Адарич Е.А.,студентка 2 курса
группы О-СДО-18/1 А,
направление подготовки 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
Научный руководитель Ручица Т.С.,
ст. преподаватель кафедры СДО
Института педагогики ГОУ ВПО «ДонНУ»,
г. Донецк, ДНР
ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы внедрения инклюзивного образования в общеобразовательные школы Донецкой Народной Республики, а также готовность педагогов работать с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы.
Ключевые слова: проблема, инклюзия, образование,школа ,инклюзивное образование, дети с ОВЗ.
Наша система образования долгое время делила детей на обычных и инвалидов, которые почти не имели возможности получить образование, а также осуществить свои возможности, таких детей с ограниченными возможностями здоровья не брали в учреждения, где обучались нормотипичные дети. Конвенция о правах ребёнка гласит, что каждый ребенок с особенностями в развитии должен иметь равные права и возможности с другими детьми [2]. Поэтому возникло потребность в ведение такой формы обучения, которая могла бы создать оптимальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных общеобразовательных школах. Данная форма получила название – инклюзивное образование.
В нашей республике школы, которые перешли на инклюзивную систему образования, на данный момент все чаще сталкиваются с большим количеством проблем. В большинстве общеобразовательных школ переход на такую систему произошел скорее формально, а это уже огромная проблема,в первую очередь для детей с ограниченными возможностями здоровья ,так как они не получают должного уровня знаний.
В Донецкой Народной Республике большинство учреждений не приспособлены к инклюзии, есть ряд проблем с которыми столкнулась наша республика:
1)Педагогические коллективы многих общеобразовательных школ не провели необходимую психологическую работу с учащимися и родителями, которые оказались не готовы к совместному обучению с детьми-инвалидами.
2)Материально-техническая база школ тоже испытывает зачастую недостатки необходимых ресурсов. Для детей с ограниченными возможностями посещение школы может быть просто физически неудобно.
3)Так же существует достаточно большой недостаток квалифицированных педагогов, психологов, тьюторов, медицинских специалистов привели к тому, что во многих классах дети-инвалиды остаются такими же изгоями, общения с которыми избегают их одноклассники.
4) В Донецкой Народной Республике нет массовой пропаганды о том, что дети с ОВЗ это такие же люди и они имеют право на образование, у них есть особые образовательные потребности , которые нужно реализовать для их комфортного пребывания в образовательном учреждении.
В результате выше перечисленных недостатков в инклюзивном образовании, многие родители вынуждены переводить своих детей на дистанционную форму обучения, что часто делает их еще более изолированными от общества [3].
Специальное образование в нашем государстве, охватывающее учащихся с особыми потребностями — инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.
Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования [1].
И так, недостатки инклюзивного образования в нашей республике заключается в:
отсутствии достаточного финансирования;
малого количества и слабой подготовки педагогических кадров: от квалификации педагога, его способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы;
слабой материально-технической базе школ, недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств;
плохом оснащение и неприспособленности условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования;
отсутствии в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов.
И так, из выше перечисленного следует, что нашей республике потребуется достаточно много времени, а главное - участие и взаимодействие всех взрослых, участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями, т.к. только при этом условии возможно решение проблем инклюзивного образования.
Проблемы внедрения инклюзивного образования в ДНР заключаются в отсутствии проведения педагогическими коллективами необходимой психологической работы с учащимися и их родителями, недостатке ресурсов материально-технической базы школ, а также в дефиците квалифицированных педагогов, психологов и медицинских специалистов.
Литература
1.Инклюзивное образование в России. – М.: Перспектива, 2011. – Режимдоступа:http://perspektivainva.ru/userfiles/education/publication/incliuzivnoe-obrazovanie-v-rossii.pdf
2.Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]:конвенции.- Электронн. дан. – Генеральной Ассамблеи., [1989]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml – Загл. с экрана.
3.Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З.Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Издво«Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 255с