СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проблема героизма в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе построен с использованием технологии интерактивного обучения по требованиям ФГОС. Цель урока: воспитание ценностного отношения к литературным произведениям, развитие коммуникативных способностей семиклассников через осмысление художественных способов описания героев произведения Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Предлагается паспорт  и технологическая модель урока.

Просмотр содержимого документа
«"Проблема героизма в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"»

Паспорт урока ____литературы________ в __7___ классе

ФИО учителя, название ОО Чилигина Ландыш Исламгарейовна, ГБОУ СОШ №2

ж.-д.ст.Шентала

Целевой компонент

Тема урока:

Проблема героизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Образовательная цель

Воспитание ценностного отношения к литературным произведениям, развитие коммуникативных способностей семиклассников через осмысление художественных способов описания героев произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

- проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР);

- формулирует цель предстоящей деятель­ности(МР);

- выделяет основную мысль текста (МР);

- дает определение «герой труда», «герой войны»(МР);

- аргументированно высказывает свою точку зрения (МР);

- даёт определение понятия «литературный герой» (ПР);

- формулирует главный вопрос урока (МР);

- планирует предстоя­щую деятельность(МР);

- владеет способами со­трудничества (ЛР);

- активно включается в познавательную деятельность (ЛР);

- выполняет задания в сотрудничестве с другими детьми (КР);

- находит в папке необходимую информацию, оформляет её в кластере

(МР);

- отстаивает свою точку зрения с учетом чужого мнения (КР);

- дает собственную оценку (ЛР).

Программные требования к образовательным результатам раздела «Из русской литературы 19 века»






Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

-проявляет интерес к изучаемой теме;

-проявляет активность в учебно- познавательной деятельности;

-демонстрирует желание осуществлять самораз-витие и самосовершен-ствование;

-формирует коммуникати-вную компетентность в общении, сотрудничестве;

-воспитывает российскую гражданскуюидентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину

- контролирует и осуществляет оценку собственной деятельности;

-выделяет существенные признаки характеров лит.героев

-выполняет задания в сотрудничестве с другими учащимися;

-отстаивают свою позицию, уважая мнения других.

-формулирует собственное отношение к произведениям литературы;

-понимает ключевые

проблемы изученного произведения;

-дает понятие «литературный герой»




Содержательный компонент

Программное содержание

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы.

Литературный герой (развитие понятия).

Мировоззренческая идея

Герои служат примером человеческого мужества, доблести, чести.

Ценностно-смысловые ориентиры

Любовь к Родине, матери, природе

План изучения учебного материала

1.Понятие «герой», «литературный герой», «герой войны», герой «труда»

2. Характеристика личности Тараса Бульбы.

3. Характеристика личности Остапа.

4. Характеристика личности Андрия.

Основные понятия

Герой, литературный герой, герой войны, герой труда

Литературный жанр

Повесть

Имена литературных героев

Тарас Бульба, Остап, Андрий

Изобразительно-выразительные средства языка

Сравнение, эпитеты, метафора

Организационно-деятельностный компонент

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок – практическая работа

Образовательная технология

Технология интерактивного обучения

Оснащение урока

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал, рабочая папка

Мизансцена урока

Три группы по пять человек

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Домашнее задание

Написать сочинение по теме «Тарас Бульба – народный герой»





















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА

литературы в 7 классе «Проблема героизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3-5 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих. Распределение на группы. Психологический настрой на урок

Выбор лидера группы

Определение общих правил работы в группе

Проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР)

Формулирует цель предстоящей деятель­ности(МР)

II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (5-7 мин.)

Задание: Ребята, прочитайте высказывания и ответьте на вопросы:

«Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть» (М.Горький)

«Нет героев от рожденья, -

Они рождаются в боях…» (А.Т.Твардовский)

«Герой – это выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги»(«Толковый словарь» Е.С. Ожегова)

- О чем эти высказывания?

- Что их объединяет?

- Как вы считаете, кто такой герой? С каким высказыванием согласитесь вы? Почему?

- В каких случаях мы произносим слово «герой»? Какие бывают герои? (литературный герой, герой труда, герой войны, …)

- Кто изображен на экране?(Тарас Бульба, Остап, Андрий)

- Какие из этих значений слова «герой» вы отнесете к каждому из литературных персонажей?

Задание: Прочитайте тему урока и сформулируйте главный вопрос: Кого можно назвать героем?

Задание 1 группе: Можно ли назвать героем Остапа?

Задание 2 группе: Можно ли назвать героем Андрия?

Задание 3 группе: Можно ли назвать героем Тараса?

Распределение заданий внутри группы.

Структура рабочей папки: инструкции, учебные материалы, листы оценки и самооценки, портреты героев, описание внешности, одежды, род занятий, поступки …)



3 ученика вслух (слайд2)






фронтально




Работа со словарем (слайд 3)


(Слайд4)





фронтально




Знакомство с содержанием рабочих папок

Приложение 2



- выделяет основную мысль текста (МР)



-аргументирован-но высказывает свою точку зрения (МР)


-дает определение (МР)


-даёт определение понятия «литературный герой» (ПР)


-формулирует главный вопрос урока (МР)




-планирует предстоя­щую деятельность(МР)


III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.)

  1. Практическая работа в микрогруппах

Работа групп:

1 ученик – подбирает материалы по описанию портрета личности

2 ученик – подбирает материалы по отношению персонажа к родителям, к любви к женщине

3 ученик – материалы по отношении к Родине;

4 ученик – материалы по отношению к товариществу, к природе;

5 ученик – материалы по поступкам.

Продукт деятельности группы: схема







Работа в группах

Обсуждают, вырабатывают общее мнение, каждый обучающийся выполняют свою работу, ведется подготовка к презентации итогов работы

Приложение 3

-владеет способами со­трудничества (ЛР)

-активно включается в познавательную деятельность (ЛР)

-выполняет задания в сотрудничестве с другими детьми (КР)

-находит в папке необходимую информацию, оформляет её в кластере (МР)

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (15 мин.)

  1. Презентация итогов групповой работы

Презентация работы 1 группы: Остап

1 ученик – материалы по описанию портрета личности

2 ученик – материалы по отношению персонажа к родителям, к любви к женщине

3 ученик – материалы по отношении к Родине;

4 ученик – материалы по отношению к товариществу, к природе;

5 ученик – материалы по поступкам.

Презентация работы 2 группы: Андрий

Презентация работы 3 группы: Тарас Коллективная дискуссия

Примерные вопросы для обсуждения:

- Какими качествами должен обладать настоящий герой?

- Кого из литературных персонажей мы можем назвать героем?

  1. Вывод, обобщение по уроку:

Беседа:

- О чём заставил задуматься урок?

- Что было особенно интересно на уроке?

Продолжите предложение: Герой - это….


У доски вся группа













Фронтально





Фронтально



1-2 ученика

-отстаивает свою точку зрения с учетом чужого мнения (КР)



-дает собственную оценку (ЛР)






-аргументирован-но высказывает свою точку зрения (МР)


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-5 мин.)

Коллективное обсуждение:

Содержательная оценка и самооценка работы группы, участие каждого в групповой работе. Итоги коллективной работы.


Листы оценки и самооценки














Приложение 3

Схема















Приложение 2

Фотографии литературных героев


Приложение 2

Тарас Бульба

Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество – широкая, разгульная замашка русской природы, – и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! У нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть. Короли польские, очутившиеся, наместо удельных князей, властителями сих пространных земель, хотя отдаленными и слабыми, поняли значенье козаков и выгоды таковой бранной сторожевой жизни. Они поощряли их и льстили сему расположению. Под их отдаленною властью гетьманы, избранные из среды самих же козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи. Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении, получа один только червонец платы от короля, – и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход – воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак. Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, пить и бражничать, как только может один русский, – все это было ему по плечу. Кроме рейстровых козаков,[5] считавших обязанностью являться во время войны, можно было во всякое время, в случае большой потребности, набрать целые толпы охочекомонных:[6] стоило только есаулам пройти по рынкам и площадям всех сел и местечек и прокричать во весь голос, ставши на телегу: «Эй вы, пивники, броварники![7] полно вам пиво варить, да валяться по запечьям, да кормить своим жирным телом мух! Ступайте славы рыцарской и чести добиваться! Вы, плугари, гречкосеи, овцепасы, баболюбы! Полно вам за плугом ходить, да пачкать в земле свои желтые чеботы, да подбираться к жинкам и губить силу рыцарскую! Пора доставать козацкой славы!» И слова эти были как искры, падавшие на сухое дерево. Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность.

Остап

Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. Любопытно, что это говорил тот же самый Тарас Бульба, который бранил всю ученость и советовал, как мы уже видели, детям вовсе не заниматься ею. С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими. Тогдашний род учения страшно расходился с образом жизни: эти схоластические, грамматические, риторические и логические тонкости решительно не прикасались к времени, никогда не применялись и не повторялись в жизни. Учившиеся им ни к чему не могли привязать своих познаний, хотя бы даже менее схоластических. Самые тогдашние ученые более других были невежды, потому что вовсе были удалены от опыта. Притом же это республиканское устройство бурсы, это ужасное множество молодых, дюжих, здоровых людей – все это должно было им внушить деятельность совершенно вне их учебного занятия. Иногда плохое содержание, иногда частые наказания голодом, иногда многие потребности, возбуждающиеся в свежем, здоровом, крепком юноше, – все это, соединившись, рождало в них ту предприимчивость, которая после развивалась на Запорожье. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. Торговки, сидевшие на базаре, всегда закрывали руками своими пироги, бублики, семечки из тыкв, как орлицы детей своих, если только видели проходившего бурсака. Консул,[11] долженствовавший, по обязанности своей, наблюдать над подведомственными ему сотоварищами, имел такие страшные карманы в своих шароварах, что мог поместить туда всю лавку зазевавшейся торговки. Эти бурсаки составляли совершенно отдельный мир: в круг высший, состоявший из польских и русских дворян, они не допускались. Сам воевода, Адам Кисель, несмотря на оказываемое покровительство академии, не вводил их в общество и приказывал держать их построже. Впрочем, это наставление было вовсе излишне, потому что ректор и профессоры-монахи не жалели лоз и плетей, и часто ликторы[12] по их приказанию пороли своих консулов так жестоко, что те несколько недель почесывали свои шаровары. Многим из них это было вовсе ничего и казалось немного чем крепче хорошей водки с перцем; другим наконец сильно надоедали такие беспрестанные припарки, и они убегали на Запорожье, если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути. Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. Естественно, что все это должно было как-то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков. Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях – обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.

Андрий

Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы. Вообще в последние годы он реже являлся предводителем какой-нибудь ватаги, но чаще бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева, потопленном в вишневых садах, среди низеньких домиков, заманчиво глядевших на улицу.