ШМО учителей начальных классов
МБОУ «СОШ№4 г. Шатуры»
Доклад по теме:
«Проблема культуры речи современного школьника»
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№4 г.Шатуры»
Березина В.А.
Проблема культуры речи современного школьника
В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры».
К проблеме культуры речи обращались очень многие исследователи, учителя, писатели. Хотелось бы представить наиболее интересные и актуальные работы по теме нашего исследования.
Бауэр Ольга Федоровна, учитель биологии рассмотрела в своей работе «Социальный проект «Культура речи» проблему сокращения русского языка. Она пришла к выводу, что «вторжение жаргонных слов в общелитературный язык, поток заимствований, вплетение вульгарных слов, просторечных слов ломают все языковые законы и социологические каноны. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить».
О.Ф. Бауэр провела и проанализировала анонимное анкетирование учащихся 8-11 классов своей школы и утверждает, что 49% школьников употребляют в своей речи нецензурные слова. «Почему же сквернословие стало на столько “модным”? Отвечая на данный вопрос, она приводит несколько причин:
- негативное влияние социальной среды 66%
- безответственность отдельных СМИ 49%
- недостатки семейного воспитания 54%
- психологические особенности подросткового возраста 62%
- непонимание отрицательной стороны сквернословия 55%
- стрессогенность современной жизни 65%.
«Во время анкетирования на вопрос “Нужно ли искоренять сквернословие?” большинством голосов был выбран ответ “да”. Независимо от возраста ученики выбирали этот вариант ответа». Главная цель её проекта: повышение языковой культуры учащихся школы через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них. По нашему мнению, в данной работе не хватает социально-значимых инициатив именно со стороны родителей. Ведь именно в семье изначально формируется речевая культура и без помощи родителей нельзя решить многие проблемы совершенствования речи современного школьника.
Татьяна Александровна Александрова в своей работе «Проблема культуры речи современного школьника» рассматривает очень многие аспекты обеднения русского языка, она считает, что «Черты такого обедневшего или грубоватого языка становятся все более заметными не только в нашей разговорной речи, но и в публицистических выступлениях, на различных телевизионных, особенно молодежных, передачах. Музыкальный канал изобилует неправильными выражениями, молодежным сленгом. Тексты популярной музыки представляют в большинстве своём набор односложных клише, неправильное, порой абсурдное, сочетание слов, бессмысленный повтор банальных фраз. Многочисленные ток-шоу, интервью, обсуждения не позволяют скрыть пороки современной русской речи: неправильные предложения, ударения, слова-паразиты, жаргонизмы. А подростки и молодёжь сейчас мало читают, их полностью захватили телевизор, компьютер, Интернет. Интересуют их именно такие молодежные каналы, фильмы, сайты в Интернете, где часто можно услышать неправильную речь. Молодые люди подражают своим героям, копируют их речь, распространяют эти слова среди сверстников». Т.А.Александрова приходит к выводу, что «нуждаются в обновлении содержание, формы и методы формирования речевой культуры подростков, возникает необходимость целенаправленной работы по управлению и совершенствованию этого процесса в условиях общеобразовательной школы».
Для исследования речи подростков она использовала метод анализа и синтеза речи учащихся; беседы; наблюдение; анкетирование и пришла к выводу, что «злейшими врагами нашего языка являются слова-паразиты, жаргонизмы, сквернословие. Наиболее используемыми в речи как взрослых, так и детей стали слова-паразиты – это лишние и бессмысленные слова, так называемые заполнители пауз». Очень много внимания она уделила в своей работе жаргонизмам, сленгу, сквернословию: «Почему используют жаргонные слова школьники? Наверное, потому, что у них другая система ценностей, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип – элемент шока, встряски, насмешки. Используют жаргонные слова ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников.
Опираясь на многолетний опыт работы в школе, она предлагает различные пути формирования культуры речи школьников: уроки развития речи, развитие читательских компетенций школьников, исследователь большую роль отводит родителям, воспитателям дошкольных учреждений; развитие культуры общения в социальных сетях, работа со справочной литературой и пособия по культуре речи, по риторике, по теории и истории. Т.А. Александрова говорит, что «необходима связь с родительскими организациями. Если каждый родитель расскажет своему сыну или дочери об интересной книге, перечислит любимых писателей, подарит книгу в праздник, сходит с ребёнком в библиотеку, в театр, в музей, то учителю будет на что опереться в его нелёгком труде. Он будет не одинок. И тогда дети задумаются о значении культуры речевого поведения в жизни».
Очень интересной нам кажется работа Ю.О.Лейман «Совершенствование культуры речи младших школьников в процессе изучения имени существительного». Исследователь считает, что «речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь младших школьников не отвечает этим качествам, засорена грубыми формами обращения, бранными словами. В речи детей звучит недоброжелательность, дети без охоты пользуются приветливыми и ласковыми словами в общении друг с другом, склоны к оскорблению. Некоторые дети, как правило, легко переходят на драки, задевают и пристают к другим. Где и от кого дети могли усвоить эту неэтичную лексику и грубое поведение? Естественно, там, где они росли - в семье, в детском саду, на улице, во дворе, от взрослых и сверстников. Порой сами взрослые, близкие ребенку люди, учат его ругаться, отвечать грубостью. Отчасти дети учатся сквернословию в среде, где взрослые не думают о том, что рядом дети, выплескивают изо рта всевозможную речевую грязь. Поэтому одна из важнейших задач школы - формирование речевых навыков».
Ю.О. Лейман утверждает, что учитель должен помочь детям осмыслить требования к «хорошей» речи, учить младших школьников следить за точностью и выразительностью языковых средств.
Подводя итог анализу литературы по теме нашего исследования, хотелось бы отметить, что в большинстве работ отмечается роль семьи в воспитании культуры общения и речевого поведения ребенка, но значение ее недооценено. Основную ответственность за формирование культуры речи все же большинство исследователей возлагает не на семью, а на школу.
Список используемой литературы
Большая советская энциклопедия http://www. slovari.yandex.ru.
Введенская Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учеб. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 3-е изд., стер. - М. :Кнорус, 2016.
Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», М., 2005.
Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. «Справочник классного руководителя: 5-9 классы».
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
Лейман Ю.О. / Совершенствование культуры речи младших школьников в процессе изучения имени существительного. -Новосибирск, 2014.
Саляхова Н.И. «Родительские собрания», М., Глобус, 2007.
Учительский портал http://www.uchportal.ru/.
http://mifschools.dm0.ru/page/klruk/rab_s_rodit_rodit%20sobr.htm
http://1001.ru/
http://artzenter.ru/cliparts/raster/24435-siluety-cheloveka-3d-figurki.html
http://dimulik.ru/home/138-barboskin/3025-barboskin49.ht
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/9/hps/20/hp/2/p/page.html
http://festival.1september.ru/articles/652326/
http://lib.exdat.com/docs/1258/index-5664.html
http://sociosphera.com/publication/conference/2013/182/metody_formirovaniya_ rechevoj_kultury_uchawihsya_nachalnyh_klassov/
http://www.ironbp.front.ru/content.html
http://www.openclass.ru/
https://docs.google.com/file/d/0Bz6W4EzKR8RIZDUzNTc4MGEtYTIzYi00MWY0LWE3NGUtNTYzODk5OTFlOGVi/edit
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/stat-ia-na-tiemu-rol-i-znachieniie-russkogho-iazyka-v-sovriemiennom-mirie
https://multiurok.ru/files/roditiel-skoie-sobraniie-obshchieniie-v-siem-ie-ka.html