СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Признаки делимости на 2, 5, 10"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики в 5 классе на тему " "Признаки делимости на 2, 5, 10"

Урок математики в 5 классе  

Тема урока: «Признаки делимости на 2, на 5, на 10»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель  урока:

Задачи:

содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися признаков, позволяющих без непосредственного деления определять делимость на 2, на 5, на 10;

деятельностная: (формирование умений новых способов действий): формировать у учащихся навыки определения  чисел, делящихся на 2, на 5, на 10 без непосредственного деления, а на основании признаков делимости развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную.

Формы организации учебной деятельности

работа в парах;

работа в группах;

мини-исследование;

индивидуальная работа;

фронтальная работа.

Ход урока

1. Организационный момент

(приветствие учащихся).

- Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся и начнём наш урок

2. Актуализация знаний.

- Перед вами две ромашки. Одна для чётных чисел,  другая для нечётных. Ваша задача дополнить ромашки нужными числами

- Назовите несколько чисел, кратных: а)9, б) 15. (а)9, 18, 90,… б) 15, 30, 45, 60,

Помещается прямоугольник цвета фона в корзину и ниже открывается следующее задание.

- Назовите простые числа. (11, 2, 19, 41, 5, 13, 67).

- Перед нами коробки с конфетами, мандаринами, орехами. Известно, что в коробках с конфетами – числа, кратные 2; с мандаринами – кратные 5, с орехами – кратные 10.

- А что значит кратные?

- Ваша задача в парах: как можно быстрее отыскать коробки с конфетами, мандаринами и орехами. Заполните таблицу. (Пара, выполнившая задание первой выносит результат на доску).

- А с какими числами осталась коробка? ( С простыми ).

- А как вы определили, что число делится на 2? на 5?на 10? (Делили)

- А можно ли, не выполняя, деление определить, делится ли число на 2, на 5, на 10?

- Ребята, какая у нас сегодня учебная задача?

Учебная задача: найти способы быстрого определения делителей числа без выполнения деления.

3. Изучение нового материала. “Открытие”детьми нового.

- Найдем кратные чисел 2, 5, 10. Записываются несколько на доске.

- Как удобнее их искать? 

- Можно ли найти все кратные?

- А теперь посмотрите, подумайте в группах:

1 колонка: что общего у чисел, делящихся на 2?

2 колонка: что общего у чисел, делящихся на 5?

3 колонка: что общего у чисел, делящихся на 10?

- С помощью, каких примет можно определить делимость чисел на 2, на 5, на 10?

- А как по-другому можно назвать приметы? А по-другому можно назвать признак.

- А вы знаете, что такое признак? Где мы можем это узнать? (В Интернете, словаре, учебнике, спросить у взрослых и др.)

- Вам дома нужно было найти значение слова признак. Кто мне скажет.что это?  (Если дети не готовы, то далее этот вариант). Сегодня источником информации нам будет служить словарь Сергея Ивановича Ожегова. Найдите значение слова “признак”. (Признак– показатель, примета, знак по которым можно узнать, определить что-нибудь. Признаки делимости. Признаки весны. Признаки нетерпения.  Без признаков  жизни).

-

Какое значение нам подходит больше? (Признак делимости — правило, позволяющее сравнительно быстро определить, является ли число кратным заранее заданному без необходимости выполнять фактическое деление).

- Сформулируйте тему урока? (Признаки делимости на 2, на 5,на 10). Помещается прямоугольник цвета фона в корзину с верхней части доски и открывается тема урока.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему сегодняшнего урока “Признаки делимости на 2, на 5, на 10.

- Сформулируйте признак делимости на 2?

- Найдите формулировку в учебнике.

- Сформулируйте признак делимости на 5?

- Найдите формулировку в учебнике.

- Сформулируйте признак делимости на 10?

- Найдите формулировку в учебнике.

- На чём все эти признаки основаны? (На делимости последней цифры).

- Представление признаков в виде схемы параллельно при их выводе. Путём перемещения цифр демонстрируются признаки делимости.

4. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять.

5. Первичное закрепление изученного материала

.

1.Выполнение задания с комментированием с места по цепочке:

- Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 2, на 5, на 10:

285, 612, 140, 147, 95, 78, 2156, 3100, 2005, 6420, 3134.

- Ребята, посмотрите и скажите, какие числа делятся на 2, на 5 и на 10 одновременно? (140, 3100, 6420)

Задание 1:

Коля принёс несколько коробок с яйцами, по 10 яиц в каждой коробке. Может ли быть, что он принёс 35яиц? 43 яйца? 50 яиц? (Может только принести 50 яиц).Помещается прямоугольник цвета фона в корзину и ниже открывается следующее задание.

Задание 2:

Составьте трёхзначные числа, которые делятся на 5 с помощью цифр 0, 2, 7, 5 ?

(275, 725, 570, 750, 720, 270, 205, 705) .

6. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

Из представленных чисел

16, 25, 70, 604, 360, 285, 98, 22, 211, 144, 300, 781,

выберите те числа, которые:

1) делятся на 2, но не делятся на 5; (16, 604, 98, 22, 144)

2) делятся на 5 и на 10; (70, 360, 300)

3) не делятся на 2, но делятся на 5; (25, 285)

4) не делятся на 10; (16, 25, 604, 285, 98, 22, 211, 144, 781)

5) не делятся ни на 2, ни на 5, ни на 10. (211, 781)

 

- Ребята, как вы думаете, где в жизни можно применить признаки делимости?

(Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике, но и в жизни).  Например, когда нам нужно определить, можно ли распределить некоторое количество предметов на равные группы: разложить карандаши поровну в несколько коробок, разложить поровну конфеты в подарочные пакеты и т.д.

7. Домашнее задание (разбирается вместе).

Оценки.

 

- Стр. 83 в учебнике. Выучить признаки делимости. № 414,413. Попытаться к следующему уроку сформулировать признак делимости на 4.

8. Итоги урока. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?

- Как по записи натурального числа узнать, делится ли оно на 2, на 5, на 10 или нет?

- Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы думаете, почему это произошло?

- Какие правила (темы) вам нужно будет повторить, чтобы не допускать в дальнейшем подобных ошибок?

- Что понравилось на уроке и почему? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Какое у вас сейчас настроение.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!