СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема текста ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблема текста ЕГЭ»

Сочинение Проблема

Сочинение

Проблема

Основные требования к содержанию сочинения Сочинение не должно: Являться полностью пересказанным или переписанным текстом. Быть написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме. При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов. Если проблема выделена не верно, то за критерии К1, 2,3,4 будет 0 баллов

Основные требования к содержанию сочинения

Сочинение не должно:

  • Являться полностью пересказанным или переписанным текстом.
  • Быть написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме.
  • При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.
  • Если проблема выделена не верно, то за критерии К1, 2,3,4 будет 0 баллов
Проблема (1) Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. В тексте может быть несколько проблем. Выбрать лучше: ту, которая находится в центре внимания автора к которой легче подобрать примеры –иллюстрации к которой легче подобрать аргументы (при доказательстве своей точке зрения)

Проблема (1)

  • Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
  • В тексте может быть несколько проблем. Выбрать лучше:
  • ту, которая находится в центре внимания автора
  • к которой легче подобрать примеры –иллюстрации
  • к которой легче подобрать аргументы (при доказательстве своей точке зрения)
Проблема (2) Синонимы к термину проблема: Вопрос, задача В основе проблемы часто лежит некое противоречие, конфликт Проблема – это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал текст Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. За конкретными поступками героев, событиями нужно увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором Проблема не равна теме!!! Но тема помогает найти проблему

Проблема (2)

  • Синонимы к термину проблема:

Вопрос, задача

  • В основе проблемы часто лежит некое противоречие, конфликт
  • Проблема – это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал текст
  • Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. За конкретными поступками героев, событиями нужно увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором
  • Проблема не равна теме!!!
  • Но тема помогает найти проблему
Проблема (3) Тяжелее выявить проблему в художественном тексте. В публицистическом тексте она чаще всего называется прямо Сформулировать проблему можно: своими словами процитировать указать номер предложения

Проблема (3)

  • Тяжелее выявить проблему в художественном тексте.
  • В публицистическом тексте она чаще всего называется прямо
  • Сформулировать проблему можно:
  • своими словами
  • процитировать
  • указать номер предложения
Проблема (4)  алгоритм выявления проблемы 1 путь: Прочитать текст. Выделить ключевые слова Определить, какие положительные или отрицательные качества проявляются в поступках героев, отношениях Определить, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть….) Сформулировать проблему, используя ключевые слова

Проблема (4) алгоритм выявления проблемы

1 путь:

  • Прочитать текст.
  • Выделить ключевые слова
  • Определить, какие положительные или отрицательные качества проявляются в поступках героев, отношениях
  • Определить, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть….)
  • Сформулировать проблему, используя ключевые слова
Типичные проблемы в текстах ЕГЭ *Каждый год добавляются новые тексты, но все равно круг проблем +/- одинаков (из пособия Драбкиной и Субботина) Взаимоотношения отцов и детей Роль детства в становлении личности человека Роль классической литературы в… Сложность и противоречивость человеческих поступков Человеческое благородство Отношения человека с другими людьми Восприятие человеком окружающего мира Честь и человеческое достоинство Одиночество человека Человек и искусство Отношение человека к миру природы Бережное отношение человека к языку Человек и власть, которой он наделен Сострадание и самопожертвование Отношение человека к войне

Типичные проблемы в текстах ЕГЭ

*Каждый год добавляются новые тексты, но все равно круг проблем +/- одинаков

(из пособия Драбкиной и Субботина)

  • Взаимоотношения отцов и детей
  • Роль детства в становлении личности человека
  • Роль классической литературы в…
  • Сложность и противоречивость человеческих поступков
  • Человеческое благородство
  • Отношения человека с другими людьми
  • Восприятие человеком окружающего мира
  • Честь и человеческое достоинство
  • Одиночество человека
  • Человек и искусство
  • Отношение человека к миру природы
  • Бережное отношение человека к языку
  • Человек и власть, которой он наделен
  • Сострадание и самопожертвование
  • Отношение человека к войне
Это общие проблемы, ученик должен сформулировать точнее, в зависимости от текста. Например: Человек и природа Проблема безжалостного отношения к природе Проблема восприимчивости к красоте природы Проблема влияния красоты природы на личность человека Проблема негативного влияния научного прогресса на природу Проблема бездомных животных и т.п.
  • Это общие проблемы, ученик должен сформулировать точнее, в зависимости от текста. Например:
  • Человек и природа
  • Проблема безжалостного отношения к природе
  • Проблема восприимчивости к красоте природы
  • Проблема влияния красоты природы на личность человека
  • Проблема негативного влияния научного прогресса на природу
  • Проблема бездомных животных и т.п.
Проблема (5)  алгоритм выявления проблемы Путь 2: От позиции автора Найдите позицию автора (основную мысль в тексте; чаще всего она находится в последних двух абзацах) Выпишите ее. Задайте вопрос, на который ответом будет позиция автора. Этот вопрос и есть проблема текста

Проблема (5) алгоритм выявления проблемы

Путь 2:

От позиции автора

  • Найдите позицию автора (основную мысль в тексте; чаще всего она находится в последних двух абзацах)
  • Выпишите ее.
  • Задайте вопрос, на который ответом будет позиция автора.
  • Этот вопрос и есть проблема текста
Проблема (6)  алгоритм выявления проблемы Путь 3: Когда почти все пропало) О чем текст? (варианты ответа: о любви, об одиночестве). Это будет тема текста. Проблема текста, как правило, связана с темой. Просто ее нужно конкретизировать. Не проблема любви, а проблема безответной любви и ее влияния на жизнь человека. Или проблема бескорыстной любви родителей к детям и т.п.

Проблема (6) алгоритм выявления проблемы

Путь 3:

Когда почти все пропало)

  • О чем текст? (варианты ответа: о любви, об одиночестве). Это будет тема текста.
  • Проблема текста, как правило, связана с темой. Просто ее нужно конкретизировать. Не проблема любви, а проблема безответной любви и ее влияния на жизнь человека. Или проблема бескорыстной любви родителей к детям и т.п.
Постановка проблемы  еще один вариант (на любителя) Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему Внимательно прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём он: о любви, о войне, о дружбе и т.д. После определения темы, задайте себе такие вопросы:  «Что хотел показать автор текста, описывая (войну, чувства людей, природу и подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается на протяжении всего текста?». Определив примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных комментария. Если у вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту 2. Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26 . В них могут быть намёки на возможную проблему.  НО  используйте этот способ только как подсказку.

Постановка проблемы еще один вариант (на любителя)

Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему

  • Внимательно прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём он: о любви, о войне, о дружбе и т.д.
  • После определения темы, задайте себе такие вопросы:  «Что хотел показать автор текста, описывая (войну, чувства людей, природу и подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается на протяжении всего текста?».
  • Определив примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных комментария. Если у вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту 2.
  • Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26 . В них могут быть намёки на возможную проблему.  НО  используйте этот способ только как подсказку.
Проблема (7)  Формулировка проблемы Словом проблема и существительным в родительном падеже. Например, проблема негативного влияния человека на природный мир Вопросом (без слова «проблема»). Например, Как человек влияет на природный мир? *Есть миф, что если в первом абзаце не будет слова «проблема», то ее точно не зачтут. Это неправда.

Проблема (7) Формулировка проблемы

  • Словом проблема и существительным в родительном падеже. Например, проблема негативного влияния человека на природный мир
  • Вопросом (без слова «проблема»). Например, Как человек влияет на природный мир?

*Есть миф, что если в первом абзаце не будет слова «проблема», то ее точно не зачтут. Это неправда.

*из вебинара Сениной и Нарушевича

*из вебинара Сениной и Нарушевича

Идеальное начало сочинения : Задаются 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить с помощью фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя… . Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (Чего?)

Идеальное начало сочинения :

  • Задаются 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы.
  • Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить с помощью фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя… . Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (Чего?)
Клише В чем заключается роль детства в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор / автор предложенного для анализа текста / Вот вопрос, который находится в центре внимания автора… Или: Предложенный для анализа текст посвящен проблеме… Или: Как проявляется героизм на войне? (или что-либо другое, что будет в тексте). Таким проблемным вопросом задаешься, прочитав текст ФИО. Или: любые другие, которые вам нравятся

Клише

  • В чем заключается роль детства в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор / автор предложенного для анализа текста / Вот вопрос, который находится в центре внимания автора…
  • Или: Предложенный для анализа текст посвящен проблеме…
  • Или: Как проявляется героизм на войне? (или что-либо другое, что будет в тексте). Таким проблемным вопросом задаешься, прочитав текст ФИО.
  • Или: любые другие, которые вам нравятся
Типичные ошибки: Замена слова «проблема» словом «тема» Непонимание проблемы или ее неверная формулировка Неоправданное расширение или сужение проблемы Чрезмерное цитирование текста (замена формулировки проблемы цитированием) Замена проблемы авторской позицией Нанизывание при формулировке проблемы существительных в родительном падеже (например, в тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателя )

Типичные ошибки:

  • Замена слова «проблема» словом «тема»
  • Непонимание проблемы или ее неверная формулировка
  • Неоправданное расширение или сужение проблемы
  • Чрезмерное цитирование текста (замена формулировки проблемы цитированием)
  • Замена проблемы авторской позицией
  • Нанизывание при формулировке проблемы существительных в родительном падеже (например, в тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателя )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!