СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема нравственного выбора в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке ребята научатся анализировать трудные жизненные ситуации на примере поступков, мыслей и чувств главного героя

Просмотр содержимого документа
«Проблема нравственного выбора в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро».»

Урок-размышление по рассказу

Ю.П. Казакова «Тихое утро».



Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель: научиться анализировать сложные жизненные ситуации на основании углубленного понимания всех компонентов рассказа «Тихое утро», проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя, проанализировать его нравственные «взлеты» и «падения».

Планируемые результаты:

  • Предметные: уметь выразительно читать текст, знать литературоведческие термины: «кульминация», «кольцевая композиция» и «антитеза», знать содержание прочитанного произведения, уметь аргументировать своё мнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

  • Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности прийти на помощь другу в сложной жизненной ситуации.

  • Познавательные: уметь анализировать поставленную задачу (на нее указывает цвет шляпы) и разрабатывать алгоритм ее решения; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности.

  • Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: нравственный выбор.

ТЕХНОЛОГИИ: проблемного обучения, групповые, компьютерные.

Необходимое оборудование: презентация, музыкальное произведение  «Утро на реке», раздаточный материал (карточки-задания для работы в группах, задание с утверждениями, цветные закладки для рефлексии).

Проблема нравственного выбора. Урок-размышление по рассказу (СЛАЙД 1)

Ю.П. Казакова «Тихое утро».



Эпиграф: 

Линия,

разделяющая добро и зло,

проходит через каждое

человеческое сердце.
А.И. Солженицын.



Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Сегодня у нас интересный урок, урок-размышление, на котором мы будем оценивать поступки героев рассказа Юрия Казакова «Тихое утро». Проверьте свою готовность к уроку. Вы у меня молодцы, и я уверена, что у нас все получится.

II. Начнём наш урок с проверки домашнего задания: на прошлом уроке мы познакомились с содержанием рассказа. На столах у вас лежат карточки (СЛАЙД 2)

Отметьте верные утверждения «+», а ошибочные «-».

  1. Яшка встал раньше Володи на час.

  2. Володя, глядя на Яшку, пошел на рыбалку босиком.

  3. Яшка был деревенским мальчиком, а Володя был москвичом.

  4. Яшка остановился попить воды из колодца, потому что считал, что нигде воды лучше нет.

  5. Яшка успел поймать двух лещей.

  6. Володю затянул в омут осьминог, который там жил.

  7. Яшка, когда понял, что Володя тонет, кинулся за помощью в деревню.

  8. Мальчики смеялись и веселились, когда поняли, что всё закончилось благополучно.

Самопроверка (СЛАЙД 3).

Отложите карточки на угол стола, в конце урока я их соберу.

III. Мотивация.

Продолжаем наш урок. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Э. Асадова «Три друга». (СЛАЙД 4)

От трех десяток много ли сиянья?

Для ректора, возможно, ничего,

Но для студента это состоянье,

Тут вся почти стипендия его!


Вот почему он пасмурный сидит.

Как потерял? И сам не понимает,

Теперь в карманах сквозняки гуляют,

И целый длинный месяц впереди...


Вдоль стен кровати строго друг за другом,

А в центре стол. Конспекты. Блока том.

И три дружка печальным полукругом

Сидят и смотрят молча за столом.


Один промолвил: - Надо, без сомненья,

Тебе сейчас не горе горевать,

А написать толково заявленье,

Снести его в милицию и сдать.


А там, кто надо, тотчас разберется,

Необходимый розыск учинят.

Глядишь, твоя пропажа и найдется,

На свете все возможно, говорят!


Второй вздохнул: - Бумаги, протоколы...

Волынистое дело это, брат.

Уж лучше обратиться в деканат.

Пойти туда и жечь сердца глаголом.


А третий друг ни слова не сказал,

Он снял с руки часы, пошел и продал,

Он никаких советов не давал,

А молча другу деньги отдал...



О чем это стихотворение, ребята?

-О том, что человек в трудной ситуации всегда стоит на пороге выбора: как ему лучше поступить.

- о том, что в трудной ситуации каждый человек поступает по- разному.

-о том, что только один друг оказал настоящую помощь

Как связано это стихотворение с рассказом, который вы прочитали?

- Герой рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» Яшка оказывается в сложной ситуации выбора: сохранить себе жизнь и не рисковать или, рискуя своей жизнью, спасти друга.

- В чем сложность такой ситуации, в которой оказались герои стиха и рассказа?

- Человек должен справиться с негативными эмоциями, например со страхом или обидойБорьба с самим собой - самая сложная.

-А как называется такой выбор? Выбор между плохим и хорошим, между добром и злом?

-Нравственный выбор. А что такое НВ? (когда человек осознанно принимает решение)

Словарь: Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой. (СЛАЙД 5)

IV. Постановка учебной задачи. Формулировка темы

- Исходя из выше сказанного, давайте сформулируем тему урока, чтобы показать внутреннюю борьбу героя?

–Герой рассказа перед нравственным выбором.

???? А герой легко находит решение? Нет.

Чем этот выбор стал для героя?

–Трудностью, проблемой.


ТЕМА: Проблема нравственного выбора в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро» (СЛАЙД 6)

- Давайте определим цель нашего урока.

ЦЕЛЬ: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя, проанализировать его нравственные «взлеты» и «падения». (СЛАЙД 7)



Достигнув цели урока, мы сможем ответить на проблемный вопрос:

 От чего же зависит окончательное решение в нравственном выборе? (СЛАЙД 8)


Откройте в тетради, запишите число, тему урока.

- Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку: Русский писатель А.И. Солженицын так сказал о хрупкой грани добра и зла «Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце» (А.И. Солженицын). Как вы понимаете эти слова ?. Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

-человек совершает добро или зло, пропускает через своё сердце, и оно обязательно отразится в его  душе, оставит какой-то след, чему-то научит, выработает какие-либо качества: хорошие или плохие.

- Однозначно оценить человека нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты», и нравственные «падения».

- Давайте запишем в тетрадь словосочетание «нравственный выбор».

Какие ассоциации возникают у вас к понятию «нравственный выбор»?  Запишите их в виде антонимов, например, добро – зло.

Проверьте в паре, какие ассоциации у вас совпадают. Подчеркните эти совпадения.  

Я тоже приготовила свои ассоциации, посмотрим, совпали ли ваши ассоциации с моими. Назовите эти совпадения. (СЛАЙД 9)

  • добро - зло

  • равнодушие - отзывчивость

  • помощь – эгоизм,

  • совесть - бесчестие,

  • правда - ложь,

  • жизнь – смерть,

  • жадность – щедрость,

  • смелость - трусость

- Как вы думаете, ребята, можно ли при помощи этих слов оценить человека, его поступки?

- Эти слова характеризуют поступки человека, черты характера, которые проявляются во время принятия важного решения.

V. Первичное закрепление нового знания.

5.1.Беседа. Ребята, посмотрите на слайд и скажите, что на нём изображено? –Омут. (СЛАЙД 10)

Почему именно омут, а не река?

-потому что именно возле омута произошло самое решающее событие не только в рассказе, но и в судьбе Яшки.

-Правильно. Омут – как самое глубокое место на реке, так и нравственное возрождение героя.


- А как называется самый напряженный, решающий момент в рассказе? (слайд 11).

-Кульмина́ция.  Кульминацией в рассказе является эпизод «Спасение Володи».

5.2. Чтение наизусть эпизода от слов «Тонет!» - с ужасом  подумал Яшка…»  до слов «…и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным».

VI. Физкультминутка. Для того, чтобы снять напряжение от эмоциональных сцен рассказа, предлагаю вам расслабиться и посмотреть на красивых рыбок. (СлАЙД 12)

5.3. Работа в группах. (СЛАЙД 13)

Мы вспомнили ещё раз содержание кульминационного момента в рассказе. А теперь проследим за поступками, мыслями, чувствами главного героя. И ответим на поставленный  проблемный вопрос:

От чего же зависит окончательное решение в нравственном выборе?

Группа 1. Разум (участники этой группы оперируют только фактами, то есть объясняют, почему мальчик чуть не утонул)

Соберите всю информацию о случившемся происшествии и объясните, почему Володя чуть не утонул? Назовите только факты, помогающие разобраться в случившемся.

Вам помогут следующие вопросы:

  1. Сколько лет мальчикам?

  2. Где они живут? Чем занимаются?

  3. Где происходит действие?

  4. Что они знают друг о друге? Чего не знал Яшка о Володе?

  5. Как Яшка понял, что Володя тонет?

Упакуйте информацию в любую удобную для вас форму: таблицу, кластер, схему, план, тезисы.

Группа 2.  Чувства  (участники этой группы оценивают эмоциональное восприятие заданной ситуации)

Проследите по тексту рассказа, какие чувства испытывает Яшка в описанной ситуации? Меняются ли они?

  1. Почему Яшка, увидев, что Володя тонет, сначала убежал?

  2. Что заставило Яшку вернуться?

  3. Как спасает Яшка Володю?

  4. Какое чувство испытывает Яшка после спасения Володи? Почему он плачет? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера? (Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось»)

  5. Как эмоциональное состояние отразилось на его поступке?

-Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его. Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.


Группа 3. Совесть (участники этой группы ищут выгоды сложившейся  ситуации, обрисовывают только положительные моменты)

Соберите всю информацию о случившемся происшествии и объясните: Почему Яшка стал спасать Володю?

  1. Что знал Яшка об оказании первой медицинской помощи? Как это ему помогло?

  2. Почему Яша стал спасать Володю, ведь он тоже маленький?

  3. Что ещё помогло Яшке спасти Володю?

  4. Какие моменты в поведении Яшки мы можем назвать «нравственным взлётом»?

  5. Смог бы Яшка жить спокойно после смерти своего приятеля?

VI.Включение в систему знаний и умений. (СЛАЙД 14)


- Ребята, давайте сделаем вывод нашей работе и ответим на проблемный вопрос урока: От чего же зависит окончательное решение в нравственном выборе?

-Я думаю, что, делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.

- окончательное решение зависит от убеждений человека, его взглядов, моральных качеств, чувств.


VII. Подведение итогов

-Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
Достигли ли мы желаемого?

Да, достигли. Мы проанализировали чувства и мысли героя и поняли, что Яшка, преодолев страх за свою жизнь, спас Володю. И к нему пришла истинная любовь к другу.

- Какие нравственные уроки можно вынести из рассказа?

Нужно оставаться человеком в любой ситуации!

Быть добрым, милосердным, человечным.

-В сложной ситуации нужно думать не только о себе.


Вы правы, ребята. Пускай слова из стихотворения Владимира Верхонина станут вашим жизненным девизом:

Право выбора всем дано!
Это главное наше право.
Человек награждён им, но
Многим это — обуза, право.

Многим нужен комфорт «по уму»,
Чтоб за них решали другие,
Но отказ «выбирать самому» —
Тоже выбор, мои дорогие!

Только выбор не лучший тот,
О котором потом жалеют,
Пробудившись от сна-забот,
Ничего изменить не успеют…

Право выбора всем дано!
Это право — Небес уступка.
Сам решай! Ну, а коль решено —
Действуй и отвечай за поступки!


VIII. Рефлексия. А чтобы понять, какой вывод вы для себя сделали из сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть на таблицы с ассоциациями к словосочетанию «нравственный выбор». Отметьте цветными закладками, с какими из этих качеств вы будете идти по жизни.

Нравственный выбор

ПОМОЩЬ

ЛЮБОВЬ

СМЕРТЬ

СТРАХ

ТРЕВОГА

РАВНОДУШИЕ

УСПЕХ

ЖИЗНЬ

ТРУСОСТЬ

СМЕЛОСТЬ

УЖАС

РАДОСТЬ

ЛОЖЬ

ЭГОИЗМ

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ


Покажите, что у вас получилось.


XI. Домашнее задание дифференцированное: (СЛАЙД 15)

1)Письменный ответ: «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», - утверждал М. Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение героическим?

2)Напишите письмо от Яшки к Володе и от Володи к Яшке спустя полгода после происшествия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!