Сочинение
Проблема
Основные требования к содержанию сочинения
Сочинение не должно:
- Являться полностью пересказанным или переписанным текстом.
- Быть написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме.
- При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.
- Если проблема выделена не верно, то за критерии К1, 2,3,4 будет 0 баллов
Проблема (1)
- Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
- В тексте может быть несколько проблем. Выбрать лучше:
- ту, которая находится в центре внимания автора
- к которой легче подобрать примеры –иллюстрации
- к которой легче подобрать аргументы (при доказательстве своей точке зрения)
Проблема (2)
- Синонимы к термину проблема:
Вопрос, задача
- В основе проблемы часто лежит некое противоречие, конфликт
- Проблема – это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал текст
- Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. За конкретными поступками героев, событиями нужно увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором
- Проблема не равна теме!!!
- Но тема помогает найти проблему
Проблема (3)
- Тяжелее выявить проблему в художественном тексте.
- В публицистическом тексте она чаще всего называется прямо
- Сформулировать проблему можно:
- своими словами
- процитировать
- указать номер предложения
Проблема (4) алгоритм выявления проблемы
1 путь:
- Прочитать текст.
- Выделить ключевые слова
- Определить, какие положительные или отрицательные качества проявляются в поступках героев, отношениях
- Определить, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть….)
- Сформулировать проблему, используя ключевые слова
Типичные проблемы в текстах ЕГЭ
*Каждый год добавляются новые тексты, но все равно круг проблем +/- одинаков
(из пособия Драбкиной и Субботина)
- Взаимоотношения отцов и детей
- Роль детства в становлении личности человека
- Роль классической литературы в…
- Сложность и противоречивость человеческих поступков
- Человеческое благородство
- Отношения человека с другими людьми
- Восприятие человеком окружающего мира
- Честь и человеческое достоинство
- Одиночество человека
- Человек и искусство
- Отношение человека к миру природы
- Бережное отношение человека к языку
- Человек и власть, которой он наделен
- Сострадание и самопожертвование
- Отношение человека к войне
- Это общие проблемы, ученик должен сформулировать точнее, в зависимости от текста. Например:
- Человек и природа
- Проблема безжалостного отношения к природе
- Проблема восприимчивости к красоте природы
- Проблема влияния красоты природы на личность человека
- Проблема негативного влияния научного прогресса на природу
- Проблема бездомных животных и т.п.
Проблема (5) алгоритм выявления проблемы
Путь 2:
От позиции автора
- Найдите позицию автора (основную мысль в тексте; чаще всего она находится в последних двух абзацах)
- Выпишите ее.
- Задайте вопрос, на который ответом будет позиция автора.
- Этот вопрос и есть проблема текста
Проблема (6) алгоритм выявления проблемы
Путь 3:
Когда почти все пропало)
- О чем текст? (варианты ответа: о любви, об одиночестве). Это будет тема текста.
- Проблема текста, как правило, связана с темой. Просто ее нужно конкретизировать. Не проблема любви, а проблема безответной любви и ее влияния на жизнь человека. Или проблема бескорыстной любви родителей к детям и т.п.
Постановка проблемы еще один вариант (на любителя)
Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему
- Внимательно прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём он: о любви, о войне, о дружбе и т.д.
- После определения темы, задайте себе такие вопросы: «Что хотел показать автор текста, описывая (войну, чувства людей, природу и подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается на протяжении всего текста?».
- Определив примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных комментария. Если у вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту 2.
- Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26 . В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.
Проблема (7) Формулировка проблемы
- Словом проблема и существительным в родительном падеже. Например, проблема негативного влияния человека на природный мир
- Вопросом (без слова «проблема»). Например, Как человек влияет на природный мир?
*Есть миф, что если в первом абзаце не будет слова «проблема», то ее точно не зачтут. Это неправда.
*из вебинара Сениной и Нарушевича
Идеальное начало сочинения :
- Задаются 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы.
- Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить с помощью фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя… . Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (Чего?)
Клише
- В чем заключается роль детства в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор / автор предложенного для анализа текста / Вот вопрос, который находится в центре внимания автора…
- Или: Предложенный для анализа текст посвящен проблеме…
- Или: Как проявляется героизм на войне? (или что-либо другое, что будет в тексте). Таким проблемным вопросом задаешься, прочитав текст ФИО.
- Или: любые другие, которые вам нравятся
Типичные ошибки:
- Замена слова «проблема» словом «тема»
- Непонимание проблемы или ее неверная формулировка
- Неоправданное расширение или сужение проблемы
- Чрезмерное цитирование текста (замена формулировки проблемы цитированием)
- Замена проблемы авторской позицией
- Нанизывание при формулировке проблемы существительных в родительном падеже (например, в тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателя )