Проблемно-поисковые задания по русскому языку на уроках по изучению морфологии и синтаксиса в школе
На современном этапе развития методической науки широкое распространение получило исследовательское обучение, главной целью которого является формирование у школьника готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Такой особый подход в обучении, связанный с исследовательским поведением учащихся, основан на поиске и приобретении ими новой информации в условиях поисковой активности для разрешения нетипичной (проблемной) ситуации.
Исследовательская деятельность школьников положена в основу большинства новых педагогических технологий, где в качестве преобладающего метода выступает проблемно-поисковый – «гейристический», как называл его Ф.И.Буслаев. В первом специальном методическом руководстве «О преподавании отечественного языка» изложена целостная система взглядов Ф.И.Буслаева на преподавание русского языка. Учёный пишет о задачах умственного развития учащихся на уроках словесности, о воспитании «судительной» силы. По словам Ф.И.Буслаева, познавательная деятельность учащихся должна опираться на познавательный опыт человечества: «… самой природой указывается путь преподаванию; как у всех народов теория словесности составлялась вследствие изучения образцов, так и каждый ученик должен вступить в теорию через самостоятельное чтение». Внимательное отношение к слову в тексте и познание языковых единиц, считает учёный, способствует развитию познавательной деятельности и выработке чувства языка у школьников.
По Ф.И.Буслаеву, чтение, грамматика и правописание должны преподаваться в комплексе, а в ходе этого процесса – анализироваться лексика, вводиться сведения по стилистике, этимологии, культуре речи, деловому письму. Изучение законов функционирования и развития языка, обеспечивающее сознательное употребление грамматических форм и орфографических правил предусматривалось на заключительном этапе, в связи с чем главная роль на уроках словесности отводилась чтению лучших образцов отечественной и зарубежной литературы.
Работа с художественным текстом на уроке русского языка в современной школе – также приоритетное направление в обучении предмету. В процессе анализа фрагмента прозаического или поэтического текста учащиеся осуществляют самостоятельную учебно-поисковую деятельность, направленную на решение познавательных задач, что обеспечивает более эффективное усвоение нового материала и способствует формированию познавательного интереса школьников.
Так, например, при изучении морфологии в 5-7-х и синтаксиса в 8-9-х классах школьникам можно предложить тексты – фрагменты известных произведений Ю.М. Нагибина «Зимний дуб» и Н.М. Верзилина «По следам Робинзона». Дополнительные вопросы и задания к текстам помогут учителю организовать на уроке активную исследовательскую деятельность школьников.
Текст 1
Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.
– Так вот он, зимний дуб!
(По Ю. Нагибину)
Орфография: проверяемые, непроверяемые гласные в корнях слов; приставки на —з, -с; разделительный ь; суффиксы существительных и прилагательных; -тся –ться в глаголах.
Пунктуация: однородные члены предложения; обособления; прямая речь; сложные предложения.
Вопросы и задания к тексту:
Прочитайте. Из какого произведения взят этот фрагмент? Вспомните его название. Что вы знаете о писателе Ю.М. Нагибине?
Докажите, что это текст. Определите тип и стиль текста. Озаглавьте текст.
Как вы понимаете выражения в белых, сверкающих одеждах; величественный, как собор; почтительно расступились; старшему собрату; шатром раскинулись над поляной; глубокие морщины коры; в три обхвата ствол, казался прошитым серебряными нитями; листьями в снежных чехольчиках?
С какой целью писатель автор их использует? Попробуйте заменить эти выражения синонимичными. Сделайте вывод.
Спишите. Графически обозначьте условия выбора орфограмм и пунктограмм (по указанию учителя или самостоятельно).
Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
Почему в последнем предложении дуб называют зимним? Как вы понимаете выражение зимний дуб?
Упражнение. Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Тр_пинка обогнула куст бояр_шника и лес сразу раздался в стороны (по)среди поляны в белых св_ркающих одеждах огромный и величествен_ый как с_бор стоял дуб. К_залось дерев_я поч_тительно рас_тупились чтобы дать старшему собрату развернут_ся (во)всей силе. Его нижние ветви шатром ра_кинулись над поляной. Снег набился в глубокие м_рщины коры и толстый в три обхвата ствол к_зался прош_тым серебрян_ыми нитями. Листва усохнув по осени поч_ти (не)обл_тела дуб до самой в_ршины был покрыт лист_ями в снежных ч_хольч_ках.
– Так вот он зимний дуб.
Текст 2
Дубы бывают летние, зимние и вечнозелёные. У летнего рано распускаются красноватые листья и осенью опадают. У зимнего дуба листья с длинными черешками появляются поздно, но осенью не опадают, а засохшие держатся на ветках всю зиму. У дуба, растущего во Франции, Испании, Италии и у нас на Кавказе, зелёные листья не сохнут и не опадают. Это пробковый дуб. Каждые десять лет с него снимают слой пробковой коры в 3 сантиметра толщиной. Пробка идет на изоляцию, изготовление спасательных кругов, шлемов, подошв. Из пробковых отбросов получают бензол, нафталин, светильный газ.
Древесина дуба особенно прочна, и дубовые брёвна, попав в воду, не гниют, а становятся чёрными и ещё более крепкими. Чёрный дуб особенно ценится в столярных работах.
Дубильные вещества, ропитывающие древесину, предотвращают гниение, поэтому из дуба делают бочки и паркет.
Особенный интерес представляют жёлуди. В лесу желудями кормятся белки, делающие из них запасы на зиму. По дороге они теряют жёлуди и иногда забывают о своих складах, способствуя этим распространению семян дуба.
(По Н. Верзилину)
Орфография: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные в корнях слов; гласные после шипящих в корнях слов; непроизносимые согласные в корнях слов; приставки на —з, -с; разделительный ь; имена собственные; существительные на —ия; суффиксы прилагательных и причастий; -тся – тьсяв глаголах; н и нн в прилагательных и наречиях; сложные слова; не с глаголами.
Пунктуация: однородные члены предложения; обособления; простые и сложные предложения.
Вопросы и задания к тексту:
Прочитайте. Из какого произведения взят этот фрагмент? Знакомо ли вам имя писателя?
Докажите, что это текст. Определите тип и стиль текста. Озаглавьте его.
Объясните значение слов и выражений (вечно)з_лёные, листья с длинными черешками, в столярных работах, дубильные вещества. Расставьте в словах ударение. Сделайте вывод о постановке ударения в слове (вечно)з_лёные.
Составьте словарик из непроверяемых написаний, встречающихся в тексте.
Подберите синонимы к слову красноватый. Каким словарём можно воспользоваться для выполнения этого задания?
Являются ли синонимами слова дерево и древесина. Аргументируйте свой ответ.
Заполните таблицу примерами из текста:
Орфограмма «Гласные в корнях слов» |
Проверяемые | Непроверяемые | Чередующиеся |
| | |
Просклоняйте имена собственные, имеющиеся в тексте. Какова особенность склонения этих существительных? Есть ли в тексте другие слова, изменяющиеся по этому же правилу? Приведите пример.
Сделайте фонетический разбор слов пробковый, поздно и отбросы. Какие фонетические процессы отражены в этих словах?
Разберите по составу слово распространению. Как вы рассуждали?
Выполните морфологический разбор слова семян. Что вы можете сказать об особенностях склонения этого слова?
Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения и составьте его схему. Сколько в предложении грамматических основ и чем они выражены?
Упражнение. Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Дубы бывают летние зимние и (вечно)з_лёные. У летнего рано ра_пускают_ся красн_ватые лист_я и осен_ю оп_дают. У зимнего дуба лист_я с длин_ыми чере_ками появляются поз_но но осен_ю (не)опадают а засохшие держат_ся на ветках всю зиму. У дуба р_стущего во Франци_ Испани_ Итали_ и у нас на Кавказ_ зелёные лист_я (не)сохнут и (не) оп_дают. Это про_ковый дуб. Каждые десять лет с него сн_мают слой про_ковой коры в 3 сантиметра толщ_ной. Про_ка идет на изоляц_ю изг_товление сп_сательных кругов шлемов подошв. Из про_ковых о_бросов получают б_нзол н_фталин св_тильный газ.
Др_весина дуба особен_о проч_на и дубовые брёвна попав в воду (не)гниют а становят_ся ч_рными и ещ_ более крепкими. Ч_рный дуб особен_о ценит_ся в ст_лярных работах.
Дубильные в_щества пропит_вающие др_весину предотвр_щают гниение (по)этому из дуба делают боч_ки и п_ркет.
Особен_ый интерес предст_вляют ж_луди. В лесу ж_лудями кормят_ся белки делающие из них запасы на зиму. По дороге они теряют ж_луди и иногда забывают о своих складах сп_собствуя этим ра_простр_нению семян дуба.
Закончить работу можно сравнительным анализом обоих текстов, предложив учащимся ответить ещё раз на вопрос о том, что такое зимний дуб.
В качестве домашнего задания учащимся предлагаются следующие вопросы и задания (по выбору учителя):
Прочитайте самостоятельно книгу Н.М.Верзилина «По следам Робинзона». Подготовьте устное сообщение о прочитанном.
Какие стихотворения известных поэтов о дубе вы знаете? Подготовьтесь к выразительному чтению/чтению наизусть одного из них.
Составьте небольшой рассказ на тему «Зимний дуб».
Нарисуйте зимний дуб.
Подготовьтесь к устному сочинению по картине Владимира Маркова «Зимний дуб».