СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проблематика и поэтика в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с целью активизировать деятельноссть детей по работе с текстом.

Просмотр содержимого документа
««Проблематика и поэтика в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»»

Урок в 5 классе

по теме «Проблематика и поэтика в стихотворении

М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Цели урока:

1)Образовательная: помочь обучающимся понять идейно – художественные особенности стихотворения» Бородино»; уметь определять роль изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.

2) Развивающая: показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства; пособствовать развитию творческой деятельности самого ученика.

3)Воспитательная: воспитать в растущем человеке такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу. 


Межпредметные связи: воспользоваться знаниями учащихся об Отечественной  войне 1812 года, о Бородинском сражении, полученными на уроках истории.

Оборудование: компьютер, электронная панель, фотографии к тексту, учебник литературы 5 класс, портреты участников Отечественной войны и Бородинского сражения.


Тип урока: комбинированный

Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:

-воспитание обучающихся в духе патриотизма;

-формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использование адекватных языковых средств, умения вести диалог с учителем и со сверстниками.;

- формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа;

- развивать интерес к истории своей страны, к ее истинным героям.



Ход урока:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок. Всем желаю хорошего настроения и активной работы на уроке.

2.Вступительное слово учителя.

-Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

В нем лирический герой вспоминает о той славной поре национальной истории, когда весь народ поднялся на отпор врагу и каждый ощущал себя богатырем.

- Давайте вспомним, о каком событии идет речь в стихотворении? (Отечественная война 1812г)

В этой войне именно народ спас страну ценой жизни многих своих сынов, солдат и офицеров. М.Ю. Лермонтов воспевает прежде всего героизм простых солдат, оценивает как возвышенное и прекрасное любовь к родине и готовность отдать за нее жизнь, чувство ответственности за судьбу России.

3.Проверка домашнего задания.

Дома вы составляли план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата.

Проверка планов сопровождается выразительным чтением фрагментов стихотворения.

Примерный план.

1.Отступление («Мы долго молча отступали…») – 3-я строфа.

2.Выбор места сражения («И вот нашли большое поле…» - 4 строфа.

3. Настроение перед боем («Уж постоим мы головою/ За родину свою!») – 5 строфа.

4.Ожидание боя («Два дня мы были в перестрелке») – 6 я строфа.

5.Ночь перед сражением («Прилег вздремнуть я у лафета…») – 7-я строфа.

6.Клятва верности («Ребята! Не Москва ль за нами?») – 8-я и 9-я строфы.

7.Бородинская битва («Вам не видать таких сражений!..») – 10-12 строфы.

8.После сражения («Тогда считать мы стали раны…») – 13 я строфа.


4.Мотивация.

-Как вы думаете, о чем, по – вашему, мы еще не сказали и о чем нужно продолжить разговор на сегодняшнем уроке?

- Тема урока «Проблематика и поэтика стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

5.Целеполагание.

-Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Обучающиеся говорят о том, что героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года имел огромное значение для России; стихотворение Лермонтова увековечило память народа об этом историческом событии; кровавое сражение на Бородинском поле и подвиг русского народа изображен поэтически).

6.Слово учителя.

- «Бородино» - лирическое стихотворение. Главное в нем не изображение хода битвы, а раскрытие чувств и мыслей простых солдат и слитых с ними мыслей и чувств поэта, его размышления о роли простого народа в победе и о значении Бородинской битвы, о судьбе личности и возможности ее единения с простым народом, о том, что такое настоящие люди и какой ценой добывается слава родины, и о многом другом.

-Лермонтов пишет стихотворение в 1837 г., через 25 лет после битвы и упрекает своих современников в том, что они недостойны своих отцов («Богатыри – не вы!»).

7.Работа с текстом. Задания по читательской грамотности (работа в группах).

Вопросы к классу:

-Как рассказывает старый воин о событии, непосредственным участником и героем которого он был? (Ветеран рассказывает не о себе, не о своем подвиге, а о масштабе события, о величии битвы, о героизме простых солдат и командиров.)

-Какие чувства рождает у нас рассказ старого солдата? (Гордость за наших предков, уважение к их подвигу.)

-Почему Лермонтов устами героя – рассказчика называет участников Бородинской битвы богатырями?

Дети могут сказать, что участники битвы – богатыри, потому что они спасли Родину, победили грозного врага; проявили смелость, мужество, героизм; участники битвы любят свою родину, чувствуют ответственность за ее судьбу; они готовы отстоять родину ценой жизни.

-Какой смысл вкладывает он в слово «Москва»? Какую клятву дали солдаты?

-Какие строки стихотворения вас особенно взволновали?

Среди ответов звучат строфы:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!..


Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!


-Ребята, а сейчас мы совершим воображаемую экскурсию на Бородинское поле – поле русского героизма и славы. А помогут нам совершить эту экскурсию репродукции с картин русских художников: А.В. Кондратьев «Скажи – ка, дядя, ведь недаром…», «Бородино», Н. В. Кузьмин «Рука бойцов колоть устала…», Ф. Рубо «Бородинская панорама», И.И. Пчелко «М. И. Кутузов под Бородином» (репродукции на доске).

-Представьте себя экскурсоводом. Используя сведения по истории, отрывки из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», репродукции картин русских художников, расскажите о Бородинской битве и ее значении для России своим одноклассникам:

(Сообщения учащихся )

1.Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями - произошло 7 сентября (26 августа) 1812 года у села Бородино (под Москвой). После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве. 3 сентября она расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала135 тысяч человек и 587 орудий.


2.Штаб Кутузова размещался в деревне Татариново, а сам Главнокомандующий - в деревне Горки. На правом крыле и в центре Кутузов сосредоточил 4 пехотных корпуса из семи, 3 кавалерийских корпуса и казачий корпус Платова.

Наполеон предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении дер.Семеновское, выйти в тыл русской армии и, прижав ее к Москве-реке, уничтожить.

В течение 6 сентября обе стороны производили последние приготовления к сражению.


3.Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон. О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил Александру I: "Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать".

"Битвой гигантов" назвал это сражение Наполеон. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из пятидесяти сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми." И до сих пор Бородино для русских - символ величия народного духа и предмет национальной гордости...


(Просмотр видеофрагмента Бородинского сражения).

- Ребята, какие чувства вызывает у вас этот видеофрагмент? (тревога, чувства страха и в то же время гордость за солдат, которые бесстрашны в бою).




И.И.Пчелко «М.И. Кутузов под Бородином»







В. Кондратьев ««Скажи – ка, дядя, ведь недаром…»





Н. В. Кузьмин «Рука бойцов колоть устала…»




Обращение М. И. Кутузова к войскам накануне Бородинского сражения. Художник Ю. Атланов.



В.В. Верещагин. Наполеон I на Бородинских высотах




Михаил Илларионович Кутузов



Наполеон Бонапарт





-А теперь мы поговорим о художественных приемах(тропах), которые помогают созданию картины боя.

Каждый получит рабочий лист с определением тропа на левой стороне листа. Вам нужно найти в стихотворении пример и записать его справа. (Каждая группа записывает свои примеры, по 2 примера из текста.)

Взаимопроверка и анализ выполненных работ.

-Следующим заданием у вас будет работа с карточками, в которые вы должны будете вписать ответы на вопросы, работая с текстом стихотворения (каждой группе раздаются рабочие карточки).


8.Подведение итогов урока.

- Какова тема стихотворения «Бородино»? (Бородинское сражение 1812г.)

- Какова его основная мысль? (Автор показывает проблему поколений. Читатель видит сожаления об изменчивости времени и характера людей, ведь нет уже “богатырей” в России, нет той силы духа и характера, присущего русскому человеку. М.Ю. Лермонтов упрекает новое слабое поколение и сетует на то, что мирное время расслабило людей и сделало их несерьезными).


8.Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. На листе напишите, какие трудности вы испытали на уроке?


9.Задание на дом.

-Выучить наизусть отрывок из стихотворения.


10.Рефлексия

- Я понял…….

- Мне показалось сложным…..

- Хотелось бы изучить…..

- Я буду применять в своей практике….


ПРИЛОЖЕНИЯ



Рабочий лист


«Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Средства художественной выразительности

Примеры из текста

Роль в тексте

Лексические средства. ГЛАГОЛЫ

Глаголы двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали

Эти слова помогают передать быстроту происходящего, динамичность и напряженность описываемого боя

Метафоры (переносное значение слова)

залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел, поле грозной сечи

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди


Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Эпитеты (образные определения)




Спаленная (Москва), боевые (схватки), нынешнее (племя), плохая (доля), господня (воля), зимние (квартиры), чужие (мундиры), русские (штыки), большое (поле), дым (летучий), могучее, лихое (племя), божья (воля).

Они помогают глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей действительности

Риторическое восклицание

Ну ж был денек!

Вам не видать таких сражений!

Наш рукопашный бой!

Ярко передают воспоминания старого солдата о тяжести Бородинского боя, о силе врага; помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью






Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя
Мусью – сударь, господин
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.
Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки
Улан, драгун – солдаты конных полков
Басурманы- люди другой веры, иноземцы,  враги

Флеши - (из исторической справки) старинные (до начала 20 в.) полевые, реже долговременные укрепления для прикрытия важных направлений и пунктов.














Михаил Илларионович Кутузов







Наполеон Бонапарт









Задание 1.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Находить и извлекать информацию

Способность найти в тексте одну или несколько единиц информации, изложенной в явном виде.

Какому историческому событию посвящено это стихотворение?


О войне 1812 года, о Бородинском сражении




Задание 2.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Находить и извлекать информацию

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

Кто главный герой этого стихотворения? Опишите этого героя, используя примеры из поэтического текста.


Старый воин-артиллерист, он имел дело с пушками, на груди – ордена, он был ранен, на лице - шрамы. Он очень горд за себя и за своих товарищей







Задание 3.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Интегрировать и интерпретировать информацию.

Находить и связывать единицы информации, содержащейся в самых глубинных слоях текста.

Какие качества, на ваш взгляд, проявили солдаты на поле боя?

Подтвердите строчками стихотворения











а) решительность

«Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

б) патриотизм

«Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

в) воинское братство, гордость:

«Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

в) готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой»

г) мужество, смелость:

«Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);






Задание 4.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Интегрировать и интерпретировать информацию.

Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.

Соотнесите название военного термина, встречающегося в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино», с описанием его значения (см. материал для справок):

(1) Булат; (2) редут; (3) бивак; (4) картечь; (5) драгун; (6) кивер; (7) лафет.

Материал для справок: (А) артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии; (Б) станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; (В) старинная, твердая и упругая, с узорчатой поверхностью сталь для клинков; (Г) высокий круглый военный головной убор из твердой кожи; (Д) полевое укрепление; (Е) в царской армии - военный некоторых частей кавалерии; (Ж) стоянка войска под открытым небом.


1-в

2-д

3-ж

4-а

5-е

6-г

7-б

















Задание 5.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

Приметь информацию, полученную из текста для решения новых учебно-позновательных задач с привлечением фоновых знаний.

На героя каких произведений устного народного творчества похож старый солдат?

На героев русских былин Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Он даже горюет о старых временах, когда были совсем другие люди: «богатыри – не вы!»
























Задание 6.

Группа читательских умений

Формируемые умения

Задание

Модельный ответ

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу , обсуждаемому в тексте.

В стихотворении Лермонтова звучит тема патриотизма. А что значит в наше время «быть патриотом»? 


Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу.




(Учиться,  работать, служить  в армии.

«Страна сильна, если сильна её армия».

Конституция РФ - «служба в армии является почётной обязанностью каждого

молодого человека».

 От того, насколько наше молодое поколение  будет похоже на героев тех

далёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависеть

будущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотел

донести до будущих поколений  М. Ю. Лермонтов.

Быть патриотом – значит уважать свой народ и не подменять ценности.






12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!