СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема взаимодействия светского и религиозного образования: дефиниция понятий и постановка задач

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из задач современной философии образования является осмысление проблемы взаимодействия светского и религиозного образования. Для России эта проблема сегодня особо актуальна, поскольку в настоящее время происходит бурное развитие системы религиозного образования – от начальной до высшей школы, также создаются кафедры теологии в светских вузах, вводится предмет «Основы православной культуры», пока факультативно, в среднюю школу.

Просмотр содержимого документа
«Проблема взаимодействия светского и религиозного образования: дефиниция понятий и постановка задач»

Проблема взаимодействия светского и религиозного образования: дефиниция понятий и постановка задач1.

Одной из задач современной философии образования является осмысление проблемы взаимодействия светского и религиозного образования. Для России эта проблема сегодня особо актуальна, поскольку в настоящее время происходит бурное развитие системы религиозного образования – от начальной до высшей школы, также создаются кафедры теологии в светских вузах, вводится предмет «Основы православной культуры», пока факультативно, в среднюю школу.

Причины взаимодействия светского и религиозного образования вполне понятны и их можно свести к следующим:

1. Идеологически целевая. Стратегические цели деятельности Российского госу­дарства и Русской Православной Церкви в сфере образования, направленные на духовно-нравственное просвещение населения, развитие институтов гражданского общества и укрепление российской государственности, совпадают. Взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в области образования включает: совместное решение задач духов­но-нравственного и патриотического воспитания молоде­жи; подготовку специалистов в сфере изучения религиоз­ной культуры и религии в образовательных учреждениях разных типов; участие в реализации широкого спектра социально значимых проектов, особенно ориентированных на детей, подростков и молодежь; социальное партнерство в преодолении детской безнадзорности, преступности, распространения наркотиков, в защите детей от пропаганды насилия и жестокости, сексуальной эксплуатации и растления. Одной из важнейших совместных целей в сотрудничестве Церкви и государства является укрепление семьи как социального института в обществе. Роль религиозного образования здесь просто неоценима, поскольку идеалом в религиозной традиции является детоцентристская многодетная семья. В настоящее время в России продолжается развиваться процесс депопуляции, сформировалась кризисная демографическая ситуация, разница между уровнем смертности и рождаемости составляет около миллиона человек в год. Православная Церковь и государство как важнейшие социальные институты общества заинтересованы в сильной идеологии России, опирающейся на высокую нравственность, гражданское и правовое самосознание, культурно-историческую самобытность, что задает России цивилизационную роль в мировой политике.

2. Системно-образовательная. Для целостной социализации будущих поколений необходимо формирование единого образовательного пространства, которое выражается в сотрудничестве всех институтов общества: государства, системы образования, семьи, церкви. Общество без духовных традиций не имеет будущего. Сохранение и поддержание социокультурных и духовных традиций - важнейшая задача общества. Сотрудничество двух моделей образования (государственной светской и частной религиозной) необходимо для разрешения кризиса всей современной системы образования. Ныне большая часть граждан Российской Федерации идентифицирует себя с православием. Согласно опросу независимого исследовательского центра РОМИР в ноябре 2002 69,3 % назвали себя православными христианами, и, соответственно, выражают потребность в получении образования, адекватного их мировоззрению. Кроме того, религиозное образование в светской школе необходимо для реализации целостной социализации подрастающего поколения и соблюдения принципа культуросообразности, так как нравственные ценности православия явились ядром национального самосознания русского народа.

3. Культурообразующая. Светская и религиозная системы образования формируют вместе историческую целостность светских и религиозных культурных традиций в обществе. Значимая роль Православия в формировании культуры и духовности русского народа, его истории очевидна и закреплена во многих правовых актах, в частности в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как важнейшая задача в сотрудничестве светской и религиозной систем образования является восстановление исторического единства и преемственности национальной и религиозной культур, формирование парадигмы такого образовательного сотрудничества.

Цели взаимодействия светской и религиозной систем образования выступают следующие:

  1. формирование целостной личности (в психологической, социальной, национально-культурной, исторической, идеологической, мировоззренчески-духовной формах);

  2. трансляция нравственных ценностей и формирование национально-культурного самосознания учащихся;

  3. стабилизация общественных отношений, межэтнической и межконфессиональной коммуникации посредством сотрудничества общественных институтов, профилактика религиозного экстремизма и нетерпимости;

  4. взаимоусиление педагогического потенциала данных компонентов образования за счет сотрудничества педагогических традиций.

Важным в диалоге светской и религиозной систем образования представляется проблема понимания отделения церкви от государства. Конституционно декларируемый принцип отделения государства от церкви является именно правовым принципом, характеризующий неслиянность функций церкви и государства в общественной жизни, самостоятельность властных иерархий церкви и государства. Данный принцип фиксирует норму запрета профессионально одновременно участвовать какому-то лицу в деятельности в государственных и церковных органах. Можно сказать - это корпоративный принцип, отражающий факт разделения властей в обществе и идеологическую равноправность духовных и светских властей. Но излишняя идеологизация этого принципа в угоду атеистической идеологии государства привела к искажению его в условиях социализма, когда под этот принцип стали подводить практику борьбы с церковью, как с отживающим социальным институтом и вытеснение церкви из жизни общества. Большинство граждан нашего государства являются членами той или иной церкви, поэтому нельзя разделять их социокультурную, идеологическую, моральную позицию, признавать двойной стандарт в обществе: один для государства, один для церкви. Для эффективного понимания принципа разделения церкви и государства в сфере управления обществом, он должен быть диалектически дополнен принципом гармонии, «симфонии» властей, исторически присущим политической традиции и менталитету русского народа, когда церковь и государство усиливают друг друга во всех областях общественной жизни (социальной, культурной, образовательной, армия, зравоохранение и т.д.), для более эффективной реализации общей для них российской идеологии, выражающей общенациональные российские интересы нашего общества. Менталитет российского общества исторически целостен и тесно связан с православными ценностями, поэтому консолидация общества будет возможной в России, как и сохранение нами геополитического места в мире, если идеология будет выражать христианскую систему ценностей, как исторически присущую специфику русского общества. Американская модель идеологии радикального либерализма, которая навязывается российскому обществу чужда нашему менталитету, традициям нашей государственности. Под свободой совести в этой либеральной модели подразумевается моральный и вероучительный плюрализм, который ведет фактически к культурному и религиозному нигилизму, отвержению моральных и религиозных традиций в обществе, стиранию национально-культурных традиций, к усилению глобализационных процессов в нем. Противопоставить губительным глобализационным процессам можно только единое общество, с сильным государством и церковью, сплоченных вокруг целостной российской идеологии, опирающейся в своей основе, на православные традиции русского общества.

В теоретическом плане представляется актуальным задача по переходу в научном дискурсе от атеистической конфронтационной модели светскости в системе образования к цивилизованной модели светскости, а также принятие в научном дискурсе общепризнанных определений терминов религиозного и светского образования и понятия светскости.

Рассмотрим понятие «светскости». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и И.Ю. Шведовой дается такое понимание: «Светский, -ая, -ое. 1. Свет. 2. Отвечающий понятиям и требованиям света..., принадлежащий к свету... 3. Не церковный, мирской, гражданский, противоположный духовный... Свет же здесь употребляется в значении 1. Земля, Вселенная, а также люди, ее населяющие... 2. В дворянском обществе: избранный круг, высшее общество...»2.

Правовед В.И. Понкин выделяет в дефиниции «светскость» два основных значения: 1) «светскость как публичность..., принадлежность к элите; 2) светскость как некая характеристическое свойство (существенный признак государственных или общественных институтов, отражающие и закрепляющие их общегражданскую мирскую направленность)»3.

Доктор права француз Ж. Боберо определяет светскость как принцип государственной политики, обеспечивающий равенство граждан в вопросах веры и свободы совести. Так же он определяет светскость как ценностную категорию и элемент культуры: «светскость является универсальной ценностью». Но при двойном условии. Во-первых, если она будет оставаться открытой для дискуссионности, будет уважать не только единство нравственных ценностей, но и их разнообразие и, таким образом, будет принципом, существующим в движении. Во-вторых, если она (светскость) окажется способной к самокритике, будет избегать самосакрализации и будет защищать от нее любую форму социальности»4. Таким образом, светскость – это один из принципов нравственного идеала в развитии, поддающийся трансформации.

Разновидностью дискриминационного конфронтационного толкования светскости является отождествление светскости с атеизмом. Например, светский характер Российской Федерации, отделение религиозных объединений от государства и их равноправие перед законом, закрепленное в части 1 статьи 14 Конституции, а также светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, закрепленный в пункте 4 статьи 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-15 и в части 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ6 часто ошибочно отождествляются с антирелигиозным или атеистическим характером государства и образования в Российской Федерации. Атеизм, в свою очередь, отождествляется с наукой и научным мировоззрением. Положение части 1 статьи 14 пункта 2 Конституции Российской Федерации толкуют как равноудаленность всех религиозных объединений от государства и изоляцию религиозных объединений от институтов гражданского общества как соответствующие принципу светскости7. Однако указанные правовые нормы не устанавливают атеистический и антирелигиозный характер государства, государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не прописывают какие-либо императивные положения о принудительной и категоричной изоляции религиозных объединений от государства и остальных институтов гражданского общества, в том числе от государственной системы образования. Понятие «светский характер» не содержит указание на какую бы то ни было равноудаленность или вообще удаленность, поэтому использования этих терминов некорректно. Подобное игнорирование религии тяготеет к агрессивному сепаратизму, который перерастает в преследование религии. Упомянутая норма Конституции РФ не является основанием для запрета или препятствия к сотрудничеству государства и религиозных организаций, к которым выражают свою принадлежность или предпочтительное отношение большая часть граждан Российской Федерации.

Не убедительным является отнесение к числу признаков светскости государства отсутствие влияния религиозных организаций на государственные муниципальные образовательные учреждениями, так как содержание понятия светского государства не имеет запрета данного влияния. Такое изолирование религиозных объединений от государственных и муниципальных образовательных учреждений невозможно, во-первых, культурологически: культура в России пронизана религиями, смыслами, символами и сформирована в Православии. Во-вторых, это невозможно, юридически: согласно части 1 и 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти Российской Федерации является ее многонациональный народ. Соотнося данные Конституционные нормы с пунктом 6 ст. 2 закона Российской Федерации «Об образовании», государственная политика в области образования устанавливает одним из принципов демократии государственно-общественный характер управления процессом образования. Следовательно, религиозные организации наравне с другими институтами гражданского общества вправе оказывать влияние на национальную систему образования.

Зачастую светскость государства понимается как религиозная и культурная неидентификация. Многие демократические государства фактически и юридически выражает свою культурно-национальную идентичность. Примером конституционной самоидентификации является выражение в ФРГ предпочтение католиков лютеранам.

В перечень признаков светского государства не входит забота о фактическом равенстве религиозных объединений. Обеспечение подобного равенства невозможно, во-первых, культурологически. Культурный вклад, например, лютеранской церкви в Германии не соизмерим с влиянием, допустим, адвентистов седьмого дня. Во-вторых, не выполнимым представляется обеспечение равной численности последователей религиозных организаций, а, следовательно, уравнивание их представительства в сфере образования, в социальном заказе населения на реализацию своих потребностей, в том числе, религиозных и правовых. Светскость государства не может означать отсутствие государственных привилегий какой-либо религиозной организации. Привилегия – «особое право на особое регулирование в контексте прочих правил»8. Например, Итальянская Республика регулирует свои отношения с Католической церковью особым документом, конкордатом от 18 февраля 1984 г.

На основе сказанного представляется возможным сформулировать существенные признаки светского государства.

1.Право на свободное мировоззрение, самоопределение, гарантированное в том числе, запретом на установление какой бы то ни было религии либо нерелигиозной, включая и антирелигиозную идеологии в качестве общеобязательных.

2.Отделение религиозных объединений от государства: разделение функций и полномочий).

3. Светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Перечисленные признаки являются основными, из них логически выводятся все остальные. В содержание первого пункта входит право на свободу мыслей, убеждений и вероисповедания (право на свободу совести): – право иметь, принимать или менять религию или убеждения по своему выбору, исповедать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими гражданами, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений, право не исповедовать никакой религии и не подвергаться какому-либо принуждению, умаляющему свободу, иметь или принимать религию и убеждения по своему выбору; – право на объединение; – право на свободу выражения своего мнения, включая право придерживаться своего мнения, право искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно, или посредством печати или художественных форм выражений или иными способами по своему выбору; – право на защиту от дискриминации, включая право на равенство независимо от отношения к религиям, национальности или расы или мировоззренческих взглядов, на защиту от геноцида и дискриминации по признаку отношения к религии, национальности или расе или мировоззренческих взглядов, на защиту от пропаганды неполноценности граждан по признаку отношений к религии, национальности или расе или мировоззренческих взглядов; - право на национально-культурную и религиозную идентичность, включая право на сохранение национальной культуры, культурное развитие, на доступ к культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на самоопределение, свободное установление и осуществление своего культурного развития; - право на духовное благополучие; – право на духовное развитие в условиях свободы и гарантии обеспечения человеческого достоинства; – право на духовное развитие ребенка; – право родителей на выбор воспитания и образования для своих малолетних детей; – право на воспитание в ребенке уважения к его культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает; – право на повышение духовного уровня жизни.

Таким образом, целостное включение в организационно-правовом аспекте светского образования может реализоваться только в светском государстве, где существуют правовые регуляторы для обеспечения принципа светскости. Светский характер государства основывается на демократичном управлении обществом.

Светский характер образования, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях означает следующее:

1) образование по учебным предметам основных программ не может иметь целью принудительное приобщение обучаемых к какому-либо религиозному вероучению или нерелигиозной, включая атеистическую, идеологии, и не направленно на вовлечение в религиозные или иные объединения;

2) добровольный характер углубленного изучения религии или какой-либо нерелигиозной идеологии в содержании основных и дополнительных образовательных программ в рамках вариативного компонента общеобразовательных программ (в некоторых других государствах это требование переходит в форму гарантий изучения официальной или преимущественных религий);

3) право обучающихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса на свободу совести и вероисповедания;

4) право на свободный выбор и выражение своих взглядов и убеждений, за исключением взглядов и убеждений, несовместимых с принципами государственной политики в области образования и установленными законом требованиями к содержанию образования;

5) разделение полномочий органов государственной власти с полномочиями религиозных организаций в области образования, в том числе при организации и проведении углубленного изучения религии в содержании основных и дополнительных образовательных программ, в рамках вариативного компонента образовательных программ;

6) обязанность разработчиков содержания обучения и учебно-методического обеспечения учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, представленных в российском обществе, в том числе разнообразие оценок религии, конкретных религиозных направлений, объединений; представление учащимся знаний о религии в содержании инвариантного компонента общеобразовательных программ не может приводиться исключительно с позиций критического или апологетического подходов к религии;

7) обязанность государственных органов управления образованием создавать условия, способствующие защите и развитию в системе образования традиций и ценностей религиозной культуры, региональных и этнических культур и традиций народов РФ; это должно служить одной из гарантий от навязывания обществу со стороны государства какой-либо квазирелигиозной идеологии или проникновения в систему образования деструктивных религиозных и квазирелигиозных объединений и культов;

8) содержание образования не может быть направлено на профессиональную подготовку служителей религиозного культа;

9) религиозное образование не может подменять собой общегражданское, общее, или профессиональное образование и не препятствует его реализации;

10) осуществляемое в государственных или муниципальных образовательных учреждениях религиозное образование не сопровождается проведением богослужений, религиозных обрядов или церемоний (данной требование не исключает возможности, к примеру, прочтения краткой молитвы перед или после занятия, по предмету религиозного образования с учетом соблюдения общей добровольности посещения таких занятий).

В РФ вся система образования является светской и в частных, и в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, так как принцип свободы, разнообразия мировоззренческих подходов позволяет строить дошкольное, общее или профессиональное образование на различных мировоззренческих принципах (исключая только асоциальные, экстремистские или антирелигиозные взгляды). Реализация разнообразия мировоззренческих подходов осуществляется либо в форме вариативности образовательных программ, либо в форме вариативности видов образовательных учреждений и их организационно-правовой подчиненности. Светское образование может в себе содержать религиозное и являться более широким понятием, чем понятие религиозное образование.

Государственно-общественный характер светского образования подчеркивается в определении Метлика И.В.: «Светским образованием является любое образование в обществе, направленное на решение различных значимых для общества задач, организуемое и поддерживаемое обществом через органы государственной власти и местного самоуправления»9.

Таким образом, можно принять следующее рабочее определение светского образования - это целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, который учреждается, контролируется, обеспечивается и реализуется посредством органов государственной власти, местного самоуправления, частных лиц, общественных и религиозных организаций, имеет исключительно общественно значимое содержание, которое может включать другие типы образования, в том числе и религиозное. Специфической чертой светского типа образования является императивное требование общественной значимости содержания образования.

Существует множество определений религиозного образования. Например, по Понкину И.В., «это целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах религиозного объединения и личности, сопровождающийся приобретением обучаемым знаний о религиозном вероучении, религиозной практике, культуре и жизни религии и представляющего ее религиозного объединения, формированием качеств личности и образа жизни человека на основе соответствующего религиозного вероучения, в том числе присущих ему нравственных ценностей»10.

Общественное значение религиозного образования отражено в определении И.В. Метлика: «Религиозное образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности, семьи, религиозных объединения, общества и государства на мировоззренческой основе определенной религии и (или) во взаимодействии с определенной религиозной организацией»11. Целью такого образования является освоение знаний об определенной религиозной традиции и культуре для удовлетворения потребностей духовно-нравственного просвещения личности, потребностей религиозных служителей и работников, потребностей общества и государства в сохранении и развитии российской культуры, культурных традиций и особенностей народов Российской Федерации.

Не вдаваясь в дискуссию по поводу различных определений, а имея цель дать такое рабочее определение термина, чтобы оно способствовало диалогу, остановимся на следующем. Религиозное образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества, государства и религиозных организаций, который по организационно-правовой принадлежности реализуется в учреждениях государственной, муниципальной и конфессиональной систем образования, а также в семье, содержание которого основывается на конфессиональном мировоззрении и может включать светский блок знаний. Важным представляется определить существующие уже формы взаимодействия религиозной организации с государством в области образования:

– взаимодействие уполномоченных органов или официальных представителей региональной организации с государственными и муниципальными органами управления образованием при реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами в образовательных учреждениях (организациях), учрежденных данной религиозной организацией или при ее участии (соучредительсво) в соответствии с действующим законодательством, положениями об образовательном учреждении определенного типа, вида, ступени образования;

– экспертиза уполномоченными органами или официальными представителями религиозной организации образовательных программ, реализуемых в любых образовательных учреждениях с целью установления соответствия их содержания религиозному учению и традиции, принятых в данной религиозной организации;

– экспертиза уполномоченными органами или официальными представителями религиозной организации квалификации педагогических работников с целью установления их способности реализовать образовательные программы, требующие знания религиозного учения и традиции, принятых в данной религиозной организации.

Религиозное образование осуществляется:

– религиозными организациями за пределами федеральных компонентов государственных образовательных стандартов по свободному выбору обучающихся (воспитанников) и (или) их родителей (законных представителей) в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами государственных и муниципальных органов управления образованием в пределах их компетенции;

– в любых государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях, за исключением общеобразовательных, во взаимодействии с религиозными организациями по свободному выбору обучающихся (воспитанников) и (или) их родителей (законных представителей) в порядке установленном соответствующими нормативными правовыми актами государственных и муниципальных органов управления образованием в пределах их компетенции, положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

– иным способом, не противоречащим действительному законодательству.

Любое взаимодействие в области образования религиозных организаций с государственными и муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями всех организационно-правовых форм, всеми участниками образовательных отношений осуществляется в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти (федерального и регионального уровней) и местного самоуправления в пределах их компетенции.

В государственных и муниципальных учреждениях дошкольного, общего, начального и среднего, профессионального образования, в соответствии с целями реализации соответствующих образовательных программ, устанавливается приоритет религиозного образования традиционных религиозных организаций народов РФ, внесших существенный вклад в формирование исторического и культурного наследия российского общества, этносов России, в российскую национальную и мировую культуру.

Религиозное образование реализуется:

– в семье, посредством самообразования, средств массовой информации, учреждений культуры, а также в деятельности других социальных институтов общества в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права;

– в негосударственных образовательных учреждениях религиозных организаций посредством реализации соответствующих программ учебных курсов и дисциплин;

– в иных негосударственных образовательных учреждениях во взаимодействии с религиозными организациями;

– религиозными организациями с зарегистрированным уставом в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок их образовательной программы, согласно законодательству РФ о свободе совести и о религиозных объединениях;

– в государственных и негосударственных учреждениях профессионального образования во взаимодействии с религиозными организациями в соответствии с государственными образовательными стандартами профессионального образования (специальность и направление профессионального образования «Теология» и др.).

«Одна из основных проблем в стремительно меняющихся общественных отношениях в современном обществе является проблема соотношения инновационности и традиционности в деятельности людей. Социальная философия рассматривает данную проблему в общесоциальном, культурном аспекте. Так, Э. С. Маркарян отмечает: «культурная традиция обычно противопоставляется творческому началу активности людей. Подобное противопоставление вполне оправдано, если эти явления рассматривать в статике. Однако, если подходить к изучению традиции с точки зрения развития, динамики, то столь жесткое противопоставление оказывается неправомерным, ибо любая инновация, если она принимается множеством входящих в ту или иную группу людей, стереотипируется и превращается в традицию»12. Таким образом, в социально-исторической реальности традиция и инновация являются взаимосвязанными и взаимообусловленными философскими категориями, раскрывающие единую сущность развития общественных отношений. С.П. Иваненков подчеркивает качественно различный характер категорий традиция и инновация, но вместе с тем имеющих одно основание: «Таким основанием является не просто социальное время, а именно будущее состояние общества во времени. И инновация, и традиция – обе являются формами движения социума в будущее»13. Образование – важнейший потенциал духовного возрождения общества. Духовность общества заключается в традициях общества, а не в оппозиции им. Важно понять, что отделение государства от церкви – административно-правовой принцип в сфере управления обществом государством и церковью. Данный принцип не может быть мировоззренческим, культурным, идеологическим – разрушающим целостность сознания личности на два понимания истины, две обратных системы ценностей, две взаимоисключающие идеологии. Из этого принципа вовсе не вытекает, что образование должно быть отделено от нравственных христианских традиций общества. Данный принцип диалектически дополняется принципом сотрудничества государства и церкви, в которых состоят все, или большинство, граждане нашего Отечества, во всех областях общественной жизни, в первую очередь, духовно-культурной и образовательной. Семья, церковь, образование – оставшиеся островки сохранения духовных традиций в обществе в условиях агрессивного напора массовой культуры, светской идеологии, размывающей социокультурный этнос народа. Национальным интересам государственной идеологии соответствует сохранение этих традиций и данных взаимоподдерживающих друг друга в обществе социальных институтов. Не разделение общества на светское и несветское, а консолидация общества на основе идеологии основанной на христианской этике – вот задача, в том числе и образования. Менталитет общества не может быть расколот на идеологию и психологию, Православие является его оцельняющим фундаментом.

Инновационное развитие университетского образования в качестве необходимой компоненты потенциала своего развития обязательно включает в себя все наиболее жизнеориентирующее из духовных традиций российского народа. Одна из значимых традиций, которая является многовековой в российской истории просвещения – это Православие. В современной педагогике существуют множество образовательных моделей. Модель, основанная на традициях советской педагогики, развивает деятельностный подход. С позиций зарубежных педагогических концепций – модель, основанная на личностно-ориентированныхе образовательных технологиях. И, наиболее исторически укорененная в нашей стране – это модель образования и воспитания, основанная на христианских ценностях Православия.

Инновационное развитие в рамках христианской парадигмы образования является востребованным сегодня как никогда, ибо непреходящие моральные ценности христианства могут вообще перестать быть жизнеориентирующими для современной молодежи, если не будут включены в систему современных средств коммуникации и образовательных технологий. Суть социализации сводится к передаче сакральных ценностей – непреходящих абсолютных моральных ценностей, выражающих душу народа, его характер. Смысл православной образовательной концепции состоит в том, что подлинная социализация возможна только на христианских ценностях, глубоко укорененных в российском менталитете и которые наиболее культуросообразно в русской культуре выражают общечеловеческие ценности. Сущность ее – в преображении человека, посредством духовно-нравственного совершенствования его, через прояснение образа Божия в человеке, стяжания добродетели, святости. Основной принцип педагогики – ориентированность на личностный нравственный идеал Христа, который глубоко укоренен в мировой культуре. Обретение подлинной личности человека открывается через преображение ее во Христе, через встречу с Ним. Принцип педагогики – коллективизм, осмыслен в православии как принцип соборности – богочеловеческих отношений людей друг ко другу, симфонии церкви и государства в их служении каждому человеку и всему народу в целом. Важен принцип опережения морально-нравственного воспитания над рационально-информационным образованием. Принцип креативности в педагогике воспринимается как сущностной принцип раскрытия творческих сил в человеке, талантов данных ему от Бога, для выполнения заповеди: «будьте совершенны, как Отец Ваш небесный совершен есть» (Мф.5:48). Схоластический, догматизированный характер религиозно-государственной системы образования царской России стал одной из причин ее кризиса и неэффективности в новых общественных отношениях. Вернуться к этому принципу, не выбрасывая «младенца», христианских ценностей в педагогике – это есть задача инновационной деятельности в образовательной сфере, если она не хочет стать предательницей историческим устоям собственного народа.

Понимание приоритетности сотрудничества православной церкви и системы образования видно из слов патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей, против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая целью его уничтожить. Нужны всенародные усилия, можно сказать, всенародный вопль, чтобы наши дети и молодежь получили возможность вернуться к духовным и культурным корням народной жизни, вновь приобщиться к святому и чистому роднику веры и любви, в течении почти двух тысяч лет питавшему европейские народы, вскормившему все самое высокое и прекрасное в европейской цивилизации»14.

Определяя конкретные задачи во взаимодействии светского и религиозного образования в Оренбургской области значимыми представляются следующие:

  1. Формирование образовательной концепции сотрудничества и совместного плана мероприятий на базе Координационного совета по сотрудничеству в сфере образования, образованного в 2004 году управлением Оренбургской епархией Русской Православной Церкви и Департаментом образования Оренбургской области.

  2. Создание системы горизонтальных договорных отношений между приходами Оренбургской епархии и школами Оренбургской области по сотрудничеству в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи.

  3. Участие в реализации региональной и муниципальной комплексной программы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи регионов России.

  4. Включение в региональный компонент образования Оренбургской области учебных предметов («Основы православной культуры России и Оренбургского края», «Мир ислама Оренбургского края», «Цивилизационная этика Оренбуржья»), направленных на приобщение школьников к ценностям традиционных религиозных культур и народов России, с учетом законных прав и интересов всех участников образовательного процесса.

  5. Изучение положительного опыта субъектов Российской Федерации по развитию этноконфессионального и этнокультурного компонента в системе общего образования (Республика Марий Эл, Ставропольский край, Смоленская, Екатеринбургская, Ивановская, Курская, Московская области и др.).

  6. Поддержка открытия кафедры теологии в Оренбургском государственном университете, специальности 020500 «Теология» по профилю «Православная теология».

Реализацией светского религиозного образования является специальность «Теология» высшего профессионального образования. В Государственном образовательном стандарте по специальности «Теология» регламентируется светский характер образовательной программы: «В соответствии с действующим законодательством в процессе изучения составляющих теологию отраслей научного знания не предусмотрено совершение культовых обрядов. Образование специалистов теологии не преследует цели подготовки священнослужителей»15. Согласно образовательному стандарту теология включает в себя комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональные формы религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательская деятельность), религиозное право, археологические памятники истории религий, история и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. По мнению С.В. Медведко, консультанта аппарата комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, теология «как наука, прежде всего описывающая определенную мировоззренческую систему (включающую космологию мира, теорию креационизма, эсхатологию и т. д.) несомненно, относится к фундаментальным наукам. Преподавание теологии в системе образования не предусматривает культовой сопричастности к той или иной религиозной системе, порой потому, как человек изучающий Маркса не обязательно должен становиться марксистом»16.

Для того чтобы в государственных вузах преподавание богословских предметов, включенных в стандарт, не входило в противоречие с учением соответствующих религий, в стандарте предусмотрено, что «занятия по специальным дисциплинам проводятся преподавателями, утвержденными ученым советом вуза из числа рекомендованных региональным уполномоченным органом соответствующей религиозной организации и отделением УМО (Учебно-методическое объединение) университетов России»17.

В 2003/2004 учебном году занятия на вновь созданных теологических факультетах и отделениях велись в двадцати одном государственном вузе, в том числе: Омском государственном университете, Дальневосточном государственном университете (Владивосток), Алтайском государственном университете (Барнаул), Уральском государственном профессионально-педагогическом университете (Екатеринбург), Белгородском государственном университете, Тульском государственном университете, Тульском государственном педагогическом университете, Саровском физико-техническом институте и других. На 2015 год количество кафедр теологии по профилю «Православная теология» увеличилась до 42, при общем количестве – 48 кафедр теологии, 6 по другим профилям18.

С 2000 по 2011 год в Оренбургском государственном университете проводила обучение студентов по специальности «религиоведение» кафедра религиоведения и теологии, была создана материальная и учебно-методическая база для лицензирования специальности «теология», открытие которой планировалось на 2005 учебный год. Но в связи, со слабым взаимодействием с Оренбургской епархией МП РПЦ, специальность «теология» не открылась, а затем сама кафедре прекратила существование. Но потенциал развития теологического образования в г. Оренбурге социально востребован и скорее всего будет реализован. 11 апреля 2003 года заключен договор о сотрудничестве в сфере образовательных услуг между ОГУ и Оренбургской епархией. Предметом договора является:

  1. сотрудничество в целях объединения усилий по духовно-нравственному возрождению общества, организации взаимодействия в сфере образования и духовного просвещения, обмена информацией, анализа и обобщения накопленного опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания и теологического образования;

  2. сотрудничество в области подготовки специалистов с целью получения высшего профессионального образования по специальности 020500 «теология» на базе выпускающей кафедры религиеведения и теологии ОГУ;

  3. сотрудничество в лицензировании и аккредитации специальности 020500 «теология», в кадровом ее обеспечении;

  4. сотрудничество при разработке методических материалов по дисциплинам гуманитарных специальностей ОГУ, в частности научно-методического обеспечения учебного процесса специальности 020500 «теология»;

  5. сотрудничество в организации цикла лекций в ОГУ по общим специальностям (направлениям) ОГУ;

  6. проведение на базе договаривающихся сторон конференций, круглых столов, семинаров научно-методического и просветительского характера по проблемам теологического образования и формирования духовности молодежи, проблемам православной культуры;

Важными в рамках сотрудничества представляются пункты 5.7 и 5.8 договора. «Стороны способствуют созданию благоприятных условий в общеобразовательных школах университетского округа, в ОГУ для проведения занятий по гуманитарному циклу: истории Отечества, русской литературе и культуре, философии, этике, педагогике, в традициях православной духовности. Проводят разработку и реализацию в ОГУ в рамках дополнительного вузовского образования духовно-образовательных программ по гуманитарному циклу дисциплин: история РПЦ, основы православной культуры, православная философия, основы христианской этики и т. Д. Стороны содействуют разработке, реализации и экспертизе конкретных проектов духовного просвещения, нравственного воспитания, развития православной культуры, милосердия и благотворительности. Не допускают в учебно-воспитательный процесс акции и программы, противоречащие традиционным духовно-нравственным нормам нашего народа».

Таким образом, рассмотренные выше теоретические и практические предпосылки в сотрудничестве светского и религиозного образования создают уверенность, что будущее России принадлежит духовным традициям, усиление этих традиций является важнейшей задачей всей национальной системы образования России.



1 Мишучков А.А., Гильманова Ю.Л. Взаимодействие светского и религиозного образования: дефиниция понятий и постановка задач // Вестник Оренбургского государственного университета. Приложение «Гуманитарные науки». – 2005. – № 4. – С. 17 – 24. (добавлена в статью информация о количестве новых кафедр теологии на 2015 г.).

2 Ожегов С.И. и Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1995. С. 691.

3 Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. – М.: Про-Пресс, 2003. С. 21.

4 Боберо Ж. Светскость: французская исключительность или универсальная ценность? / Пер. с фр. Т. Голиченко // ULR: http: // www.zerkalo – hedeli.com/nn/show/403/35532. Цит. По Понкину И.В. Правовые основы светскости государства и образования. – М.: Про-Пресс, 2003. С. 23-24.

5 В редакции Федеральных законов от 13.01.1996 г. № 12-903, от 16.11.1997 г. №144-903, от 20.07.2000 г., № 102-ФЗ, от 07.08.2000 г. №122-ФЗ, от 13.02.2002 г. №20-ФЗ, от 21.03.2002 г.№31-ФЗ, от 25.06.2002 г.№71-903, от 25.07.2002 г. №112-ФЗ,с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2000 г. №13-Процесс, ФЗ, от 27.12.2000 г. №150-ФЗ, от 30.12.2001 г. №194-ФЗ.

6 В редакции Федеральных законов от 26.03.2000 г. № 45-ФЗ, от 21.03.2002 г. №31-ФЗ, от 25.07.2002 г .№112-903.

7 Как выстроить взаимоотношение власти и конфессий в новом веке. Основы политики Российского государства в сфере свободы. // НТ – Религии – 2001. – 27 июня.

8 Мирошникова Е.М. Конституционно-правовой механизм государственно-церковных отношений. С. 83-84. Цит. По: Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. – М.: Про-Пресс, 2003. С. 42.

9 Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета 2000, 2004. С. 97.

10 Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. – М.: Про-Пресс, 2003. С. 261.

11 Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М.: Планета, 2004. С. 118.

12 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983. С. 80.

13 Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999. С. 172.

14 Алексий II. Против нашего народа ведется война. URL: http://pravnovosti.ru/blog/2012/12/11.

15 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности „Теология“. // Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования: Материалы научно-практической конференции (10 – 11 октября 2002 г.). М., 2003. С. 167.

16 Там же. С. 74.

17 Там же. С. 185.

18 Добавлена в статью информация о количестве новых кафедр теологии на 2015 г.: Совет УМО по теологии. Режим доступа: http://www.uralsky-missioner.ru/doc/670


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!