СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проблема культуры речи современного школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для выступления на ШМО учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
««Проблема культуры речи современного школьника»»

ШМО учителей начальных классов

МБОУ «СОШ№4 г. Шатуры»



















Доклад по теме:



«Проблема культуры речи современного школьника»























Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№4 г.Шатуры»

Березина В.А.







Проблема культуры речи современного школьника

В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры».

К проблеме культуры речи обращались очень многие исследователи, учителя, писатели. Хотелось бы представить наиболее интересные и актуальные работы по теме нашего исследования.

Бауэр Ольга Федоровна, учитель биологии рассмотрела в своей работе «Социальный проект «Культура речи» проблему сокращения русского языка. Она пришла к выводу, что «вторжение жаргонных слов в общелитературный язык, поток заимствований, вплетение вульгарных слов, просторечных слов ломают все языковые законы и социологические каноны. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить».

О.Ф. Бауэр провела и проанализировала анонимное анкетирование учащихся 8-11 классов своей школы и утверждает, что 49% школьников употребляют в своей речи нецензурные слова. «Почему же сквернословие стало на столько “модным”? Отвечая на данный вопрос, она приводит несколько причин:

- негативное влияние социальной среды 66%

- безответственность отдельных СМИ 49%

- недостатки семейного воспитания 54%

- психологические особенности подросткового возраста 62%

- непонимание отрицательной стороны сквернословия 55%

- стрессогенность современной жизни 65%.

«Во время анкетирования на вопрос “Нужно ли искоренять сквернословие?” большинством голосов был выбран ответ “да”. Независимо от возраста ученики выбирали этот вариант ответа». Главная цель её проекта: повышение языковой культуры учащихся школы через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них. По нашему мнению, в данной работе не хватает социально-значимых инициатив именно со стороны родителей. Ведь именно в семье изначально формируется речевая культура и без помощи родителей нельзя решить многие проблемы совершенствования речи современного школьника.

Татьяна Александровна Александрова в своей работе «Проблема культуры речи современного школьника» рассматривает очень многие аспекты обеднения русского языка, она считает, что «Черты такого обедневшего или грубоватого языка становятся все более заметными не только в нашей разговорной речи, но и в публицистических выступлениях, на различных телевизионных, особенно молодежных, передачах. Музыкальный канал изобилует неправильными выражениями, молодежным сленгом. Тексты популярной музыки представляют в большинстве своём набор односложных клише, неправильное, порой абсурдное, сочетание слов, бессмысленный повтор банальных фраз. Многочисленные ток-шоу, интервью, обсуждения не позволяют скрыть пороки современной русской речи: неправильные предложения, ударения, слова-паразиты, жаргонизмы. А подростки и молодёжь сейчас мало читают, их полностью захватили телевизор, компьютер, Интернет. Интересуют их именно такие молодежные каналы, фильмы, сайты в Интернете, где часто можно услышать неправильную речь. Молодые люди подражают своим героям, копируют их речь, распространяют эти слова среди сверстников». Т.А.Александрова приходит к выводу, что «нуждаются в обновлении содержание, формы и методы формирования речевой культуры подростков, возникает необходимость целенаправленной работы по управлению и совершенствованию этого процесса в условиях общеобразовательной школы».

           Для исследования речи подростков она использовала метод анализа и синтеза речи учащихся; беседы; наблюдение; анкетирование и пришла к выводу, что «злейшими врагами нашего языка являются слова-паразиты, жаргонизмы, сквернословие. Наиболее используемыми в речи как взрослых, так и детей стали слова-паразиты – это лишние и бессмысленные слова, так называемые заполнители пауз». Очень много внимания она уделила в своей работе жаргонизмам, сленгу, сквернословию: «Почему используют жаргонные слова школьники? Наверное, потому, что у них другая система ценностей, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип – элемент шока, встряски, насмешки. Используют жаргонные слова ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников.

            Опираясь на многолетний опыт работы в школе, она предлагает различные пути формирования культуры речи школьников: уроки развития речи, развитие читательских компетенций школьников, исследователь большую роль отводит родителям, воспитателям дошкольных учреждений; развитие культуры общения в социальных сетях, работа со справочной литературой и пособия по культуре речи, по риторике, по теории и истории. Т.А. Александрова говорит, что «необходима связь с родительскими организациями. Если каждый родитель расскажет своему сыну или дочери об интересной книге, перечислит любимых писателей, подарит книгу в праздник, сходит с ребёнком в библиотеку, в театр, в музей, то учителю будет на что опереться в его нелёгком труде. Он будет не одинок. И тогда дети задумаются о значении культуры речевого поведения в жизни».

Очень интересной нам кажется работа Ю.О.Лейман «Совершенствование культуры речи младших школьников в процессе изучения имени существительного». Исследователь считает, что «речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь младших школьников не отвечает этим качествам, засорена грубыми формами обращения, бранными словами. В речи детей звучит недоброжелательность, дети без охоты пользуются приветливыми и ласковыми словами в общении друг с другом, склоны к оскорблению. Некоторые дети, как правило, легко переходят на драки, задевают и пристают к другим. Где и от кого дети могли усвоить эту неэтичную лексику и грубое поведение? Естественно, там, где они росли - в семье, в детском саду, на улице, во дворе, от взрослых и сверстников. Порой сами взрослые, близкие ребенку люди, учат его ругаться, отвечать грубостью. Отчасти дети учатся сквернословию в среде, где взрослые не думают о том, что рядом дети, выплескивают изо рта всевозможную речевую грязь. Поэтому одна из важнейших задач школы - формирование речевых навыков».

 Ю.О. Лейман утверждает, что учитель должен помочь детям осмыслить требования к «хорошей» речи, учить младших школьников следить за точностью и выразительностью языковых средств.

Подводя итог анализу литературы по теме нашего исследования, хотелось бы отметить, что в большинстве работ отмечается роль семьи в воспитании культуры общения и речевого поведения ребенка, но значение ее недооценено. Основную ответственность за формирование культуры речи все же большинство исследователей возлагает не на семью, а на школу.


Список используемой литературы

  1. Большая советская энциклопедия http://www. slovari.yandex.ru.

  2. Введенская Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учеб. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 3-е изд., стер. - М. :Кнорус, 2016.

  3. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», М., 2005.

  4. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. «Справочник классного руководителя: 5-9 классы».

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru

  6. Лейман Ю.О. / Совершенствование культуры речи младших школьников в процессе изучения имени существительного. -Новосибирск, 2014.

  7. Саляхова Н.И. «Родительские собрания», М., Глобус, 2007.

  8. Учительский портал http://www.uchportal.ru/.

  9. http://mifschools.dm0.ru/page/klruk/rab_s_rodit_rodit%20sobr.htm

  10. http://1001.ru/

  11. http://artzenter.ru/cliparts/raster/24435-siluety-cheloveka-3d-figurki.html

  12. http://dimulik.ru/home/138-barboskin/3025-barboskin49.ht

  13. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/9/hps/20/hp/2/p/page.html

  14. http://festival.1september.ru/articles/652326/

  15. http://lib.exdat.com/docs/1258/index-5664.html

  16. http://sociosphera.com/publication/conference/2013/182/metody_formirovaniya_ rechevoj_kultury_uchawihsya_nachalnyh_klassov/

  17. http://www.ironbp.front.ru/content.html

  18. http://www.openclass.ru/

  19. https://docs.google.com/file/d/0Bz6W4EzKR8RIZDUzNTc4MGEtYTIzYi00MWY0LWE3NGUtNTYzODk5OTFlOGVi/edit

  20. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/stat-ia-na-tiemu-rol-i-znachieniie-russkogho-iazyka-v-sovriemiennom-mirie

  21. https://multiurok.ru/files/roditiel-skoie-sobraniie-obshchieniie-v-siem-ie-ka.html