СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема реализации прав человека в Российской Федерации

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый должен знать свои права, чтобы в дальнейшем не стать жертвой нарушения его прав.

Просмотр содержимого документа
«Проблема реализации прав человека в Российской Федерации»

Муниципальная заочная научно-практическая конференция

«Права человека в современном мире: концепции, реальность, будущее»



СЕКЦИЯ: «Права человека в РФ:

проблемы и перспективы развития»



Тема: «Проблема реализации прав человека в Российской Федерации»




Автор:

Зайцева Елизавета Игоревна,

ученица 11 «А» МБОУ «Гимназия»

им. Героя Советского Союза

Ю.А. Гагарина



Научный руководитель:

Сологуб Нина Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия»

им. Героя Советского Союза

Ю.А. Гагарина













Станица Каневская

2021 год

Оглавление



Введение……………………………………………………………………3

    1. Основные права гражданина РФ……….…………………………4-5

    2. Нарушения прав человека на территории РФ…………………....6-7

    3. Анкетирование……………………………………………………..8-9

    4. Проблема реализации прав человека в Российской Федерации. Пути решения …………………………………………………………….............10

Заключение………………………………………………………………....11

Список использованной литературы...…………………………………....12





























Введение

В современном обществе права человека являются неотъемлемой частью любой сферы государства, так как в той или иной степени они затрагиваются в каждой из них. Конституционные права и свободы личности, гарантии их защиты и реализации- основной показатель уровня демократизма в обществе.

12 декабря 1993 года - значимая дата в истории нашей страны. Принятие Конституции РФ способствовало развитию российской государственности. Так как наше государство является демократическим, то высшей его ценностью выступает человек, его права и свободы, а признание и защита прав человека является важнейшей задачей такого государства. [1]

Не секрет, что вследствие бурного развития общества все чаще нарушаются права человека.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый должен знать свои права, чтобы в дальнейшем не стать жертвой нарушения его прав.

Целью моего исследования является изучение проблемы реализации прав человека в Российской Федерации.

Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

  • Охарактеризовать виды прав человека;

  • Выявить источники, в которых можно найти достоверную информацию о правах и свободах гражданина РФ;

  • Выяснить в каких сферах жизни общества наиболее распространено нарушение прав человека;

  • предложить пути решение данной проблемы.

Объект исследования: глава 2 Конституции РФ.

Предметом следования являются права и свободы гражданина РФ, закрепленные законом и их нарушение.



1. Основные права гражданина РФ.

Основным документом, закрепляющим наиболее значимые права и свободы человека и гражданина, является Конституция РФ. В статье 2 говорится: «Человек, его права и свобод являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства». [2] Права, содержащиеся в этом документе, являются важнейшим условием достойного и свободного существования человека, гарантируют возможность человека во всех сферах государства, а также являются предпосылкой для удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Все права и свободы, закрепленные в Конституции можно разделить на группы:

  1. Личные (гражданские) права и свободы- являются по своей сущности правами человека, то есть распространены не только на граждан РФ, но и на иностранцев и лиц без гражданства. Личные права присуждаются с рождения. Гражданские права необходимы для охраны жизни человека, свободы, достоинства и связаны с его частной жизнью. К ним относятся:

  • Право на жизнь (ст.20);

  • Право на достоинство личности (ст.21), означающее, что государство создает такие условия жизни для человека, которые бы не унижали его достоинства;

  • Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

  • Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23);

  • Право на неприкосновенность жилища (ст.25);

  • Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст.26);

  • Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27);

  • Право на свободу совести и на свободу вероисповедания (ст.28);

  • Право на свободу мысли и слова (ст.29);

  1. Политические права и свободы принадлежат исключительно гражданам государства. Эти права, как правила, являются способом привлечение граждан к политической жизни. Большинство из них возникают с момента совершеннолетия (18 лет), но некоторые с более осознанного возраста. Например, активное избирательное право вступает в силу с 18 лет, пассивное избирательное право же с 35 лет для Президента, с 21 года для депутата Государственной Думы. К политическим правам человека относятся:

  • Свобода массовой информации (ст.29), которую можно как к личным, так и к политическим правам;

  • Право на информацию (ст.24,29);

  • Право на объединение (ст.30);

  • Право на проведение публичных мероприятий (ст.31);

  • Право на участие в управлении делами государства (ст.32);

  • Право избирать и быть избранным (ст.32);

  • Право равного доступа к государственной службе (ст.32);

  • Право участия в отправлении правосудия (ст.32);

  • Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33);

  1. Экономическо-социальные и культурные права и свободы касаются таких сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье и образование. Они необходимы для обеспечения физических, материальных и духовных потребностей личности.

К экономическим правам относятся:

  • Право на свободу предпринимательской и иной незапрещенной законом экономической деятельности (ст.34);

  • Право частной собственности и ее наследования (ст.35);

  • Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами гражданами, и их объединениями (ст.36)

  • Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37);

  • Право на труд и на вознаграждение за труд (ст.37);

  • Право на отдых (ст.37);

  • Право создавать профессиональны союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.30);

К социальным правам, закрепленным в Конституции РФ, относятся:

  • Право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ст.38);

  • Право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ст.7);

  • Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);

Право на жилище, на получение жилища малоимущим гражданам бесплатно или за доступную плату (ст.40);

  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;

  • Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);

  • Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст.42);

К культурным правам относятся:

  • Право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст.43);

  • Право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ст.43);

  • Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст.44);

  • Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст.44). [2]

Помимо этого, в Конституции РФ в статье 17 сказано: «Осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». [2] Эта статья указывает на равенство людей перед законом. Несмотря на твою национальность, расу или религию твои права не должны нарушаться за счет других. Нарушение этой статьи влечет за собой административное или уголовное наказание.



















2. Нарушения прав человека на территории РФ.

Изучая информацию о нарушениях прав человека, я выделила несколько основных проблем. Главная проблема в современных условиях – это обеспечение реализации предоставленного личности правового статуса. Отсюда такой существенный аспект, как защита и охрана прав человека и гражданина Российской Федерации.

Одной из самых острых российских проблем в сфере прав человека является проблема пыток и других жестоких форм обращения с осужденными. В органы прокуратуры поступают сотни заявлений о пытках и избиениях российских граждан, находящихся в местах лишения свободы. [3]

Унижениям и всевозможным тяготам подвергаются сироты в детских домах, душевнобольные, старики и инвалиды в специальных заведениях. Помимо перечисленных проблем, все еще существует важная проблема домашнего насилия, которая требует непосредственного решения. Больше всего страдают от насилия в семье женщины и несовершеннолетние дети. [4]

Расизм и дискриминация так же присущи современному обществу. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальной принадлежности и ограничиваются права граждан по признакам национальной, а иногда и иной принадлежности. [3]

С середины 90-х годов в крупных городах России ведется планомерное наступление на права национальных меньшинств, прежде всего народов, проживающих на Кавказе.

Еще тяжелее положение мигрантов, особенно если они принадлежат к национальностям, причисляемым правоохранительными органами к «группам риска». [5]

Все выше перечисленные проблемы затрагивают сразу несколько статей о личных правах человека.

Второй немаловажной проблемой является проблема нарушения социально-экономических прав, призванных гарантировать достойный уровень жизни. По всем опросам общественного мнения, по опыту правозащитных организаций наибольшую обеспокоенность граждан вызывают нарушения в сфере труда, социального обеспечения (невыплата зарплаты, отказ от предоставления пенсий, пособий).

Третье место занимает проблема неприкосновенности частной жизни и нарушение авторских прав. В двадцать первом веке из-за цифровизации можно столкнуться с мошенниками, цель которых — обманным путем получить от вас деньги или завладеть личными данными. Узнав фамилию, имя и отчество, номер телефона, пароли от учетных записей, паспортные данные, реквизиты банковских карт и другие сведения, преступники могут использовать их для доступа к переписке, рассылки сообщений от вашего имени, кражи денег. Тем самым нарушается сразу несколько личных и социальных прав. [5]

В условиях пандемии немаловажной проблемой является представление обществу информации о распространении короновирусной инфекции. «Пандемия COVID-19 обнажила некоторые проблемы здравоохранения: дефицит стационарных коек, медицинского персонала и средств индивидуальной защиты, дезинтеграцию управления между центром и регионами, а также неповоротливость систем финансирования медицинской помощи».[] Кроме этого можно отметить еще ряд нерешенных вопросов: недостоверное предоставление информации о числе заболевших; отказ многим людям в госпитализации из-за большой загруженности больниц; не правильная постановка диагноза, что ограничивает больных в получении необходимых медикаментозных препаратов и отсутствие должного лечения. Все это нарушает права человека на охрану здоровья и предоставления медицинской помощи. [3]






  1. Анкетирование.

В ходе моей исследовательской с работы было проведено анкетирование среди знакомых, одноклассников, родственников и друзей, в возрасте от 12 до 40 лет. На большинство вопросов опрошенные могли ответить либо «да», либо «нет».

Анкетирование включало следующие вопросы:

  1. Нужны ли правовые знания в повседневной жизни?

  2. Нарушаются ли ваши права?

  3. Умеете ли вы защищать свои права?

  4. Знаете ли вы, в какие органы необходимо обратиться при нарушении ваших прав?

  5. Заинтересованы ли вы в получении дополнительной информации о правах и свободах человека и гражданина, нормативных актах РФ и органов местного самоуправления?

  6. Какой путь получения дополнительной информации по правовым вопросам для вас наиболее предпочтителен?

Результаты анкетирования

На первый вопрос анкеты большинство участников опроса (100%) ответили, что правовые знания нужны.

На второй вопрос большинство опрошенных (74%) ответили, что права нарушаются. 26% считают, что их права не нарушаются.

На вопрос «Умеете ли вы защищать свои права» 100% участников опроса дали отрицательный ответ.

На четвертый вопрос анкеты 23% опрошенных знают о существовании органов по защите прав человека, но большинство (77%) не знают, в какие органы стоит обращаться при нарушении прав.

На пятый вопрос 90% ответили положительно, остальные 10% отрицательно.

На шестой вопрос анкеты: «Какой путь получения дополнительной информации по правовым вопросам для вас наиболее предпочтителен?» ответы разделились таким образом:

  1. Интернет ресурсы и СМИ- 37%

  2. Встречи с правоведами и органами МВД- 15%

  3. Чтение законодательных документов- 26%

  4. Лекции с участием специалистов по правовым вопросам- 22%


4. Проблема реализации прав человека в РФ. Пути решения.

Невозможно устранить все проблемы нарушения прав человека в РФ, но искать пути решения их устранения – задача вышестоящих органов власти, местного самоуправления и общественных организаций.

Проведя анализ полученных данных в ходе анкетирования, мною выявлены перспективы решения перечисленных проблем.

  1. Для решения проблемы жестокой формы обращения с осужденными предлагаю вводить ужесточение мер сокрытия и осуществления данных инцидентов. Разработать законодательство об использовании переносных видеорегистраторов, фиксирующих обстоятельства применения физической силы или огнестрельного оружия по отношению к осужденным. Предавать огласке факты пыток путем обращения в СМИ и в правозащитные организации.

  2. В борьбе против насилия в семье ведущую должна занять просветительская работа. Различные журналы, буклеты, социальная реклама могут изменить взгляды и отношения общественности к проблеме насилия в семье. Так как в большей степени насилию подвержены женщины и дети, необходимо повышать уровень их правового образования.

  3. Чтобы решить проблему нарушения прав человека с нетрадиционной внешностью, я предлагаю вводить в школах часы психологии; активизировать рекламу телефона доверия. Та как многие подростки, чтобы, по их мнению, не казаться слабыми, не сообщают о многих проблемах своим родителям, необходимо организовать встречи со школьным психологом не только для подростков, но и для их родителей.

  4. Равенство прав человека и гражданина в Российской Федерации установление Конституцией. Обеспечить надежный, крепкий и всесторонний механизм защиты прав национальных меньшинств могут только федеральные органы, которым необходимо до­работать механизм контроля над исполнением предписанных норм.

  5. Для решения проблемы с больными Covid-19 я предлагаю обеспечить увеличение пунктов приема больных, оказывать необходимую помощь. В СМИ представлять достоверную информацию о распространении и опасности короновирусной инфекции.

  6. Частная жизнь, личные и семейные тайны охраняются законом. Считаю необходимым совершенствовать правоприменительную практику в части квалификации преступлений, связанных с нарушением неприкосновенности частной жизни. Органы государственной власти должны осуществлять действенный контроль за использованием личной информации, полученной с помощью компьютерных баз данных, частных бесед по телефонной связи или сети Интернет, чтобы обеспечить защиту персональных данных.



































Заключение

Конституция РФ пока не стала на практике законом прямого действия, широко распространен правовой нигилизм среди должностных лиц и населения, как по причине кризиса духовности, так и в силу недостаточной сформированности гражданского общества и местного самоуправления.

Люди не способны обеспечить свои права и свободы в силу слабой государственной защищенности, неэффективной работы правоохранительных органов. Сам человек должен соотносить осуществляемые им права и свободы с правами и свободами других лиц. Иными словами, каждому предоставлена свобода выбора путей и способов осуществления своих групповых и индивидуальных интересов в определенных границах имеющейся свободы. Иные правила привели бы к столкновению интересов и конфликтам.

И в заключении необходимо отметить, что для обеспечения и защиты своих прав каждому из нас необходим высокий уровень правой культуры и правовых знаний.





















Список использованной литературы

  1. Никитин А.Ф. право. Базовый и углубленный уровень. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2020.

  2. Конституция Российской Федерации- М. 2020

  3. мвд.рф

  4. www.consultant.ru

  5. https://upload.pgu.ru/iblock/7f5/7.pdf

  6. https://childrenofrussia.ru/pedagogika/problema-domashnego-nasiliya-puti-resheniya/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!