СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Притяжательные местоимения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

          Дидактические:

  • формировать знания о местоимении, как части речи;
  • совершенствовать орфографический навык;
  • формировать познавательную мотивацию на основе текстов о Родине.

           Развивающие:

  • развивать умение анализировать и обобщать.
  • развивать устную и письменную речь.
  • развивать память при записи стихотворения.
  • развивать речекоммуникативные умения при работе в парах, группе;
  • развивать умение ребенка общаться, находить общее решение, доказывать собственное мнение.

           Воспитывающие:

  • формировать нравственные качества личности: любовь к родному краю, своей Родине.

Просмотр содержимого документа
«Притяжательные местоимения»

Русский язык

(УМК «Живой родник» учебник по русскому языку

Л.И. Тикунова, С.К. Тивикова, А.Г.Дигина, 4 класс, 3 часть)


За добрые дела – добрые слова


Тип урока: комбинированный

Тема: «Притяжательные местоимения»

Задачи урока:

Дидактические:

  • Формировать знания о местоимении, как части речи;

  • Совершенствовать орфографический навык;

  • Формировать познавательную мотивацию на основе текстов о Родине.

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать и обобщать.

  • Развивать устную и письменную речь.

  • Развивать память при записи стихотворения.

  • Развивать речекоммуникативные умения при работе в парах, группе;

  • Развивать умение ребенка общаться, находить общее решение, доказывать собственное мнение.

Воспитывающие:

  • Формировать нравственные качества личности: любовь к родному краю, своей Родине.


Оборудование: картинки природы средней полосы, дидактический

раздаточный материал: таблицы, толковые словари,

учебники, сигнальные карточки.


В результате ученик умеет:

  • определять притяжательные местоимения по грамматическим и синтаксическим признакам ;

  • грамотно писать местоимения;

  • составлять предложения и тексты, используя притяжательные местоимения.











Структура урока Хронометраж

№ п/п

Этапы урока

Время

1.

Оргмомент.

1 мин

2.

Актуализация знаний.

2 мин

3.

Постановка проблемы и её решение.

3 мин

4.

Постановка целей и задач урока. Заполнение таблицы ЗХУ.

10 мин

5.

Планирование работы.

2 мин

6.

Упражнения в изменении притяжательных местоимений по родам, числам и падежам.

5 мин

7.

Закрепление материала. Работа с текстом.

10 мин

8.

Домашнее задание.

2 мин

9.

Письмо по памяти. Закрепление материала. Постановка проблемы на следующий урок.

5 мин

10.

Рефлексия.

3 мин

11.

Подведение итогов.

2 мин

45 мин

    1. Организация класса.

- Здравствуйте, дорогие друзья! Мне хочется, чтобы в конце урока вы

ответили на вопрос: «Что нас всех объединяет?»

2. Актуализация знаний

- Я попрошу посмотреть вас в окно. Что видно из нашего окна?

(Дома, улицу, машины)

- А теперь давайте посмотрим из окна героя стихотворения …

Откройте учебник на с. 52

- Попробуйте догадаться, как называется стихотворение и кто его автор?

(С. Михалков «А что у вас?»)

- Где живёт герой и автор стихотворения? (В Москве)

- Как вы догадались?

(Красная площадь – главная площадь страны, а Москва – столица нашей

Родины).

- Кто был на Красной площади в Москве? Какие чувства вы испытывали?

- Запишите ответ на вопрос: «Что я вижу из нашего окна?» Что мы можем

увидеть из окна нашего класса? Назовите ошибкоопасные места

(орфограммы).

(Из нашего окна я вижу улицу.)


1) Улица – пространство между двумя рядами домов для прохода и проезда.

2) Улица – пространство, место вне жилых помещений, под открытым небом.

У доски ученик записывает предложение.

Подпишите над словами части речи.

Какое слово вызвало у вас затруднение?



    1. Постановка проблемного вопроса.

Проблема! (?)

- Работа в группах.

Попробуйте определить, к какой части речи относится это слово?

- Как мы сформулируем тему нашего урока?

«Притяжательные местоимения»

- Давайте вспомним, что нам известно о местоимении и заполним таблицу.


Знаю

Хочу знать

Узнал

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, а указывает на них.

Местоимения бывают различных разрядов.

  • Личные местоимения

  • Возвратное местоимение

Личные местоимения

Обозначают лица, которые участвуют в речи.

Бывают 1, 2, 3 лица

Местоимения 3 лица ед. ч изменяются по родам

Все местоимения изменяются по падежам и числам.

В предложении могут быть подлежащим, дополнением.

Возвратное местоимение

Указывает на то лицо,

о котором говорят.

Изменяется по падежам.

Не имеет формы лица, числа, рода.

В предложении бывает дополнением и обстоятельством.


Притяжательные местоимения


  • Какие местоимения называются притяжательными?


  • Как изменяются притяжательные местоимения?



  • Каким членом предложения являются?

Притяжательные местоимения указывают какому лицу принадлежит предмет.

Местоимение мой указывает, что предмет может принадлежать самому говорящему; твой

указывает на то, что предмет принадлежит лицу, с котороым мы беседуем; наш, ваш указывает на принадлежность предмета многим лицам и предметам; свой обозначает принадлежность предмета говорящему или его собеседнику.

Притяжательные местоимения изменяются, как прилагательные по падежам, числам, родам.

В предложении являются определением.


    1. Планирование работы.


- Давайте спланируем нашу работу.

  1. Местоимение

  2. Притяжательные местоимения

  3. Морфологические признаки

  4. Синтаксические признаки

  5. Работа с текстом

  6. Сочиняем

  7. Письмо по памяти

  8. Домашнее задание

4. Изменение притяжательных прилагательных по родам, числам и падежам.

Работа со словарём.

Из словаря на с. 233-236 выберете 3 существительных мужского, женского и среднего рода и запишите их с притяжательными местоимениями.

1 ряд – мой город, моя Россия, моё Отечество

2 ряд – твой дом, твоя Русь, твоё Отечество

3 ряд – наш народ, наша Родина, наше болото

Вывод: притяжательные местоимения изменяются по родам.

- С какой целью мы употребляем в речи притяжательные местоимения?

(Чтобы подчеркнуть личную причастность к тем или иным событиям, усилить эмоциональность высказывания)

У доски: запишите местоимения во множественном числе. (Упр. 72)

Вывод: притяжательные местоимения изменяются по числам.

Изменяются ли притяжательные местоимения по падежам? Как определить падеж притяжательного местоимения?

Возвращаемся к предложению.

(Из нашего окна я вижу улицу.)

Работа в парах.

«Хитрый вопрос»

- В каком падеже стоит притяжательное местоимение? Как вы определили падеж?

(По имени существительному, с которым согласуется местоимение)

- Разберите предложение по членам предложения. Каким членом предложения является местоимение нашего?

  1. Закрепление материала. Работа с текстом.

- Поднимите руку у кого есть домик в деревне? А что можно увидеть из окон

ваших домов?

- Я предлагаю обратиться к тексту, в котором говориться об одном

из замечательных уголков России. Упражнение № 70, с. 53

- Прочитайте текст.

- Какое настроение передаёт автор? Почему вы так думаете?

- На сколько частей разбит текст?

- Выпишите предложения, в которых есть притяжательные местоимения.

Обозначьте род, число, падеж.


  1. Домашнее задание.

      • Составь и запиши текст на тему: «Вид из моего окна» с. 52, используя

притяжательные местоимения.

      • Составьте предложения с притяжательными местоимениями.


  1. Письмо по памяти.

А. Прокофьев написал стихи о России, в котором пытается ответить на вопросы, которые его волнуют. Упр. № 73.

- Чем хотел с нами поделиться поэт?

(Наша Родина славится и природой: чистыми озёрами, лесами, полями; и тружениками, что растят хлеб; и героическим прошлым; и широтой души русского человека.)

Страда – напряжённая летняя работа в период косьбы, жатвы, уборки хлеба

Лад - 1) строй музыкального произведения;

  1. поперечное деление на грифе струнных инструментов;

  2. клавиши гармоники.

Кому нужна памятка для того, чтобы по памяти записать стихотворение.

Памятка

  1. Прочитай внимательно стихотворение.

  2. Выясни значение непонятных слов.

  3. Разбей стихотворение на части.

  4. Представь картинку. Выучи первую часть.

  5. Обрати внимание на орфограммы.

  6. Выясни, почему так пишутся слова.

  7. Запиши стихотворение.

  8. Проверь написанное.

-В стихотворении слова кто, где - это тоже местоимения.

Догадайтесь к какому разряду они относятся?


  1. Обобщение.

- Давайте заполним таблицу и посмотрим: что же мы узнали о притяжательных местоимениях.

- Для чего в речи мы употребляем местоимения?

(Чтобы сделать нашу речь разнообразнее, краше, эмоциональнее.)

- Как вы думаете, всё мы узнали о местоимении?


  1. Рефлексия

- Что для вас было главным на уроке?

- Был ли для вас урок полезным?



«Метод пяти пальцев»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?


- Нарисуйте на полях тетради своё настроение на уроке.


  1. Подведение итогов.

- Спасибо за сотрудничество. А теперь попробуйте ответить на вопрос, вспоминая всё, о чём мы говорили на уроке? Что нас всех объединяет?

(Мы живём в замечательной стране, где много памятных, дорогих мест.

А рассказать обо всей этой красоте нам поможет наш родной русский язык.

Язык великого русского народа, которым мы можем гордиться.)


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!