Урок окружающего мира в 3 классе.
Учебник: А.А.Вахрушев «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100»)
Тема: «Почва - важнейшая часть экосистемы» (проблемно-диалогический урок)
Тип урока: открытие нового знания
Цели: Познакомить учащихся с понятием «почва», её свойствами и роли в экосистеме
Формирование УУД
личностные: оценивать жизненные ситуации и деятельность людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; преобразовывать информацию в разные формы;
коммуникативные: доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
предметные: приводить примеры живых организмов разных «профессий», устанавливать взаимосвязи между частями экологической системы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран, иллюстрации, опорные схемы.
Для опытов детей: почва, стакан с водой, ложка, салфетка.
Для учителя: держатель, спиртовка, стекло, блюдце с землёй, образцы почвы, прозрачный стакан
Методы обучения: исследовательский, наглядный, практический, проблемный, словесный.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем исследовать, открывать новые знания вместе. Пожелаем друг другу успеха.
II. Актуализация знаний
- Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте вспомним те знания, которые нам сегодня пригодятся.
1. Индивидуальные задания у доски: Попробуйте узнать часть экосистемы по группе ключевых слов, чтобы выстроить общую схему. (6 листов с группами слов, карточки с понятиями: экосистема, воздух, вода, солнце, производители, потребители, разрушители, атмосфера, гидросфера, биосфера, органические вещества (3), неорганические (минеральные) вещества, кислород (2), углекислый газ (2), почва)
- Дыхание, прозрачность, газ. (воздух)
- Течение, прозрачность, жидкость. (вода)
- Свет, тепло, энергия. (солнце)
- Углекислый газ, кислород, рост. (производители)
- Минеральные вещества, питание, остатки организмов. (разрушители)
- Движение, питание, рост. (потребители)
(в ходе данной работы на магнитной доске дети постепенно создают таблицу экологической системы)
2. Фронтальная работа Экран: Определите верные высказывания.
А) Экосистема – это «живая» природа.
Экосистема – это содружество «живой» и «неживой» природы.
Б) Организмы в экосистеме выполняют две роли: «производители» и «потребители».
Любой экосистеме необходима работа «производителей», «потребителей» и «разрушителей».
В) В разных экосистемах есть свои ненужные элементы.
В экосистеме всё, что производится, всё используется её обитателями.
- Обобщим наши знания. Воздух, вода, солнце, производители, потребители, разрушители. Как можно назвать это одним словом? (экосистема)
- Что же такое - экосистема? Экран (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)
III. Создание проблемной ситуации, определение темы и цели урока
- Перед нами представители живой и неживой природы. Вспомните, как называются живая оболочка Земли. (Биосфера) Какие представители к ней относятся? (Биосфера – растения и животные (производители, потребители, разрушители) Названия каких оболочек Земли вам известны? Что к ним отнесёте? Атмосфера – воздух, гидросфера – вода, литосфера – каменная оболочка (полезные ископаемые, почва), Солнце – звезда, не относится к оболочкам Земли. (Дети с карточками-словами распределяются по названиям оболочек Земли)
- Чего же не хватало для жизни экосистемы? (Почвы)
- Составим схему на доске, используя карточки со словами и стрелки. Расскажите, как поддерживается круговорот веществ.(Разрушители получают органические вещества, перерабатывают остатки отмерших растений и животных, отдают растениям неорганические минеральные вещества. Растения-производители отдают потребителям и разрушителям органические вещества и кислород, получает от них углекислый газ)
воздух Экосистема солнце
потребители
п очва вода
производители разрушители
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Почва – часть экосистемы)
IV. Построение проекта решения проблемной ситуации.
- Попробуйте доказать, что это верно. Зачем нужна почва? (В ней укрепляется корневая система растений. Почва даёт питание растениям. Почва – дом для живых организмов)
- Что же такое почва? (Верхний слой земли) Проверьте своё предположение по толковому словарю стр. 140. Как понимаете значение слова «плодородный»? (Плоды родятся у растений благодаря почве, урожай). Из определения вы узнали, как образуется почва? Объясните. (Литосфера разрушается благодаря воздействию воды и ветра. Преобразовывается живыми организмами. Разрушители перерабатывают остатки отмерший организмов)
- Как вы думаете, из чего состоит почва? (Песок, глина, остатки отмерший организмов, … (Предположения детей появляются на доске)
- Как это доказать? (Рассмотреть, исследовать, провести опыт)
- Предлагаю вам выполнить несколько опытов, т.к. именно они помогают человеку раскрыть тайны природы. Полученную информацию будем фиксировать на доске в виде схемы «Состав почвы». ( на доске «Состав почвы»)
V. Реализация построенного проекта (практическая работа в парах)
Опыт №1. (проводят дети) Возьмите стакан с водой. Добавьте туда горсточку почвы. Что заметили? Что поднимается вверх?
Делаем выводы: В почве есть воздух.
Опыт №2 .(проводят дети) Размешай стеклянной палочкой. Подожди немного и посмотри на поверхность воды. Что вы наблюдаете?
Делаем выводы: В почве есть остатки листьев, палочек, отмерших живых организмов.
Опыт №3.(проводят дети) Рассмотрите осадок на дне стаканов. Что видите на стенках? Какая стала вода? (мутная)
Делаем выводы: В почве есть песок и глина..
- Откуда в почве песок и глина? (Результат разрушения горных пород)
Экран (пласт земли в разрезе).
- Посмотрите на пласт земли в разрезе. Как располагаются слои? Почему? (Глина – не пропускает воду; песок - пропускает воду, делает почву рыхлой; почва)
Опыт №4.(проводят дети) Сверху прижмите почву салфеткой. Что вы наблюдаете? Салфетка сырая.
Делаем выводы: В почве есть вода.
Опыт №5.(проводит учитель) Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва. Взять несколько капель воды из стакана. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло. Подержать блюдце (стекло) над огнем. Что вы наблюдаете?
Делаем вывод: В почве есть минеральные соли
Опыт №6 .(проводит учитель) Нагреваем почву. Что вы чувствуете и наблюдаете? Дым, запах.
Делаем вывод: В почве есть перегной. Какой корень в слове перегной? Объясните значение слова (Гниёт, разрушается)
То, что мы сейчас увидели и почувствовали в последнем опыте – это один из самых главных составляющих элементов почвы. И в нашем кластере он уже отмечен. Как вы думаете, что это? (Заслушиваются предположения детей) Проверьте себя, прочитав текст учебника на стр.45 1 и 2 абзац. Какое научное название имеет эта важнейшая составная часть почвы? (перегной). Какое второе название, синоним? (Гумус) Итак, во время наших экспериментов мы должны были убедиться, что почва – это действительно чудесная кладовая. Так ли это? В ней имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой, глина, чтобы задерживать воду в нижнем слое земли, а самое главное, что в почве есть перегной. - Какую роль играет перегной в почве? – Именно он делает почву – плодородной.
перегной
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Итак, мы выяснили состав почвы. Назовите, из чего она состоит.
- Какое главное свойство почвы? (Плодородие. Перегной делает почву более плодородной)
- Перед вами два образца почвы. Подумайте, какой из двух образцов можно назвать плодородной. Объясните свой выбор. (1 – почва и песок, 2- почва, песок, перегной). Первый образец более светлый – много песка. Второй образец имеет тёмный цвет. Можно предположить, что в нём больше перегноя.
- Как называются самые плодородные почвы? (Чернозём). Объясните название? (Чёрная земля)
- Подумайте: какой частью экосистемы она является: живой или неживой? (Неживая – воздух, вода, минеральные соли, песок, глина, остатки отмерших организмов, перегной. Живая – разрушители, животные, корневая система производителей)
- Какую роль почва играет в экосистеме? (В почве живёт множество разрушителей, которые перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям; почва является местом обитания многих животных)
VII. Самостоятельное применение знаний.
- Каждый из вас может проверить себя, ответив на вопросы кроссворда «Состав почвы».
1.Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие. (Перегной)
2. Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем. (Песок)
4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Разрушители)
7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)
- Какое ключевое слово получилось? (Плодородие)
Взаимопроверка. Экран. Оценка: «5»- без ошибок, «4» – 1 ошибка, «3» – 2 ошибки.
VIII. Творческая работа.
- Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву? (Даёт пищу растениям. Дом для живых организмов. Часть экосистемы)
- Интересный факт: один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5–6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. По чьей же вине может быстро разрушиться почва? (Человек, природа)
- Групповая работа. На ваших столах лежат лист с тексом. Прочитайте его и запишите, какие у почвы есть друзья и враги.
Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер. Почва многого “боится”. Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.
Друг – разрушители (перерабатывают остатки отмерших организмов – дают минеральные соли, дождевой червь – рыхлит, обогащает воздухом), лесополосы, человек (если вносит нужные удобрения, проводит снегозадержание,…)
Враг – человек (использует ядохимикаты, неправильно распахивает, вырубает деревья, благодаря чему образуются овраги), дождь (размывает), ветер (выдувает верхний плодородный слой)
- В зависимости от поведения, человек может быть как другом природы, так и врагом. А жизнь человека зависит от состояния почвы? Каждый из нас должен помнить, что от нашего с вами действия или бездействия зависит жизнь экосистемы.
IX. Домашнее задание
- Дома вы закрепите полученный материал с помощью таблиц, с опорой на материал учебника, ответите на вопросы стр. 44-45, у вас будет возможность нарисовать эскиз плаката и лозунг, призывающий людей бережно относиться к почве – в тетради стр. 21-22.
X. Рефлексия
- Сегодня вы были настоящими исследователями. Надеюсь, что многое узнали. Посмотрите на начала фраз и сформулируйте ответ на вопрос «Почва – важнейшая часть экосистемы?»
Что такое …
Состоит из …
Главное свойство …
Охрана …
-.
Состав почвы.
1.Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие.
2. Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду.
3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем.
4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений.
5. Вещество, помогающее корням растений дышать.
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.
7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов.