СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема национального характера в драматургии А.Н. Островского.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблема национального характера в драматургии А.Н. Островского.»

Проблема национального характера в драматургии А.Н. Островского.


Изображение народного характера занимает особое место в произведениях Островского. Ведь он родоначальник истинно русского театра, он впервые вывел на подмостки не столичных дворян, как это с успехом делал А.С. Грибоедов, а провинциальных мещан, купцов, обитателей захолустного волжского городка. И в этих пьесах раскрылась душа народа, его характер.

Драма Островского «Гроза» была опубликована в 1860 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в «Грозе». Все свои наблюдения над жизнью Поволжья О. переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни.

Конечно, в первую очередь привлекает образ Катерины. Это очень сложный характер, он совмещает в себе многие, порой противоречивые черты. Это центральное действующее лицо, ведь именно в душе Катерины родилось то самое противоречие, на котором построено действие. Нельзя сказать, что Катерина исключительно положительная героиня, но несомненно то, что она любимая героиня Островского.

Прежде всего, образ Катерины – символ горькой доли угнетенного народа. С другой стороны, в образе Катерины нашла отражение удивительная способность русского человека к беззаветной страсти и преданности. Возможно, Катерина понимает, что Борис не достоин ее, что это не тот человек, с которым умная девушка решилась бы связать свою жизнь. Но в этом-то и есть отличительная черта народного характера: Катерина любит не головой, а сердцем. Она предана Борису, хочет видеть его каждый день возле себя и быть счастливой, а когда узнает о невозможности этого счастья, находит в себе силы одним ударом разорвать связи с опостылевшим миром, миром без любви.

В то же время в Катерине развито чувство морального долга, покорности традициям. Она понимает, что совершила страшный грех, и разрывается между любовью и долгом, любимым человеком и постылым мужем. Выше всего на свете Катерина ставит патриархальные устои семьи, благоговеет перед мужем и свекровью. Для нее долг выше чувств, это яркий пример самопожертвования русского народа.

Вообще, Катерина – сильный характер. Но ее беда в том, что веками устанавливавшиеся патриархальные нормы подчиняют себе ее волю, диктуют принципы жизни и в итоге ломают судьбу. Это самобытный образ благородной, но невежественной женщины. То, что Катерина боится грозы, говорит не в ее пользу. Она боится наказания за то, что смела полюбить кого-то, ей даже не приходит в голову идея абсурдности такого наказания, она подчинена лишь традициям и не видит ничего, кроме них.

Образ Кабанихи противопоставляется образу Катерины, но в то же время у них очень много общего. В первую очередь это власть над ними патриархальных устоев общества и семьи. Но только Катерина боится этих устоев, а Кабаниха пытается их удержать, сама не зная зачем. Кабаниха – символ самодурства. Она почитает себя хранительницей семейных традиций и, не думая, осуждает выпад Катерины против них. В то же время жесткая Кабаниха верит в сказки и предания, что является признаком простодушия русского купечества.

Еще одна черта народного характера, показанная в "Грозе", – твердая вера в будущее, в добро, этакий неиссякаемый народный оптимизм. Символом этого является образ умного и простодушного Кулигина.

Также драматургу удалось передать решительность русского человека, его способность очертя голову броситься в омут, не думая о последствиях. Кроме Катерины, никто не бунтует в открытую, но и Варвара, и Кудряш, и даже Тихон находят способ хоть изредка оторваться от ненавистной диктатуры самодуров, их протест тоже очевиден, хотя и не столь силен, как у Катерины. И возвращение их обратно еще более мучительно. Однако автор оставляет надежду, что смелый поступок Катерины даст им силы окончательно освободиться из сетей ненужных и уничтожающих традиций.

Все эти образы помогают Островскому раскрыть уникальный характер русского человека. Некоторые его качества положительны, например, доброта, вера в счастливое будущее, а некоторые разрушительны – самодурство, насильное насаждение жестких патриархальных устоев, но в целом в "Грозе" показана трагедия не одного человека, а всего народа, не только Катерины, но и Варвары, вынужденной встречаться с любимым человеком тайком, и Кулигина, оторванного от реальности, и Тихона, не имеющего права на собственное мнение, и даже Кабанихи, привычный мир которой рушится на глазах. Автор понимает и жалеет всех своих героев, каждого по-своему несчастного.

"Гроза" – яркая иллюстрация народной жизни. Островский отразил самобытность народного характера, осветил его хорошие и плохие стороны, вывел целую галерею ярких персонажей.

В пьесе «Бесприданница» Островский мастерски показал не только характер главной героини, но и окружающих ее людей. Потомственные купцы Кнуров и Вожеватов, невзирая на тот цинизм, с которым они бросают жребий, кому взять Ларису на содержание, все же оказываются честнее дворянина Паратова. «Честное купеческое слово» еще имеет ценность в представлениях Кнурова и Вожеватова. Честность этих практических людей, пусть и не отягощенных высокими духовными идеалами, выгодно отличает их от Паратова, безнравственная и жестокая ложь которого и становится одной из причин гибели Ларисы.

Островский показывает и другие характерные черты преуспевающих дельцов: надменность Кнурова, который разговаривает лишь с немногими избранными, остроумное ханжество Вожеватова, во избежание лишних сплетен пьющего шампанское так, словно это чай. Ловкие дельцы втихомолку посмеиваются над Паратовым, который слишком много внимания уделяет светскому лоску, любит тратить деньги, не считая, отчего он и промотался. Островский показывает произошедшее в обществе смещение ценностных приоритетов: если прежде дворянин пользовался большим уважением, чем представители купечества (эта тема звучит, например, в пьесе «Свои люди — сочтемся»), то теперь купцы позволяют себе подтрунивать над дворянской нерасчетливостью, показным шиком.

Ярким контрастом с самоуверенными предпринимателями и блестящим барином Паратовым является образ Юлия Карандышева, жениха Ларины. Желание «повеличаться» выставляет этого человека в жалком, смешном виде. Главная беда Карандышева даже не в его незначительных доходах, а в том, что он хочет стать на дружескую ногу с богачами, забыв древнюю мудрость: «Гусь свинье не товарищ». У этого человека болезненно обострено самолюбие — в глубине души сознавая собственную незначительность, Карандышев мучительно страдает от ревности. Он готов ревновать Ларису к кому угодно; желая хоть как-то поднять собственную значимость в ее глазах, он влезает в разговоры с неуместными замечаниями, пытается указывать Ларисе, как она должна себя вести, упрекает ее за неправильное, с его точки зрения, поведение. Но все эти жалкие потуги казаться умным и значительным терпят сокрушительный крах — Карандышев все больше раскрывает свою личностную несостоятельность. Убийство Ларисы — это наивысшее проявление низменных эмоций, которые охватывают Карандышева.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что Островский не только мастерски воссоздал особенности быта определенных кругов общества, показал трагическое несоответствие между миром чистогана и стремлением человеческой души к бескорыстной любви, но и показал характеры, которые, за небольшими изменениями, по-прежнему существуют в обществе.