СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Привлечение культурологического контекста для осмысления художественного текста на уроках литературы на примере произведения И. Бунина «Лапти»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема данного урока "Цветосимволика в произведении Ивана Бунина "Лапти". Основной целью данного урока является формирование навыка анализа произведения через цветовосприятие на примере програмного текста.

Просмотр содержимого документа
«Привлечение культурологического контекста для осмысления художественного текста на уроках литературы на примере произведения И. Бунина «Лапти»»

Привлечение культурологического контекста для осмысления художественного текста на уроках литературы на примере произведения И. Бунина «Лапти»

Цветосимволика в произведении Ивана Бунина «Лапти»

  1. Организационный этап

Добрый день, ребята! Присаживайтесь!

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Ребята, представляю вашему вниманию новое для вас слово. Что оно значит? Из каких частей состоит? Что такое символ? О чем пойдет речь сегодня на уроке? Давайте сформулируем цель урока.

Цель урока:

Сформировать навык (научиться) анализа литературного произведения через цветовосприятие

Задачи:

- познакомить с понятием цветосимволика, символикой цветов и ее использованием в литературном произведении;

- развивать умение анализировать художественный текст;

- развивать читательскую грамотность;

- воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать;

- воспитывать терпимое отношение к чужому мнению;

- расширять кругозор учащихся и их общее интеллектуальное развитие;

  1. Актуализация знаний

Мы с вами уже не единожды обращались к иллюстрации, как к способу анализа текста. Выбранный вами сюжет отображает ваше видение, понимание произведения. А может ли цвет помочь в понимании текста?

  1. Первичное усвоение новых знаний

4.1. Вводное слово учителя

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с древних времен придавали особое значение чтению «языка красок». Это нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках…

Вы обращаете внимание на цвета в литературном произведении? Оказывается, всякий цвет также может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. Символика цвета используется во многих областях. Активно пользуются ей художники, писатели…

Давайте познакомимся с произведением Ивана Бунина «Лапти» и на примере посмотрим, как цветосимволика помогает пониманию текста.

    1. Аналитическое чтение произведения

    2. Анализ финала произведения

Ребята, выжил ли мальчик?

Автор оставляет финал открытым, мы не знаем, остался ли мальчик живым. Давайте с помощью символики цвета найдем ответ на этот вопрос.

    1. Работа над цветовыми ассоциациями

Ребята, что бы вы нарисовали, если бы перед вами стояла задача выполнить иллюстрацию? Какие карандаши (цвета) вы бы использовали?

Подчеркните, пожалуйста, в тексе все слова, обозначающие цвет, в том числе такие слова, которые цвет не называют, но рисуют цветную картину (например, снег, свеча и т.д.).

Какие цвета встретили? (записываю на доске) С чем у вас ассоциируются эти цвета? (записываю на доске верные ассоциации)

Ребята, символика каждого цвета очень разнообразна. У разных народов, в разных культурах она может очень различаться.

Я выписала общие представления об интересующих нас цветах (зачитываю информацию, делаю тезисные записи на доске).

Белый цвет символизирует чистоту и невинность. Но, кроме того, белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. По своей природе он соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге - со смертью.

Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.

Красный цвет ассоциируется с кровью и огнем. Это цвет энергии, лидерства, противоборства. Красный считают цветом, символизирующим любовь. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Так или иначе, красный - цвет крови и, соответственно, цвет жизни.

  1. Первичная проверка понимания

  2. Первичное закрепление

Давайте еще раз обратимся к финалу рассказа. Дает ли автор нам ответ на вопрос, что случилось с мальчиком после последних строк произведения?

Ребята, давайте используем полученные сегодня знания. Каким цветом Иван Бунин заканчивает произведение? Что победило? Жизнь или смерть?

Заключительное слово учителя

Давайте подытожим, может умение читать цветообозначения помочь при анализе произведения?

Таким образом, цветосимволика помогает нам понять то, что автор умышленно оставляет за кадром. Умение читать цветообозначения может помочь более глубоко проникнуть в анализ произведения.

Удалось ли нам достичь поставленной цели?

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подберите и запишите информацию о символике серого цвета. Послушайте свои ассоциации. Сверьте их с найденным материалом.

Дочитайте произведение Короленко «В дурном обществе».

На следующем уроке соотнесем полученное знание с содержанием произведения Владимира Галактионовича.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

Хлопал ушами

Шевелил мозгами

Считал ворон

Работал, не покладая рук

Бился как рыба об лед

Погрузился с головой в работу