Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Тема урока: Приставка – значимая часть слова. Как найти в слове приставку?
Цели урока: 1. Познакомить с приставкой как значимой частью слова;
формировать умения выделять приставки в словах, образовывать
с помощью приставок новые слова; познакомить со значением
приставок.
2. Развивать память, умение выделять главное, проводить анализ,
делать выводы, способствовать развитию речи учащихся.
3. Воспитывать умение совместной деятельности при работе в па-
рах, прививать любовь к родному языку.
Ход урока:
Подготовительный этап.
- Отгадайте загадку: Перед корнем я стою
Слово новое я создаю
Если только я захочу –
Значение слова я изменю. (Приставка)
Контроль учителя за лексическим значением слов с приставками.
2 ученика выходят к доске. Учитель предлагает одному из них:
- Разрезать лист бумаги;
- Надрезать лист бумаги;
- Вырезать треугольник;
- Срезать угол.
Другой ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый ученик (разрезать, надрезать, вырезать, срезать).
- Что общего у этих слов?
- Слова относятся к одной части речи. Это глаголы, т.к. отвечают на вопрос «что сделать?». Все они имеют одинаковый корень - рез - . Это однокоренные слова.
- Выделите в них корень. А чем различаются эти слова?
- Эти слова отличаются по смыслу (значением).
- А какая часть придаёт им разное значение?
- Та, которая стоит перед корнем. Что такое корень?
- Эта часть называется ПРИСТАВКОЙ. Именно приставки придают выразительность глаголам. Указывают на интенсивность действия, на разнообразные оттенки его проявления, порой придают словам разговорную окраску и приставки имеют разные значения.
- Перед корнем есть приставка
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова! Приставки в словах выделяются «домиком»!
- Выделите в этих словах приставки и назовите их.
2. Постановка учебной задачи.
- Предположите, о какой части слова пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
- Речь пойдёт о приставке.
- Приставок великое множество.
В -, ВО - , ВЫ - , О - , ОБ - , ОБО - , НА - , НАД - , ПО - , ПОД - , ПОДО - ,
ПЕРЕ - , ПРО - , ПРЕД - , ПРИ - , ОТ - , ДО - , ЗА - , С - , СО - , РАС - ,
РАЗ - , ЧЕРЕЗ - , БЕЗ - , ИЗ - .
( Вывешиваются карточки с различными приставками на доску).
На доску вывешивается карточка – помощница:
……………….. - это ……………….. слова, которая
стоит ………………. и служит для………………. .
- Что вы уже узнали о приставке?
- Приставка – это (значимая) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Что вы бы ещё хотели узнать о приставке?
- Закрепить знания о приставках;
Учиться образовывать новые слова с помощью приставок;
Как писать приставки;
Узнать, зачем нужна приставка в русском языке и какое значение имеют приставки.
Этап закрепления.
(Распечатанные слова на доске) –
- Образуйте от слов: ПОЛЗ, СВИСТЕЛ, МЫЛ, НЁС, ВЁЗ, ЛЕЗ новые слова с приставками НА - , ЗА - , ПЕРЕ - , ПО - , ОТ - , ПРИ - , В - , ВЫ - , ДО - .
(распечатать приставки).
- Из слов, которые вы записали, назовите антонимы. Что это за слова?
- Вполз – выполз, влез – вылез.
- Что сделало эти слова антонимами?
- Приставки.
- Каждая приставка имеет своё лексическое значение. Посмотрите: (распечатать и вывесить слова на доску) : ВБЕЖАТЬ, ВТЕРЕТЬ, ВКОПАТЬ, ВКРУТИТЬ.
- Можно ли назвать эти слова однокоренными?
- Нет, у них разный корень и разное значение.
- Что у них общее?
- Приставка одинаковая ( в - ).
- Подумайте, какое значение придаёт эта приставка словам?
- Внедрение чего – либо во что – то.
Аналогично разбирается значение приставок: до - (закончить действие),
пере - (повторить действия заново),
от - (лишиться чего – то);
за – (начало действия),
у - (направление движения в сторону).
- Так как понять значение приставки?
- Нужно проанализировать несколько разных по значению слов, которые имеют одну и ту же приставку.
- А вы заметили, как пишется приставка со словом?
- Вместе.
- Как найти приставку в слове?
- Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет ПРИСТАВКОЙ!
(Приехать, ехать, заехать, переехать, уехать).
Упражнения в образовании новых слов с использованием приставок.
1) Работа в парах.
- Вставить подходящие по смыслу приставки:
……ступила осень. В воздухе ……холодало. Вода в водоёмах …..темнела. С кустов и деревьев …….летает листва. ……лётные птицы ……..бираются ……летать в тёплые края.
(Текст написан на доске. Фронтальная проверка.)
- Какая пара не испытывала затруднений в работе? Кто ошибался? Кому нужна помощь?
2) Работа с разноуровневыми карточками.
- Уровень 1.
Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:
Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .
- Уровень 2.
Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:
Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .
С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:
Читал - ………………………., строил - …………………………,
Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .
- Уровень 3.
Скажите одним словом:
- Соединить с помощью клея два листа бумаги.
- Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.
- Соединить с помощью верёвки.
Рефлексия.
- Подводим итоги. Что такое приставка? Как найти приставку в слове? Для чего служат приставки?
Игра «Назови приставку».
- Я буду читать слова, а вы называете приставки:
Безоблачный, выписать, водиться, списать, побелить, заморозить, переход, прибить, проверить, загораживать, сгореть, задуть, доплыть, написал, безобразный, отцепить, расцвёл, входим.
- Что нового узнали о приставках?
- Чему вы можете научить других?
- Какие задания вызвали затруднения7 Почему?
- Оцените свою работу!
- Уровень 3.
Скажите одним словом:
- Соединить с помощью клея два листа бумаги.
- Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.
- Соединить с помощью верёвки.
- Уровень 3.
Скажите одним словом:
- Соединить с помощью клея два листа бумаги.
- Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.
- Соединить с помощью верёвки.
- Уровень 3.
Скажите одним словом:
- Соединить с помощью клея два листа бумаги.
- Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.
- Соединить с помощью верёвки.
- Уровень 2.
Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:
Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .
С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:
Читал - ………………………., строил - …………………………,
Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .
- Уровень 2.
Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:
Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .
С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:
Читал - ………………………., строил - …………………………,
Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .
- Уровень 1.
Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:
Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .
- Уровень 1.
Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:
Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .
- Уровень 1.
Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:
Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .
- Уровень 1.
Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:
Вышел - ………………., налил - ………………., отплыть - …………………, внёс - …………………... .
- Уровень 3.
Скажите одним словом:
- Соединить с помощью клея два листа бумаги.
- Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.
- Соединить с помощью верёвки.
- Уровень 2.
Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:
Кричать - ……………………, кипеть - …………………….., дрожать - ……………………, говорить - ……………………….. .
С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:
Читал - ………………………., строил - …………………………,
Шил - …………………………., смотрел - ………………………… .
Скажите одним словом:
- Соединить с помощью клея два листа бумаги.
- Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.
- Соединить с помощью верёвки.
В -
ВЫ –
О -Об -Обо -
на –
над -
по –
под – пере - про -
пред –
при -
от –
до -
ото -
за –
с –
со -
рас -
раз –
через -
без –
из -
Полз
Свистел
Мыл
Нёс
Вёз
Лез