СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приставка – значимая часть слова. Как найти в слове приставку?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значимая  часть  слова - приставка.  Как  найти  в  слове  приставку?

Просмотр содержимого документа
«Приставка – значимая часть слова. Как найти в слове приставку?»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема урока: Приставка – значимая часть слова. Как найти в слове приставку?

Цели урока: 1. Познакомить с приставкой как значимой частью слова;

формировать умения выделять приставки в словах, образовывать

с помощью приставок новые слова; познакомить со значением

приставок.

2. Развивать память, умение выделять главное, проводить анализ,

делать выводы, способствовать развитию речи учащихся.

3. Воспитывать умение совместной деятельности при работе в па-

рах, прививать любовь к родному языку.

Ход урока:

  1. Подготовительный этап.



- Отгадайте загадку: Перед корнем я стою

Слово новое я создаю

Если только я захочу –

Значение слова я изменю. (Приставка)

Контроль учителя за лексическим значением слов с приставками.

2 ученика выходят к доске. Учитель предлагает одному из них:

- Разрезать лист бумаги;

- Надрезать лист бумаги;

- Вырезать треугольник;

- Срезать угол.

Другой ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый ученик (разрезать, надрезать, вырезать, срезать).

- Что общего у этих слов?

- Слова относятся к одной части речи. Это глаголы, т.к. отвечают на вопрос «что сделать?». Все они имеют одинаковый корень - рез - . Это однокоренные слова.

- Выделите в них корень. А чем различаются эти слова?

- Эти слова отличаются по смыслу (значением).

- А какая часть придаёт им разное значение?

- Та, которая стоит перед корнем. Что такое корень?

- Эта часть называется ПРИСТАВКОЙ. Именно приставки придают выразительность глаголам. Указывают на интенсивность действия, на разнообразные оттенки его проявления, порой придают словам разговорную окраску и приставки имеют разные значения.

- Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова! Приставки в словах выделяются «домиком»!

- Выделите в этих словах приставки и назовите их.

2. Постановка учебной задачи.

- Предположите, о какой части слова пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Речь пойдёт о приставке.

- Приставок великое множество.

В -, ВО - , ВЫ - , О - , ОБ - , ОБО - , НА - , НАД - , ПО - , ПОД - , ПОДО - ,

ПЕРЕ - , ПРО - , ПРЕД - , ПРИ - , ОТ - , ДО - , ЗА - , С - , СО - , РАС - ,

РАЗ - , ЧЕРЕЗ - , БЕЗ - , ИЗ - .

( Вывешиваются карточки с различными приставками на доску).

На доску вывешивается карточка – помощница:





……………….. - это ……………….. слова, которая

стоит ………………. и служит для………………. .



- Что вы уже узнали о приставке?

- Приставка – это (значимая) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Что вы бы ещё хотели узнать о приставке?

- Закрепить знания о приставках;

Учиться образовывать новые слова с помощью приставок;

Как писать приставки;

Узнать, зачем нужна приставка в русском языке и какое значение имеют приставки.

  1. Этап закрепления.

(Распечатанные слова на доске) –

- Образуйте от слов: ПОЛЗ, СВИСТЕЛ, МЫЛ, НЁС, ВЁЗ, ЛЕЗ новые слова с приставками НА - , ЗА - , ПЕРЕ - , ПО - , ОТ - , ПРИ - , В - , ВЫ - , ДО - .

(распечатать приставки).

- Из слов, которые вы записали, назовите антонимы. Что это за слова?

- Вполз – выполз, влез – вылез.

- Что сделало эти слова антонимами?

- Приставки.

- Каждая приставка имеет своё лексическое значение. Посмотрите: (распечатать и вывесить слова на доску) : ВБЕЖАТЬ, ВТЕРЕТЬ, ВКОПАТЬ, ВКРУТИТЬ.

- Можно ли назвать эти слова однокоренными?

- Нет, у них разный корень и разное значение.

- Что у них общее?

- Приставка одинаковая ( в - ).

- Подумайте, какое значение придаёт эта приставка словам?

- Внедрение чего – либо во что – то.

Аналогично разбирается значение приставок: до - (закончить действие),

пере - (повторить действия заново),

от - (лишиться чего – то);

за – (начало действия),

у - (направление движения в сторону).

- Так как понять значение приставки?

- Нужно проанализировать несколько разных по значению слов, которые имеют одну и ту же приставку.

- А вы заметили, как пишется приставка со словом?

- Вместе.

- Как найти приставку в слове?

- Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет ПРИСТАВКОЙ!

(Приехать, ехать, заехать, переехать, уехать).



  1. Упражнения в образовании новых слов с использованием приставок.



1) Работа в парах.

- Вставить подходящие по смыслу приставки:



……ступила осень. В воздухе ……холодало. Вода в водоёмах …..темнела. С кустов и деревьев …….летает листва. ……лётные птицы ……..бираются ……летать в тёплые края.



(Текст написан на доске. Фронтальная проверка.)

- Какая пара не испытывала затруднений в работе? Кто ошибался? Кому нужна помощь?



2) Работа с разноуровневыми карточками.



- Уровень 1.



Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .



- Уровень 2.



Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:

Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .







С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - ………………………., строил - …………………………,

Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .















- Уровень 3.



Скажите одним словом:

- Соединить с помощью клея два листа бумаги.

- Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

- Соединить с помощью верёвки.







  1. Рефлексия.

- Подводим итоги. Что такое приставка? Как найти приставку в слове? Для чего служат приставки?

Игра «Назови приставку».

- Я буду читать слова, а вы называете приставки:

Безоблачный, выписать, водиться, списать, побелить, заморозить, переход, прибить, проверить, загораживать, сгореть, задуть, доплыть, написал, безобразный, отцепить, расцвёл, входим.

- Что нового узнали о приставках?

- Чему вы можете научить других?

- Какие задания вызвали затруднения7 Почему?

- Оцените свою работу!















- Уровень 3.



Скажите одним словом:

- Соединить с помощью клея два листа бумаги.

- Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

- Соединить с помощью верёвки.



- Уровень 3.



Скажите одним словом:

- Соединить с помощью клея два листа бумаги.

- Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

- Соединить с помощью верёвки.





- Уровень 3.



Скажите одним словом:

- Соединить с помощью клея два листа бумаги.

- Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

- Соединить с помощью верёвки.











- Уровень 2.



Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:

Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .







С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - ………………………., строил - …………………………,

Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .



- Уровень 2.



Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:

Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .







С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - ………………………., строил - …………………………,

Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .



- Уровень 1.



Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .



- Уровень 1.



Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .

- Уровень 1.



Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .



- Уровень 1.



Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .





- Уровень 3.



Скажите одним словом:

- Соединить с помощью клея два листа бумаги.

- Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

- Соединить с помощью верёвки.



- Уровень 2.



Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:

Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .







С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - ………………………., строил - …………………………,

Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .





Скажите одним словом:

- Соединить с помощью клея два листа бумаги.

- Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

- Соединить с помощью верёвки.



В -

ВЫ –

О -Об -Обо -

на –

над -

по –

под – пере - про -

пред –

при -

от –

до -

ото -

за –

с –

со -

рас -

раз –

через -

без –

из -

Полз

Свистел



Мыл

Нёс

Вёз

Лез


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!