Проблема формирования личности детей в образовании
Статья подготовлена по результатам выполнения курсовой работы на тему «Особенности развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) у младших школьников с нарушениями речи».
Выполнила: Широкова Н.П.
Группа: ЗФ 106/101-3-3
Проверила: Воденникова Л.А.
Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню развития учащихся. Ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Усвоение знаний обеспечивается такими психическими процессами, как восприятие, память, речь и, в первую очередь, мышление, которое является формой человеческого познания. Еще Аристотель говорил, что мышление – верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека.
В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает один из психических процессов. В раннем детстве – восприятие, в дошкольном возрасте – память.
Обучение в школе существенно меняет содержание приобретаемых ребенком знаний и способы оперирования ими. Это ведет к перестройке мыслительной деятельности детей. Дети учатся рассуждать и сравнивать, анализировать и делать выводы. В этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Огромную роль играет освоение родного языка – чтения и письма, освоение числа и математических действий с числами. Первоклассники знакомятся со знаками, символами, условными обозначениями. Все действия с такими знаками требуют абстрагирования, отвлечения и обобщения. В процессе освоения правил (орфографических и математических) происходит их постоянная конкретизация в примерах и упражнениях.
Мышление младшего школьника, несмотря на значительные успехи в усвоении словесного материала, абстрактных понятий, довольно сложных закономерностей, в основном остается наглядно-образным. Но современные образовательные программы требуют развития словесно-логического мышления. Отсутствие необходимого уровня развития элементов словесно-логического мышления приводит к неуспеваемости детей, повышению уровня тревожности и в дальнейшем к их невротизации. О ведущем значении умственного развития в общем развитии учащихся писали многие педагоги и психологи – Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский.
В младшем школьном возрасте ученикам приходится усваивать большое количество материала, и основной психологической характеристикой, определяющей успешность обучения, является умственное развитие. Это одна из задач современного обучения, которая помогает преодолеть проблемы и трудности в усвоении учебных предметов. Дополнительные занятия и упражнения не всегда приводят к повышению уровня усвоения учебных программ. Возникает необходимость в коррекции и стимулировании умственного развития. Эта задача может быть решена через изменение мыслительно-речевой деятельности учащихся.
Речь – это основное средство человеческого общения и инструмент мышления. Слово – форма существования мысли. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего, доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач.
Нарушения речи являются самым распространенным дефектом среди учащихся младших классов. Последнее десятилетие характеризуется тем, что с каждым годом число детей не готовых к школьному обучению с точки зрения речевого развития неуклонно возрастает. В первый класс приходит учиться свыше 50% таких детей.
Между тем, речь является важнейшей психической функцией человека. Речевые нарушения возникают под воздействием патогенных факторов и не исчезают без проведения коррекционной логопедической работы. Они отрицательно сказываются на всем дальнейшем развитии ребенка.
Изучение речевой патологии и ее коррекции началось в середине 19 века. Исследуя особенности детской речи и причины ее нарушений А. Кассмауль, И.А. Сикрский и др. сформировали научные представления о формах речевых расстройств. В нашей стране проблемами логопедии занимались М.Е. Хватцев, О.П. Правдина, Ф.А. Рау.
Р.Е. Левина заложила в основу методов логопедии принцип развития, системного подхода рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.
Создание и применение коррекционно-развивающих программ дает возможность формировать и развивать мыслительные операции, интеллектуальные действия и речевые умения.
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности детей, особенно ее познавательной сферы. Поэтому к нему применимо общее для отечественной психологии понимание психического развития как специфического процесса присвоения индивидом достижений предшествующих поколений людей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Такие психические процессы как мышление, восприятие и память обеспечивают усвоение знаний. Младшим школьникам, имеющим в основном наглядный характер логического мышления, доступно не столько понимание основных законов и связей, сколько усвоение конкретных фактов. Возрастом формирования понятийного мышления является подростковый.
Успешность учебной деятельности зависит от умственного развития школьников. Она отражается на всех сторонах личности учащегося – эмоциональной, волевой, потребностно-мотивационной, характерологической.
Умственное развитие идет не только в процессе обучения, это часть естественного процесса роста и созревания организма. Оно зависит от семьи, школы, сферы общения, от общественных условий в целом. Внешняя среда определяет объем и содержание знаний и умений, необходимых человеку в каждый период его жизни.
Умственное развитие это не количественное накопление знаний. Существует взаимосвязь между содержанием усвоенных знаний и механизмом их усвоения. Усваивая определенное содержание знаний, человек в то же время формирует определенные формы и способы их усвоения (Л. С. Выготский).
Развитие речи взаимосвязано с общим психическим развитием и нарушения речи обуславливают появление специфических особенностей мышления.
У детей с выраженным недоразвитием всех сторон речи наблюдается значительная психическая недостаточность, обусловленная речевым недоразвитием. Слабая продуктивность любого вида психической деятельности вызвана слабостью памяти, неустойчивостью и узостью внимания, утомляемостью и инертностью нервных процессов, отсутствием активности, целенаправленности, между тем речевая функция является одним из наиболее сложных психических процессов. Во всех психических проявлениях детей с выраженным недоразвитием речи можно обнаружить повышенную возбудимость или склонность к реакциям тормозного типа.
У всех детей с выраженными формами речевого недоразвития, которые не обусловлены чистой патологией слуховых и двигательных систем мозга, наблюдается отставание в психическом развитии. Особенно такие дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, словесно-логическое часто вообще является недоступным, удовлетворительно развит только наглядно-действенный уровень мышления. На процесс и результаты мышления влияют недостаточность сформированных в прошлом опыте результатов познания действительности (образы, представления, понятия), которые служат материалом для мыслительных операций и нарушения самоорганизации психической деятельности, которая направляет психику на активацию познавательной деятельности и на ее управление. Часто возможности правильного осуществления мыслительных операций сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении самоорганизации (В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин).
Овладевая достаточным объемом знаний об окружающем мире, свойствах и функциях предметов, они отстают в развитии наглядно-образного мышления. Для успешного овладения анализом, синтезом, сравнением, классификацией и другими логическими операциями требуется обучение. Выраженность несформированности наглядно-образного мышления связана с тяжестью речевого дефекта. Психологический механизм особенностей мышления первично связан с недоразвитием речи, а не с нарушением мышления. Например, из-за недостаточной сформированности механизма внутренней речи нарушается установление связи слова с предметным образом и наоборот.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается недоразвитие разных видов мышления, слабость мыслительных процессов, своеобразие мыслительных операций. При отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий, может замедляться темп интеллектуального развития. В силу дефекта речи ребенок мало общается с окружающими, круг представлений в связи с этим ограничивается, темп развития замедляется. Значительное место занимают мыслительные процессы в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Усвоение словарного запаса и грамматического строя происходит успешно, когда ребенок сопоставляет и связывает услышанное слово со значением предметов и действий.
Позднее формирование словесной речи у детей с нарушениями приводит к недоразвитию образности, отсутствию умения синтезировать части предмета в целостный образ. Отмечаются недоразвитие словесного опосредствования, нарушения речевой регуляции деятельности в целом. Кроме того, в значительной степени страдают умозаключения и рассуждения, которые характеризуются стереотипностью, шаблонностью, банальностью. Отмечается недостаточность мыслительных операций обобщения, анализа, страдает процесс формирования и сравнения понятий. Одним из проявлений нарушений познавательной деятельности у детей с нарушениями речи является несформированность различных мыслительных операций.
Воспитание и обучение детей с речевыми нарушениями, обнаруживающими, в отличие от нормально развивающихся сверстников, особенности функциональных состояний, двигательной активности, эмоциональной и познавательной сферы, требует тщательно выбирать и специально разрабатывать технологические приемы, способы построения развивающей среды, применение которых позволит гармонизировать развитие и достичь максимально возможной адаптации в окружающем мире.
Особенности в умственном развитии детей с нарушениями речи проявляются чаще всего не в том, что одни умеют, а другие совсем не умеют выполнять отдельные мыслительные действия, например обобщение. Причина чаще всего заключается в том, что умение применять их распространяется не на все случаи, а только по отношению к узкой, хорошо известной ребенку научной области, определенному содержанию знаний, например к бытовым понятиям.
Поэтому, при проведении коррекционных занятий необходимо учитывать тот факт, что мыслительные операции и умственные действия связаны с материалом, на котором они выполняются. Здесь проявляется закон психологии, который называется законом единства формы и содержания мышления. Л.С. Выготский сформулировал этот закон следующим образом: «Есть определенное содержание мыслей, которые могут быть адекватно поняты, усвоены, восприняты только в определенных формах интеллектуальной деятельности. Есть и другие содержания, которые не могут быть адекватно переданы в тех же самых формах, но необходимо требуют качественно отличных форм мышления, составляющих с ними неразрывное целое».
Однако операция сравнения опирается на анализ и выделение тех признаков объектов, которые специфичны для рассматриваемой области и специальное обучение на каком-то одном материале мало сказывается на мыслительной деятельности, осуществляемой на другом материале.
Условием эффективного формирования мышления в процессе коррекционно-развивающей работы является обеспечение единства содержания и формы мышления. Для достижения положительных результатов необходимо использовать различные области научного знания, материал должен быть максимально разнообразен. Это способствует развитию специфических мыслительных особенностей, а неоднородность материала помогает формированию умений мыслительной обработки, которые можно будет использовать в других видах деятельности, в повседневной жизни.
Низкий уровень умственного развития мыслительных операций и, как следствие, малая успешность учебной деятельности воздействуют на личностное развитие ребенка, снижают мотивацию, самооценку, уровень притязаний, тревожность, волевые особенности, черты характера, от успеваемости зависят социальный статус ребенка, межличностные отношения, поведение в группе. Эти проблемы можно устранить проведением коррекционной работы.
Коррекционная работа в младших классах должна представлять собой комплекс из двух одинаково важных составляющих – устранения пробелов в усвоении отдельных учебных предметов и устранения недостатков мыслительной деятельности, развития мыслительных операций, преодоления трудностей мыслительной работы. Для проведения работы по развитию мышления младших школьников была использована коррекционно-развивающая программа соответствующая образовательно-возрастным особенностям учащихся 2-5-го классов.
Уровень умственного развития учеников тесно связан с успеваемостью и влияет на продуктивность обучения. Обучаемость часто отождествляют с умственным развитием и определяют ее как индивидуальную способность к усвоению знаний, проявляемую в легкости и быстроте их приобретения и использования. Основным показателем обучаемости выступает «темп продвижения» (3.И. Калмыкова). Другие исследователи анализируют учебную деятельность в целом по способности усваивать знания и приемы учебной работы (Б.Г. Ананьев), способности к обобщенному переносу умственных действий на новый материал или в новые условия (Е.Н. Кабанова-Меллер и др.). Некоторые используют характеристики творческого мышления, а конкретнее, творческое преобразование материала в проблемной ситуации (О.К. Тихомиров, В.Н.Пушкин), интеллектуальную инициативу в продолжении мыслительной деятельности за пределами требований конкретной задачи (Ц.Б.Богоявленская), гибкость мышления, умение находить новые способы решения (Я.А. Пономарев). Однако проблема всестороннего исследования особенностей когнитивной сферы индивида на отдельных этапах развития еще не решена. Универсальной методики, которая способна успешно определять уровень развития мыслительных операций у человека, независимо от возраста, образования, опыта и условий жизни, еще не существует. Л. С. Выготский, считал, что не может быть одинаковых единиц для измерения всех ступеней в развитии интеллекта, каждая качественно новая ступень требует своей особой меры.
Для диагностики умственного развития младших школьников в данной работе был использован Групповой Интеллектуальный Тест, адаптированный на выборке российских школьников.
Для оценки эффективности применения коррекционно-развивающей программы тест применялся до коррекционных мероприятий и после их проведения.
Основная образовательная задача в младших классах школы состоит в обеспечении активного, сознательного, прочного и систематического усвоения знаний. Успешность решения этой задачи зависит не только от содержания и организации учебной деятельности, представленных в программах учебных предметов и методов их преподавания, но и от индивидуально-психологических особенностей каждого отдельного ученика. Важнейшей психологической характеристикой, отражающей специфические особенности и успешность обучения, является умственное развитие. Сегодня одна из главных задач при обучении младших школьников – умственное развитие учащихся. При поступлении в школу большинство детей сталкиваются с определенными трудностями и проблемами, требования к учащимся часто не соответствуют их возможностям. Специфические черты умственного развития предопределяют недостаточный уровень усвоения учебных предметов, трудности выполнения учебной деятельности. Организация дополнительных занятий, выполнение дополнительных упражнений по слабо усвоенным разделам учебных предметов, без помощи направленной на изменение свойств мыслительно-речевой деятельности учащихся не приносят ожидаемых результатов. Часто для ведения коррекционно-развивающей работы используются случайно подобранные игры и упражнения, эффективность применения которых никак не оценивалась.
Проведение коррекционно-развивающей работы в младшей школе помогает наиболее полно использовать период школьного детства – один их важнейших этапов в развитии человека.
Результаты применения корреционно-развивающей программы показали, что средние показатели уровня умственного развития по исследуемой группе вошли в пределы возрастной нормы от 80 до 100 баллов.
На основании полученных данных можно сделать выводы о том, что путем обучения выполнению мыслительных операций при помощи специально разработанных коррекционно-развивающих программ можно влиять на уровень умственного развития.
При отсутствии органических повреждений центральной нервной системы успешное овладение знаниями и умениями школьной программы доступны всем учащимся, несмотря на значительную разницу уровня умственного развития среди учащихся одного возраста. На полноту освоения и восприятия учебного материала существенно влияет уровень освоения младшим школьником элементарных мыслительных операций.
Применение коррекционно-развивающих программ приводит в соответствие требования учебной программы и уровень умственного развития ребенка. Активное формирование мыслительно-речевой деятельности ребенка помогает снимать проблемы перегруженности учащихся, дети быстрее выполняют домашние задания, у них появляется больше свободного времени для отдыха, в целом, после проведения коррекционно-развивающей работы дети становятся более успешными, что благотворно влияет на формирование личности ребенка.