Факты | Мотивация | Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами? Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно? Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст. Без чего он не может существовать? | Пример ответа: - В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое. - Не может существовать без основной мысли. | Учащиеся нашли общее между нитями ткани и предложениями в тексте. |
Актуализация | Вспомните определение, что такое текст? Каковы его признаки? Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст” (слайд 1). Мы оказались правы в том, что текст – это не что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира (слайд 2): «Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати, Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.» Опираясь на свой опыт, ответьте на вопрос: легко ли вам тексты «ткати»? | Актуализируют знания о тексте. Работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь Объясняют, как они поняли текст Кантемира. Отвечают на вопросы учителя, осознавая проблему. | Сделан вывод об основном признаке текста. |
Модель | Осознание учебной информации | Задание: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ (Приложение 1). Попробуем определить, какими признаками обладает текст. Для этого я предлагаю изучить теоретический материал на 144 стр. учебника и заполнить схему (слайд 6, приложение 2) Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи. Заполните таблицу «Грамматические средства связи» (Приложение 3). Соотнесите свою схему с материалом слайда (слайд 7). | Работа в парах. - в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью. - во втором варианте нарушена композиция и связь предложений. - в третьем варианте – текст, так как предложения связаны одной мыслью («я могу отдохнуть …на Оке»), предложения связаны друг с другом логично, не нарушена композиция. Заполненную схему сравниваем со схемой на слайде (слайд 6) Записывают информацию Заполняют таблицу, корректируют себя. | Выявлен характерный признак текста: логическая связь предложений, которая помогает понять основную мысль отрывка. Определены грамматические средства и виды связи предложений в тексте. Сделан вывод об еще одном признаке текста: грамматическая связь между предложениями |
Следствия | Закрепление | Для того чтобы научиться различать виды связи, выполним практическую работу. Для анализа возьмем два текста. Определите, какими грамматическими средствами связаны предложения в тексте. И сделайте вывод о виде связи. 1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. 2. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. 3. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. 4. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. 5. И решается независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский) 1. Нет лучшей музыки, чем тишина: тишина в горах, тишина в лесу. 2. Нет лучшей музыки в человеке, чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. 3. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. 4. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. 5. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. ( Д. Лихачев) Анализ текстов (слайд 8). | Заполняют модель, комментируют (работа в парах) В первом тексте пять предложений. Средства связи предложений: 1 – 2 - повтор ключевого слова “художник”. 2 – 3 – повтор ключевого слова “людям – люди”, притяжательное местоимение “его”. 3 – 4 – замена ключевого слова синонимом “люди – человек”. 4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением “тема – она”. Связь – цепная. Во втором тексте пять предложений. Средства связи предложений - Повтор первого слова. - Одинаковая конструкция предложений. - Члены предложения выражены одинаковыми формами. Связь – параллельная. | Сформировано умение различать виды связи |
Эксперимент | Проверка уровня усвоения Рефлексия | 1 вариант Задание: Докажите, что это текст: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений 1. В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. 2. В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл отбеливание тряпья хлором. 3. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. 4. Через десять лет француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня ее создания. 5. Вспомнит ли кто-нибудь об этой славной дате? Но сырья в нужном количестве не было. Еще в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил внимание на тот факт, что осы, пережевывая древесину, строят свои гнезда из нее, но его современники проигнорировали это интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес. (“Книжное обозрение”) 2 вариант Задание: Докажите, что это текст: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений 1.В то лето я жил в маленьком северном городке. 2.Город стоял на берегу реки. 3.По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. 4.У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… 5.На пристани этой редко кто сходил… Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков) А теперь вернемся к отрывкам из ваших сочинений, прочитанных в начале урока. Попробуйте их исправить. Сделайте вывод, что было нарушено в этих отрывках. Вернемся к целям урока, которые вы себе поставили. Подведите итог своей работы. | Работают самостоятельно по вариантам. Представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы. Это текст, так как все предложения связаны одной темой (изобретение бумаги) и основной мыслью (процесс изобретения). Все предложения связаны цепной связью: 1-2 повтор ключевого слова «открытия» - «открыл». 2-3 замена слова синонимом «создана возможность» 3-4 синоним «изобрел» 4-5 повтор члена предложения «исполнилось 200 лет» - «славной дате» Это текст, так как все предложения связаны одной темой («маленький северный городок») и основной мыслью (воспоминания о городке) Связь цепная, так как используются средства связи: 1-2 повтор ключевого слова «городок» 2-3 «река» 3-4 «по реке» - «у берега» 4-5 «пристань» Одинаковая конструкция предложений подлежащее + сказуемое в прош. вр.+ обстоятельство места Работа в группе по 4 человека. Выполняют задание. Читают исправленный вариант. Делают выводы об ошибках. Учащиеся подводят итоги урока, пользуясь схемой: | Сформировано умение определять признаки текста, обобщать, делать выводы Определен уровень достижения цели урока |