СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема социального фактора в дистанционном обучении химии детей с ограниченными возможностями.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблема социального фактора в дистанционном обучении химии детей с ограниченными возможностями.»

Лемешко И.В.

МБОУ СОШ №9 г.Мытищи Московской области

Проблема социального фактора в дистанционном обучении химии детей с ограниченными возможностями.

Процесс роста числа инвалидов является актуальной проблемой для всего населения нашей планеты. В современной России в связи с изменениями в социально-экономической, политической и других сферах жизни общества реализуется большое количество программ по адаптации детей-инвалидов, также проводятся качественные изменения самой социальной среды. Дистанционное обучение как таковое имеет свои особенности, в том числе у него есть целеполагающие отличия от очного образовательного процесса. Для достижения результат, соответствующего стандартам современного уровня подготовки выпускника на момент окончания образовательной программы, необходимо адаптировать программу с учетом индивидуальных особенностей ребенка-инвалида, включить психологические акценты для коррекции его психоэмоционального состояния и при этом реализовать дистанционный фактор относительно его ограниченных физических возможностей. Такой тип обучения сформировался относительно недавно и находится на этапе своего развития. Таким образом, в отсутствие стандартизации, в том числе на государственном уровне, разработка методик и технология ложится на «квалификационные плечи» компетенции преподавателя-предметника.

В данной статье речь пойдет о проблемах современного дистанционного обучения такому сложному предмету как химия, который включает себя обширную базу практических навыков, необходимую для его адекватного и полноценного усвоения.

Стандарты российского образования базируются на ключевых особенностях физиологического восприятия детей школьного возраста с 6 до 18 лет. Для формирования требуемых знаний (важнейших химических понятий, законов, теорий, веществ и материалов), умений (ориентироваться в номенклатуре, определять свойства, характеризовать и объяснять процессы и явления, выполнять химические эксперименты) и навыков использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни разработано большое количество методик. Условно их структуру можно подразделить на три направленности: доступное преподнесение теоретической базы, интересная и наглядная практическая основа и факультативная углубленная и социально-проблематическая база (научно-практические кружки, проекты современных проблем практической сферы).

Задачу повышения доступности теоретических основ химии во многом решил прогресс информационной сети Интернет. Возможность с помощью электронной почты производить рассылку учебных заданий и задавать вопросы преподавателю, услуги FTR-серверов для пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров, размещение учебных материалов на WWW-серверах в виде гипертекста (позволяет структурировать материал и связать ссылки на разделы учебного материала для уточнения и дополнения) создает большую информационную базу, которая доступна ребенку дома. Приложение Skype позволяет преподавателю напрямую объяснить материал, ответить на вопросы, создать положительную мотивацию к обучению и расположить внимание ребенка к предмету. Также в случае химии это очень помогает объяснить ребенку ход решение задач, связь между законами химии и явлениями, которые мы видим. Тенденции информационных технологий позволяют нам дистанционно задействовать максимальное количество путей восприятия информации: зрительный канал, слуховой, механический, эмоциональный. Преподаватель, основываясь на своей психологической квалификации, может составить объективный и понятный как текстовый, так и графический или мультимедийный материал.

Эволюция мультимедийных возможностей и их информационная мобильность в сети Интернет позволила компенсировать и недостаток практики при дистанционном обучении. Возможность прислать ребенку демонстрационный опыт в формате снятого видеоролика или использовать программу, в которой он может смоделировать химический опыт, позволяют ребенку-инвалиду практически полноценно освоить практическую базу.

Казалось бы, при таких возможностях современных технологий дистанционное обучение может быть полноценным, однако здесь стоит сказать о недостаточности социального фактора. Обучение в группе (класс) формирует уникальные пути восприятия и понимания. При этом следует выделить общие (характерные для любого предмета) и специфические, характерные, в частности, для химии. К общим можно отнести эмоциональную подкрепленность, которая способствует запоминанию и пониманию. Путь «ошибки»: наблюдая за детьми, можно заметить, что информацию, относительно которой ошибся кто-то другой, ребенок практически всегда обязательно запомнит. Точно также он обязательно запомнит момент, в котором ошибся сам, потому что чаще всего она будет ассоциироваться у него с каким-то предшествующем или последующем событием в классе (социальной группе). Также таким сильным сродством к учебной информации обладают смех, шутки, интересные примеры из жизни, доклады и сообщения одноклассников и так далее. Для усвоения такого предмета как химия это играет важную роль. Химия – это фундаментальная наука об основах и законах всего сущего. Ее не так просто понять и в ней нужно многое запомнить. Поэтому опыт ее понимания и видения другими детьми, эмоционально-позитивные события, связанные с каким-то понятием, подкрепляют интерес к этой науке и открывают ее интересные стороны для детского восприятия и воображения. Отсюда можно вывести и специфическую роль социальной группы в обучении химии. Многие дети говорят о том, что законы и принципы взаимодействия атомов и молекул похожи на отношения между людьми, и действительно, многие химические модели процессов школьники понимают и четко осознают на примере социально-коммуникативных моделей взаимодействия людей. Получается, что дистанционное обучение априори лишает детей с ограниченными возможностями этой стороны видения и понимания.

Исходя из вышесказанного, следует говорить о формировании возможности получения опыта обучения в социальной группе детьми с ограниченными возможностями и нормирования дистанционной составляющей их обучения в соответствии с индивидуальными особенностями. Конечно социальные программы и современные технологии значительно улучшили адаптацию и интеграцию таких детей в общество, однако для повышения качества этого процесса и обеспечения максимальной его эффективности необходимо искать пути реализации социального фактора в их образовании.

Список используемой литературы:

  1. Т.В. Сучкова, Г.Т. Сайдашева. Психология социального взаимодействия [Электронный ресурс]. URL: http://reftrend.ru/128544.html (Дата обращения: 21.12.2014).

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/213/37213/files/17-1-s.pdf (Дата обращения: 21.12.2014)

  3. Журин А.А. Дистанционное обучение химии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediaeducation.ru/publ/jurin8.htm (Дата обращения: 21.12.2014)

  4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.

  5. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006