СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Образ Петра I

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 3 по дисциплине ОДБ.02 Литература для студентов, обучающихся по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Просмотр содержимого документа
«Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Образ Петра I»

Лекция 3


Проблема личности и государства

в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Образ Петра I


ПЛАН:

  1. История создания, проблема жанра и особенности композиции.

  2. Тема «маленького человека».

  3. Образ Петра 1 в поэме.


  1. История создания, проблема жанра и особенности композиции

«Медный всадник» – последнее лиро-эпическое произведение А.С. Пушкина. Создано в Болдино в 1833 году. В этот период в творчестве Пушкина ведущими темами были историческая и философская. Обе нашли отражение в произведении: «Медный всадник» — это грандиозное философское раздумье Пушкина о поступательном ходе истории.

«Медный всадник» имеет авторский подзаголовок – «Петербургская повесть». Повесть - эпический жанр, который отличают: развёрнутый во времени событийный ряд, хронологическая связь событий, композиция, содержащая статические элементы (пейзажи, портреты). Всё это есть в произведении.

В то же время «Медный всадник» имеет стихотворную организацию: в ней около 500 стихов, написанных четырёхстопным ямбом. Значит, относится к лирическому роду литературы.

Т ак как в произведении есть признаки и прозы, и лирики, то «Медный всадник» следует относить к лиро-эпосу.

Таким образом, жанр произведения – поэма.

Поэма – лиро-эпический жанр, крупное сюжетное стихотворное произведение.

Композиция поэмы включает: предисловие, вступление и две части.

В предисловии поэт говорит о том, что обращается к реальным событиям 1824 года, когда Петербург пережил сильнейшее наводнение.

Вступление композиционно противопоставлено двум частям, в которых развертывается сюжет «петербургской повести».

Во вступлении соединяются два временных плана:

  1. Года, когда на берегах Невы начиналось строительство великого города, а его будущее величие и слава существовали только в воображении его создателя;

  2. И сто лет спустя, когда «…юный град / Вознёсся пышно, горделиво…»

Вступление составлено в жанре оды. В нем дан величественный образ Петра — преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения, — укрепление русского государства на берегах Балтийского моря. Петр выступает здесь и как покоритель самой природы, ее стихий, и как воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него веками царили «на берегу пустынных волн».

Лирическая часть вступления завершается гимном Петру и его делу.

В основной части возвышенный пафос вступления сменяется печальным рассказом о судьбе Евгения.


  1. Тема «маленького человека» в поэме

«Маленький человек» - тип литературного героя, который появился в русской литературе с появлением реализма, то есть в 30 годах XIX века.

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера. Создавая образ маленького человека, писатели хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже достоин сочувствия, внимания и поддержки.

В поэме «Медный всадник» таим обыкновенным человеком является Евгений. Ему посвящены две основные части произведения. В самом начале мы узнаём о нём следующее:

В то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой...
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно.
Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой
Оно забыто. Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных
и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.

Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;
Он также думал, что погода
Не унималась; что река
Всё прибывала; что едва ли
С Невы мостов уже не сняли
И что с Парашей будет он
Дни на два, на три разлучен.
Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт:
«Жениться? Мне? зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно;
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, год-другой —
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят...
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят...»


Перед нами простой, небогатый человек, предки которого когда-то совершали поступки, достойные остаться в истории («под пером Карамзина» - это «История государства Российского»). Евгений хочет, чтобы бог ему прибавил ума, а дальше рассуждает, что готов трудиться. Но видим ли мы в поэме старания или труд Евгения? Или только жалобы и обвинения в адрес других?

В поэме мы сталкиваемся с мечтами двух персонажей. Во вступлении показаны великие мечты Петра об основании нового города. В основном тексте – мечты человека о простом человеческом счастье.

Мечты бедного чиновника о семейном счастье и личной независимости вполне законны, но им не суждено сбыться. Стихийное возмущение природы, противопоставленное разумной воле Петра, несет гибель бедному люду. Были затоплены подвалы и первые этажи домов, т.е. те места, где селился простые люди и где были лавки мелких торговцев. Получается, что от наводнения страдает не только Евгений, рушатся не только его планы и мечты, да и погибает, вероятно, не только его невеста. Но ничего этого за своим горем герой не замечает. Самое важное, что он еще и ничего не предпринимает, хотя выше, в своих мечтах, отмечал, что «молод и здоров» и готов работать:

Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений.


Евгений сходит с ума от горя: «Но бедный, бедный мой Евгений... / Увы! его смятенный ум / Против ужасных потрясений / Не устоял». В своих произведениях Пушкин не раз обращается к теме безумия- в «Полтаве», «Пиковой даме», «Пире во время чумы», «Русалке».

В русской духовной традиции безумный, блаженный, юродивый - это почти святой человек, ему ведомо недоступное другим.

Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли.
Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..»
И вдруг стремглав
Бежать пустился.

Пушкин переносит столкновение между стихией и разумной деятельностью Петра в план социально-философский. Евгению противостоит уже не Петр-преобразователь, а тот самодержавный порядок («кумир на бронзовом коне»). Евгений винит в своих бедах мощь и деспотизм Петра, представшего ему в образе Медного всадника, «горделивого истукана». И он бросает ему вызов: «Ужо тебе! …». Но бунт отчаявшегося, умолишённого одиночки лишен смысла. Едва бросив вызов кумиру, Евгений, в ужасе от собственной дерзости, бежит прочь. Сломленный, раздавленный, он жалко кончает свои дни.


  1. Образ Петра 1 в поэме

В центре поэмы — личность Петра I, великого преобразователя, деятельность которого постоянно интересовала поэта, потому что петровская эпоха - один из крупных поворотов в истории России.

В поэме мы видим два лика Петра.

Во вступлении идёт прославление императора Петра, как человека великой судьбы, великих дел – именно поэтому вступление создано в жанре оды. Пётр - это властитель, властелин, тот, кто держит власть, право и силу над чем-то, кто повелевает, управляет, владеет. В своих делах он подобен Богу: сказал – и новый город «вознёсся пышно, горделиво». Можно только догадываться, сколько сил, человеческих жизней и ресурсов было затрачено на выполнение этой мечты. Но создание города было важным политическим шагом: «отсель грозить мы будем шведу / Здесь будет город заложен / На зло надменному соседу. / Природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно, / Ногою твердой стать при море».

Таким образом, первый лик - живой и деятельный, с его именем связано начало реформ и преобразований в России, основатель прекрасной столицы, царь-труженик, государственный деятель, патриот, мудрый правитель.

В основном тексте поэмы Пётр предстаёт в образе Медного всадника – статуи, памятника, неподвижного и окаменелого. Теперь нет места прославлению, только пренебрежение. Появляются такие названия памятника, как истукан и кумир.

Истукан (истюкать, изсечь тюкая) – статуя, изваянный образ, изображение, болван, идол, кумир, языческий божок круглой работы, не плоской резьбы.

Кумир – 1) изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван; 2) предмет бестолковой любви, слепой привязанности.

Медный всадник – это олицетворение бесчеловечной государственности, с презрением относящейся к проблемам «маленького» человека:

Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.

Все напряжение, вся кульминация поэмы в жуткой, мистической картине, которая последовала за вызовом Евгения. Оказывается, жалкого выкрика бедного безумца оказалось достаточно, чтобы горделивый истукан потерял покой и с сатанинским рвением стал преследовать свою жертву:

Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось...
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне
;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.


Воля Петра, противоречивость его деяний - точка символического соединения всех сюжетных компонентов повествования о бедном петербургском чиновнике — натуральных, фантастических, исторических, загадочно связанных с судьбами послепетровской России.

Петр I – «мощный властелин судьбы», построивший Петербург и новую Россию, но не сумевший «железною уздою» стянуть человека. Конфликт столкновения интересов «маленького человека» и государственной власти неразрешим. 


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!