СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа русский язык 2 класс

Планирование составлено на основе программы Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы/[В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.] – М.: Просвещение, 2014.

 

Учебник: Канакина В.П. Русский язык.2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – (Школа России)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 2 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СШ №23» протокол №__ ________________Н.П.Старухина ____________М.П.Хуртина

от «___»___2016г. «_____»______________2016 г. «_____»_____________2016 г.

_________________ Л.В.Фомина

Рабочая программа

УМК «Школа России»

Наименование курса: русский язык

Класс: 2Б

Уровень общего образования: начальное общее образование

Учитель начальных классов: Старухина Наталья Петровна

Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: в неделю 5 часов

Планирование составлено на основе программы Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы/[В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.] – М.: Просвещение, 2014.


Учебник: Канакина В.П. Русский язык.2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – (Школа России)


Рабочую программу составила __________ Старухина Наталья Петровна

подпись

Содержание

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

2. Содержание учебного предмета

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы




























  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

•представления о своей этнической принадлежности;

•развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

•представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность);

•осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

•осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

•представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

•положительного отношения к языковой деятельности;

•заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

•понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы; •развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

•этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести); понимания чувств одноклассников, учителей;

•развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

•представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.


Метапредметные:


РЕГУЛЯТИВНЫЕ

•принимать и сохранять цель и учебную задачу;

•высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

•планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

•учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

•проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

•адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

•понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

•осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); •воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

•пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

•осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); •составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

•составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

•анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

•осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

•ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

•обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи);

•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.


КОММУНИКАТИВНЫЕ

•слушать собеседника и понимать речь других;

•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения);

•выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

•задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания; •признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

•формулировать собственное мнение и аргументировать его;

•работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.


Предметные:

•понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

•воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

•понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

•первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

•начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

•овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

•применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

•первоначальные умения проверять написанное;

•овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

•формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Развитие речи

Обучающийся научится:

•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

•строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

•(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

•пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

•различать устную и письменную речь;

•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

•читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

•составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

•составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.


Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

•определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

•понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

•определять ударный и безударные слоги в слове;

•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

•использовать знание алфавита при работе со словарями;

•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

•осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга; •применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.


Лексика

Обучающийся научится:

•осознавать слово как единство звучания и значения;

•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

•различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

•иметь представление о синонимах и антонимах;

•распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

•подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

•наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

•наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.


Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

•осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

•владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

•распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.


Морфология

Обучающийся научится:

•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

•находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

•находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

•находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

•находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

•подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

•различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

•выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

•использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

•пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.


Синтаксис

Обучающийся научится:

•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

•различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

•устанавливать связи слов между словами в предложении;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•восстанавливать деформированные предложения;

•составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять не- распространённые предложения второстепенными членами;

•находить предложения с обращениями.


Орфография и пунктуация

Обучающийся научится: а) применять изученные правила правописания:

•раздельное написание слов в предложении;

•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных; •разделительный мягкий знак (ь);

•знаки препинания конца предложения (. ? !);

•раздельное написание предлогов с именами существительными;

•раздельное написание частицы не с глаголами;

б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;

г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

•определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

•разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

•применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

•пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.



  1. Содержание учебного предмета


Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.)

Наша  речь (3 ч).

Язык и речь, их значение в жизни.  Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах  речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).  Особенности  устной, письменной и внутренней речи.

Текст (3 ч).

Текст.  Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение  её в плане.  Красная строка в тексте.

Предложение (15 ч).

Предложение как единица речи.  Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании  главных и второстепенных членов предложения.  Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

В результате работы по темам «Наша речь»,   «Текст», «Предложение» обучающийся научится:

  • сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;

  • различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;

  • правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;

  • правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;

  • составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;

  • составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;

  • списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;

  • письменно отвечать на вопросы к тексту;

  • писать под диктовку;

  • записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;

  • пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».

В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение»  обучающиеся учатся:

  • понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;

  • составлять предложения, различные по цели высказывания;

  • устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;

  • выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);

  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

  • выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;

  • устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком;

  • составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;

  • определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;

  • записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;

  • работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);

  • различать текст-пословицу и текст-загадку;

  • писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.

Слова, слова, слова…(22 ч)

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения  слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных  слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями  учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова.  Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании  корня в слове, подборе однокоренных  слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение.  Уточнение представлений  о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение  над разноместностью  и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

В результате работы по теме « Слова, слова, слова… » обучающийся научится:

  • подбирать группы родственных (однокоренных) слов;

  • выделять корень в однокоренных словах;

  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

  • распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;

  • использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);

  • применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

В процессе работы по теме «Слова, слова, слова» обучающиеся учатся:

  • различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;

  • распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;

  • использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».

Звуки и буквы (34 ч).

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи.  Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений  об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов  в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков?  Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв  в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов  и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной  в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой  и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

В результате работы по теме «Звуки и буквы» обучающийся научится:

  • слушать, анализировать звучащее слово;

  • выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;

  • подбирать слова с заданными первым и последним звуком;

  • выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;

  • понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;

  • понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;

  • понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;

  • использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;

  • анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;

  • различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;

  • выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;

  • обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» обучающиеся учатся:

  • слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);

  • чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;

  • соблюдать орфоэпические правила произношения слов;

  • использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (30 ч)

Основные  признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль  в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук  й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих  звуков буквами. Правописание  слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова.  Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне  однокоренных слов и форм одного  и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

В результате работы по теме «правописание буквосочетаний с шипящими звуками» обучающиеся научатся:

  • применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи- ши.

  • безошибочно писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу- щу; чк, чн, щн;

  • различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

В процессе работы по теме «Звуки и буквы» обучающиеся учатся:

  • слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);

  • чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;

  • соблюдать орфоэпические правила произношения слов;

  • использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.

Части речи (46 ч)

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и  вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании.  Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их  в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их  в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи  (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль  имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

В результате работы по теме «Части речи» обучающийся научится:

  • распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;

  • распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;

  • использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;

  • характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? Или на вопрос что?;

  • определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;

  • распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек);

  • распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл – Орёл, пушок – Пушок);

  • писать имена собственные по правилам;

  • характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?;

  • определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;

  • изменять имя прилагательное по числам;

  • выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);

  • устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);

  • различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;

  • различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус);

  • характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

  • устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;

  • определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;

  • изменять глаголы по числам;

  • писать предлоги отдельно от других слов.

В процессе работы по теме «Части речи» обучающиеся учатся:

  • различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать?  И глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?

  • изменять глаголы по вопросам что сделает? Что сделают? Что делает? Что делают?;

  • объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;

  • различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);

  • использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);

  • понимать значение предлогов в речи.

Повторение изученного за год (17 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки.

Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.












  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

сроки проведения


тема урока


количество часов

план

факт

НАША РЕЧЬ (3 Ч)

1

02.09.16


Знакомство с учебником.

Какая бывает речь?

1

2

05.09.16


Что можно узнать о человеке по его речи?

1

3

06.09.16


Как отличить диалог от монолога?

1

ТЕКСТ (3 Ч)

4

07.09.16


Что такое текст?

1

5

08.09.16


Что такое тема и главная мысль текста?

1

6

09.09.16


Части текста. Закрепление изученного.

1

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 Ч)

7

12.09.16


Что такое предложение?

1

8

13.09.16


Знаки препинания конца предложения.

1

9

14.09.16


Как из слов составить предложение?

1

10

15.09.16


Контрольный диктант № 1. Входной контроль

1

11

16.09.16


Главные члены предложения. Работа над ошибками.

1

12

19.09.16


Второстепенные члены предложения.

1

13

20.09.16


Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1

14

21.09.16


Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

1

15

22.09.16


Распространённые и нераспространённые предложения.

1

16

23.09.16


Связь слов в предложении.

1

17

26.09.16


Как установить связь слов в предложении?

1

18

27.09.16


Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень».

1

19

28.09.16


Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

20

29.09.16


Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение»

1

21

30.09.16


Работа над ошибками. Повторение изученного.

1

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…(22 Ч)

22

03.10.16


Что такое лексическое значение слова?

2

23

04.10.16


Что такое лексическое значение слова?

24

05.10.16


Что такое однозначные и многозначные слова? Словарный диктант

1

25

06.10.16


Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1

26

07.10.16


Что такое синонимы?

2

27



Что такое синонимы?

28



Что такое антонимы?

2

29



Что такое антонимы?

30



Закрепление изученного

1

31



Что такое родственные слова?

2

32



Что такое родственные слова?

33



Что такое корень слова?

1

34



Что такое однокоренные слова?

1

35



Какие бывают слоги?

1

36



Как определить ударный слог?

2

37



Как определить ударный слог?

38



Как переносить слова с одной строки на другую?

2

39



Как переносить слова с одной строки на другую?

40



Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок.

1

41



Работа над ошибками. Упражнения в переносе слов.

1

42



Контрольный диктант № 3 по теме «Слова»

1

43



Работа над ошибками. Закрепление изученного

1

ЗВУКИ И БУКВЫ (34 Ч)

44



Как различать звуки и буквы?

1

45



Как мы используем алфавит?

2

46



Как мы используем алфавит?

47



Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1

48



Как определить гласные звуки?

2

49



Как определить гласные звуки?

50



Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.


3

51



Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.


52



Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Словарный диктант

53



Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.


4

54



Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

55



Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

56



Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

57



Контрольный диктант № 4 по теме «Безударная гласная в корне слова»

1

58



Работа над ошибками. Закрепление изученного

1

59



Развитие речи. Обучающее сочинение.

1

60



Работа над ошибками Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

61



Как определить согласные звуки?

1

62



Согласный звук [Й] и буква И краткое.

2

63



Согласный звук [Й] и буква И краткое.

64



Слова с удвоенными согласными.

1

65



Развитие речи. Обучающее сочинение

1

66



Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными.

1

67



Наши проекты. И в шутку и в серьёз.

1

68



Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

2

69



Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

70



Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

1

71



Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

2

72



Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

73



Упражнения в написании слов с мягким знаком в конце и середине слова перед другими согласными. Словарный диктант

1

74



Наши проекты. Пишем письмо.

1

75



Контрольный диктант № 5 по теме «Согласные звуки»

1

76



Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

77



Обобщающий урок.

1

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (30 Ч)

78



Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1

79



Развитие речи. Обучающее изложение.

1

80



Работа над ошибками. Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».

1

81



Закрепление знаний по теме «Твёрдые и мягкие согласные»

1

82



Наши проекты. Рифма.

1

83



Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

2

84



Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

85



Упражнения в написании слов с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1

86



Как отличить звонкие согласные от глухих?

2

87



Как отличить звонкие согласные от глухих?

88



Проверка парных согласных в корне слова.

3

89



Проверка парных согласных в корне слова.

90



Проверка парных согласных в корне слова.

91



Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

2

92



Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

93



Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

1

94



Работа над ошибками. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

95



Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

96



Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Словарный диктант

1

97



Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

98



Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов»

1

99



Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1

100



Правописание слов с разделительным мягким знаком.

3

101



Правописание слов с разделительным мягким знаком.

102



Правописание слов с разделительным мягким знаком.

103



Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

1

104



Контрольное списывание.

1

105



Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком.

1

106



Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы»

1

107



Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1

ЧАСТИ РЕЧИ (46 Ч)

108



Что такое части речи?

2

109



Что такое части речи?

110



Что такое имя существительное?

1

111



Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

112



Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

1

113



Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Словарный диктант

1

114



Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

1

115



Заглавная буква в написаниях кличек животных.

1

116



Заглавная буква в географических названиях.

1

117



Развитие речи. Обучающее изложение.

1

118



Работа над ошибками. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

1

119



Закрепление изученного.

1

120



Единственное и множественное число имён существительных.

2

121



Единственное и множественное число имён существительных.

122



Развитие речи. Обучающее изложение.

1

123



Работа над ошибками.

1

124



Упражнения в написании имен существительных единственного и множественного числа.

1

125



Контрольный диктант № 7 по теме «Имена существительные»

1

126



Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме «Имя существительное»

1

127



Что такое глагол?

3

128



Что такое глагол?

129



Что такое глагол?

130



Единственное и множественное число глаголов.

2

131



Единственное и множественное число глаголов.

132



Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

133



Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

1

134



Что такое текст-повествование? Словарный диктант

1

135



Что такое имя прилагательное?

1

136



Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

137



Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1

138



Единственное и множественное число имён прилагательных.

1

139



Что такое текст – описание?

1

140



Контрольный диктант № 8 по теме «Части речи»

1

141



Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме «Части речи».

1

142



Общее понятие о предлоге.

1

143



Раздельное написание предлогов со словами.

1

144



Восстановление предложений.

1

145



Раздельное написание предлогов со словами.

2

146



Раздельное написание предлогов со словами.

147



Закрепление изученного.

1

148



Что такое местоимение?

2

149



Что такое местоимение?

150



Что такое текст – рассуждение?

1

151



Упражнения в написании местоимений в предложениях.

1

152



Контрольный диктант № 9 по теме «Правописание предлогов».

1

153



Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

ПОВТОРЕНИЕ (17 Ч)

154



Повторение по теме «Текст».

1

155



Развитие речи. Сочинение по картине.

1

156



Работа над ошибками. Повторение по теме «Предложение».

1

157



Повторение по теме «Предложение». Словарный диктант

1

158



Повторение по теме «Слово и его значение».

1

159



Повторение по теме «Части речи».

2

160



Повторение по теме «Части речи».

161



Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

162



Повторение по теме «Правила правописания».

1

163



Контрольное списывание.

1

164



Контрольный диктант № 10 по итогам года

1

165



Повторение и закрепление изученного материала.

5

166



Повторение и закрепление изученного материала.

167



Повторение и закрепление изученного материала.

168



Повторение и закрепление изученного материала.

169



Повторение и закрепление изученного материала.

170



Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей