СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе я изложила основные способы, в соответствии с которыми строится моя работа на уроках математики, так как развитие творческого потенциала необходимо для любого человека.

Просмотр содержимого документа
«Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся»

УДК 51

Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению их мыслительной деятельностью

Жолобчук Любовь Анатольевна, преподаватель математики,

ГПОУ «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И.Бачурина»

Аннотация: Развитие творческого потенциала необходимо для любого человека, т.к. он становится более самостоятельным в своих суждениях, аргументировано отстаивая свою точку зрения, имеет более высокую работоспособность. Необходимость творческого саморазвития личности студента обуславливается задачами , стоящими перед образованием. Желаемый конечный результат обучения – это выпускник, который имеет способности учиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться и имеющий цель в жизни. В своей работе я изложила основные способы, в соответствии с которыми строится моя работа на уроках математики. Но главное: если преподаватель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески.

Ключевые слова: математика, студент, интеллект, творчество


Основная задача цивилизации –

научить человека мыслить.

Т.А.Эддисон

Математика – это не только серьезная фундаментальная наука и основа научно-технического прогресса, но и весомая часть культуры человечества, инструмент познания мира, благотворная почва для развития творческих способностей. Кто бы что ни говорил, но без математики действительно немыслима ни одна из областей деятельности человека – без знаний, которая она дает, без интеллектуальных качеств, которые она развивает, без умения думать и анализировать, решать самые сложные задачи.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного. Нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. И поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, как бы не менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности студентов всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. И основной упор сейчас делается на развитие личности, способной к самообразованию. Наше государство нуждается в людях, способных быстро адаптироваться в новых условиях, способных обучаться на протяжении всей жизни, добывать и перерабатывать информацию из различных источников, сформировать разностороннюю личность, способную к творчеству. И поэтому развитие интеллектуальных качеств и творческих способностей студентов – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

Интеллект – в широком смысле – вся познавательная деятельность человека, в более узком смысле – мышление. Для преподавателя определение интеллекта как совокупности познавательных процессов от ощущения и восприятий до мышления и воображения является наиболее приемлемым.

Ведущую роль в структуре интеллекта занимает мышление, организующее любой познавательный процесс. Учеными доказано, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний. Ю.К.Бабанский выделяет следующие группы интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность; внимательно воспринимать информацию; рационально запоминать; логически осмысливать учебный материал, выделять главное; решать проблемные познавательные задачи; самостоятельно выполнять упражнения; осуществлять самоконтроль в учебной деятельности.

Через мыслительную деятельность реализуются и творческие способности. В литературе используется определение В.А.Моляко, который под творчеством понимает «…процесс создания, узнавания чего-то нового, важного именно для данного субъекта. Поэтому понятно, что творчество в той или иной форме не есть талантом избранных, оно доступно каждому.» В учебной деятельности творчество проявляется в открытии для себя, нового в своем умственном развитии, то есть то, что имеет значение и новизну только для субъекта, а не для общества в целом.

Развитие творческих способностей студентов сводится к трем основным направления: развитие индивидуальных способностей, создание ситуации успеха, совершенствование знаний, умений и навыков.

Интерес – один из инструментов, побуждающих студентов к более глубокому познанию предмета. На каждом уроке стараюсь найти время для того, чтобы пробудить и развить интерес к математике. Для этого использую каждую возможность показать связь математики с другими областями знаний, показать её как основной метод познания природы и общества. Привожу примеры из художественной литературы, где герои произведения, обладая математическими знаниями, использовали их для выхода
из сложных ситуаций. Акцентирую внимание студентов, что писатели, показывая интеллектуальный уровень персонажей своих произведений, нередко наделяют их познаниями в различных областях математики. Также стараюсь раскрыть понятие «красоты», как категорию, присущую, в частности, рациональным и нестандартным математическим решением отдельных задач.

В развитии интереса к предмету, важное значение имеет исторический материал по теме урока. При изучении ряда теорем по геометрии, постулатов Евклида исторические факты преподношу в тесной связи с изучаемым теоретическим материалом. Знакомлю студентов с дошедшими до наших дней изображениями учёных, с их биографическими данными. Особо увлекающиеся математикой студенты, составляют кроссворды математического направления, рефераты и иногда на уроке мы разгадываем кроссворды, слушаем рефераты. Считаю, что большое значение при изучении математики имеет интерес, вызванный решением увлекательных занимательных задач, при этом важно, что постановки преподносятся в своеобразной форме.

Пример(11 класс): Тема «Решение задач на отыскание наименьшего
и наибольшего значения функции».

В начале урока знакомлю учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «Много ли человеку земли надо», в котором крестьянин Пахом, обуреваемый жаждой приобретения земли, собрав необходимую для этого сумму денег, пошёл на поиски. Старшина, к которому он явился за землёй, поставил перед ним условие: «Сколько за день земли обойдёшь, вся твоя будет, но если к заходу солнца не возвратишься на место, с которого вышел, пропали твои деньги». Пахом очень постарался и выполнил условие, вернувшись на место вовремя, обогнув четырехугольник периметром 40 км. Далее я предлагаю учащимся решить следующую задачу: Какую наибольшую площадь при данном периметре мог получить Пахом? Для решения задачи предлагаю составить таблицу с различными сторонами a и b, но с постоянным периметром равным 40 км.

15 D

А А

2 10

13

В C

13


Периметр, P

40

40

40

40

40

40

Сторона, а

b


1

19


2

18


5

15


6

14


8

12


10

10

Площадь S


19


36


75


84


96


100


Представив таблицу, я предлагаю ее студентам проанализировать, после чего мы делаем вывод, что из всех прямоугольников данного периметра наибольшую площадь имеет квадрат. После этого студенты составляют функцию и исследуют ее на экстремум.

Уроки на тему «Симметрия» начинаются с установления связи математики с гармонией и совершенством линий в природе. Далее перехожу к древней созидательной деятельности человека – архитектуре, где через совершенство форм, плоскостей и линий реализуется связь математики с искусством и природой. Только неотступно следуя законам геометрии, архитекторы древности могли создавать свои шедевры. Существует выражение, что пирамида Хеопса – немой трактат по геометрии, а древнегреческая архитектура – наглядное выражение геометрии Эвклида. С веками роль геометрии не изменилась. Она по-прежнему остается «грамматикой архитектора».

По теме «Симметрия» студенты творчески выполняют достаточно необходимое количество самостоятельных работ.

Пример работы. Эпиграф к работе:

Симметрия! Я гимн тебе пою

Тебя повсюду в мире узнаю

Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,

Ты в елочке, что у лесной дорожки

С тобою в дружбе и тюльпан и роза

И снежный рой, творение мороза…

Темы «Пропорции» и «Правильные многогранники» дополняю сообщением о знаменитом «золотом сечении», как частном случае соотношения частей. Это понятие широко известно в искусстве. В математике – это такое деление отрезка на части, когда большая из частей – (х) есть средняя пропорциональная между меньшей частью – (а-х)
и всем отрезком – (а)

а: х=х : (а-х)


Измерение нескольких тысяч человеческих тел обнаружило, что в поясе человеческое тело делится на отрезки, которые в среднем соотносятся как:

a/x = 1,618


Для мужчин это соотношение в среднем равно 1,625 и для женщин в среднем 1,6


Скульпторы, создавая человеческую фигуру и показывая ее совершенство, используют пропорции «золотого сечения», что ярко выразилось в знаменитых творениях итальянского Возрождения.

Лука Пачоли писал, что без помощи «золотого сечения» (или по его терминологии – божественной пропорции) не может образоваться пятиугольник, а без пятиугольника невозможно ни образовать, ни представить себе тело, благороднейшее из всех правильных тел, называемое додекаэдром.

Произвожу демонстрацию многогранников. Из многогранников обращаю внимание на интересное свойство икосаэдра. Двенадцать вершин икосаэдра – это максимальное количество точек, которое можно нанести на поверхность шара так, что расстояние между любыми другими точками будет одинаковым. Это свойство икосаэдра используется при изготовлении футбольных и баскетбольных мячей.

Педагогический коллектив нашего учебного заведения пытается создать благоприятные условия для самовыражения каждого студента в различных видах деятельности, раскрывая при этом его способности.

Привитию интереса и творческого отношения к математике помогает внеклассная работа: проведение предметной недели, участия в территориальных и международных олимпиадах, научно-практических конференциях, математические газеты, КВН и игры.

На уроках и на факультативных занятиях нередко используя пособие М.М. Лимана «Школьникам о математике и математиках», включаю интересные высказывания знаменитых людей в план урока таким образом, чтобы они были связаны с темой урока или носили воспитательный характер.

Систематическая работа по повышению интереса к изучению математики положительно влияет на качество знаний и навыков студентов, способствует более глубокому постижению предмета, развивает умственные способности, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в урок.

Подводя итоги, хочу отметить еще раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности – главная задача преподавателя. Наличие творческих интересов у студентов способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, что студент был активным участником учебного процесса.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала студента, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей студентов необходимо использовать различные приемы, методы, формы работы на уроках математики.

2. Самостоятельно добытое знание усваивается студентами прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подается не в «сухой» форме, а посредством ситуации, занимательности, творческого подхода как студента, так и преподавателя.




Список используемых источников:

1. Ашевская, Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся.//Все для учителя.-2001

2. Верещагина, А.П. Развитие креативных способностей учащихся как средство повышения мотивации к учению [Текст]: // Педагогическая мастерская. Все для учителя! – М.: «Издательская группа «Основа» - 2013.- №1.-с.33.

3. Лиман М.М. «Школьникам о математике и математиках»

4. Максимова, С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике // Одаренный ребенок.- 2006

5. Толстой, Л.Н «Много ли человеку земли надо» // рассказы – М.: Издательство Эксмо, 2003

6. Умикашвили, Ж. Инновационные методы развития творческих способностей учащихся: // Педагогическая мастерская. Все для учителя!- М.: «Издательская группа «Основа»»- 2013