Тема: «Приставучая морфема»
Цели урока:
Образовательные:
1.Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Правописание приставок».
2.Содействовать отработки навыков нахождения приставок.
3.Обеспечить формирование понятий о приемах образования новых слов при помощи приставок.
4.Дать представление о приставке как значимой части слова в процессе работы с текстом и словом в технологии РКМ
Развивающие:
1.Способствовать развитию уверенности в себе, развитию активности, самостоятельности мыслительных процессов, способности самостоятельно добывать и обрабатывать информацию.
2.Развивать способности анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы, обосновывать свою точку зрения, вскрывать причины и последствия фактов, доказывать огромную роль приставок для обогащения словарного состава языка.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к предмету. Продолжить работу по привитию интереса и любви к родному языку на примере фрагментов текстов художественной литературы.
2.Содействовать нравственному воспитанию.
3. Воспитывать стремление к самостоятельной работе, добросовестность, чуткость. Способствовать стремлению получать новые знания, которые будут полезны при дальнейшем обучении.
Методическая цель: внедрение инновационных технологий обучения («технология развития критического мышления», игровая технология)
Технология: проблемно- развивающая технология, технология развития критического мышления, игровая технология
Цель данной технологии:1. ТРКМ- развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только при освоении учебных дисциплин, но и в обычной жизни; 2. Игровая-интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на формирование у обучающихся новых качеств и умений
Методы и приемы обучения: работа в «малых группах», коллективное выполнение заданий, разработка синквейна, кластера, инсерт, метод использования современных технических средств, метод создания ситуации творческого поиска.
Планируемые результаты
1.Личностные результаты: развитие уверенности в себе, развитие активности, самостоятельности мыслительных процессов, способности самостоятельно добывать и обрабатывать информацию.
2.Метапредметные результаты: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
3.Предметные результаты: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по теме «Правописание приставок».
Тип урока: комбинированный.
Место проведения: учебный класс
Время: 45 минут
Дидактическая база занятия:
1.Индивидуальные карточки, таблицы «Приставки русского языка», «Приставки пре-, при-, «Звонкие и глухие согласные», «Приставки на з,с».
Межпредметные связи:
1.Литература Тема: «Творчество А.С.Пушкина», «Творчество Н.В.Гоголя»
Хронокарта занятия:
Организационная часть – 2 мин.
Контроль исходного уровня знаний – 8 мин.
Изучение нового материала – 20 мин.
Закрепление – 10 мин.
Подведение итогов, рефлексия – 3 мин.
Задание на дом – 2 мин.
Итого: 45 мин.
Ход урока:
1.Организационная часть:
Учитель:
Приветствует обучающихся
Обращает внимание на внешний вид обучающихся
Обращает внимание на санитарное состояние учебной аудитории.
Проверяет готовность обучающихся к занятию.
Отмечает отсутствующих (через доклад старосты).
2.Актуализация темы.
Стадия вызова
- Откройте тетради и запишите следующие слова. (Один обучающийся работает у доски, остальные в тетрадях_
- Объясните орфограмму в корне.
- Выделите корень: улететь, вылететь, влететь, залететь, прилететь
- Как называются эти слова? (Это однокоренные слова)
- Какие слова называются однокоренными? ( Слова, имеющие один корень, называются однокоренными.)
- Чем отличаются эти слова? (Эти слова отличаются приставками)
- Назовите приставки в этих словах. (Ученики называют в каждом слове приставку, учитель на экране выделяет их.)
Стихотворение, загадки о приставках (Приложение 1)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- Значит, тема нашего урока - приставки.
-Запишите тему в тетради
Сообщение темы урока: «Приставучая морфема»
- Попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на сегодняшнем уроке.
- Что же именно мы должны повторить?
- Исходя из того, что вы услышали, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о приставках)
Сегодня на уроке мы будем повторять и закреплять ваши знания о «приставучей морфеме». Эти волшебные морфемы не просто пристают к словам - они придают словам удивительно разные смыслы.
Цели:
- Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.
- Во-вторых, мы должны научиться выделять приставки в словах, а главное уметь определять их значение.
- В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.
«Мозговой штурм» в течении 1 минуты определите для себя и заполните таблицу: что вы уже знаете, а что хотите узнать.
-И что умеете, а чему хотите научиться?
Прием «Верные и неверные утверждения».
– Прежде чем приступить к основной работе, я предлагаю ответить на следующие вопросы.
- Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.
- Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что….» Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак «+», если нет, то «-». Третья строчка остается пустой.
Вопросы:
1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?
2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?
4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?
6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?
7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)
- На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова вернемся,
- А сейчас, как вы думаете, чем мы будем заниматься?
(обучающиеся высказывают предположения)
- Правы те обучающиеся, которые сказали, что мы будем искать ответы на вопросы и знакомиться с приставкой.
Учитель: Наше занятие будет проходить в форме работы «малых групп». Мы уже с вами имели опыт работы в исследовательских группах. Еще раз напоминаю вам о том, что вы имеете право переходить из одной группы в другую. Поэтому прошу вас организоваться и представить сейчас нам ваших модераторов.
Обязанности модераторов группы:
Определять задания между членами группы;
Оценивать правильность ответов и формулируемых вопросов соперников;
Следить за порядком на рабочих местах и соблюдением правил безопасности;
Заполнять оценочные листы группы.
1.Этап актуализации субъектного опыта обучающихся
Обучающиеся получают задание написать синквейн по теме «Приставки»
Правила написания синквейна:
Первая строчка- тема одним словом(существительное)
Вторая строчка- описание темы в двух словах( два прилагательных)
Третья строчка- описание действия( три глагола)
Четвертая строчка- фраза, крылатое выражение ( четыре- пять слов)
Пятая строчка- ассоциация, синоним темы ( обычно существительное)
Приставка (Приложение 2)
Для формулировки цели урока на доске создается кластер, в центре которого ключевое понятие темы
Преподаватель напоминает правила кластера
Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.
По мере того, как возникают идеи, необходимо установить связи между ними.
Стадия осмысления
Приём «Инсерт»
- А теперь положите перед собой карточку под номером 2 и прочитайте самостоятельно текст.
Задание: прочитайте текст о приставке с карандашом в руке. На полях сделать пометы: V - знал, + -новое, ? – не понял, есть вопрос. На выполнение 3 минуты. (обучающиеся читают материал)
После прочтения.
- Что в прочитанном материале для вас было знакомо?
- Какие открытия вы сделали, читая этот материал?
- Какие вопросы у вас возникли? (обучающиеся отвечают на вопросы)
- Так что же такое приставка?.
(обучающийся даёт определение приставки)
Эвристическая беседа:
1.Что такое приставка? (Ответ. Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.)
Например: заплетать, уплетать, переплетать и т.д.
Задание 1 группе: продолжите ряд насколько сумеете.
Например: понимать, отнимать… и т.д.
Задание 2 группе: продолжите ряд насколько сумеете.
2.Сколько приставок в русском языке?
Задание: вспомните и запишите столько приставок, сколько сможете. (На самом деле. вы знаете их все, дело только в умении вспомнить)
Сколько слов у вас получилось? Если вы сумели вспомнить 30-40 слов, значит у вас очень хорошая готовность памяти.
На самом деле, в русском языке более 50 активно работающих приставок:
Без-, бес-. в-, во-, вз-, взо-, вне-, внутри-, вс-, вы-, до-, еже-, за-. из-, изо-, ис-, между-, меж-, на-, над-, надо-, наи-, не-, ни-, низ-, нис-,о-, об-, обо-, около-, от-, ото-, по-, пере-, па-, под-, подо-, после-, пра-, пре-, пред-, предо-, при-, про-, проживо-, раз-, разо-, рас-, роз-, рос-, с-, со-, сверх-, су-, у-, через-, чрез-, черес-.
Учитель. В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки можно разделить на следующие группы:
1.Первая группа- самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-, во-, взо-, вы-, до-, за-, изо-, не-, недо-, о-, об-от-, на- (только под ударением-паводок, пасынок), пере-, по-,под-, подо- про-, пред-, предо-, разо-,с-, со-, су-, у-, и др.
2. Вторая группа-это приставки, которые пишутся «подлаживаясь» к идущим за ними буквам. Иначе эти приставки называются на з-,(с-).
Это: без-, бес-, вз-, вс-, воз-, вос, из-, ис-, низ-, нис-, раз-, рас-, роз-, чепез-, черес-.
Учитель. Вы конечно же, помните, как они меняются на письме. Сформулируйте, пожалуйста это правило. (В словах с этими приставками в слабой позиции (перед глухими) пишется «с».
Ответ. В приставках, оканчивающихся на «з»(«с»), перед гласными и звонкими согласными пишется «з», а перед глухими- «с», в соответствии с произношением: разбежаться, но расписаться.
Учитель. Встречи приставки и корня приносят больше всего волнения. Разумеется они таят в себе опасность ошибок. Встречи приставок на «з» и «с» с корнями, начинающимися на глухую согласную. «Оглушительное» влияние глухой согласной корня ведет к тому, что перед ней пишется только «с».
Словарный диктант: один обучающийся пишет у доски).
Всхлипнуть, иссякнуть, исцеляющий, испепеляющий, изгнанник, исключение, провозглашать, возмутительный, воскресение, исчерпанный, бессовестный, бесхвостый, бесформенный, расчесывать.
Учитель. Возни с этим правилом довольно много, но оно еще не самое трудное.
Вопрос: какие приставки труднее всего для написания?
Ответ. Те, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.
Учитель. Во- первых, правописание этих приставок регулируется не одним или двумя правилами, а несколькими.
Во- вторых, существует много слов, которые не умещаются ни в одно из этих правил.
И в третьих, самое главное- все эти правила основаны на точном понимании смысла, а иногда переносного смысла этих слов. Но многие не всегда вдумываются в этот смысл.
Кроме того, есть слова, в которых сочетание букв «пре» и «при» совсем не являются русскими приставками и путать их с приставками нельзя.
-А теперь вспомним правила. Нам поможет в этом песенка из популярной в 70-80 годы передача «Радионяня». Приложение 3
Учитель. А теперь сформулируйте правила, о которых напомнила песенка.
Обучающиеся.Приставки при- и пре- следует различать по значениям.
Приставка при- может выражать:
Значение присоединения, приближения, прибавления: привинтить, придвинуть;
Значение территориальной близости: пришкольный, привокзальный;
Значение исчерпанности и конечного результата: приговорить, приготовить, придумать;
Значение ограниченности действия (неполноты действия): приоткрыть, притушить, приглушить;
Значение интенсивности действия: приналечь, приударить.
Приставка пре- может выражать:
Видоизмененные значения приставки пере-: превратить, преградить, предать;
Значение интенсивности действия или признака, близкое к значению слова «очень»: преследовать, превозносить, премудрый, премилый.
Учитель. Есть слова с приставками пре- и при-, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение. На письме они различаются написанием приставок:
пребывать (в неведении)- прибывать ( вода прибывает);
претворять ( в дело)- притворять (дверь);
преступить (нарушить закон)- приступить (к делу).
Иногда трудно установить значение приставок при- и пре-,
например: причуда, причудливый, прихоть, прихотливый, приключение, препятствие, пренебрегать, преследовать и др.
Написание таких слов надо запомнить , а в сомнительных случаях проверить по орфографическому словарю.
Учитель. Давайте попробуем найти правильный выбор приставок пре- или при- при написании словарного диктанта и объясните, какое значение выражают данные приставки. (Групповая работа)
Проверочно- объяснительный диктант.
Престарелый, пританцовывать, беспрестанный, приумолкнуть, природный, прикарманить, приструнить, преувеличить, привокзальный, пренебрежительный, пришвартоваться, презирать, превосходный, причудливый, неприкосновенный, присутствующий, превращение, примелькавшийся, преобразование, приземлиться, приглашение, воспрепятствовать, приостановить.
Анализ работы в подгруппах. Подгруппы представляют результаты самостоятельной деятельности. Остальные сравнивают, вносят дополнения, исправления.
Обсуждение результатов работы групп:
1.Результаты работы представляются следующим образом:
-руководитель первой группы зачитывает вопрос и представляет ответ, к которому пришли исследователи в течение отведенного для работы времени;
-следующая минута- обсуждение всеми участниками исследования выполненного задания;
В том же режиме работают 2-я и 3-я,4-я подгруппы.
Учитель. Конечно, любители делать ошибки найдут возможность сделать их даже в безобидных приставках первой группы.
Но есть среди этих приставок одна действительно «ошибкоопасная».
Нашли? Конечно! Это самая маленькая, но коварная приставка «с-».
Вопрос. Можете ли вы объяснить причины ее «ошибкоопасности»?
Эта приставка сходная с приставками второй группы, заканчивающимися на «с». Провоцирует на то, чтобы перед звонкими согласными мы написали вместо нее «з». Не поддавайтесь! Она не имеет на это права. Она принадлежит первой группе и не может изменяться. Некоторые из вас могут возразить: а как же слова здесь, здание, здоровье? Может быть это исключения? Нет, это вовсе не исключения.
Вопрос. Почему эти слова пишутся с буквой «З»?
Ответ. Потому, что в этих словах первая буква- не приставка, а часть корня. А корень никому не обещал не начинаться с буквы «З». Так что действие правила о приставках на «С» на эти слова не распространяются.
Учитель. Запишем два высказывания древнегреческого философа Сократа, обратим внимание на слова, которые начинаются приставкой «С». (У доски обучающийся записывает предложения, объясняет правописание приставки «С»)
1. Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
2. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет самого себя.
Обобщающее слово учителя по эвристической беседе.
Итак, три группы приставок
Для удобства запоминания я приготовила для вас плакат, на котором нарисованы в виде трех групп приставок- человечков, несущих большие транспаранты с надписями: «Мы всегда пишемся одинаково», «Мы зависим от последующей согласной», «Мы пишемся в зависимости от смысла».
Учитель. А теперь перейдем ко второму этапе усвоения темы «Приставучая морфема».
Для проведения деловой игры сформированы три творческие группы.
Для этого потренируемся в нахождении слов с приставками, правописании приставок на з- и с-, и приставок пре- и при-. (Задание для каждой группы выдается на отдельных карточках.)
Стадия осмысления новой информации - прием инсерта
Маркировка:
V – знал;
-- - думал иначе;
? – непонятно;
+ - новое для меня.
Приложение 4
Закрепление материала Учитель.
Давайте подведем итоги: какая команда быстрее и лучше, с минимальным количеством ошибок справилась с заданием? Эта команда получает приз и наши аплодисменты.
Мы с вами прощли сквозь заросли русских приставок. А что вы запомнили? Проверьте себя.
Запишите столько приставок. Сколько вам удалось вспомнить. Вспомните, на какие группы их можно разделить и какие трудности таит каждая группа.
На каждом нашем уроке мы соприкасаемся с самым ценным сокровищем- русским языком и его первозданной, классической сущности, что особенно важно в эпоху глобальной компьютеризации и в то же время небрежного отношения к языку, что совершенно не допустимо.
Знание языка углубляет общую культуру человека, его интеллект, как же можно не ценить по достоинству, говоря словами И.С.Тургенева, «наш прекрасный, могучий русский язык».
Подведение итогов: Учитель:
Отмечает, все ли обучающиеся в равной степени справились с заданием.
Анализирует работу обучающихся
Определяет степень достижения целей, задач занятия.
Останавливается на вопросах, которые надо доработать.
Рефлексия
Давайте вернемся к табличке «Верные и неверные утверждения» и снова ответим на вопросы, ответы вносить в последнюю строчку.
Вопросы:
1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?
- Как вы ответили на этот вопрос?
2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?
4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?
6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?
7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной часть речи? (например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)
- Ответы на какие вопросы совпали, а на какие нет?
- Поднимите руку те дети, у кого совпали все ответы.
(обучающиеся дают ответы)
- Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы.
- Сами вопросы и ответы на них показали, что материал вами понят. Достигли ли мы целей урока?
Самоанализ работы обучающихся:
Обучающимся предлагается рефлексивная карта, на основании которой они анализируют свою работу на уроке и выставляют себе отметку, вписывая в карту свою фамилию в соответствующей колонке.
- Какие знания вы приобрели сегодня на уроке?
-Что нового узнали для себя? Что вас озадачило, удивило, огорчило?
-Как вы оценили свою работу на уроке?
Рефлексивная карта обучающегося. Приложение 5
Учитель оценивает обучающихся с мотивацией.
Домашнее задание.
Учебник «Русский язык» 6 класс под редакцией М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.А. Простенцова и др
§40, упражнение 204
Приложение 1
Стихотворение, загадки о приставках
В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется... (приставка)
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.
Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.
Приложение 2
1.ПРИСТАВКА
СЛОВООБРАЗУЮЩАЯ, МНОГОЗНАЧНАЯ
ПРЕОБРАЗУЕТ, ПРИБЛИЖАЕТ, ПРИСОЕДИНЯЕТ
ПРЕ - НАЗЫВАЕТ КРАСОТУ, А ПРИ - ПРИОБНИМАЕТ
ЧАСТЬ СЛОВА
2. ПРИСТАВКА
РАЗНЫЕ, ЗНАЧИМЫЕ
СЛУЖИТ, ОБРАЗУЕТ, ВЫДЕЛЯЕТСЯ
БЕЗ ПРИСТАВКИ НЕ ОБОЙТИСЬ
ЧАСТЬ СЛОВА
Приложение 3
Песенка «Приставки«Пре» или «при»».
При- или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри-
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется при-, несомненно.
Вин привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Помни, что пишется при- обо всем,
Что бодрые руки приделали.
Язык прикусил- не совсем откусил.
Пригорело- не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при-.
При- или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри-
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой, или очень сякой-
Пре- мы напишем об этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь- не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.
Приложение 4
Задание №1
В каждой четверке слов одно без приставки. Найдите его.
А) Расписной, рассыпной, роскошный, расставленный.
Б) Приспосабливающий, принципиальный, призывающий, принудительный.
В)Беспристрастный, приключенческий, приватизация, допризывник.
Задание №2
Вставьте пропущенные слова по памяти и по смыслу (выделите в этих словах приставки, если таковые есть).
А) Как ныне…..вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам (сбирается)
Б) С окрестных гор уже снега
….мутными ручьями (сбежали)
На потопленные луга
В)…..моему полезен русский холод (здоровью)
А.С.Пушкин
Задание №3
К данным словам подберите синонимы с приставками при- или пре-.
А) гнаться за кем-то (преследовать)
ложное толкование (превратное)
помеха (преграда, препятствие)
Б) лицемерный, неискренний (притворный)
милый, обаятельный прелестный)
хороший знакомый (приятель).
В) отношение свысока (пренебрежение, презрение)
очень печальный случай (прискорбный)
необычное, увлекательное путешествие (приключение).
Задание №4
К следующим словам подобрать антонимы с приставками при- пре-.
А) отъезд-……(приезд, прибытие)
Молодой-……(престарелый, преклонного возраста)
Б) безобразный-….(прекрасный)
Начать-…(прекратить, перестать)
В) отвязывать-…(привязывать)
Отталкивать-…(притягивать, привлекать)
Задание №5
Вспомните такие слова с приставками пре- и при-, которые:
А) обозначают доброе, дружелюбное, ласковое отношение к людям. (приветливость, привязанность, приятель, приласкать, приютить, приголубить, пригреть).
Б) обозначают действие, направленное сверху вниз (пригнуть, примять, прижать, придавить).
В) обозначают виды умственной работы (придумывать, припоминать).
Задание для всех групп. Грамматические термина с приставками пре- и при-.
(прилагательные, приложение, приставка, причастие, знаки препинания, придаточное предложение).
Задание №6
Воссоединить обрезки слов с приставками, заканчивающимися на «з» и «с»:
А)….хлипывать, ….сякнуть, ….целяющий, …пепеляющий,
….текающий, ….гнанник
Б) …ключение. …глотать, ….поминание, …мучительный,
….кресение, ….черпанный
В)….жигать, ….совестный, …хвостый, …форменный
…чесывать, …чадие.
Задание №7
Соедините отрезки слов с приставками при-, пре- или пред- и полученные слова запишите.
А)….седатель, …рывистый, ….старелый, камень …ткновения,
…храмывать, …дворный, ….небрежительный, …хотливый,
…упредительный, …дверие.
Б)….спосабление, ….кратился, …вратить, ….градить, …датель,
….варительно, ….ложение, ….словутый, ….ступление,…баутка.
В)….бедствие, …влекательный, …мечание, ….ключение,
….нудительный, …тяжение, ….чувствие, ….шественник,
….пятствовать, ….ближенный.
Задание №9
Замените подчеркнутые слова синонимами с приставками при- или пре-. Если при этом потребуется немного изменить предложения, не стесняйтесь.
А) В классе находится двадцать пять человек (присутствует).
Школа купила несколько компьютеров (приобрела).
Охотник, в продолжение нескольких часов, гнался за добычей (преследовал).
Б) Надо начинать работать в саду (приступать к работе).
Настроение у нас было великолепное (прекрасное, превосходное).
На крылечке сидел очаровательный пушистый котенок (прелестный).
В) Шум в зале внезапно оборвал оратора (прервал).
Наш староста очень сильно увеличивает свои заслуги (преувеличивает).
У нас был замечательный преподаватель физики (прекрасный).
Задание №9
Вставьте по памяти слова в строчки из произведений Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина.
А) Ей в….дано было зеркальце одно (приданое)
Дела давно минувших дней, … старины глубокой (преданья).
Б)… к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (приплыла)
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг… (прелестный)
В) Гусей крикливых караван тянулся к югу.
…..довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора.приближалась)
Только поп один Балду не любит
Никогда его не….(приголубит).
Задание №10
От данных существительных с предлогом без- образуйте однокоренные прилагательные с приставкой бес- и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Образец: без плана- бесплановая работа.
А) без причины-…, без крыльев-…., без крови-…
Б) без конца-…., без связи-….., без слов-…..
В) без цели-….., без чувств-……, без шума-
Задание №11
К данным словосочетаниям подберите и запишите слова с близким, одинаковым значением (синонимы), обозначьте в них приставки на з-с.
Например: не имеющий жалости- безжалостный человек.
А) лишенный смысла-…, не имеющий вкуса-….
Б) лишенный порядка-….., покрытый сплошь царапинами-…..
В) не имеющий звука-….., не дающий результат-….
Задание №12
Задание с улыбкой. Прочтите слова вместе с объяснениями. Если какие-то из объяснений вас не устроят, дайте свои.
А) присобачить- привезти на собаке, примазаться- намазаться мазью,
Прислониться- приехать на слоне, прилежание- присоединение к лежащему.
Б) пресмыкаться- очень тесно смыкаться, прихрамывать- находиться при храме, предельный- очень дельный, прикарманить- пришить к карману.
В) прекрасный- очень красный, прилипнуть- приблизиться к липе, презрение- очень хорошее зрение, приударить- не очень сильно ударить.
Задание №13
Запомните и запишите по памяти следующее стихотворение, а потом проверьте себя:
Человек бесчеловечный.
Даже и не верится.
Крокодил бескрокодильный,
Но опасный, бессердечный
Человек бесчеловечный!!
М.Мошковская
Приложение 5
Рефлексивная карта обучающегося.
Критерии | Отметка | Фамилии обучающегося |
Обучающийся, активно работая на занятии, в большей степени самостоятельно( на основе анализа текстов) освоил учебный материал, в ходе урока давал полные, грамотные, исчерпывающие ответы, делал существенные дополнения, вносил поправки и уточнения. Выполнил все задания урока. При работе в подгруппе справился с созданием схемы сам и оказывал помощь нуждающимся участникам подгруппы. | 5 | |
Обучающийся в целом, на основе анализа текстов, освоил учебный материал, в течение урока справлялся с поставленными заданиями, давал правильные, но не всегда точные или исчерпывающие ответы. При работе в подгруппе принимал активное участие, сама работа иногда вызывала затруднения. | 4 | |
В течение урока обучающийся испытывал затруднения при анализе текста, построения схемы, нуждался в помощи соседа по парте. Отвечая на поставленные вопросы, не всегда давал правильные, полные, исчерпывающие ответы или не мог дать ответа вообще. | 3 | |