I. Пояснительная записка
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
III. Содержание учебного предмета
2-й класс 170 ч (5 часов в неделю)
Слово (введение). (6 ч) Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
Предложение. (12ч) Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (12) Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово (продолжение). (115ч )
1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении. Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.
2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок, ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.
4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами: буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ; обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах; ь и ъ разделительные; буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов); проверяемые буквы согласных на конце слова.
Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Повторение. (25 ч ) Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях: обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов); развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний); развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой); обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
VI. Тематическое планирование по предмету «русский язык»
№ п/п | Русский язык | Русский язык, 2 , 2016-2017 уч. год | |
| Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
| Слово | Инструктаж по ТБ. Знакомство с новым учебником. | 1 |
| | Что мы знаем о слове? | 1 |
| | Что мы знаем о слове? . | 1 |
| | Как устроен наш язык? | 1 |
| | «Опасные» места в словах русского языка. | 1 |
| | «Опасные» места в словах русского языка. Обобщение по разделу 1. Проверочное списывание. | 1 |
| Предложение | Признаки предложения. | 1 |
| | Составление предложений по схемам. | 1 |
| | Признаки предложения. Оформление предложений на письме. | 1 |
| | Развитие умения правильно списывать предложения и соотносить их со схемой. | 1 |
| | Конструирование предложений | 2 |
| | Знаки препинания в конце предложений.. | 1 |
| | Знаки препинания в конце предложений. Чтение предложений с различной интонацией. | 1 |
| | Что мы знаем о предложении?. | 1 |
| | Что мы знаем о предложении? (обобщение). | 1 |
| | Проверка знаний и умений. Проверочная работа №1. | 1 |
| | "Пишу правильно" (работа над ошибками) | 1 |
| | Признаки текста.. | 1 |
| | Признаки текста. | 1 |
| | Роль заглавия в тексте. | 1 |
| | Связь заглавия с главной мыслью | 1 |
| | Заглавие текста. Основные признаки текста. | 1 |
| | Восстановление деформированного текста | 1 |
| | Работа над ошибками | 1 |
| | Конструирование текстов. | 1 |
| | Конструирование текстов.. | 1 |
| | Конструирование текстов. . | 1 |
| | Признаки текста, его отличие от набора предложений | 1 |
| | Проверочная работа №2. Проверка знаний и умений | 1 |
| | Работа над ошибками.. | 1 |
| Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? | Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что? | 1 |
| | Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы. | 1 |
| | Объединение слов в тематические группы. | 1 |
| | Восстановление текста с пропущенными словами. Письмо по памяти. | 1 |
| | Работа над ошибками. Конструирование сочетаний слов и предложений со словами ,отвечающими на вопросы кто? и что? | 1 |
| | Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам. | 1 |
| | Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам | 1 |
| Слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? | Наблюдение над словами- признаками. Вопросы к словам- признакам | 1 |
| | Как связаны между собой слова- названия и слова- признаки. | 1 |
| | Развитие умения подбирать к словам предметам слова- признаки | 1 |
| | Связь слов- названий и слов- признаков. | 1 |
| | Развитие умения находить в предложении слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? | 1 |
| | Упражнения в подборе слов-признаков | 1 |
| | Слова которые отвечают на вопросы кто? что? какая? какие? какое? Проверочная работа №3. | 1 |
| | Работа над ошибками. | 1 |
| Слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. | 1 |
| | Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета | 1 |
| | Развитие умения ставить вопрос к словам, находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? | 1 |
| | Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения. | 1 |
| | Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения. | 1 |
| Связь слов в предложении | Диктант. Словарные слова. Как связаны слова в предложении. | 1 |
| | В предложении от слова к слову можно задать вопрос | 1 |
| | Обучающее изложение текста по вопросам. | 1 |
| | Работа над ошибками. | 1 |
| | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. | 1 |
| | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. | 1 |
| | Слова, которые отвечают на вопросы что делал? что делает? что сделал? Проверочная работа №4. | 1 |
| | Работа над ошибками... | 1 |
| Слова, к которым нельзя задать вопрос | Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. | 1 |
| | Сравнение слов- названий, слов- действий и слов- признаков со словами, которые выражают чувства. | 1 |
| | Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 |
| | Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. | 1 |
| | Работа над ошибками. | 1 |
| | Роль предлогов в предложении. | 1 |
| | Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов | 1 |
| | Слова, к которым нельзя задать вопрос. Проверочная работа №5. | 1 |
| | Работа над ошибками. | 1 |
| Части слова. Корень | Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. | 1 |
| | Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов. Административная контрольная работа. | 1 |
| | Упражнения в распознавании однокоренных слов. | 1 |
| Части слова. Суффикс | Наблюдение над ролью суффикса в слове. | 1 |
| | Развитие умения находить суффиксы в слове. Диктант . | 1 |
| | Обучающее изложение по обобщённым вопросам. | 1 |
| | Работа над ошибками. Проверочное списывание. | 1 |
| Части слова. Приставка | Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение при-ставки. | 1 |
| | Развитие умения образовывать слова с помощью приставки | 1 |
| | Значение приставок. Слитное написание приставок. Различение приставок и предлогов. | 1 |
| | Части слова. Корень. Суффикс. Приставка. Проверочная работа №6. | 1 |
| | Работа над ошибками. | 1 |
| Алфавит. Написание большой буквы в словах | Закрепление знания порядка букв русского алфавита. | 1 |
| | Развитие умения писать большую букву в фамилияхи именах людей . | 1 |
| | Развитие умения писать большую букву в отчествах людей. | 1 |
| | Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев. | 1 |
| | Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень. | 1 |
| | Большая буква в названиях рек и морей. | 1 |
| | Заглавная буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке. | 1 |
| | Почему одно и то же слово может быть написано и с большой и с маленькой буквы. | 1 |
| | Развитие речи. Сочинение по рисунку. | 1 |
| | Работа над ошибками. | 1 |
| | Заглавные буквы в именах собственных. Проверочный диктант №1 | 1 |
| | Работа над ошибками. «Пишу правильно» | 1 |
| | Упражнение в правописании имен собственных. | 1 |
| Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | Написание букв и, у, а после шипящих. | 1 |
| | Что такое орфограмма. Орфографическое правило. | 1 |
| | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ. | 1 |
| | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ. | 1 |
| | Наблюдение за написанием буквосочетаний ЧА-ЩА. | 1 |
| | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ЧА-ЩА. | 1 |
| | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ЧА-ЩА. | 1 |
| | Наблюдение за написанием буквосочетаний ЧУ-ЩУ. | 1 |
| | Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ. | 1 |
| | Упражнение в написании слов с буквами И, У, А после шипящих. | 1 |
| | Упражнение в написании слов с буквами И, У, А после шипящих | 1 |
| | Проверочный диктант №2 по теме «Право-писание буквосочетаний жи -ши, ча- ща, чу- щу». | 1 |
| | Работа над ошибками. | 1 |
| Правописание букв Ь и Ъ | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме. | 1 |
| | Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине. | 1 |
| | Развитие умения писать Ь для обозначения мягкости согласных в середине и на конце слова. | 1 |
| | Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь. | 1 |
| | Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН. | 1 |
| | Упражнение в написании слов с Ь, с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН. | 1 |
| | Звук И и его обозначение на письме. | 1 |
| | Разделительный Ь. Правописание слов с разделительным Ь. | 1 |
| | Развитие умения писать слова с разделительным Ь. | 1 |
| | Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме. | 1 |
| | Упражнения в написании слов с Ь | 1 |
| | Развитие умения писать слова с разделительным Ъ. | 2 |
| | Проверочный диктант №3 по теме «Правописание букв Ь и Ъ» | 1 |
| | Работа над ошибками. | 1 |
| Безударная гласная в корне | Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение. | 1 |
| | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными. | 1 |
| | Наблюдение над написанием и произношением гласных в ударных и безударных слогах. | 1 |
| | Наблюдение над написанием и произношением гласных в ударных и безударных слогах | 1 |
| | Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. | 1 |
| | Проверочный диктант №4 по теме «Безударные гласные в корне». | 1 |
| | Проверочная работа №7. Однокоренные слова. | 1 |
| | Работа над ошибками. | 1 |
| | Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова. | 1 |
| | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. | 1 |
| | Свободный диктант . | 1 |
| | Обобщение. | 1 |
| Правописание проверяемых согласных на конце слова | Оглушение звонких согласных на конце слова. | 1 |
| | Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». | 1 |
| | Правописание слов с изученной орфограммой. | 1 |
| | Правописание слов с изученной орфограммой. | 1 |
| | Упражнение в написании парной согласной на конце слова. | 1 |
| | Упражнение в написании парной согласной на конце слова. | 1 |
| | Изложение на основе зрительного восприятия текста. | 1 |
| | Работа над ошибками. | 1 |
| | Обобщение. | 1 |
| | Проверочный диктант№5 по теме «Упражнение в написании парной согласной на конце слова». | 1 |
| | Работа над ошибками.. | 1 |
| | Контрольное списывание. | 1 |
| Повторение | Повторение. Орфограммы. Работа над ошибками. | 1 |
| | Повторение. Слово. | 1 |
| | Повторение. Предложение. Текст. | 1 |
| | Свободный диктант. | 1 |
| | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
| | Повторение и классификация изученных орфограмм. | 1 |
| | Повторение и классификация изученных орфограмм. | 1 |
| | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста. | 1 |
| | Работа над ошибками. | 1 |
| | Повторение и классификация изученных орфограмм..... | 1 |
| | Итоговый контрольный диктант.. | 1 |
| | Работа над ошибками... | 1 |
| | Повторение. Слова к которым нельзя задать вопрос. | 1 |
| | Повторение. Состав слова.. | 1 |
| | Повторение. Состав слова | 1 |
| | Повторение. Состав слова. | 1 |
| | Повторение. Правописание имен собственных. | 1 |
| | Повторение. Правописание имен собственных | 1 |
| | Повторение. Правописание букв Ъ и Ь | 1 |
| | Повторение. Правописание букв Ъ и Ь. | 1 |
| | Повторение. Буквы безударных гласных в корне слова. | 1 |
| | Повторение. Буквы безударных гласных в корне слова. | 1 |
| | Повторение. Буквы безударных гласных в корне слова | 1 |
| | Заключительный урок. Игра «Звездный час». | 1 |
| | Заключительный урок. Игра «Звездный час» | 1 |