СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема и пути решения субъектности подростка в современном образовании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной науке изучение    субъект образования  базируется на формировании личностных качествах индивида. Таким качеством    выступает субъективность.  

Просмотр содержимого документа
«Проблема и пути решения субъектности подростка в современном образовании»

Кунарова Евгения Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №6

kunarova1975@mail.ru

672042 Забайкальский край г. Чита



ПРОБЛЕМА и пути решения СУБЪЕКТНОСТИ подростка В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНии


Современные федеральные государственные образовательные стандарты в системе образования определяют новые требования к подросткам, как участникам образовательного процесса, т.к. в процессе становления он должен позиционировать себя как активным субъектом своей жизнедеятельности. Парадигма субъектности - одно из наиболее значимых явлений в современной психологии и педагогике. Как отмечает А.В. Брушлинский [4], проблема субъекта стала сегодня особенно актуальна.

В современной науке изучение субъект образования  базируется на формировании личностных качествах индивида. Таким качеством выступает субъективность. Субъективность подростка как главное качество индивида включает совокупность свойств (целеполагание, самомотивация, ответственность, самоконтроль, самооценка и др.), совокупность качеств необходимых для развития полноценной личности. В целом основную роль в формировании субъектности подростка играет образование, приобщающее к освоению личностно значимого социального опыта человечества, ставя перед собой первоочередную задачу - развитие личности подростка, формирование компетентного человека со своей активной личностной позицией, способностью к принятию самостоятельных, ответственных решений и способностью к саморазвитию, т.е целостного педагогического процесса; это целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение подростком на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности. Учебная деятельность подростка отличается рядом особенностей, традиционно связываемых с физиологическими и личностными преобразованиями данного возрастного этапа.

Чтобы рассматриваемая учебная деятельность не приобрела черты идеального, обособленного от человека, необходимо особое внимание уделить автору деятельности - учащемуся средней школы (по возрастной периодизации - подростку). Именно подростковый период является сензитивным возрастом для развития субъектных свойств человека. [12]

Данного мнения придерживаются многие современные психологи (Б.М. Мастеров, Т.А. Мерцалова, Р.С. Немов, Г.А. Цукерман и многие др.), потребность в реализации своих сущностных сил особенно актуальна для подросткового возраста, которая позиционируется ростом самосознания, переходом от внешней детерминации деятельности, поведения к самодетерминации. В частности современные инновационные школы, чутко отражая запросы школьников, выходят на создание образовательных систем ориентированных на самоопределение и самореализацию личности (В.И. Андреев, B.C. Библер, СЮ. Курганов, А.Н. Тубельский и др.)» [1];[2];[10].

Наиболее ярко подростковый возраст характеризуется появлением разнообразных форм защиты и отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Здесь необходимо обратить внимание на тонкую грань между естественным стремлением подростка к свободе, отстаиванию права быть стратегом собственной жизни и вседозволенностью, эгоцентризмом. Признавая подлинно сущностной характеристикой подростка как субъекта, автономность предпринимаемых им по собственной воле действий, отметим недопустимость редукции, сведения субъектных свойств к самостоятельности.

Задачу по достижению подростком самостоятельности, подлинной человеческой свободы взрослого, невозможно решить до тех пор, пока подросток полностью зависит от кого-то, пока он находится под неусыпным контролем и опекой родителей, учителей или других взрослых. Поэтому ему так важно, чтобы мир взрослых помог обрести ему эту самостоятельность и независимость, иначе ему придется завоевывать их самому, и в этом случае конфликты неизбежны.

Как правило, потребность растущего человека в автономии находит свое выражение в самых разных проявлениях. Основными формами проявлений автономии в подростковом возрасте являются -эмоциональная автономия, связанная с избавлением от детской эмоциональной зависимости от родителей. Обретение автономии в переходном возрасте предполагает в числе прочих постепенную эмоциональную эмансипацию подростка от родителей, то есть освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовались у него в раннем детстве. [5]

С наступлением подросткового периода эмоциональная дистанция между взрослыми и ребенком все более увеличивается, и это способствует дальнейшему развитию его самостоятельности и формированию его идентичности.

Но на сегодняшний день существует множество проблем, связанных с формированием субъективности у подростков, как выше было сказано, в процессе образования подросток сталкивается с тем, что он находится в ограниченных условиях, связанных с некими формальными критериями, которые диктует общество, родители и учитель. Связано это со многими факторами, одним из таких примеров можно привести из школьной практики, с которым сталкивались многие: так учителя старшего поколения прививают ребенку то, что должно быть одно мнение правильное и это мнение учителя, т,е точка зрения ребенка не учитывается и не рассматривается отдельно сама по себе, без разрешения учителя . Потому основная задача формирования субъективности современного подростка заключается в том, чтобы ученик признал свои потребности, а учитель готов их принять, тем самым они оба могут достаточно доверять друг другу и понимать, что ученик не будет это использовать, как повод покинуть класс и уйти с урока. Субъектность подростка как участника образования формируется через субъектность учителя. Чему может научить и научиться учитель? Он может научиться перестраивать свое общение так, чтобы находить общий стиль, вступать в резонанс, применять различные формы проявления самостоятельности учеников, дать возможность подростку проявить себя, высказать свое мнение через отстаивания своей точки зрения. Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что учитель должен понять, что интересует подростка в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, учитель помогает каждому ученику найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.[7]

Можно создавать творческие проекты, есть высокая вариативность образования, в таких условиях проявляются самые сильные субъектные черты тех, кого мы воспитываем, и наши собственные черты тоже могут при этом проявляться по-новому и интересно.[11]

Но для этого необходимо дать учителю больше творческой свободы в классе, возможность экспериментировать, а не жестко ограничивать его стандартами и регламентами, проведения урока. Важная вещь – это поддержка разных форм учительской самоорганизованности: кружки, дискуссионные клубы, создание всех условий в которых учитель может себя реализовать как субъект, а не только мероприятия, направленные на повышение квалификации. Всяческое стимулирование тех людей, которые предлагают новое и реализуют новое не всегда положительно оценивается кругом людей, которые считают, что урок должен идти по определенному шаблону и отступлений не должно быть, тем самым снижая мотивацию у учителя, а в последствии и учащегося как субъекта. Следующим направлением, способствующим формированию субъекивности подростков – это вовлечение родителей, как ключевого субъекта. С одной стороны, это признание ведущей роли родителей, их вовлечение в активную школьную жизнь, с другой стороны – это какие-то формы обучения для самих родителей, поддержки родительских компетенций.

Таким образом, школа, ученики, родители становятся центром интеграции образовательных форматов и партнеров в образовании. В ней субъектность начинает возникать там, где возникает диалог о целях образования; о том, что может взять и дать каждый участник образовательного процесса, т.е. субъектность – это проявление своей позиции в отношении других, взаимоуважение, то есть признание субъектности другого и поиск договоренностей друг с другом, а не навязывание однозначной позиции с чьей-либо стороны.


Список литературы


1.Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев.- Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1996. — 560 с.

2. Библер, B.C. Мышление как творчество / B.C. Библер. М. : Политиздат, 1975.-399 с.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. М. : МПСИ ; Воронеж : МО-ДЭК, 2001 .

4.   Брушлинский, A.B. О природных предпосылках психического развития человека / A.B. Брушлинский. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 236 с.

5. Дергачева О.Е., Леонтьев Д.Л. Личностная автономия как составляющая личностью составляющая М.: смысл, 2011 с 210-240.

6. Коротаева Е. В. Директор — учитель — ученик: пути взаимодействия. М. : Сентябрь, 2000.

7. М. Монтессори / Г. В. Брыжинская // Идея свободного воспитания в педагогике Нар. образование. – 2001. – № 5. – С. 23–32.

8. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поко-ления»//Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - № 4.

9. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: в 5 т. /В.А. Сухомлинский.- Киев : Рад- шк., 1979-1980. Т. 1. - 1979. - 644 е.; Т. 2. - 1979. - 718 е.; Т.3.-1980.-780 с.

10.Тубельский, А.Н. Школа самоопределения, первый шаг. Ч. 1; 2. / А.Н. Тубельский. -М., 1991. - 193 с.

11 .psy/su feebСубъектность в образовании //Психологическая газета Петровский Вадим Артурович

12. moskva-capital.ru › 2019/04/24 › Журнал Новая-субъектность-образования. Тоска перехода.

13.Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппен- рейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 288 с.

14. Эриксон Э .Г Дество и общество. Спб.: Летний сад, 2004. 16с



.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!