СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приставки и предлоги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на дифференциацию приставок и предлогов.

Просмотр содержимого документа
«Приставки и предлоги»

Конспект урока по теме: "Состав слова. Приставка и предлог".

Цели урока:

развивать умение отличать предлоги от приставок через разведение понятий;

развивать связной речи учащихся через небольшой художественный текст;

формировать навык правильного написания предлогов и приставок через систему упражнений;

формировать орфографическую зоркость;

закреплять общеучебных умений и навыков;

корригировать психические процессы.


Ход урока


1. Орг.момент.

- Сядет тот, кто ответит на вопрос.

Сколько букв в русском алфавите:

- 33

- если считать с конца – 35

- пока сосчитать не удалось

- 999

Какая из этих букв состоит из одного звука:

- е

- ё

- ю

- у

Как называется часть слова, которая стоит перед корнем:

-приставка

- выставка

- подставка

- заставка

Какое из этих слов – название главного члена предложения?

- корень

- основа

- подлежащее

- прилагательное

Разделительный ь знак пишется:

- между двумя согласными

- между согласной и гласной

- в конце слова

- в начале слова

2. Словарно-орфографическая работа.

Пальчиковая гимнастика

-Откройте, пожалуйста, тетрадь и запишите сегодняшнее число.

Спишите слова с доски:

П..беда, р..шать, ездить, д..рога, л..мон, од..яло, гор..д.

Отметьте орфограммы.

Подчеркните первые буквы слов. Что получилось?

Предлог.

А теперь из разрезных букв составьте слово. Что получилось?

Приставка.

3. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока “Состав слова. Приставка и предлог”.

4. Актуализация опорных знаний.

Что такое “предлог”? Приставка?

Слово, которое служит для связи слов в предложении.

Почему нужно различать приставки и предлоги?

Надо быть грамотными людьми. У приставки и предлога разное назначение в русском языке. Приставки – это часть слова и её отрывать нельзя. Предлог – это слово, а все слова мы пишем отдельно друг от друга.

5. Закрепление изученного материала.

Игра «Шёл – шёл».

У каждого из вас имеются карточки с приставками. Вам нужно составить словосочетания, используя слово – ШЁЛ с приставкой. Например: пошёл в гости…..

( по, вы, от, об, за, под, пере, про, до, при, в, на, у, с)

Игра «Где приставка, а где предлог»

На доске - слова с прикреплёнными приставками и предлогами:

на ветке на грузка по играть по дороге

за колка за домом про верка про скворца

до гнать до вечера от сестры от пустить

Вы должны разобраться, где слово с приставкой, а где с предлогом. Карточку с предлогом необходимо отодвинуть от слова и устно вставить между ними другое слово.

Как же определили, где предлог, а где приставка? (Между предлогом и словом можно вставить другое слово).

Работа с предложением.


Ваня решил (по)бежать домой (по)тропинке.


Запишите это предложение, выделите приставку и подчеркните предлог.

Физкультминутка.

Я иду и ты идёшь -1,2,3,

(шагаем на месте)

Я пою и ты поёшь-1,2,3,

(хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём-1,2,3,

(прыжки на месте)

Очень дружно мы живём-1,2,3,

(шагаем на месте)

Мы учиться все готовы

И за парты сядем снова

Дидактическая игра.

А хотите поиграть?

Тогда, вперёд! Игра называется “Нужный предлог”. Вы на карточке вставляете нужный предлог.

взобрался ? гора

зацепился ? скатерть

добрести ? город

выехали ? село

вцепился ? рука

Почему изменяются имена существительные?

Этому способствует предлог.

Какая роль у предлогов в русском языке?

Предлоги служат для связи слов в предложении.

«Верни приставку»

На карточках у вас записаны слова, у которых не хватает приставок:

..бавить, …оконник, …гадался, …писка, ...дружка, …гулка, …мануть, …вёртка, ..крёсток.

Ваша задача – вставить нужные приставки.


Здесь записано упражнение. Какое может быть задание?

I вар. II вар.

доехать подвиг

домовой подвижный

допить подошва

дождаться подводный

долина подарок

достроить подъехал

дождь подвал

Можно найти и выделить приставки.

Мне нравится ваше задание. А справитесь? Тогда выполните.

Итак, проверяем. Так ли у вас? Если нет, то давайте послушаем доказательство своей правоты.

(Коллективно разбираются спорные случаи, если таковые имеются.)

Гимнастика для глаз.

Встали, посмотрели в окно, посмотрели себе на нос. Смотрим вдаль, на нос и так 6 раз. Глаза закрыли – открыли (3 раза).

Работа по карточкам.

На подоконнике лежат карточки. Если вы уже выполнили задание, то подойдите и выберите ту карточку, с которой вы хотите поработать.

(Дети самоопределяются в выборе задания.)

1. Прочитай текст.

… кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. … болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

2. Запиши, вставляя необходимые предлоги вместо пропущенных слов.

3. Подчеркни орфограммы.


1. Прочитай текст.

… кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. … болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

2. Запиши, вставляя из слов для справок необходимые предлоги вместо пропущенных слов.

Слова для справок: К, за, в, на, при, над, под, около.


1. Прочитай текст.

В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.

2. Спиши его. Проверь.

3. Подчеркни предлоги.


Примечание:

Формат карточки одинаковый, но они трёх видов по уровню трудности. Дети знают, что карточка с жёлтым квадратом очень трудная, с красным квадратом – средней трудности, с зелёным квадратом – с дополнительными указаниями (облегчённый вариант). Их неравное количество: высокого уровня делаем заведомо больше, чтобы был рост у детей среднего уровня, карточки для слабых делаются по принципу + 1 от количества детей с этим уровнем. У детей всегда есть шанс выбрать более сложный уровень, т.к. карточек делается больше, чем детей в классе.

Учитель: Спасибо за выбор. У каждого из вас теперь на парте лежит карточка. Прочитайте внимательно её задание и начинайте работу. Помните, если вам что-либо не понятно, вы всегда можете спросить.

(Дети выполняют задание самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную дозированную помощь.)

Игра «Замени одним словом».

- Замените одним словом с приставкой (комментированное письмо)

Пропустить урок (прогулять)

Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску (прибить)

Начать исполнять песню (запеть)

Отделить ножницами часть ткани (отрезать)

Старое пальто сшить по другому (перешить)

Сменить место жительство (переехать)

Проглотить таблетку с водой (запить)

6. Подведение итогов.


ПРИСТАВКА


ЭТО

ЧАСТЬ


ПРЕДЛОГ


ПИШЕТСЯ


ОТ ДРУГИХ СЛОВ



Давайте сделаем обобщение. Что мы знаем о предлоге и приставке?

Предлог – это слово, которое пишется отдельно и служит для связи слов в предложении. Приставка – это часть слова, поэтому неотделима от него. Чтобы проверить предлог это или приставка, надо попробовать поставить между ними прилагательное.

Молодцы! Урок окончен!

7. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!