Конспект урока по теме: "Состав слова. Приставка и предлог".
Цели урока:
развивать умение отличать предлоги от приставок через разведение понятий;
развивать связной речи учащихся через небольшой художественный текст;
формировать навык правильного написания предлогов и приставок через систему упражнений;
формировать орфографическую зоркость;
закреплять общеучебных умений и навыков;
корригировать психические процессы.
Ход урока
1. Орг.момент.
- Сядет тот, кто ответит на вопрос.
Сколько букв в русском алфавите:
- 33
- если считать с конца – 35
- пока сосчитать не удалось
- 999
Какая из этих букв состоит из одного звука:
- е
- ё
- ю
- у
Как называется часть слова, которая стоит перед корнем:
-приставка
- выставка
- подставка
- заставка
Какое из этих слов – название главного члена предложения?
- корень
- основа
- подлежащее
- прилагательное
Разделительный ь знак пишется:
- между двумя согласными
- между согласной и гласной
- в конце слова
- в начале слова
2. Словарно-орфографическая работа.
Пальчиковая гимнастика
-Откройте, пожалуйста, тетрадь и запишите сегодняшнее число.
Спишите слова с доски:
П..беда, р..шать, ездить, д..рога, л..мон, од..яло, гор..д.
Отметьте орфограммы.
Подчеркните первые буквы слов. Что получилось?
Предлог.
А теперь из разрезных букв составьте слово. Что получилось?
Приставка.
3. Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока “Состав слова. Приставка и предлог”.
4. Актуализация опорных знаний.
Что такое “предлог”? Приставка?
Слово, которое служит для связи слов в предложении.
Почему нужно различать приставки и предлоги?
Надо быть грамотными людьми. У приставки и предлога разное назначение в русском языке. Приставки – это часть слова и её отрывать нельзя. Предлог – это слово, а все слова мы пишем отдельно друг от друга.
5. Закрепление изученного материала.
Игра «Шёл – шёл».
У каждого из вас имеются карточки с приставками. Вам нужно составить словосочетания, используя слово – ШЁЛ с приставкой. Например: пошёл в гости…..
( по, вы, от, об, за, под, пере, про, до, при, в, на, у, с)
Игра «Где приставка, а где предлог»
На доске - слова с прикреплёнными приставками и предлогами:
на ветке на грузка по играть по дороге
за колка за домом про верка про скворца
до гнать до вечера от сестры от пустить
Вы должны разобраться, где слово с приставкой, а где с предлогом. Карточку с предлогом необходимо отодвинуть от слова и устно вставить между ними другое слово.
Как же определили, где предлог, а где приставка? (Между предлогом и словом можно вставить другое слово).
Работа с предложением.
Ваня решил (по)бежать домой (по)тропинке.
Запишите это предложение, выделите приставку и подчеркните предлог.
Физкультминутка.
Я иду и ты идёшь -1,2,3,
(шагаем на месте)
Я пою и ты поёшь-1,2,3,
(хлопаем в ладоши)
Мы идём и мы поём-1,2,3,
(прыжки на месте)
Очень дружно мы живём-1,2,3,
(шагаем на месте)
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова
Дидактическая игра.
А хотите поиграть?
Тогда, вперёд! Игра называется “Нужный предлог”. Вы на карточке вставляете нужный предлог.
взобрался ? гора
зацепился ? скатерть
добрести ? город
выехали ? село
вцепился ? рука
Почему изменяются имена существительные?
Этому способствует предлог.
Какая роль у предлогов в русском языке?
Предлоги служат для связи слов в предложении.
«Верни приставку»
На карточках у вас записаны слова, у которых не хватает приставок:
..бавить, …оконник, …гадался, …писка, ...дружка, …гулка, …мануть, …вёртка, ..крёсток.
Ваша задача – вставить нужные приставки.
Здесь записано упражнение. Какое может быть задание?
I вар. II вар.
доехать подвиг
домовой подвижный
допить подошва
дождаться подводный
долина подарок
достроить подъехал
дождь подвал
Можно найти и выделить приставки.
Мне нравится ваше задание. А справитесь? Тогда выполните.
Итак, проверяем. Так ли у вас? Если нет, то давайте послушаем доказательство своей правоты.
(Коллективно разбираются спорные случаи, если таковые имеются.)
Гимнастика для глаз.
Встали, посмотрели в окно, посмотрели себе на нос. Смотрим вдаль, на нос и так 6 раз. Глаза закрыли – открыли (3 раза).
Работа по карточкам.
На подоконнике лежат карточки. Если вы уже выполнили задание, то подойдите и выберите ту карточку, с которой вы хотите поработать.
(Дети самоопределяются в выборе задания.)
1. Прочитай текст.
… кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. … болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Запиши, вставляя необходимые предлоги вместо пропущенных слов.
3. Подчеркни орфограммы.
1. Прочитай текст.
… кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. … болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Запиши, вставляя из слов для справок необходимые предлоги вместо пропущенных слов.
Слова для справок: К, за, в, на, при, над, под, около.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
Примечание:
Формат карточки одинаковый, но они трёх видов по уровню трудности. Дети знают, что карточка с жёлтым квадратом очень трудная, с красным квадратом – средней трудности, с зелёным квадратом – с дополнительными указаниями (облегчённый вариант). Их неравное количество: высокого уровня делаем заведомо больше, чтобы был рост у детей среднего уровня, карточки для слабых делаются по принципу + 1 от количества детей с этим уровнем. У детей всегда есть шанс выбрать более сложный уровень, т.к. карточек делается больше, чем детей в классе.
Учитель: Спасибо за выбор. У каждого из вас теперь на парте лежит карточка. Прочитайте внимательно её задание и начинайте работу. Помните, если вам что-либо не понятно, вы всегда можете спросить.
(Дети выполняют задание самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную дозированную помощь.)
Игра «Замени одним словом».
- Замените одним словом с приставкой (комментированное письмо)
Пропустить урок (прогулять)
Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску (прибить)
Начать исполнять песню (запеть)
Отделить ножницами часть ткани (отрезать)
Старое пальто сшить по другому (перешить)
Сменить место жительство (переехать)
Проглотить таблетку с водой (запить)
6. Подведение итогов.
ПРИСТАВКА | ЭТО | ЧАСТЬ | |
ПРЕДЛОГ | ПИШЕТСЯ | | ОТ ДРУГИХ СЛОВ |
Давайте сделаем обобщение. Что мы знаем о предлоге и приставке?
Предлог – это слово, которое пишется отдельно и служит для связи слов в предложении. Приставка – это часть слова, поэтому неотделима от него. Чтобы проверить предлог это или приставка, надо попробовать поставить между ними прилагательное.
Молодцы! Урок окончен!
7. Домашнее задание.