2 УРОК
Тема урока:
Проблематика повести «Собачье сердце». Художественные особенности повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
Цели урока:
познакомить учащихся с системой образов художественного произведения;
сопоставить характеры героев, их поступки;
показать актуальность произведения М.А.Булгакова;
привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;
развивать умения и навыки работы с текстом;
развивать навыки монологической речи;
учить сравнивать, сопоставлять;
Оборудование:
учебник;
текст художественного произведения М.А.Булгаков «Собачье сердце».
Перечень ресурсов: презентация, включающая слайды с содержанием языкового материала, таблицами, кадрами из кинофильма по произведению.
Программные средства, используемые учителем в процессе подготовки к уроку: Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).
Инструктаж учащихся по технике безопасности при работе в компьютерном классе.
Сообщение целей урока.
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести «Собачье сердце», анализировать его, будем постепенно входить в своеобразный, необычный мир Булгакова, обратим внимание на особенности его стиля. Слайд №1.
Сообщение о судьбе повести. Слайд №2.
Работа с терминами.
Мы с вами прочитали высказывание: «Собачье сердце»-шедевр булгаковской сатиры. «Сатира Булгакова – умная и зрячая.» В.Сахаров. Вспомним значения.
Сатира- вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек и его пороки. Сатира отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Слайд №3.
Источник сатиры - противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.
Виды сатиры:
ирония - когда смешное скрывается под маской серьезного; юмор - когда серьезное скрывается под маской смешного; сарказм - высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.
Средства сатиры - гиперболизм, гротескное несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; контраст между тем, чем должен заниматься человек и тем, что он делает.
Поисковое чтение. Проследите по тексту повести, где встречаются виды и средства сатиры.
Гротеск- предельное преувеличение, основанное на фантастике, сочетании реального и фантастического.(Превращение Шарикова в Полиграфа Полиграфовича Шарикова).
Сарказм (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским, высказывает суждения по поводу прочитанного).
Юмор(Мы видим Москву 30-х годов глазами пса Шарика). Гипербола.(Чрезмерное преувеличение- поведение Шарикова).
Ирония( Операция Шарикова: Преображенский и Борменталь «заволновались, как убийцы», «глаза Борменталя напоминали два черных дула, направленных на Шарикова в упор -лексика, заимствованная из уголовной хроники; пациенты, желающие омолодиться, и т. д.).
6. Аналитическая беседа.
В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе. Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика. Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь. Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая дворняга.
Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального и фантастичного
В чём фантастичность этого образа?
( Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)
Ему присущи чисто человеческие черты. Какие?
(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль».
Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы … вылезли из глаз».
Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь.
И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».
Именно глазами этого умного пса видим мы, читатели, уродливые картины пролетарской жизни страны. Слайд №5.
Каким же предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами шарика?
(«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!»
«До чего бессмысленны, тупы и жестоки повара».
«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»
«Блюда в столовой пятиалтынного не стоят, потому что 25 копеек из них заведующий хозяйством уворовал».
А сколько раз Шарик получал а бок сапогом, «кирпичом по рёбрам получал», «щёткой сколько раз морду уродовали».)
Всех этих грязных, жестоких, бездушных пролетариев Шарик хочет «тяпнуть за мозолистую пролетарскую ногу. За все издевательства вашего брата».
Своеобразный приём использует Булгаков, показывая то, что он не приемлет, высмеивает. Использует все приёмы сатирического изображения: гротеск, гиперболу.
Использует он и приём противопоставления.
Основной темой повести является изображение трагической стороны тупого, серого, убогого общества и яркой человеческой личности.
Кто противопоставляется жестоким, тупым, серым пролетариям, «товарищам»?
(«Из дверей магазина вышел гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Вы думаете, я сужу по пальто? – рассуждает Шарик. – Вздор».)
Обратите внимание на фамилию персонажа. Преображенский (от слов «преображать», «улучшать») – человек, который должен, по мысли автора, преображать, улучшать мир, и он, действительно, занимается проблемами омоложения людей.
Как определил Шарик, что перед ним не товарищ, а гражданин, господин?
(«А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра».)
В чем же его непохожесть на остальных людей, встречавшихся на пути Шарика.
(Он проявил исключительную заботу и доброту по отношению к бродячей собаке: «Он наклонился к Шарику, пытливо глянул ему в глаза и … провёл рукой … ласково по Шарикову животу».
Внешность профессора говорила о его достоинстве, значимости: «Хозяин вваливался в чёрно-бурой лисе, сверкая миллионами снежных блёсток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу».
Люди, которые окружали Преображенского, тоже красивы: «Дверь совершенно бесшумно раскрылась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом».
«Вошёл тот, тяпнутый, оказавшийся теперь в ярком свете, очень красивым, молодым».
Поражает Шарика удивительно роскошная квартира , кабинет, ужин профессора. Слайд №8.
Вывод: Преображенский – это профессор медицины. Он врач, делающий уникальные операции по омоложению людей. Его жизнь посвящена науке, он честно служит своему делу, и люди благодарны ему за это. Можно сказать, что перед нами яркая, неординарная, талантливая личность. Слайд №9,10.
Что же оказывается? Эта талантливая личность не может работать в полную силу. Ей мешают. Мешают люди, которые ничего из себя не представляют: серые, безмозглые, тупые. Занимая невысокую должность, они возомнили себя чем-то важным, значительным, потому что они «защитники революционного интереса».
В эпизоде встречи Преображенского со Швондером и его товарищами сатира Булгакова на социалистическое общество достигает своего апогея.
7) Прокомментируйте этот эпизод. Оцените поведение Швондера.
(Швондер со свитой – это манекены, у которых за душой нет ничего: они жалкие, хотя у них амбиции; значительные, злобные, они считают себя устроителями новой жизни. Слайды №18,19.
Их принцип – отобрать и поделить Они хотят получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский.
Булгаков в этой сцене сатирически рисует всю пролетарскую власть, которая считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.)
Большой смелостью нужно обладать писателю чтобы, а 1925 г. так язвительно высмеять то, что считали правильным – уравниловку в подходе к жилищному вопросу. И вовсе не справедливость движет Швондером и его товарищами, а зависть бездарей к человеку, добившемуся благосостояния благодаря своему уму и таланту.
Довольно смелыми являются и слова Преображенского, брошенные в адрес членов домкома: «Да, я не люблю пролетариат».
Скептически относится Преображенский и к советской власти.
Именно советская власть довела страну до разрухи (нравственной и духовной). Процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла красота и внешняя, и душевная.
7.Анализ эксперимента профессора Преображенского. Слайды № 11-17.
1). Охарактеризуем образ Шарика.
- Опишите, какой была жизнь пса Шарика в начале произведения?
- Как пёс выражает свою благодарность профессору Преображенскому за пищу? Приведите цитаты из текста.
- Как проявляет себя Шарик, живя в доме профессора? Каково его отношение к Зине? Вывод: Шарик – добрый и хитрый пёс.
2). Перейдём к образу Клима Чугунова.
- Дайте характеристику Климу Чугунову.
Вывод: Клим – алкоголик и уголовник с психологией преступника.
3). Итак, пересадив псу Шарику гипофиз Клима Чугунова, Преображенский получил новое существо – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Дайте ему оценку
- Первые слова героя (найти в тексте), о чём они свидетельствуют?
- Как он ведёт себя в квартире профессора, что приносит туда с собой?( Разруху)
- Что остаётся в нём от Шарика? Почему он находит себе именно такую работу?
- Как Шариков в конечном счёте поступает с профессором?( Совершает на него донос)
- Почему Шариков стал именно таким? Мог ли он быть другим? Из чьих слов мы узнаём об этом? (Из слов профессора)
-Как вы думаете, почему автор так внимателен к внутренним монологам Шарика, «лишает» Шарикова этих монологов? ( Шариков – бездушное существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель домкома Швондер.)
Вывод: Сам профессор понимает, что из Клима могло получиться только такое наглое и агрессивное, невоспитанное существо.
Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он, во что бы то ни стало, хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют это существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером - переписку Энгельса с Каутским. С точки зрения Преображенского — все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение, сделали его маленьким начальником. Для Шарикова же стать начальником — значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушки-секретарши.
Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье. Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя.
Основные идеи повести. Слайды №22,23,24.
Итак, автор нам поведал историю эксперимента по пересадке гипофиза и половых желёз, взятых у человека, в тело собаки. По мнению М.А.Булгакова, строительство социализма – опасный эксперимент. На страницах повести развивается мысль об ответственности науки перед живой жизнью.
К чему пришёл профессор в результате своего эксперимента?
(Понимая свою ошибку, профессор делает повторную операцию, и всё вроде бы встаёт на круги своя: Шарик с перебинтованной головой лежал на ковре у дивана, а существо, чуть не погубившее Филиппа Филипповича, исчезло из его жизни.)
Так благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.
В повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Они просматриваются «через увеличительное стекло». Одна яркая деталь в портрете, в образе, поведении героя даёт возможность составить представление о нём.
В этом заключается неповторимое мастерство Булгакова.
Упрятанный от читателя Булгаков, войдя в свет с огромной задержкой, ничуть не опоздал, и через 60 лет после своей смерти актуален.
Домашнее задание по выбору учащихся:
Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.
Написать мини - сочинение по теме: «Шариковщина в наши дни». Актуальность повести Булгакова «Собачье сердце».
Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?
Сатирическое мастерство М.А.Булгакова. (По повести «Собачье сердце»).
Смешон или страшен Шариков?
6