СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Просмотр содержимого документа
«Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»»

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


ТЕМА УРОКА: ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Цель: проследить путь духовного становления Гринева; раздумья вопросами морали : верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства
Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая беседа, чтение эпизодов, анализ текста
Эпиграф урока: «Береги платье снову, а честь- смолоду.

1. Вступительное слово учителя.

- Подходит к концу изучение повести «Капитанская дочка», в которой автор размышляет о преданности русского человека

Отечеству, чести и бесчестии, нравственном долге и предательстве ,о настоящем и будущем России.


Но раздумья писателя еще об одном сложном, вечном философском вопросе……

видеоролик

Конечно,о семье, о роли семьи ,родителей в воспитании детей!

И сегодня мы будем с вами говорить о семье, размышлять о семье. О семье и значимости семейного воспитания .

Запишите в тетради тему урока «Все мы родом из детства» (размышления по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Как вы понимаете слова темы урока?

Как вы понимаете, что такое СЕМЬЯ??

Дайте формулировку понятия семья

Да, любая семья- это маленькое государство. В любой семье как и в любом государстве, есть свои обычаи, традиции.

А какие традиции вашей семьи вы бы взяли в свою семью?

Итак, семья- место, где воспитывается человек, где получает морально-нравственные уроки для будущей жизни.

И наша задача :доказать ,что семья, именно воспитание в семье формирует личность. А те ценности, которые мы обретаем в своей семье, непременно помогут нам стать счастливыми или несчастными.

А доказывать мы будем , опираясь на прочитанную нами повесть А.С.Пушкина»Капитанская дочка»

Итак, Пушкин проводит своего героя через испытания и трудности.

Давайте вместе с Петрушей Гриневым пройдем этой дорогой и ответим на вопрос:

* нужно ли родителям с детства прививать морально-нравственные ценности?

*поможет ли это в будущем?

Мы остановимся с вами на отдельных эпизодах его жизни. Всмотритесь в юного Петрушу Гринева и расскажите о его жизни в родительском доме.

Какой вы видите семью Гриневых?

Очень мало Пушкин повествует о семье Гриневых, но внимательный читатель заметит эти ,на первый взгляд , незначительные детали и сделает вывод.

Давайте вместе откроем стр75 и найдем строки о жизни Гриневых, взаимоотношениях в семье.

*отец не любил менять своих решений: всегда держал слово и об этом знал сын .

*зачем мать прятала Придворный календарь от мужа(он злился, а покой семьи оберегала мать и он был важней для нее)

* слово отца главное в доме и никто не перечит, т.к. уважают за то ,что на нем держится семья.(мать не стала разбираться с учителем-пьяницей,)

* прошлое отца- блестящий образец чести, патриотизма и достоинства(служил при графе Минихе ,участвовал в войне с Турцией, заслужил в боях награды ,высокий чин)

*почему разозлился отец, когда мать сказала о службе в Петербурге (найти и зачитать напутствие отца ;правда для отца-это честное служение Отечеству, жить, не опорочив чести и достоинства, быть патриотом.

*а теперь обратите внимание на отношение отца и матери к людям

Теперь ,прежде чем выехать на службу из дома Гриневых вместе с Петром, подведем итог воспитанию Петруши.


Общий вывод в тетрадь:

-отец-эталон чести , достоинства и патриотизма, верности данному слову и поступкам.

-мать-образец нежности, заботы и любви к близким.

-уважительное отношение к людям, доверительное отношение к людям- отличительные черты родителей .

Напоминаю вам нашу главную задачу урока :доказать,что морально-нравственные ценности, заложенные в семье, станут составляющей счастья или несчастья Петра Гринева.

* Повлияют ли на судьбу Петра заветы отца ,образец матери? *Станут ли воспитание счастьем для Гринева или несчастьем?

Обратимся к тексту:А теперь ,как я уже сказала, вместе с Петром выйдем из родительского дома в жизнь,где Петр самостоятельно будет решать свои вопросы,находить выход из различных ситуаций.

1.Встреча в буране.

Краткий пересказ.

Правильно ли поступил Гринев, отдав дорогой тулуп?(Пугачев спас ему жизнь, Гринев обещал, а слово надо держать,о чем и говорил ему ,провожая в дорогу, отец)

Вывод: Быть ответственным за свои слова и поступки- это достойно взрослого мужчины. Сегодня сдержал слово перед чужим человеком- завтра взял ответственность за семью, за Отечество)

2.А теперь чуточку нарушим последовательность и вспомним эпизод встречи с Зуриным и Швабриным. Предлагаю разделиться по группам :

(1ряд-о Зурине ,2ряд- о Швабрине,3 ряд делает вывод

Жизнь –сложная штука. И не всегда она будет гладкой, не всегда рядом будут надежные люди. Думаю, доверительные отношения в семье обернулись для Петра неприятностью .Два человека преподали урок наивному Гриневу.

Какой урок преподал ему Зурин? (Гринев понимал, что Зурин воспользовался его неопытностью. Нельзя быть таким доверчивым.

Вы бы как поступили и почему?( из ситуации надо выходить достойно ,за свои глупости, необдуманные поступки надо отвечать. Беречь платье снову, а честь смолоду).

Как вы думаете, Гринев повторит такую ошибку? ( нет, ему было неимоверно стыдно перед Савельичем, но он потребовал деньги ,чтоб возместить долг ,он не мог трусливо сбежать ,дал слово-надо держать).

В данной ситуации мы можем наблюдать и отношение Гринева к Савельичу .Гринев , как и родители, любит своего Савельича, Петру было стыдно перед Савельичем .Он извинился (барин перед слугой! )

-**кратко о дуэли со Швабриным .

Почему Гринев согласился пойти на дуэль? защитить честь любимой девушки. –это достойно уважения . Акулька и Палашка, дворовые девки- защитил их, выгнав учителя.

Но это еще и одно разочарование в людях, расплата за доверчивость: Гринев думал, что Швабрин будет вести себя честно во время дуэли.

Вы верили в его честность?(нет ,он за непорядочность в крепость сослан)

вывод:

- в семье Гринева были доверительные отношения, он не знал, что такое подлость, поэтому так обжегся. Но сделал вывод о том, что есть и непорядочные люди (Швабрин, Зурин ) и надо учиться разбираться в людях.

-защитить честь женщины- это поступок взрослого мужчины

3.Белогорская крепость. Вспомним диалог Гринева с Пугачевым, когда Пугачев просит перейти на его сторону (зачитать)

Что привлекло Пугачева в Гриневе ?( Пугачев- открытый и прямой человек и уважает честных, он сумел подавить в себе самолюбие и понять Гринева .В Гриневе же не было дворянской спеси, гордыни, он дал достойный ответ ,при этом уважительно отнесясь к Пугачеву, перед ним был человек , без всяких условностей. В этом поединке победителями стали оба,возможно,поэтому Гринев пожалел во время казни Пугачева.

Вывод: Именно честность, откровенность, уважительное отношение к людям, воспитанное в семье, спасло Гринева от будущего позора ,а, возможно , от смерти в данной ситуации.

И последний эпизод на дороге жизни, о котором повествует автор-любовь в жизни Гринева.

Как вы думаете, почему Петр влюбился в Машу ?

Какие черты характера Маши очаровали Гринева и почему?(мать Гринева была идеалом для сына, поэтому другой девушки рядом с собой он и не представлял).

Оправдала Маша его надежды?(конечно, только верная, любящая девушка могла ,рискуя своей репутацией, спасти любимого человека)

Вывод: Итак, мы пришли к выводу, что главные уроки жизни, которые Гринев получил в своей семье от своего отца Андрея Петровича, от матери, дали свои плоды.(зачитать последние строки о счастливой семье Гриневых)

*** Вспомним Петрушу перед отъездом в крепость(гонял голубей, заливался слезами ,уезжая из родного дома)

***Каким мы видим Гринева после всех событий (мужчина,честный,человек слова ,патриот своего Отечества,за любимую девушку готов отдать жизнь).

Достойный сын своих родителей!!!!

.Да, это скромные ,на первый взгляд, люди. Но если Отечество будет в опасности, то, думаю, они не пожалеют своей жизни ради спасения!

Не Швабриными, не такими, как показал Пушкин, правителями велика Россия, а такими как Гриневы и Мироновы.


Так что же важно для формирования личности? Достойной личности?
Вывод: Конечно, все мы родом из детства. И потому очень важно, в какой семье воспитывается человек, какие уроки для своей жизни он получает.

Родители ,их взаимоотношения, их поведение являются примером для своих детей.

Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.
Да, бесхитростны, простодушны пушкинские супруги Мироновы и Гриневы, Маша, Савельич, Петр Гринев. Но главное – они великодушны. Это их естественное состояние.
Вывод: В нашем современном мире, в котором мы живем, к сожалению, эти понятия утратили ценность, стали почему - то несовременными. Но ведь если не лукавить, хотелось ли вам, мальчики, иметь такого друга, как Петр Гринев, надежного и честного.
А девушки, я уверена, мечтают иметь в будущем такого мужа и отца своим детям.

Домашняя работа: О чем я задумался после урока?