ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В КОЛЛЕДЖЕ
В настоящее время общество все больше нуждается в специалистах высокого уровня. Каждый молодой человек стремится получить специальность, поступая в среднее профессиональное учреждение.
Абитуриенты переходят в новый период своей жизни – студенчество. Время студенчества – это период столкновения человека с новыми, совершенно неизвестными ранее проблемами. А ко всему прочему студенту нужно получить качественное образование, а также избежать дезадаптации, что напрямую зависит от того, насколько быстро он сможет освоить новую для себя среду. Эффективность и качество обучения студентов в колледже оцениваются все более комплексно и целостно. Сегодня в роли критериев качества профессионально- педагогической подготовки, наряду со знаниями и умениями, выступают профессиональные качества личности, черты характера, способность самостоятельно и творчески получать и применять знания, так называемые общие и профессиональные компетенции.
Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируются потребность и подготовленность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения, осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным достоянием личности.
Первый год обучения особенно важен с точки зрения адаптации студентов к обучению в колледже. Учебные нагрузки принципиальным образом отличаются от школьных нагрузок. Информационная насыщенность учебного процесса, больший процент аудиторных часов, наличие особых форм организации учебной деятельности – все это повышает тревожность у первокурсников и существенно влияет на процесс адаптации. Для многих высокие требования учебного процесса нередко приобретают характер травмирующих факторов. Постоянное умственное и психическое напряжение, а также нарушения труда, отдыха и питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию заболеваний. Следует отметить, что нередко процесс социально-психологической адаптации первокурсников протекает стихийно. А между тем не все студенты, попадая в атмосферу колледжа, способны быстро адаптироваться. Отсюда возникает необходимость усовершенствовать процесс адаптации вчерашних абитуриентов к студенческой жизни.
В колледже разработана программа адаптации студентов 1 курса – «Марафон первокурсника».
Цель программы: осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в колледже.
Задачи:
1) подготовка студентов к новым условиям обучения;
2) формирование позитивных учебных мотивов;
3) установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе.
В результате прохождения курса данной программы студент
Должен знать: права и обязанности студентов, устав колледжа, учебные планы, профессиональные программы, основные требования к учебной деятельности, к личности обучаемого, психологию общения, историю колледжа, традиции.
Уметь: применять полученные знания на практике в учебной деятельности; иметь представление об особенностях своей будущей работы и требованиях к личности специалиста.
В программе отражены вопросы: информационное обеспечение студентов первого курса; формирование студенческого актива; организация работы классных руководителей групп 1курса; организация помощи студентам в учебной деятельности; организация социально-психологической адаптации студентов; организация спортивно-массовых мероприятий; развитие творческого потенциала студентов первого курса; гражданско-правовое и патриотическое воспитание; организация работы по профилактике зависимостей и формированию ЗОЖ.
Благодаря плану взаимодействия с сотрудниками общежития и органами внутренних дел, можно оперативно реагировать на административные правонарушения студентов 1 курса. В колледже эффективно работает старостат, студенческий профсоюз и Совет профилактики. Эти органы самоуправления помогают студентам 1 курса адаптироваться к новым условиям.
В колледже работает 10 кружков и секций различной направленности, каждый студент посещает кружки и секции. Неотъемлемым звеном к адаптации студентов является классный руководитель. Его деятельность – основной механизм реализации индивидуального подхода к студентам и одна из самых важных составляющих частей воспитательной системы колледжа.
В комплексе вся деятельность колледжа направлена на «мягкую» адаптацию студентов к новым условиям среды. Для того, что получить квалифицированного специалиста, необходимо создать благоприятные условия развития компетенций.