СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемная беседа-диалог «У воспитанных ребят все дела идут на лад!» для учащихся 3-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемная беседа-диалог «У воспитанных ребят все дела идут на лад!» для учащихся 3-4 классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОШ № 94», г. Саратов








Проблемная беседа-диалог

«У воспитанных ребят все дела идут на лад!»

для учащихся 3-4 классов



В рамках реализации программы профилактики преступлений, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

«СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!»















Составитель:

Свиридова Е.В., учитель начальных классов









2024/2025 учебный г


Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей.

Задачи:

- рассмотреть понятия «воспитанный человек»;

- содействовать формированию у учащихся правильной самооценки и потребности в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;

- развивать познавательные интересы, умение применять полученные знания в условиях реальной жизни;

- воспитание этических норм поведения.


Оборудование: компьютер, проектор.



Ход мероприятия

I. Организационный момент.


II. Беседа «Воспитанный человек».

- Ребята, посмотрите на рисунки. Что на них изображено? (Изображены ситуации, в которых в одном случае человек проявляет свою воспитанность, а в другом человек проявляет свою невоспитанность).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (Ответы учащихся).

- Действительно, сегодня мы поговорим о воспитанности, о правилах поведения, тема нашей беседы «У воспитанных ребят все дела идут на лад». Как вы понимаете эту фразу?

-Давайте подумаем, какого человека можно назвать «воспитанным»? Какими качествами должен обладать воспитанный человек? (Ответы учащихся).

- Однозначное определение воспитанности дать очень сложно.

- Вот такие определения даны в толковом словаре С.И. Ожеговой, Н.Ю. Шведовой: «Воспитанный – отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя».

«Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».

- Порой воспитанного человека сравнивают с культурным человеком. Здесь есть доля правды, но эти два понятия несколько различны. Как вы думаете, чем они различаются? (Ответы учащихся).

- Культурный человек – это человек образованный и воспитанный. Он умеет вести себя в обществе, соблюдает правила этикета. Следовательно, воспитанный или культурный человек – это личность любого возраста, пола, которая стремится обогатить себя знаниями самых разных наук, основами знаний о культуре и искусстве, традициях и обычаях своего народа и культуры других стран. Это человек, который постоянно стремится познать секреты этикета, пытается всегда и везде быть честным и справедливым, аккуратным и опрятным, вежливым и обходительным, добрым и отзывчивым, терпимым к обычаям других народностей и физическим недостаткам окружающих его людей.

- Кого же можно назвать воспитанным человеком? (Ответы учащихся).


III. Беседа «Я – личность».


- Каждый человек обладает определенным характером, имеет свои привычки, интересы. Давайте рассмотрим схему.


Я - личность






Внутренний мир

отношение к окружающим

потребности

настроение

интересы

характер

Внешний мир










- Что отображает данная схема? (Ответы учащихся).

- А что-то у нас должно быть общее? (Отношение к окружающим – мы должны все быть добрыми, внимательными, т.е. выполнять правила этикета.)

- О том, какие правила поведения приняты в наши дни, мы обсудим попозже. А сейчас давайте попробуем разобраться в некоторых непростых ситуациях.


IV. Обсуждение ситуаций.


- У вас на столах лежат карточки с записанными в них жизненными историями. Прочитай­те их, проанализируйте поведение ребят и дайте им свою оценку.

Ситуация 1.

  На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. Бежит Ира: «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все дви­нулись в путь. Тут из-за угла появился Володя: «Ну, что - собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали», - закричали ребя­та. Володя ответил: «Видик смотрел». «Ты разве не знаешь, что опаздывать некраси­во?» - «Знаю, но так уж получилось» (Идет беседа в группах. Ребята дают оценку поступкам Иры и Володи. Кто из них проявил большую воспитанность?)

- Существует правило «5 ми­нут». Не стоит приходить на встречу очень рано - вы теряете свое время. Но и не опаздывай - цени время других. Людей, вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

Ситуация 2.

Бабушка входит в трамвай. Увидев ее, поднимается девочка.

- Садитесь, пожалуйста!

- Ну что ты... Спасибо... Не надо.

- Садитесь, садитесь. Я всегда пожи­лым место уступаю.

(Обсуждается вопрос: все ли правильно было в поведении этой девочки?)

- Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, одна из них - тактичность. На этом примере вид­но, что вежливость и тактичность - не одно и то же. 


V. Физкультминутка.

VI. Беседа «Каким должен быть воспитанный человек?»


- Теперь, когда мы обменялись мнениями, подведем итог: Какими основными правилами должен следовать воспитанный человек?

  • Быть точным и аккуратным;

  • не срывать зло на окружающих;

  • не перебивать собеседника;

  • не повышать голоса;

  • в гостях вести себя прилично;

  • не забывать благодарить и т. д.

- Как назвать человека, который соблюдает эти правила? (Воспитанный).

- Какие черты характера мешают быть воспитанным человеком?


VII. Игра «Берем – не берем»


- А теперь немного поиграем. Игра называется «Берем – не берем». Я называю вам черты характера, а вы с помощью сигнальных карточек показываете, будете или нет «брать» эту черту характера себе. Зеленый цвет – берем, красный – не берем.

  • Аккуратность;

  • безразличие, благодарность;

  • воспитанность, вежливость, ворчливость;

  • грубость;

  • жадность;

  • злость;

  • скромность, сопереживание;

  • ум;

  • тактичность;

  • щедрость;

  • ябедничество.


VIII. Творческое задание.

- Ребята у вас на столах лежит лист, на котором я предлагаю нарисовать свой знак, как вы относитесь к окружающим вас людям.

IX. Обсуждение работ учащихся.


X. Рефлексия.


- Ребята, кто принимал участие в беседе, считает, что то, о чем мы говорили важно и будет в дальнейшем работать над собой, на лучи моего солнышка выставляет кружочки:

красный: я считаю себя воспитанным, приношу людям радость;

зеленый: я стараюсь приносить людям радость, но мне надо быть лучше.


XI. Итог.


- О чем мы сегодня вели разговор?

- Что значит быть воспитанным? Какими качествами должен обладать воспитанный человек?

- От кого зависит поведение человека?

- Каждый ваш поступок отражается на других людях, не забывайте, что рядом с вами человек. Перед вами правила, которые сегодня мы обсуждали. Не забывайте их выполнять! Прочитайте последнее правило! (Не забывайте благодарить!) Поэтому я вас тоже благодарю за активную работу на занятии!


Источники.

1) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997.

2) www.nsportal.ru

3) www.festival.1september.ru

4) www .pedsovet.su

5) www .ucheba.com

6) www .uroki.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!