МКОУ «Щучинская СОШ»
Эртильского муниципального района Воронежской области
Технология
проблемного - диалогического обучения
на уроках в начальной школе как инструмент реализации ФГОС НОО.
Пономарёва Вера Ивановна,
учитель начальных классов, ВКК
Портрет выпускника начальной школы
Любознательный,
активно познающий
окружающий мир
Готовый самостоятельно
действовать и отвечать
за свои поступки
Владеющий основами
умения учиться
Любящий свой край
и свою Родину
Уважающий и принимающий
ценности семьи и общества
Выполняющий правила
здорового и безопасного
образа жизни
Доброжелательный, умеющий слышать и слушать
собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать
своё мнение
Теоретические аспекты проблемного обучения
«Окружающий мир является объектом познания учеников, имеет системную организацию.»
разработал положение о роли проблемных ситуаций
Матюшкин А.Н.
«Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал».
«… знания в значительной части не передаются в готовом виде учащимся, а приобретаются ими в процессе самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации.»
Современный подход к организации
проблемно-диалогического обучения
«Постепенно уходит в прошлое традиционная школа-школа объяснения знаний. Всё активнее набирает силу школа нового исторического типа—школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение».
Мельникова Е.Л
Актуальность
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
Из исследований психологов известно, что обучающиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают; - 20% от того, что они слышат; - 30% от того, что они видят; - 40% от того, что они видят и слышат; - 60% от того, что они обсуждают с другими; - 80% от того, что обнаруживают самостоятельно и формулируют проблему; - 90 % от того, что они самостоятельно обнаруживают и преодолевают трудности
Теоретические основы
проблемного обучения (по Мельниковой Е. Л.)
Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний.
Технология проблемного диалога -
это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.
Проблемно - диалогический урок - это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем
Технология проблемного диалога результативна. Она обеспечивает качественное усвоение материала.
Проблемная ситуация и учебная проблема
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.
-Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
-Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.
-Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.
Основные методы
1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.
2.Подводящий к теме диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.
3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий
от проблемной ситуации диалог
Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и помогают развивать творческие способности школьников.
Урок окружающего мира в 1-ом классе по теме: «На что похожа наша планета?»
- Внимательно рассмотрите в учебнике рисунки 1 и 2 на стр. 48. (Рассматривают изображение Земли плоское и шарообразное).
- Что вас удивило? Что интересного заметили? ( На первом рисунке Земля похожа на тарелку, имеет плоскую форму. На втором рисунке Земля похожа на шар).
- Какой возникает вопрос? ( На что же похожа наша планета? )
Подводящий к теме диалог
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог задействует и, соответственно, развивает логическое мышление школьников.
Урок математики по теме: : «Литр».
У нас на пути камень на распутье 3-х дорог со словами: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём
- Разбейте слова на группы по смыслу и мы узнаем куда нам держать путь за новыми открытиями: влево, вправо или прямо. Влево положите слова, связанные между собой одной группы, вправо – слова, связанные между собой другой группы. Работаем в парах.
Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.2. Длина, сантиметр, линейка.
Сообщение темы
с мотивирующими приёмами
Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.) • Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся).
Из опыта работы Приём 1.
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
«Умножение на двузначное число» (4 класс).
Работа в группах. На доске записаны примеры 46* 5=, 4* 38=, 37*29=
Со всеми ли примерами вы справились? Почему третий пример вы не смогли решить?
Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)
Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы
30*20+7*9=663- ошибочная
37*20+37*9= 1.073– решающая
Как проверить , какой из двух способов верный?
Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)
Из опыта работы Приём 2.
Одновременное предъявление двух противоречивых фактов (3 класс)
Учащиеся выполняют задания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.
Что записано на доске? (Верно, это математическое выражение.) Найдите его значение.
18: 2 +4 - 3 =
Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?(0 , 6, 10,) Какие гипотезы вы можете предложить? Рассмотрим ваши предложения на истинность.
Какое действие выполняли первым? А вторым? Какие контраргументы вы можете назвать?
Определите тему урока – «Порядок действий в выражениях».
Из опыта работы Приём 3.
Подводящий к теме диалог.
Предлагается материал для сравнения (два столбика слов)
лисья разъезд
воробьи объявление
семья съезд
досье въехал
Что вы заметили? ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ)
Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки?
Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ?
Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.
Из опыта работы Приём 4.
Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»
Окружающий мир 4 класс.
Мы путешествуем по России. Догадайтесь, о каком природном объекте пойдёт речь?
Один на земле он такой, Дар божий в ладонях зарницы. С чистой кристальной водой. Раскинулся светлый (Байкал!)
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Оказывается такое озеро единственное на нашей планете)
Какой возникает вопрос? (Почему в этом озере кристально чистая вода?)
Какой уникальный природный объект нас ждёт сегодня?
(Это Байкал)
Проблемная ситуация «с затруднением»
1.Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
2 класс.
Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 5 кошек.
4+4+4+4+4=20
А сейчас решите эту задачу «На одно платье идёт 2 м ткани. Сколько ткани надо, чтобы сшить 240 платьев?» - практическое задание, невыполнимое второклассниками.
Из опыта работы Приём 5.
Основа противоречия:
характер усвоения новых знаний на уроке
Традиционный урок
Проблемно-диалогический урок
1. Обозначение проблемы детьми:
«С одной стороны…, но с другой…»,
«Что вас удивило?»,
«В чём затруднение?»,
«Что вы хотели бы узнать?»
«Сегодня мы будем изучать…»
2.Объяснение учителем
нового материала:
«Итак, слушаем меня внимательно…»
2. Выдвижение гипотез детьми и их
Проверка на истинность…
«Определите сами…»,
«Какие у вас есть аргументы?
А какие контраргументы?»
3.Закрепление
Изученного материала:
«Заучи правило… Перескажи текст..
Повтори…»
3.Создание продуктов учебной
деятельности
«Придумай продолжение…»
«Составь викторину..»
Проблемное обучение:
ступени познания
Этапы урока по технологии проблемного диалога
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2. Выдвижение версий решения проблемы.
3. Актуализация имеющихся знаний.
4. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Реализуем
продукты
своей
деятельности
Определяем
описание
своих
действий
Ведём поиск решения проблемы
Обозначаем
проблему
«Азбука» проблемного урока
ПС
?
А
Я
Мотивирующие
приёмы
Проблемная
ситуация
«Актуальность»
«Яркое пятно»
ПВД
ПР
ПБД
Подводящий
от проблемы диалог
Побуждающий
от проблемы диалог
Проблема
ПГ
Г
Продукты
знания
Творчество
Проверка
Знания
гипотезы
Гипотеза
Ступень 1.
Модель проблемного урока
Постановка проблемы
или
Модель проблемного урока
Ступень 2.
Поиск решения учебной проблемы
Лучший способ
обеспечить выдвижение и проверку гипотез
на уроке– это побуждающий диалог
Модель проблемного урока
Ступень 3.
Учащиеся сами открывают знания
или
Побуждающий диалог включает в работу каждого ученика. обеспечивает понимание нового материала , задействует всю его познавательную сферу.
Модель проблемного урока
Ступень 4.
Творческое применение знаний
Типы продуктивных заданий
Формулирование
Опорные сигналы
Образы
Творческое воспроизведение и применение изученного на уроке нового материала обеспечивается выходом продуктивных заданий.
Ступень 4.
Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает
- Самостоятельный поиск новой информации.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Овладение навыком решения задачи.
- Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
- Развитие личностных качеств.
- Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
- Решение проблемы психологического комфорта на уроках.