СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема воспитания экологической культуры и пути её решения в начальной школе посредством целенаправленного комплексного воздействия на личность младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение экологической проблемы требует  предотвращения стихийного воздействия людей на природу Но сознательное, целенаправленное, планомерно взаимодействие осуществимо только при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического и нравственного сознания. 

Просмотр содержимого документа
«Проблема воспитания экологической культуры и пути её решения в начальной школе посредством целенаправленного комплексного воздействия на личность младшего школьника»

Горенкова О. Г.,

учитель начальных классов,

реализующих АООП НОО

обучающихся с ТНР

МБОУ «СШ № 17 имени

Героя Российской Федерации

А. Б. Буханова» г. Смоленска


Проблема воспитания экологической культуры и пути её решения в начальной школе посредством целенаправленного комплексного воздействия на личность младшего школьника


До определенного времени воздействие человека на природу сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время проблема негативного воздействия человеческого общества на окружающую среду приняла огромные масштабы. Глобальные проблемы современности несут угрозу жизни всей человеческой цивилизации. Решение экологической проблемы требует предотвращения стихийного воздействия людей на природу и перерождение этого воздействия в сознательное, целенаправленное, планомерно развивающееся. Такое взаимодействие осуществимо только при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического и нравственного сознания.

Под экологической культурой общества следует понимать систему социальных норм, ценностных ориентаций, отношений людей в области сохранения и гармоничного развития окружающей среды. Сформировать человека с достаточным уровнем экологического сознания можно только с раннего детства.

Под экологическим воспитанием мы понимаем воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг, правильно вести себя в природе и среди людей.

Основной задачей экологического образования является преодоление у школьников утилитарно-потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней в  связи с идеологической, нравственной, художественной, правовой сферами общественного сознания.

Можно выделить три уровня формирования экологической культуры личность человека:

Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы: цветущий сад, краски осеннего неба, закат солнца. На этом этапе огромную роль играет не только беседа педагога по ходу любования природой на экскурсии, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи.

Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Сформированность экологической культуры младших школьников на данном уровне характеризуют следующие показатели:

  • ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных;

  • пытается оценить их состояние с позиции хорошо — плохо;

  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок;

  • старается выполнять правила поведения на улице, в общественном месте, в транспорте;

  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям.

На третьем уровне сформированности экологической культуры опыт ребёнка пополняется новым содержанием:

  • анализ наблюдения за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния;

  • сознательное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде;

  • осознание и отражение в своей деятельности принципа рачительного отношения к природе, её ресурсам, умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды;

  • действительная забота о представителях растительного и животного мира;

  • использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности;

  • воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества;

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.

Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребёнок с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полётом птицы и распускающейся веточкой. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребёнок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус мёда и солёный вкус морской воды. Осязание – это вторые глаза ребёнка. Ощупывая предметы природы, ребёнок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах тёплой земли, нагретой солнцем. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребёнок «мыслит формами, красками, звуками».

В. А. Сухомлинский также отмечает особое влияние природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества, но неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

На пути развития личности особое место принадлежит этапу обучения в начальной школе. В этот период у школьников отмечается повышенная любознательность, ребёнка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы, привить экологические знания, умения, научить любить и беречь природу. В этом возрасте ребёнок более доверчив и впечатлителен, близок к природе. Он легко откликается на тревоги и радости, искренне сочувствует и сопереживает. Таким образом, в экологическом воспитании и образовании особая роль принадлежит учителю начальных классов.

Каждый предмет, изучаемый в начальной школе - родной язык, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, технология, по-новому раскрывает и обогащает природоведческий матери­ал, помогает развивать навыки общения с природ­ными объектами. 

Чрезвычайно важна для реализации экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу - значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озёра и голубые реки, золотые хлебные поля и берёзовые рощи - всё это знакомые с детства картины родного края. Под воздействием литературных произведений они сливаются у младшего школьника в единый образ Родины, и чувство ответственности за неё отождествляется с чувством ответственности за её природу: беречь природу, её богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.
Большие возможности экологического воспитания заложены в программе русского языка (УМК В. П. Канакина, В. Г. Горецкий). Уроки развития речи по картинам И. С. Остроухова «Золотая осень», Тутунова С. А. «Зима пришла», А. С. Степанова «Лоси», А. К. Саврасова «Грачи прилете­ли», Ф. П. Толстого «Букет цветов», А.А.Рылова «В голубом просторе», К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», И.И.Левитана «Золотая осень», А.А. Пластова «Первый снег», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», несут в себе огромные воспитательные возможности. Помогая детям постигнуть красоту родной русской природы, учитель непременно обращает внимание учащихся на хрупкость и беззащитность этой красоты и нашу ответственность за неё. Картины И. Хруцкого «Цветы и плоды», И. И. Шишкина «Рожь» дают учащимся возможность полюбоваться плодами трудов человека, который трудится в гармонии с природой. Работая над изложением по текстам В. Бочарникова «Горностай», Г. Скребицкого «Лось», педагог отмечает красоту, ловкость, сообразительность, силу, смелость животных. Говоря об этих качествах, напомним учащимся: что «Для рыбы нужна чистая вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы… будем охранять наши водоемы, наши леса, степи, горы».

На уроке, где учащиеся готовятся к изложению о домашнем питомце, важно уделить внимание не только описанию этих животных, но также сделать акцент на нашей ответственности перед ними: «Мы в ответе за тех, кого приручили». На примере рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга» можно учить ребят доброму отношению и к беспризорным животным, которые также нуждаются в сочувствии и готовы отплатить преданностью тому, кто проявит к ним милосердие.

К сожалению, дети нередко делят обитателей окружающего мира на красивых и некрасивых, приятных и неприятных, полезных и вредных в их понимании. Трудно не согласиться со словами Г.Морозова: «В природе не существует …полезных и вредных. Там всё служит друг другу и взаимно приспособлено». Это должно стать убеждением экологически образованного и воспитанного человека. Эту глубокую мысль весело и непринуждённо сформулировал в своём стихотворении «Про всех на свете» Борис Заходер:

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд,

И кто делает яд!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все,

Все на свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

Эти светлые радостные строки легко запоминаются учащимися, и, возможно, всплывут в памяти в момент, когда ребёнок окажется перед нравственным выбором.


      На уроках окружающего мира и технологии учителю необходимо проявлять осторожность, чтобы природные ресурсы рассматривались не только с позиции «полезности», что может привести к формированию у детей утилитарно-потребительского отношения к природе.

Для воспитания экологической культуры необходимо использовать и внеурочную деятельность. Кружковая работа углубляет экологические знания школьников, воспитывает эмоциональную восприимчивость, практические умения по оказанию помощи природе.

Кружковая работа включает занятия, которые проводятся вне класса: на пришкольном участке, в парке, биологическом кабинете, в городском музее природы, выставке, даёт возможность просмотра соответствующих теме фильмов, слушания музыки, включает занятие художественной и изобразительной деятельностью, драматизацией, что пробуждает особый интерес учащихся и повышает эффективность работы педагога.

Работу «Кружка юных экологов» целесообразно планировать на 4 года.

В первый год занятий в «Кружке юных экологов» учащихся знакомят с представителями мира животных, известных ребятам и любимых ими с детства по сказкам, а также другими - пока ещё незнакомыми, но очень загадочными и привлекательными. (Блок « Знакомые незнакомцы»)

На втором году учащимся предлагают взглянуть по-новому на дом, в котором они живут, людей, которые их окружают, задуматься над тем, что они могут и должны сделать для того, чтобы родной дом был чистым, безопасным и уютным, чтобы отношения с соседями были доброжелательными. Познакомятся дети с Солнцем, Воздухом и Водой как источниками жизни на Земле. Примут участие в весенних посадочных работах (огород на окошке класса).

На третьем году занятий в кружке юных экологов ребята будут вести наблюдения за изменением погоды, её влиянием на жизнь растений, животных и человека. Расширится представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Ребята получат представление о загрязнении окружающей среды. Будут заниматься размножением комнатных растений, получат опыт осенних и весенних работ на пришкольном участке.

На четвёртом году учащиеся познакомятся с Красной книгой, задумаются над вопросом, как сохранить животный и растительный мир планеты. Придут к осознанию ответственности за своих домашних питомцев, необходимости создания для них благоприятных условий. Примут участие в сезонных работах на пришкольном участке.

В нашей школе задаче экологического воспитания служит и внеурочный курс «Моя Смоленщина», разработанный на основе регионального курса С. А. Болотовой «Азбука Смоленского края». Учащиеся получают возможность увидеть красоту родного края, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира Смоленщины, в том числе теми, что занесены в Красную книгу Смоленщины. Узнают об экологических проблемах нашей области и мерах, которые принимают по улучшению ситуации.

Внеурочный курс «Клуб друзей книги» предусматривает знакомство с произведениями, вносящими неоценимую роль в процесс экологического воспитания: Снегирёв Г. Я. «Рассказы и повести», Дуров В. Л. «Мои звери», Чаплина В. В. «Мои питомцы», Житков С. Б. «Рассказы о животных», Шим Э. Ю. «Лесные сказки», Бианки В. В. «Рассказы и сказки», Скребицкий Г. А. «Рассказы для детей».

В программе курса «Занимательная математика» экологическое воспитание также имеет место. Задачи экологической направленности можно найти в сборнике О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова «2700 задач по математике. Познавательный задачник. 1-4 классы». Учащиеся не только совершенствуют свои вычислительные навыки, но и задумываются над представленными в задачах фактами:

  • В Москве ежегодно при строительстве вырубают 50000 деревьев. Сколько деревьев срубили за последние 10 лет?

  • В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько воды вытечет за 3 часа, если в 1 литре 5 стаканов воды?

  • Во время атомной бомбардировки американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки погибло 100045 человек. Раненых и поражённых облучением было 3000540. Сколько всего людей пострадало от атомной бомбардировки? (Подобных задач в сборнике представлено немало).

Важнейший компонент экологического воспитания - деятельность младших школьников. Разные виды этой деятельности дополняют друг друга:

  • учебная деятельность способствует усвоению теории и практики взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии;

  • игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений;

  • общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей;

Кратко остановимся на каждом виде деятельности учащихся.

Учебная деятельность должна познакомить детей со средой их проживания, что позволит показать роль деятельности человека в преобразовании природного окружения как с положительной, так и с отрицательной сторон. Познакомить учащихся с фактами оскудения лесов и полей, загрязнения почвы, воды и воздуха, фактами прогрессирующего ухудшения здоровья взрослых и детей. Подведёт младших школьников к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды - значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

Игра - одно из замечательнейших явлений жизни. Отечественные психологи отмечают её чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребенка. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет младшим школьникам расширить кругозор, осмыслить всё разнообразие природы, её уязвимость, необходимость сохранения. Игра способна вовлечь учащихся в природоохранительную работу, воспитывает в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы. Через игру у детей легко налаживается позитивное отношение к окружающему, формируются новые положительные эмоции и чувства.

В игровой деятельности школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, овладевает приёмами общения со сверстниками.

Младшие школьники с удовольствием берут на себя роль животных, растений или грибов, взятых человеком под охрану или, наоборот, несправедливо обиженных людьми. Вжившись в роль, ребята рассказывают о значении выбранного ими существа в природе и жизни человека, обосновывают необходимость его сохранения или учатся чувствовать боль и отчаяние того, чья жизнь оказалась под угрозой, благодаря деятельности либо бездействию человека.

Организация общественно-полезной деятельности практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Педагог показывает, как правильно ухаживать за комнатными растениями, экологически грамотно подкармливать зимующих птиц. К сожалению, не все полезные действия можно продемонстрировать и закрепить в условиях школы: как правильно собирать грибы, ягоды, лекарственные растения. Но, имея теоретические знания, дети смогут применить их, выехав на дачу, отдыхая на природе.

Общественно-полезная деятельность интересна нашим школьникам. Дети охотно принимают участие в городских мероприятиях: акция «Сбережём Смоленские леса», «Покормите птиц зимой», экологический праздник « День птиц», конкурс поделок «Новогодняя экологическая игрушка», «Новогодняя ёлка из экологических материалов», трудовая акция «Сохраним в чистоте нашу Землю!», Замечательно то, что в эту деятельность вовлекается также и семья учащегося, ведь для изготовления поделок, кормушек, скворечников, костюмов для инсценировок, доставки собранной детьми макулатуры, приобретения посадочного материала и инвентаря нужны не только советы, но и практическая помощь родителей.

Следует также отметить воспитательное значение классных часов, таких как «Моя малая родина – Смоленщина», «Осенняя краса», «Хороша ты, Зимушка-зима!», «Выходи весну встречать», «Как делают бумагу», «Запомнить твёрдо нужно нам - пожар не возникает сам!», «Энергосбережение в школе и дома».

Если дети посещают ГПД, то воспитание экологической культуры продолжается. Интересны и эффективны были следующие мероприятия:

  • прогулка-наблюдение «Цветущие клумбы», «Не жги осеннюю листву», Заколдованное царство», «Первые приметы осени», «Весенние изменениями в природе», «Рассматривание веточек деревьев»;

  • прогулка с заданием «Добрый снег, ты подумал обо всех!»;

  • прогулка-практикум «Откуда снег пришёл?»,

  • целевая экскурсия «Следы человека хорошего и плохого»;

  • Экологическая игра «Лукошко грибника»;

  • Викторина «Знаешь ли ты растения Смоленской области?»;

  • КВН «День птиц. Добро пожаловать!»;

  • Что? Где? Когда? «Лесные загадки»;

  • Конкурс поделок из природного материала «Моя фантазия»;

Таким образом, внеурочная деятельность как часть общей системы экологического воспитания направлена на формирование инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством ответственности перед обществом за состояние окружающей природной среды. Школьники учатся грамотно бороться за её сохранение через практическую деятельность.

В заключение можно сказать: экологическое воспитание достигнет своей цели, если выпускник школы, вступающий во взрослую трудовую жизнь, осознает, что способ его взаимодействия с природой определяет не только его личное благополучие, но благополучие его близких, а также благополучие всего человечества.

«Природу нужно беречь,  как мы бережём саму жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву»,- учил К. Паустовский. Нам же, педагогам XXI века, отводится важная миссия - научить своих воспитанников любить и хранить наш общий дом – Землю.

4