СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема психологического насилия в образовательной среде.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективные формы и методы профилактики конфликтов, насилия и жестокости в детской и подростковой среде.

Просмотр содержимого документа
«Проблема психологического насилия в образовательной среде.»

Вопросы 1. Проблема психологического насилия в образовательной среде. 2. Эффективные формы и методы профилактики конфликтов, насилия и жестокости в детской и подростковой среде. 3. Профилактика и помощь в ситуации насилия в образовательных организациях.

Вопросы

  • 1. Проблема психологического насилия в образовательной среде.
  • 2. Эффективные формы и методы профилактики конфликтов, насилия и жестокости в детской и подростковой среде.
  • 3. Профилактика и помощь в ситуации насилия в образовательных организациях.
Угрозы психологической безопасности в образовательной среде

Угрозы психологической безопасности в образовательной среде

Насилие – физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое правомерно понижает его нравственный (духовный), психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в т.числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.  И.А. Баева
  • Насилие – физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое правомерно понижает его нравственный (духовный), психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в т.числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

И.А. Баева

Психологическое насилие Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. Выражается в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т . п. могут являться насилием, а для других нет.

Психологическое насилие

  • Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ.
  • Выражается в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания.
  • На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т . п. могут являться насилием, а для других нет.

Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия образовательные учреждения могут лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей и молодежи, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений они способны контролировать и корректировать их .

Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия образовательные учреждения могут лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей и молодежи, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений они способны контролировать и корректировать их .

Что такое детская жестокость с точки зрения психологии? С точки зрения психологии агрессивность включает несколько понятий, которые хоть и сходны по смыслу, но имеют различные виды проявлений. На разных этапах развития детской психологии в эти понятия вкладывался смысл, соответствующий времени и определенному направлению. В современном понимании: 1 . Агрессия — физическое или вербальное, прямое или косвенное неадекватное поведение с целью нанести вред и ущерб одушевленным и неодушевленным объектам. То есть, агрессия может быть направлена как на человека или животное, так и на предметы. 2 . Агрессивное поведение — форма и специфика реагирования на различные обстоятельства и ситуации. То есть агрессия выступает стимулом к действию, на фоне чего вырабатывается определенная манера поведения, которая повторяется в неблагоприятных для ребенка ситуациях. Агрессивное поведение может служить способом достижения определенной цели, методом разрядки или формой самоутверждения. Особенно выражено у подростков.
  • Что такое детская жестокость с точки зрения психологии?
  • С точки зрения психологии агрессивность включает несколько понятий, которые хоть и сходны по смыслу, но имеют различные виды проявлений. На разных этапах развития детской психологии в эти понятия вкладывался смысл, соответствующий времени и определенному направлению. В современном понимании:
  • 1 . Агрессия — физическое или вербальное, прямое или косвенное неадекватное поведение с целью нанести вред и ущерб одушевленным и неодушевленным объектам. То есть, агрессия может быть направлена как на человека или животное, так и на предметы.
  • 2 . Агрессивное поведение — форма и специфика реагирования на различные обстоятельства и ситуации. То есть агрессия выступает стимулом к действию, на фоне чего вырабатывается определенная манера поведения, которая повторяется в неблагоприятных для ребенка ситуациях. Агрессивное поведение может служить способом достижения определенной цели, методом разрядки или формой самоутверждения. Особенно выражено у подростков.
3. Жестокость — морально-психологическая черта, проявляющаяся в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к окружающим людям, социуму, животным. Жестокость всегда связана с причинением боли физической или психологической. Иногда она сопровождается получением удовольствия от процесса, но не всегда. 4.     Насилие — преднамеренный акт физического воздействия с целью причинить боль, нанести повреждение живому объекту. Школьная травля слабого или выделяющегося из общей массы ученика (буллинг) — яркий пример насилия. Агрессия и жестокость могут являться признаками психического заболевания. Если у вашего ребенка проявления агрессии перетекают в истерию и сопровождаются длительным физическим напряжением (сжатые кулаки, напряженные мышцы лица) — стоит обратиться к психиатру
  • 3. Жестокость — морально-психологическая черта, проявляющаяся в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к окружающим людям, социуму, животным. Жестокость всегда связана с причинением боли физической или психологической. Иногда она сопровождается получением удовольствия от процесса, но не всегда.
  • 4.     Насилие — преднамеренный акт физического воздействия с целью причинить боль, нанести повреждение живому объекту. Школьная травля слабого или выделяющегося из общей массы ученика (буллинг) — яркий пример насилия.

Агрессия и жестокость могут являться признаками психического заболевания. Если у вашего ребенка проявления агрессии перетекают в истерию и сопровождаются длительным физическим напряжением (сжатые кулаки, напряженные мышцы лица) — стоит обратиться к психиатру

Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков:  отказ от участия в общих играх, мероприятиях;  чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;  отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей); решение спорных вопросов конфликтным путем:  перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;  использование истерики как последнего доказательства; быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию: склонность преувеличивать враждебность окружающих; повышенная возбудимость и двигательная активность;  пассивное сопротивление, негативизм;  непонимание и невнимание к чувствам окружающих.
  • Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков:
  • отказ от участия в общих играх, мероприятиях;
  • чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;
  • отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей);
  • решение спорных вопросов конфликтным путем:
  • перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;
  • использование истерики как последнего доказательства;
  • быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию:
  • склонность преувеличивать враждебность окружающих;
  • повышенная возбудимость и двигательная активность;
  • пассивное сопротивление, негативизм;
  • непонимание и невнимание к чувствам окружающих.
Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях. Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры. Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность. Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести: - слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца; - завышенные требования к ребенку; - недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями; - запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха); - чрезмерное попустительство и потакание; - домашние конфликты; - отсутствие откровенности между ребенком и родителями.
  • Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях. Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры. Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность.
  • Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:
  • - слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;
  • - завышенные требования к ребенку;
  • - недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;
  • - запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);
  • - чрезмерное попустительство и потакание;
  • - домашние конфликты;
  • - отсутствие откровенности между ребенком и родителями.
Виды эмоционального насилия:  насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;  отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Виды эмоционального насилия:

  • насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
  • отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).
Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:  внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей, она обостряется в период подросткового кризиса личности;  предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении — в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;  недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах; традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения образования;  внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления; особенности отношения педагогов к школьникам; система взаимоотношений внутри классного коллектива; традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации).
  • Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:
  • внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей, она обостряется в период подросткового кризиса личности;
  • предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении — в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;
  • недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;
  • традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения образования;
  • внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления; особенности отношения педагогов к школьникам;
  • система взаимоотношений внутри классного коллектива; традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации).
На положительные результаты эмоционального состояния влияет:  создание комфортной среды для школьников;  стиль взаимодействия между взрослыми и детьми в ОУ;  созданная воспитывающая и развивающая среда, способная удовлетворять интересы и потребности подростков;  система работы классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей.
  • На положительные результаты эмоционального состояния влияет:
  • создание комфортной среды для школьников;
  • стиль взаимодействия между взрослыми и детьми в ОУ;
  • созданная воспитывающая и развивающая среда, способная удовлетворять интересы и потребности подростков;
  • система работы классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей.
Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются: • внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей. Она обостряется в период подросткового кризиса личности, а ведь около 60 процентов учащихся принадлежат именно к этой возрастной группе; • недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;  предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее.
  • Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:
  • • внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей. Она обостряется в период подросткового кризиса личности, а ведь около 60 процентов учащихся принадлежат именно к этой возрастной группе;
  • • недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;
  • предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении - в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУЛЛИНГА Английское слово буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным социально-психологическим и педагогическим термином, за которым стоит целая совокупность социальных, психологических и педагогических проблем. Но как-то так получилось, что у процесса, в который вовлечены миллионы детей и подростков (и, возможно, десятки миллионов взрослых), нет обобщающего русского названия. Поэтому психологи и педагоги стали пользоваться англоязычным термином «буллинг» (bullying), который как раз и означает всё вместе: моральное и физическое насилие, доминирование и принуждение, запугивание и вымогательство.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУЛЛИНГА

  • Английское слово буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
  • Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным социально-психологическим и педагогическим термином, за которым стоит целая совокупность социальных, психологических и педагогических проблем.

Но как-то так получилось, что у процесса, в который вовлечены миллионы детей и подростков (и, возможно, десятки миллионов взрослых), нет обобщающего русского названия. Поэтому психологи и педагоги стали пользоваться англоязычным термином «буллинг» (bullying), который как раз и означает всё вместе: моральное и физическое насилие, доминирование и принуждение, запугивание и вымогательство.

Буллинг – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта KidsPoll, буллингу подвергались 48 % , в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42 %, причем 20 % - многократно. Всемирная организация здравоохранения проводит  периодический мониторинг  аспектов поведения школьников, влияющих на их здоровье. Один из разделов посвящён насилию в школах. По данным за 2010 год регулярному насилию в наших школах подвергаются 21 % девочек и 22 % мальчиков в возрасте 11 лет; 20 % девочек и 19 % мальчиков в возрасте 13 лет; 12 % девочек и 13 % мальчиков в возрасте 15 лет. Сами регулярно обижают других 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц.
  • Буллинг – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта KidsPoll, буллингу подвергались 48 % , в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42 %, причем 20 % - многократно.
  • Всемирная организация здравоохранения проводит  периодический мониторинг  аспектов поведения школьников, влияющих на их здоровье. Один из разделов посвящён насилию в школах. По данным за 2010 год регулярному насилию в наших школах подвергаются 21 % девочек и 22 % мальчиков в возрасте 11 лет; 20 % девочек и 19 % мальчиков в возрасте 13 лет; 12 % девочек и 13 % мальчиков в возрасте 15 лет. Сами регулярно обижают других 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц.
КОМПОНЕНТЫ БУЛЛИНГА Оно осуществляется регулярно. Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью. Это поведение является умышленным. Это поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности. Эта специфическая форма агрессии, особенно характерная для среднего детства и для младших подростков, всегда направлена против одних и тех же детей. При переходе из начальной школы в среднюю буллинг несколько ослабевает, но у некоторых детей это - устойчивая личностная черта, с возрастом меняются лишь формы ее проявления.

КОМПОНЕНТЫ БУЛЛИНГА

  • Оно осуществляется регулярно.
  • Оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью.
  • Это поведение является умышленным.

Это поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности.

Эта специфическая форма агрессии, особенно характерная для среднего детства и для младших подростков, всегда направлена против одних и тех же детей.

При переходе из начальной школы в среднюю буллинг несколько ослабевает, но у некоторых детей это - устойчивая личностная черта, с возрастом меняются лишь формы ее проявления.

  • На личностном уровне, «классические» булли отличаются повышенной агрессивностью, слабым самоконтролем за своими импульсами и высокой терпимостью к агрессивному поведению как таковому.
  • Иногда за этим стоят врожденные генетические или гормональные особенности, например, повышенный уровень «мужского» гормона тестостерона.
  • Как правило, типичный булли не страдает пониженным самоуважением и достаточно уверен в себе.
  • Булли применяют силу не спонтанно, в связи с обычными детскими конфликтами, а сознательно, оставаясь эмоционально спокойными и равнодушными

Как всякое сложное явление, буллинг не имеет ни однозначного объяснения, ни универсальных способов преодоления и предотвращения. Одни ученые изучают преимущественно индивидуальные, личностные свойства булли и их жертв, другие – социально-психологические процессы буллирования и виктимизации (как один ребенок делает своей жертвой другого), третьи – макро= и микросоциальные закономерности соответствующих групп и сообществ (почему одни школы и коллективы больше благоприятствуют буллингу, чем другие).

Практически во всех странах и возрастах буллинг больше распространен среди мальчиков, чем среди девочек, и его жертвами также чаще становятся мальчики. Это не просто озорство или грубость, а особая форма взаимоотношений.

По наблюдениям американских психологов (Пеллегрини и Бартини), у 10-12 –летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда мальчики энергично борются за место в групповой иерархии, позже, когда этот процесс завершен и иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Каждый знает свое место.

Мальчики и девочки пользуются разными формами буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами давление (распространение слухов, исключение из круга общения).

Разница мужского и женского буллинга может быть связана с тем, что у мальчиков и девочек могут быть неодинаковые критерии популярности.

Агрессия, как явная, так и условная, уменьшает популярность девочек, тогда как мальчиков явная агрессия делает более популярными.

Кибербуллинг Конкретные формы и способы буллинга постоянно меняются. Новейшее «достижение» в этой области – так называемый кибербуллинг, т.е. буллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации. Как и среди обычных булли, среди кибербулли преобладают мальчики. Девочки, ставшие жертвами кибербуллинга, чаще мальчиков сообщают об этом взрослым.

Кибербуллинг

  • Конкретные формы и способы буллинга постоянно меняются. Новейшее «достижение» в этой области – так называемый кибербуллинг, т.е. буллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации.
  • Как и среди обычных булли, среди кибербулли преобладают мальчики. Девочки, ставшие жертвами кибербуллинга, чаще мальчиков сообщают об этом взрослым.
  • Сами дети часто скрывают, что их преследуют и травят одноклассники: обращайте внимание на тревожные «звоночки». Нужно безотлагательно выяснить, всё ли в порядке, если ребёнок:
  • постоянно находится в подавленном настроении;
  • стал получать низкие оценки;
  • ищет предлоги, чтобы не идти в школу;
  • по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты;
  • приходит домой с испорченной или грязной одеждой, порванными учебниками и тетрадями;
  • то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;
  • отказывается выходить играть во двор;
  • часто приходит домой с синяками и ссадинами;
  • не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости;
  • стал замкнут или вспыльчив, срывает зло на младших братьях и сёстрах.

Можно было бы сказать, что школьные годы пройдут и детские обиды забудутся, но психологи доказали, что это совсем не так. Школьное насилие буквально ломает личность жертвы, а его последствия сказываются на жизни человека в течение десятилетий. Доказательство этого было получено группой учёных из Королевского колледжа в Лондоне под руководством Рю Такизавы. Наблюдение велось за детьми, родившимися в течение одной недели 1958 года в Англии, Шотландии и Уэльсе. Были отобраны дети, которые подвергались насилию в 7, и 11-летнем возрасте. Затем замеры делались по достижении ими возраста 23, 33, 42, 45 и 50 лет. Подробный отчёт о результатах исследования  опубликованы  в American Journal of Psychiatry. Цифры подтверждают, что жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, у них более низкий доход, выше риск остаться без работы. Они чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Иначе говоря, « детские обиды» оборачиваются вполне серьёзными взрослыми проблемами. Зная это, родителям стоит внимательнее следить за тем, чтобы их ребёнок не стал жертвой буллинга. 

Что делать, если вы узнали, что ребёнок стал жертвой буллинга?    Первое.  Нужно усвоить для себя, что травля — это травля, и ответствен за неё не ребёнок, каким бы «нестандартным» он ни был. Второе.  Объяснить это ребёнку. Он должен знать, что его вины в том, что он стал жертвой буллинга нет. Проблема, вероятно, есть, но вины — нет и быть не может. Третье.   Объяснить это классу. Часто сами обидчики, особенно младшего возраста, не ведают, что творят. Взрослый должен сказать им, что это не дразнилки, не игра. То, чем они занимаются — травля, гадкое, недопустимое поведение. Вот только «давить на жалость» при это не в коем случае нельзя. Вопрос должен ставиться не в форме «Представляете, как ему плохо?», а только: «Как вам было бы на его месте? Что чувствовали бы вы?».

Что делать, если вы узнали, что ребёнок стал жертвой буллинга? 

  • Первое.  Нужно усвоить для себя, что травля — это травля, и ответствен за неё не ребёнок, каким бы «нестандартным» он ни был.
  • Второе.  Объяснить это ребёнку. Он должен знать, что его вины в том, что он стал жертвой буллинга нет. Проблема, вероятно, есть, но вины — нет и быть не может.
  • Третье.   Объяснить это классу. Часто сами обидчики, особенно младшего возраста, не ведают, что творят. Взрослый должен сказать им, что это не дразнилки, не игра. То, чем они занимаются — травля, гадкое, недопустимое поведение. Вот только «давить на жалость» при это не в коем случае нельзя. Вопрос должен ставиться не в форме «Представляете, как ему плохо?», а только: «Как вам было бы на его месте? Что чувствовали бы вы?».
Профилактическая работа Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.

Профилактическая работа

  • Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.
Основные направления для профилактики агрессивного поведения в подростковой среде  1 . Диагностическое - позволяет установить состояние проблемы в общеобразовательной школе, выявить причины жестокости, определить психологический климат школьного коллектива, определить уровень информированности педагогического коллектива, родителей, учащихся о проблеме жестокости. 2. Формирование благоприятных внутриколлективных отношений. Немаловажным моментом для формирования психологически комфортной школьной среды являются тренинги, направленные на формирование навыков бесконфликтного поведения, повышения групповой сплоченности, осознание собственной личности, обучения способам реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию, обучение навыкам ассертивного поведения
  • Основные направления для профилактики агрессивного поведения в подростковой среде

  • 1 . Диагностическое - позволяет установить состояние проблемы в общеобразовательной
  • школе, выявить причины жестокости, определить психологический климат школьного коллектива, определить уровень информированности педагогического коллектива, родителей, учащихся о проблеме жестокости.
  • 2. Формирование благоприятных внутриколлективных отношений. Немаловажным моментом для формирования психологически комфортной школьной среды являются тренинги,
  • направленные на формирование навыков бесконфликтного поведения, повышения групповой сплоченности, осознание собственной личности, обучения способам реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию, обучение навыкам ассертивного поведения
3. Информационно-просветительская работа . В профилактике жестокости важное место должно занимать подготовка педагогического коллектива, поскольку «от учителя зависит очень многое, если он в корне пресекает любые насмешки и умеет создать партнерские отношения в классе — травли не будет, даже если жертва сама провоцирует обидчиков. «Именно учитель должен видеть травлю, разбираться в ее причинах и пресекать. Он должен работать над психологическим климатом в классе». 4. Работа с родителями учащихся . Разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении такой агрессивной формы поведения как жестокость, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания, поддержание самооценки ребенка на должном уровне. Немаловажным моментом в рамках данного направления является разработка памяток - рекомендаций, брошюр по проблеме жестокости, особенностях профилактики данного негативного явления.
  • 3. Информационно-просветительская работа . В профилактике жестокости важное место должно занимать подготовка педагогического коллектива, поскольку «от учителя зависит
  • очень многое, если он в корне пресекает любые насмешки и умеет создать партнерские отношения в классе — травли не будет, даже если жертва сама провоцирует обидчиков.
  • «Именно учитель должен видеть травлю, разбираться в ее причинах и пресекать. Он должен работать над психологическим климатом в классе».
  • 4. Работа с родителями учащихся . Разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении такой агрессивной формы поведения как жестокость, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания, поддержание самооценки ребенка на должном уровне. Немаловажным моментом в рамках данного направления является разработка памяток - рекомендаций, брошюр по проблеме жестокости, особенностях профилактики данного негативного явления.
5 . Индивидуальная работа (коррекционная, реабилитационная, консультативная) социального педагога, психолога с подростками (позволяет выявить причины жестокости, установить контакт, вызвать чувство доверия, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств), родителями, педагогическим коллективом.
  • 5 . Индивидуальная работа (коррекционная, реабилитационная, консультативная) социального педагога, психолога с подростками (позволяет выявить причины жестокости, установить контакт, вызвать чувство доверия, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств), родителями, педагогическим коллективом.
Проведенные исследования позволяют утверждать, что в школы целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности , изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде. В практику школьной жизни необходимо вводить деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.
  • Проведенные исследования позволяют утверждать, что в школы целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности , изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.
  • В практику школьной жизни необходимо вводить деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.
Направления коррекционной работы с агрессивными детьми Если агрессия является осознанным, контролируемым ак­том со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия: 1) обучение детей контролю над своими эмоциями и спосо­бам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей; 2) обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к со­трудничеству; 3) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к лю­дям.
  • Направления коррекционной работы с агрессивными детьми
  • Если агрессия является осознанным, контролируемым ак­том со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию.
  • Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:
  • 1) обучение детей контролю над своими эмоциями и спосо­бам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей;
  • 2) обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к со­трудничеству;
  • 3) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к лю­дям.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними

Название типа агрессии

Рекомендации 

1.Гиперактивно-агрессивный ребе­нок.

Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в кол­лектив сверстников, могут стано­виться агрессивными.

Необходимо грамотно выстраи­вать систему ограничений, исполь­зуя, в том числе и игровые ситуа­ции с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим -сверстникам, взрослым и ко всему живому.

2. Агрессивно-обидчивый и исто­щаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обу­чения, но и с болезнью роста, осо­бенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражитель­ность, ранимость могут провоциро­вать агрессивное поведение.

Помогите ребенку разрядить пси­хическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций пе­ренапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозици­онно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знако­мым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общае­тесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребен­ку скучно, нечем заняться, и он пе­реносит на вас собственное на­строение и проблемы, перекладыва­ет ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребен­ком, но не за него. 4. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ре­бенка от мнимой угрозы, «нападе­ния». Работайте со страхами, моделируй­те, то есть создавайте  опасную си­туацию и вместе с ребенком пре­одолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием при­ятного.

3. Агрессивный ребенок с оппозици­онно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знако­мым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общае­тесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребен­ку скучно, нечем заняться, и он пе­реносит на вас собственное на­строение и проблемы, перекладыва­ет ответственность за свое поведение.

Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребен­ком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ре­бенка от мнимой угрозы, «нападе­ния».

Работайте со страхами, моделируй­те, то есть создавайте  опасную си­туацию и вместе с ребенком пре­одолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием при­ятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ре­бенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим на­рушена. Причины могут быть в не­благоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллек­туального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодно­сти, черствости, уплощенности, по­вышенной аффективной (эмоцио­нальной) возбудимости, которые передаются от родителей или близ­ких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть оби­женному, плохо или больно. Старайтесь стимулировать гуман­ные чувства у такого ребенка: жа­лейте, гладьте кошек и собак, уха­живайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, по­давленное состояние другого чело­века и стимулируйте желание по­мочь. Если это не помогает, при­учайте ребенка нести ответ­ственность — «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Пожми руку» и тому подобное).

5. Агрессивно-бесчувственный ре­бенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим на­рушена. Причины могут быть в не­благоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллек­туального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодно­сти, черствости, уплощенности, по­вышенной аффективной (эмоцио­нальной) возбудимости, которые передаются от родителей или близ­ких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть оби­женному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуман­ные чувства у такого ребенка: жа­лейте, гладьте кошек и собак, уха­живайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, по­давленное состояние другого чело­века и стимулируйте желание по­мочь. Если это не помогает, при­учайте ребенка нести ответ­ственность — «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Пожми руку» и тому подобное).

Рекомендации по выработке стратегий и методов поведения, способствующих позитивному разрешению конфликтов с детьми,  проявляющими агрессию.   Если агрессия незначительна, неопасна и объяснима: полностью игнорируйте реакцию ребенка, подростка (это весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения): выразите понимание чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»); переключите внимание, предложите какое-либо задание («Помоги мне, пожалуйста, достать короб с верхней полки, ты ведь выше меня»); позитивно обозначьте поведение («Ты злишься потому, что ты устал»).

Рекомендации по выработке стратегий и методов поведения, способствующих позитивному разрешению конфликтов с детьми, проявляющими агрессию.

Если агрессия незначительна, неопасна и объяснима:

  • полностью игнорируйте реакцию ребенка, подростка (это весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения):
  • выразите понимание чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);
  • переключите внимание, предложите какое-либо задание («Помоги мне, пожалуйста, достать короб с верхней полки, ты ведь выше меня»);
  • позитивно обозначьте поведение («Ты злишься потому, что ты устал»).
2 . Акцентируйте внимание на поступке (поведении),  а не на личности ребенка.   Постарайтесь провести четкую границу между поступком и личностью, для этого воспользуйтесь техникой объективного описания поведения: после то­го как ребенок успокоится, обсудите с ним его поведение; опишите, как он вел себя во время проявле­ния агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. избегайте эмоциональных критических высказываний, которые вызывают у ребенка раздражение и протест, уводят от решения проблемы; анализируя поведение ребенка, обсуждайте конкретные факты, только  то, что произошло «здесь и сейчас», не припоминайте прошлые поступки, это способствует возникновению у ребенка чувства обиды, которая не позволит ему критично оценить свое поведение; вместо неэффективного «чтения морали», покажите ребенку негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. укажите на возможные конструктивные способы поведе­ния в конфликтной ситуации.

2 . Акцентируйте внимание на поступке (поведении),

а не на личности ребенка.

Постарайтесь провести четкую границу между поступком и

личностью, для этого воспользуйтесь техникой объективного

описания поведения:

  • после то­го как ребенок успокоится, обсудите с ним его поведение;
  • опишите, как он вел себя во время проявле­ния агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки.
  • избегайте эмоциональных критических высказываний, которые вызывают у ребенка раздражение и протест, уводят от решения проблемы;
  • анализируя поведение ребенка, обсуждайте конкретные факты, только

то, что произошло «здесь и сейчас», не припоминайте прошлые поступки, это способствует возникновению у ребенка чувства обиды, которая не позволит ему критично оценить свое поведение;

  • вместо неэффективного «чтения морали», покажите ребенку негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому.
  • укажите на возможные конструктивные способы поведе­ния в конфликтной ситуации.
3. Для снижения агрессии установите с ребенком обратную связь.  Для этого постарайтесь использовать следующие приемы: констатируйте факт («Ты ведешь себя агрессивно»); задайте констатирующий вопрос («Ты злишься?»); раскройте мотивы агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»); обнаружьте свои собственные чувства по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»); апеллируйте к установленным правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

3. Для снижения агрессии установите с ребенком обратную связь.

Для этого постарайтесь использовать следующие приемы:

  • констатируйте факт («Ты ведешь себя агрессивно»);
  • задайте констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
  • раскройте мотивы агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  • обнаружьте свои собственные чувства по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  • апеллируйте к установленным правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

4. Тщательно контролируйте собственные негативные эмоции. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Тщательно контролируйте собственные негативные эмоции.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

5. Обязательно обсудите проступок с ребенком.  Не анализируйте поведение в момент проявления агрессии, займитесь этим только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее.  Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда).  Во время разговора старайтесь сохранять спокойствие и объективность.  Подробно обсудите негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но прежде всего для самого агрессора.

5. Обязательно обсудите проступок с ребенком.

  • Не анализируйте поведение в момент проявления агрессии, займитесь этим только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее.
  • Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда).
  • Во время разговора старайтесь сохранять спокойствие и объективность.
  • Подробно обсудите негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но прежде всего для самого агрессора.
6. Содействуйте сохранению положительной репутации ребенка.    Для сохранения положительной репутации ребенка целесообразно: публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;  предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

6. Содействуйте сохранению положительной репутации ребенка.

Для сохранения положительной репутации ребенка

целесообразно:

  • публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
  • не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
  • предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
7 . Сами демонстрируйте модели неагрессивного поведения.   Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: 1) нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении взрослого: внимательно молчать; поддерживать течение речи ребенка, стараясь, чтобы он полностью выговорился; внушать спокойствие своим поведением; прояснять ситуацию с помощью наводящих вопросов; использовать юмор; 2) признание чувств ребенка  Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его поведения словам.

7 . Сами демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

1) нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться.

Оно состоит в умении взрослого:

  • внимательно молчать;
  • поддерживать течение речи ребенка, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
  • внушать спокойствие своим поведением;
  • прояснять ситуацию с помощью наводящих вопросов;
  • использовать юмор;

2) признание чувств ребенка Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его поведения словам.

8. Постарайтесь снизить напряжение ситуации.    Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации.

8. Постарайтесь снизить напряжение ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации.

 Типичные неправильные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти ( «Будет так, как я скажу»); крик, негодование; агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»; сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; использование физической силы; втягивание в конфликт посторонних людей; непреклонное настаивание на своей правоте; нотации, проповеди, «чтение морали»; наказание или угрозы наказания; обобщения типа: «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»; сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу); команды, жесткие требования, давление; оправдания, подкуп, награды.

Типичные неправильные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти ( «Будет так, как я скажу»);
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • непреклонное настаивание на своей правоте;
  • нотации, проповеди, «чтение морали»;
  • наказание или угрозы наказания;
  • обобщения типа: «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;
  • сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
  • команды, жесткие требования, давление;
  • оправдания, подкуп, награды.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетних.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию

несовершеннолетних.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!