины отсутствуют или очень малы. Зрение у кротов слабое; у некоторых видов глаза закрыты кожей. Хорошо развиты обоняние и осязания.
Насекомое: Божья коровка
Среда обитания: Божья коровка обитает в садах, полей, где имеется много тлей.
Приспособленность: Яркая окраска божьей коровки предупреждает потенциальных хищников об их неприятном вкусе. Их способность к полёту помогает быстро перемещаться на большие расстояния в поисках пищи.(слайд 24)
Отчет пар
Читает ученица.
Недалекое будущее
Человек идет, скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...
Не летит пчела на клевер,
Уток нет и в камышах...
Вместо птиц - китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка,
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!
(А. Игнатова)
- О чем это стихотворение
- Как можно снизить отрицательное влияние человека на природу?
6. Д.З п16-19
7.Рефлексия.Подведение итогов
Любите родную природу:
Озера, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Давайте же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей.
Вывод: Уважай и береги всё то, что тебя окружает – родную природу!!!
Мы изучаем какую науку
- Сегодня на уроке выяснили, что на живой организм влияет живая и неживая природа,
а природа это красота. Давайте украсим клумбу цветами
Каждый цветок имеет свое значение.
Красные цветы – мы достигли цели, мне понравилось на уроке.
Желтые цветы– считаю, что можно сделать больше.
Зеленные цветы – мне было скучно на уроке.
( Я рада , что у нас получилась яркая клумба)
Задание 3. В каких условиях мог бы жить Чебурашка?
Задание 1.Узнай среду по описанию. Задание ВПР
1.___________________ среда
Нет солнечного света;
много воды;
незначительные перепады температур;
низкое содержание кислорода;
2._________________________ среда
много воды;
частая нехватка света и тепла;
низкое содержание кислорода.
3.________________ среда
Обилие солнечного света;
частая нехватка воды;
резкий перепад температуры;
высокое содержание кислорода.
4._____________________ среда
Обилие пищи.
Защищенность от неблагоприятных внешних факторов.
Активное сопротивление организма-хозяина.
Оценочный лист
Ф.И. | Задание 1(4б) | Задание 2 (4б) | Задание 3 (6б) | Работа на уроке (2б) |
| | | | |
Задание 1.Узнай среду по описанию. Задание ВПР
1.___________________ среда
Нет солнечного света;
много воды;
незначительные перепады температур;
низкое содержание кислорода;
2._________________________ среда
много воды;
частая нехватка света и тепла;
низкое содержание кислорода.
3.________________ среда
Обилие солнечного света;
частая нехватка воды;
резкий перепад температуры;
высокое содержание кислорода.
4._____________________ среда
Обилие пищи.
Защищенность от неблагоприятных внешних факторов.
Активное сопротивление организма-хозяина.
Оценочный лист
Ф.И. | Задание 1(4б) | Задание 2 (4б) | Задание 3 (6б) | Работа на уроке (2б) |
| | | | |
Лабораторная работа
«Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: изображения животных и растений различных мест обитания.
Ход работы:
1. Рассмотрите животных, приспособленных к разным средам обитания, проанализируйте особенности их внешнего строения.
2. Перечерти в тетрадь таблицу, и заполните таблицу, используя теоретический материал.
Название среды обитания | Название живых организмов | Особенности приспособленности организмов к среде обитания |
Наземно-воздушная | | |
Водная | | |
Почвенная | | |
Организменная | | |
Вывод: ______________ — это свойство организмов приобретать качества, которые позволяют выжить в определенных условиях среды. Выделяют следующие среды обитания: 1. _________, 2. ____________, 3. ____________, 4. _____________. Приспособления выражаются в особенностях их _________ строения, поведения. Носит _________________________________. характер
Тюлени (ластоногие)
Различные виды тюленей водятся в морях и океанах. Тюлени хорошо приспособлены к водному образу жизни и перенесению низких температур. Их веретенообразное тело имеет обтекаемые контуры без выступов, так как лишенная ушных раковин голова совершенно гладкая, а короткая шея между ней и туловищем не имеет резкого перехвата. Конечности тюленей с перепонками между пальцами превратились в ласты и служат для плавания.
Крот обыкновенный
Насекомоядное мелких и средних размеров животное: длина тела от 5 до 21см; вес от 9 до 170 г. Кроты приспособлены к подземному, роющему образу жизни. Туловище у них вытянутое, округлое, покрытое густым, ровным, бархатистым мехом. Конечности укороченные, лапы лопатообразно расширены; когти крупные, уплощённые сверху. Задние конечности обычно слабее передних. Хвост короткий. Голова небольшая, удлинённая. Нос вытянут в подвижный хоботок. Шея снаружи почти не заметна. Ушные раковины отсутствуют или очень малы. Зрение у кротов слабое; у некоторых видов глаза закрыты кожей. Хорошо развиты обоняние и осязания.
Насекомое: Божья коровка
Среда обитания: Божья коровка обитает в садах, полей, где имеется много тлей.
Приспособленность: Яркая окраска божьей коровки предупреждает потенциальных хищников об их неприятном вкусе. Их способность к полёту помогает быстро перемещаться на большие расстояния в поисках пищи.
Лабораторная работа
«Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: изображения животных и растений различных мест обитания.
Ход работы:
1. Рассмотрите животных, приспособленных к разным средам обитания, проанализируйте особенности их внешнего строения.
2. Перечерти в тетрадь таблицу, и заполните таблицу, используя теоретический материал.
Название среды обитания | Название живых организмов | Особенности приспособленности организмов к среде обитания |
Наземно-воздушная | | |
Водная | | |
Почвенная | | |
Организменная | | |
Вывод: ______________ — это свойство организмов приобретать качества, которые позволяют выжить в определенных условиях среды. Выделяют следующие среды обитания: 1. _________, 2. ____________, 3. ____________, 4. _____________. Приспособления выражаются в особенностях их _________ строения, поведения. Носит _________________________________. характер
Тюлени (ластоногие)
Различные виды тюленей водятся в морях и океанах. Тюлени хорошо приспособлены к водному образу жизни и перенесению низких температур. Их веретенообразное тело имеет обтекаемые контуры без выступов, так как лишенная ушных раковин голова совершенно гладкая, а короткая шея между ней и туловищем не имеет резкого перехвата. Конечности тюленей с перепонками между пальцами превратились в ласты и служат для плавания.
Крот обыкновенный
Насекомоядное мелких и средних размеров животное: длина тела от 5 до 21см; вес от 9 до 170 г. Кроты приспособлены к подземному, роющему образу жизни. Туловище у них вытянутое, округлое, покрытое густым, ровным, бархатистым мехом. Конечности укороченные, лапы лопатообразно расширены; когти крупные, уплощённые сверху. Задние конечности обычно слабее передних. Хвост короткий. Голова небольшая, удлинённая. Нос вытянут в подвижный хоботок. Шея снаружи почти не заметна. Ушные раковины отсутствуют или очень малы. Зрение у кротов слабое; у некоторых видов глаза закрыты кожей. Хорошо развиты обоняние и осязания.
Насекомое: Божья коровка
Среда обитания: Божья коровка обитает в садах, полей, где имеется много тлей.
Приспособленность: Яркая окраска божьей коровки предупреждает потенциальных хищников об их неприятном вкусе. Их способность к полёту помогает быстро перемещаться на большие расстояния в поисках пищи.